КОНСПЕКТ НОД ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Тема: «Фея Копеечка» 2021 г.
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Девяткова Елена Валентиновна

Образовательная деятельность направлена на формирование у детей подготовительной группы первых  предпосылок экономического мышления и финансовой грамотности, правильного восприятия денег и денежных отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

  Ханты-Мансийского района «Детский сад «Березка» п. Горноправдинск

КОНСПЕКТ НОД ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

              Тема: «Фея Копеечка»

      Автор: Е.В. Девяткова, воспитатель  первой категории

C:\Users\Elena\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20210219_103342.jpg

2021 г.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по финансовой грамотности

Тема: «Фея Копеечка»

(для детей подготовительной группы)

Цель: формирование у детей предпосылок экономического мышления и финансовой грамотности, правильного восприятия денег и денежных отношений.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять представления детей экономических понятий: деньги, бюджет семьи, семейный  доход, расход, экономика;

Выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас;

Систематизировать знания детей о разнообразии товаров и услуг;

Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы,активизировать словарь;

Подвести к пониманию того, что человеку нужно трудиться, экономно и бережно расходовать средства, для того, чтобы купить желаемую вещь;

Показать детям, что расходы бывают обязательные и не обязательные, научить детей определять значимость и важность товаров в жизни людей.

Развивающие:

Способствовать формированию коммуникативных способностей, социальных компетентностей;

Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;

Воспитательные:

Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость;

Предварительная работа: Чтение сказки «Фея Копеечка», сюжетно – ролевая игра «Супермаркет «Магнит», «Кафе «Мороженое», «Салон красоты «Ромашка», «Бутербродная».

Словарная работа: деньги, бюджет семьи, семейный  доход, расход, экономика.

Материал и оборудование: ЛЭПбук «Мир экономики»; монетка; схемы к игре, «Что можно купить за деньги» (на каждого ребенка);фломастеры;Интерактивная доска;интерактивные игры из раздела «Умная Сова»: «Бюджет семьи», «Товарный склад»;изображение Копеечки грустной и веселой, большой кошелек с монетками.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята! Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно.

Здравствуй правая рука (вытягиваем правую руку вперед),

Здравствуй левая рука, (вытягиваем левую руку вперед),

Здравствуй друг (дать правую руку соседу справа),

Здравствуй друг (дать левую руку соседу слева),

Здравствуй, здравствуй дружный круг (держимся за руки все вместе),

Мы стоим рука в руке,

Вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть, (приседаем),

Можем мы большими быть, (вырастаем на носочках),

Можем вместе мы дружить! (соединяемся в середине).

Воспитатель: Ребята! У каждого из нас есть свои мечты! Новая игрушка, модное платье или велосипед. Аможет быть, вы хотели бы завести домашнего питомца. Или вы мечтаете о путешествии в какой–нибудь город или страну?

Чтобы нашимечты сбылись,  нам поможет знакомая фея – Копеечка.  Она научит нас, как правильно обращаться с деньгами и познакомит  с полезной книгой «Мир Экономики»

Показ  и рассматривание ЛЭПбука «Мир Экономики»(обратить внимание на денежное дерево, кармашки с заданиями, на банкомат, карты)

Воспитатель: Но посмотрите, ребята, Копеечка сегодня грустная, заболела, пришла к нам за помощью. Как вы думаете, почему Копеечка заболела? Что мы знаем про Фею Копеечку? (ответы детей: Фея Копеечка путешествует по ладошкам и иногда попадает к не добрым  людям, которые не умеют правильно обращаться с деньгами, эти люди жадные, завистливые и думают только об обогащении любой ценой, могут взять чужое) Аэто, как мы знаем очень плохо. Когда Копеечка попадает к таким людям, то заболевает.

Чтобы не становится похожими на таких людей надо изучить правила  из Книги «Мир Экономики» и выполнить все задания. Тогда Фея Копеечка выздоровеет, и будет радовать нас своей улыбкой.

(Дети сидят на стульях)

Ребята! Скажите, что такое Экономика?(ответы детей)

ЭКОНОМИКА – это наука, с помощью которой люди  учатся правильно  распределять  деньги, товары, услуги  и удовлетворяют свои постоянно растущие потребности.

На какое слово похоже слово Экономика? (созвучно со словом ЭКОНОМИТЬ)Что можно экономить? Посмотрите в книге есть такое правило «Учимся экономить», показ ЛЭП бука(ответы детей: выключать свет, выключать воду, давать вещам вторую жизнь, делаем своими руками подарки, ходим пешком, сравниваем цены, покупаем там, где дешевле и качественнее).

Воспитатель: Чтобы помочь Копеечке выздороветь надо отгадать экономические загадки.

Ребята, внимание! Послушайте загадки:

В кошелек мы их кладем,             Очень вкусная витрина овощного..

С ними в магазин идем (деньги)            (магазина)

И врачу, и акробату                          Люди ходят на базар.

Выдают за труд  (зарплату)              там дешевле весь (товар)

Как ребёнка нет без мамы,            На товаре быть должна обязательна

Сбыта нету без (рекламы)                  (цена)

Ребята, обратите внимание, что все эти экономические  понятия: товар, цена, реклама, зарплата, магазин – связаны  ДЕНЬГАМИ.

Физминутка «Покупка туфель»

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеимируками одновременно)

Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью облевую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя напяточку топравую, то левую ножку).

(Дети сидят на стульях)

Ребята! Что нужно экономить, чтобы наши мечты сбылись? (ответы детей), правильно,ДЕНЬГИ. Что такое деньги? Что вы знаете про деньги? Какими бывают деньги? (ответы детей: бумажные, металлические, купюры, наличные и безналичные)ДЕНЬГИ – это предмет, который можно обменять на любые другие товары и услуги.

Ребята! Посмотрите Копеечка улыбается? (нет) Значит надо продолжить изучать правила из экономической книги.

Дети проходят к столам

Тогда предлагаю пройти к столам, и выполнить следующее задание, может быть тогда Копеечка  нам улыбнется.

Игра: «Что можно купить за деньги?» (на столах схемы с картинками: кошелек, радуга, эскимо, любовь, пальто, дружба, природа; простые карандаши)Задание: проведите стрелочки к предметам, которые продаются.

Воспитатель: Продолжаем изучать правила из книги «Мир экономики», и помогать Фее Копеечке вылечиться.

Воспитатель: Ребята, прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать БЮДЖЕТ семьи.А разобраться в том, что такое бюджет нам поможет «Умная Сова». Внимание, на экран!

Интерактивная игра: «Бюджет семьи»

БЮДЖЕТ – это общий «кошелек», в котором собраны все деньги семьи, т.е.  ДОХОД семьи. ДОХОД - это деньги, полученные в результате работы взрослых.

Не обойтись в семье без  РАСХОДОВ. Как вы думаете, что такое РАСХОД семьи? (ответы детей: это деньги, затраченные на оплату услуг и покупку товара  в магазине)

Воспитатель: Какие услуги надо оплачивать? (ответы детей: за свет, за воду, за телефон, интернет, за тепло в квартире, за детский сад, за квартиру).

 Как правильно потратить деньги? (нужно покупать только самое необходимое Н: без игрушки  прожить можно, а без воды и пищи не возможно; без сладостей прожить можно, а без лекарства бабушке никак не обойтись)

Дети проходят на коврик в круг

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть. Задание: монетку получаем на вопрос отвечаем.

Стоя в кругу с монеткой

Игра:«Доход - расход»:

Я начну читать сейчас.

Я начну, а вы кончайте

Хором мне вы отвечайте здесь:

доход или расход?

Папа получил зарплату - доход

Бабушка заболела - расход

Выиграл приз - доход

Потеряла кошелёк - расход

Продала бабушка пирожки - доход

Заплатили за квартиру - расход

Нашли монетку - доход

Купили куклу – расход

Дети присаживаются на стулья

Воспитатель: Продолжаем изучать правила из мира экономики, вместе с Умной Совой. Определиться, с тем, какие необходимые товары мы покупаем в магазине нам поможет «Умная Сова»

Интерактивная игра: «Товарный склад»

Молодцы! Справились с заданиями.

Сейчас у нас следующее задание, думаю тогда Копеечка точно поправится.

Заключительная часть НОД:

Игра: «Экономика»

  1. Для того чтобы пойти в магазин, что нужно взять с собой?  (Кошелек с деньгами)
  2. Как  сделать так, чтобы денег стало много? (экономить, копить, не тратить, беречь, не терять)
  3. Где взрослые получают деньги за свою работу? (в банке, банкомате)
  4. Чтобы заработать деньги надо…(трудиться, работать).
  5. Чтобы хранить деньгинужен…(кошелек, сберегательный банк, банкомат, сейф)
  6. Деньги можно накопить или …(потратить)
  7. Как называются деньги, которые люди получают за труд? (заработная плата)

Воспитатель: Итак, ребята, что нужно делать для того, чтобы  мечта о новом велосипеде, самокате, игрушке сбылась? (ответы детей: работать, экономить, копить и беречь деньги)

Смена  иллюстрации грустной Феи Копеечки на веселую

Воспитатель: Посмотрите ребята, наша Копеечка снова улыбается! А почему она улыбается?(ответы детей: мы помогли ей вылечиться, и она снова радует нас своей улыбкой) Ведь мы изучили все правила по ее экономической книге и многое узнали. А что мы узнали сегодня?

Дети:Узнали, что с деньгами нужно правильно обращаться, экономить, беречь. Не тратить их по пустякам. И еще надо иметь привычку копить деньги.

Воспитатель: Узнали, что в наше современное время без денег никак не обойтись, но есть такие ценности в жизни, как любовь и дружба, которые не купишь ни за какие деньги!

Как вы думаете, у каких людей сбываются мечты? (ответы детей: только у тех людей, которые много трудятся, работают и умеют беречь деньги)

Ребята, вы хорошо потрудились и заслужили монетки от Феи Копеечки. (раздать монетки из большого кошелька)

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности

Вашему вниманию представлена непосредственно образовательная деятельность по финансовой грамотности на тему: «Путешествие Феи Копеечки»

Образовательная область: познавательное развитие

Группа:  подготовительная

Тема: «Путешествие Феи Копеечки»

Цель: формирование у детей предпосылок экономического мышления и финансовой грамотности, правильного восприятия денег и денежных отношений.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять представления детей экономических понятий: деньги, бюджет семьи, семейный  доход, расход, экономика;

Выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас;

Систематизировать знания детей о разнообразии товаров и услуг;

Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы,активизировать словарь;

Подвести к пониманию того, что человеку нужно трудиться, экономно и бережно расходовать средства, для того, чтобы купить желаемую вещь;

Показать детям, что расходы бывают обязательные и не обязательные, научить детей определять значимость и важность предмета.

Развивающие:

Способствовать формированию коммуникативных способностей, социальных компетентностей;

Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;

Воспитательные:

Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость;

Виды и формы деятельности –игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

Интеграция областей:коммуникация, познание, социализация.

Предварительная работа: Чтение сказки «Фея Копеечка», сюжетно – ролевая игра «Супермаркет «Магнит», «Кафе «Мороженое», «Салон красоты «Ромашка», «Бутербродная».

Словарная работа: деньги, бюджет семьи, семейный  доход, расход, экономика.

Индивидуальная работа:с Савелием Высоцким, Юдиной Дарьей

Цель: активизировать  речь детей, формировать  умение отвечать на поставленные вопросы полным предложением.

Материал и оборудование: ЛЭПбук «Мир экономики»; монетка; схемы к игре, «Что можно купить за деньги» (на каждого ребенка);фломастеры;Интерактивная доска; интерактивные игры из раздела «Умная Сова»: «Бюджет семьи», «Товарный склад»; изображение Копеечки грустной и веселой,  большой кошелек с монетками.

Методы и приемы: словесный, игровой, практический, наглядный.

Тип занятия: обобщение пройденного материала по формированию основ экономической грамотности и предпосылок экономического мышления, правильного восприятия денег и денежных отношений.

Структура занятия: выбрана в соответствии с видом занятия Образовательная область - «Познание», с усложнением от простого к сложному, учитывая смену положения детей, двигательную и умственную активность, в соответствии с ФГОС ДОУ.

На протяжении всей образовательной деятельности дети учились отвечать на проблемные вопросы и аргументировать свои ответы.

1 этап занятия включал в себя: организационный момент «Приветствие», направленный на создание положительного эмоционального настроя детей на работу. На данном этапе реализовывались образовательные и развивающие  задачи:детей подвели к пониманию того, что человеку нужно трудиться, экономно и бережно расходовать деньги,  для того, чтобы купить желаемую вещь – осуществить мечту. Были выделены слова и действия, относящиеся к экономике, обогащался словарный запас экономическими понятиями: экономика, экономия, товар, деньги, магазин, реклама, зарплата, цена.Способствовали формированию коммуникативных способностей, социальных компетентностей.  Для отдыха и смены деятельности была проведена физминутка «Покупка туфель».

На 2 этапе через игры с экономическим содержанием: «Что можно купить за деньги?», И/и: «Бюджет семьи», словесной игры «Доход – расход», и/и: «Товарный склад» систематизировали знания детей о разнообразии товаров и услуг; закрепили с  детьми, что расходы бывают обязательные и не обязательные, научили детей определять значимость и важность товаров в жизни людей. Закрепляли представления детей об экономических понятиях: деньги, бюджет семьи, семейный  доход, расход. Воспитывали представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость. Дети были активны, постоянно вовлечены в игровую атмосферу, которая присутствовала на занятии.

На 3 этапе заключительном были подведены итоги. Дети пришли к выводу о том,как правильно обращаться с деньгами (бережно, экономно), чтобы  сбылись мечты, старательно трудиться. Узнали, что в наше современное время без денег никак не обойтись, но есть такие ценности в жизни, как любовь и дружба, которые не купишь ни за какие деньги.У детей развивали познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.

Продолжительность занятия: соответствует возрасту детей, стандартным положениям и нормам 30 мин.

Взаимодействие педагог-ребенок: внимание уделено каждому ребенку: одобрение, похвала, помощь, постоянно напоминание детям держать спину ровно.

Вывод: поставленная цель и  задачи были выполнены.

Спасибо за внимание!

 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

               Ханты-Мансийского района «Детский сад «Березка»

КОНСПЕКТ НОД ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

              Тема: «Фея Копеечка»

      Автор: Е.В. Девяткова, воспитатель  первой категории

C:\Users\Elena\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20210219_103342.jpg

п. Горноправдинск  2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по финансовой грамотности Тема: «Азбука денег»

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.Развивать память, внимание, речь, стимулировать актив...

Конспект занятия по финансовой грамотности. Тема: «Почему взрослые работают?» (старшая группа)

Цель: развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода.Закреплять понимание экономических категорий «потребн...

Конспект занятия по финансовой грамотности тема: «Путешествие к жителям Цветочного города»

Цель: раскрыть покупательскую силу денежных знаков; закрепить название денежных знаков разных стран; воспитывать интерес к новым профессиям (бизнесмен, предприниматель); развивать у детей выдумку, соо...

Конспект занятия объединения «Финансовая грамотность» Тема: " Сохранение и приумножение денежных средств "

Конспект занятия объединения «Финансовая грамотность»Тема: " Сохранение и приумножение денежных средств "...

Конспект НОД по финансовой грамотности Тема: «Почему взрослые работают?»

Конспект НОД по финансовой грамотностиТема: «Почему взрослые работают?»...