Создание здоровье сберегающей среды.
консультация

Луговая Ирина Артуровна

Здоровый ребёнок- счастливый ребёнок.                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriteriy_14.docx31.31 КБ

Предварительный просмотр:

1.4 Создание здоровье сберегающей среды.

                                                                   Здоровый ребёнок- счастливый ребёнок.                    

                                                                         

Сегодня отмечается резкий рост числа детей с различными формами нарушений психоэмоциональной сферы. В нашем детском саду есть дети с ярко выраженной гиперактивностью. Многие из них не могут самостоятельно справиться с нервно-психологическими нагрузками, которые они испытывают как в детском саду, так и дома. 

Согласно мнения родителей - нет большей радости, чем здоровый, нормально развивающийся ребенок. К сожалению,  медико-психологические исследования детей нашего детского сада выявили не радующую нас статистику: более чем у 30% детей посещающих наш детский сад имеются те или иные заболевания.  Увеличилась и число детей с врожденными пороками. Поэтому оздоровление детей в последние годы стало одним из приоритетных направлений в работе нашего детского сада.

 В нашем  детском саду созданы условия для развития музыкальных и творческих способностей детей, укрепления их психофизического здоровья.

                 Помещения

                    Процессы

Музыкальный зал

Утренняя гимнастика, музыкальные занятия

индивидуальные занятия, хореографический  кружок, праздники, развлечения,  физкультурные занятия с музыкальным сопровождением,

ЛФК (лечебная физкультура) музыкально-спортивные праздники и развлечения.

Групповые комнаты

Самостоятельная музыкальная и театральная деятельность в музыкальных уголках.

Индивидуальная работа

Территория детского сада

Праздники и развлечения, музыкальные и спортивные развлечения, праздники.

Одним из средств решения  проблемы укрепления психофизического здоровье детей в нашем детском саду используются здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Музыкально-оздоровительная работа которую я провожу – достаточно новое направление в музыкальном воспитании дошкольников. В результате работы над данной проблемой,  я создаю систему музыкально-оздоровительной работы, объединяя традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями. 

Система моей музыкально-оздоровительной работы предполагает использование разнообразных  здоровьесберегающих технологий в игровой форме, среди которых  валеологические песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия. Об использовании мной некоторых технологий я хотела бы  остановиться подробнее:

  • Валеологические песенки – отличное начало любого моего музыкального

занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию  окружающего мира, подготавливают голос к пению. Я, использую валеологические песенки как в начале занятия, так и вместо привычной физминутки.

  • Дыхательная гимнастика- её провожу в игровой форме, с помощью несложных упражнений, я учу детей дышать  носом. Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой, оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие.

В своей работе с дошкольниками я использую   упражнения с применением  разных игровых приёмов:  подуй на пёрышко, изобрази сильный, слабый ветерок, надувание мыльных пузырей, а также использую несложные упражнения предложенные Александрой Николаевной Стрельниковой, разработавшей известную методику дыхательной гимнастики для оздоровления. Принципы этой методики – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движением и пассивный выдох. Я также применяю   артикуляционную гимнастику при разучивании песен на музыкальных занятиях. Мне часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии речевого аппарата ребёнка. Поэтому я помогаю  каждому ребенку справиться с этими трудностями при помощи специальных упражнений артикуляционной гимнастики.

Важное  место на моих музыкальных занятиях я отважу пальчиковым играм.  Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Я использую  в своей работе пальчиковые игры Е. Железновой, О. Узоровой, которые проводятся под музыку. Несложная, легко запоминающаяся мелодия  и доступные движения позволяют мне включать пальчиковые игры в занятия с детьми трехлетнего возраста. Я  заметила, что пальчиковые игры развивают речь ребенка, его двигательные качества.

На своих занятиях, я использую и методику К.Орфа «Речевые игры», сопровождающиеся движениями, звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками и др.), звуками детских музыкальных инструментов. Данная методика прекрасно развивает чувство ритма наших детей.

Музыкотерапия является одним из перспективных направлений оздоровительной работы в нашем детском саду. Она способствует  коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Под моим руководством педагогический коллектив нашего детского сада, особое внимание  уделяет  музыкально-рефлекторному пробуждению детей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей. Услышав звучание привычной музыки, малышам  легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы несложных упражнений, не поднимая малышей с кровати.

Использование в моей работе по музыкальному воспитанию детей здоровьесберегающих технологий дало свои результаты:

     

    Уровень.

        2011-2012 уч. год

         Младшая группа.

                18 детей.

       2012-2013 уч. год

         Средняя группа.

                 18 детей.

   сентябрь

       май

    сентябрь

      Май

    Высокий

         -

         -

        -

        11 %-

    2 ребёнка

    Средний

       33%-

     6 детей  

       44%-

      8 детей.

        50%-

     9 детей.        

         55%-

     10 детей.

    Низкий

       67%-

     12 детей

       56% -

     10 детей.

        50%-

      9 детей.

         34%-

       6 детей.

   

  Уровень.

 

         2011-2012 уч. Год

           Средняя группа

                22 ребёнка.

         2012-2013 уч. Год

           Старшая группа

               22 ребёнка.

   сентябрь

       май

    сентябрь

        Май

    Высокий  

          -

       18%-

  4 ребёнка.

       23%-

    5 детей.

         32%-

       7 детей.

    Средний

      55%-

   12 детей.

      45%-

  10 детей.

      59%-

   13 детей.

        68%-

     15 детей.

     Низкий

      45%-

   10 детей.

     37% -  

  8 детей.

      18%-

   4 детей.

         -

     Уровень.

        2011-2012 уч. Год

          Старшая группа.

               21 ребёнок.

         2012-2013 уч. Год.

   Подготовительная группа.

            21 ребёнок.

  Сентябрь

      Май

    Сентябрь

     Май

   Высокий

         24%-

       5 детей

      48%-

    10 детей

       48%-

     10 детей.

       57%-

     12 детей.

   Средний

       62%-

     13 детей

      52%-

    11 детей.

      52%-

      11 детей.

      43%

      9 детей.

   Низкий

       14%-

     3 ребёнка.

          -  

         -

        -

Исходя из результатов данных таблиц, видна динамика повышения развития музыкальных способностей. Дети стали реже болеть, меньше пропускать занятия и, соответственно, лучше усвоили материал программы. Процент детей, показавший высокий уровень музыкального и творческого развития (по результатам итогового мониторинга) значительно вырос. За период с мая 2012 года (младшая группа) по май 2013 года (средняя группа) темп прироста высокого уровня знаний, умений и навыков составил 11%, средней группы и старшей, того-же временного отрезка, составил 14%.  Старшей и подготовительной группы равен 9%. О чем свидетельствует данные диаграммы. (смотреть стр. 17-19).

Надо отметить, что успех проводимой  музыкально-оздоровительная работы зависит не только от работы педагогического коллектива детского сада, но и от отношения к данной проблеме в семье. С целью просвещения родителей по этому вопросу провожу консультации,    открытые занятия, совместные музыкально-спортивные праздники и развлечения. Родители охотно принимают участие в подобных мероприятиях. В помощь родителям оформляю папки-передвижки содержащие артикуляционные, пальчиковые, речевые игры и другой материал, который можно использовать дома.

         

Луговая Ирина Артуровна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье сберегающая среда в ДОУ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕ-СБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ...

Здоровье сберегающая среда как условие психического здоровья детей

Проблему формирования здоровья в современных условиях следует рассматривать как проблему комплексного подхода к воспитанию детей, в которой ребёнок не объект педагогического воздействия, а несформиров...

Здоровье сберегающая среда в ДОУ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕ-СБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ...

Создание здоровье-сберегающей среды в ДОУ

Выступление  на тему: «Создание здоровье-сберегающей среды в ДОУ»....

Создание здоровье сберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС

     Создание здоровье сберегающего пространства в группе                     ...

Здоровье сберегающая среда в ДОУ

Сообщение для воспитателей...