Методическое обеспечение прикладной деятельности по экологии. Проект «В мире комнатных растений»
проект (старшая группа) по теме

Андриясова Елена Борисовна

Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями, которые являются частью развивающей экологической среды в дошкольном образовательном учреждении.  Мир растений является той областью природы, в которой проявляются основные закономерности: целостность, взаимообусловленность явлений, их изменение и развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_obespechenie.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

        Методическое обеспечение

       прикладной деятельности по экологии

Проект «В мире комнатных растений»

В наши дни проблема окружающей среды привлекает к себе все большее внимание. Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек – окружающая среда».

Сущность экологического образования и воспитания заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, вничем незаменимую ценность и красоту; понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле; диалектической неразрывности и взаимообусловленности природы и человека.

В таких условиях особую важность приобретает экологическое воспитание, которое позволит преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с другими людьми, с природой, с самим собой как частью природы.

Цель экологического образования - формирование нравственно-ценностных отношений к природе и людям, способности к самоограничению, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, практического участия в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой.

Экологическое образование представляет целостную систему, охватывающую всю жизнь человека.Оно должно начинаться с раннего детства, когда закладываются первые основы миропонимания и нравственно ценностного опыта взаимодействия с предметно - природной средой. Недостаточная устойчивость положительного и бережного отношения детей к природе связана с небольшим опытом общения с природой. Это должно стать потребностью детей, источником радости, непрерывного обогащения впечатлениями.

Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями, которые являются частью развивающей экологической среды в дошкольном образовательном учреждении.  Мир растений является той областью природы, в которой проявляются основные закономерности: целостность, взаимообусловленность явлений, их изменение и развитие.

Комнатные растения являются частичкой живой природы и постоянными объектами уголков природы, тем дидактическим материалом, на котором решаются задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания детей. При общении с растениями обогащается кругозор детей, они получают представление о богатстве мира природы. Наряду с этим развивается интерес детей к природе, наблюдательность, любознательность, речь. Ознакомление с комнатными растениями дает возможность наглядно показать детям дошкольного возраста закономерности, существующие в мире растений, связи, зависимости организма и окружающей среды. Многообразие форм, красок, запахов, присущее комнатным растениям, влияет на чувства ребенка, обучает его понимать и оценивать красивое.

Комнатные растения могут использоваться для развития интеллектуальных умений, так как представляют обширный материал для сравнения, установления причинно-следственных связей, применения знаний в новой ситуации. Детям старшего дошкольного возраста доступны знания о строении, внешних признаках растений, зависимости состояния растений от удовлетворения потребностей в свете, тепле, влаге и почвенном питании.

Необходимо использовать комнатные растения для формирования практических умений по уходу за растениями. Овладение этими умениями, несомненно, важно для подготовки детей к трудовой деятельности. При решении познавательных задач в процессе труда создаются условия, благоприятные для развития наблюдательности, речевой деятельности, формируется умение дать словесное объяснение, спланировать работу и рассказать о предстоящей деятельности.

В процессе выращивания растений воспитывается положительное отношение к труду, самостоятельность, настойчивость в достижении результата.
   Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с комнатными растениями реализуется на основе:
          • организации целостной эколого-педагогическойнепосредственно образовательной деятельности с учетом интеграции познавательной, гуманистической, эмоциональной направленности;
         • формирования системы знаний о комнатных растениях, включающей представления о многообразии факторов среды, связи растений со средой обитания;

• включения детей в экологически ориентированную практическую деятельность по созданию оптимальных условий для нормальной жизнедеятельности растений с учетом их происхождения, принадлежности
к определенной экологической группе, роста и развития, сезонных изменений в их жизни и т.д.

Поэтому в данном направлении нами выбран метод проектов, как инновационная педагогическая технология. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания,проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. В процессе проектной деятельности дети приобретают интегративные качества, предусмотренные федеральными государственными требованиями.Проектирование позволяет систематизировать и сгруппировать все компоненты обучающего процесса, помогает подчинить основную часть самостоятельной, совместной и организованной деятельности  в единую систему.

Предлагаем к рассмотрению наш проект  «В мире комнатных растений». Проект составлен в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы»,«Социализация», «Труд», «Музыка», «Безопасность».

Вид проекта: групповой, долгосрочный, поисково - творческий.

Цель проекта:воспитание гуманного, эмоционально-положительного, отношения к миру природы

Задачи проекта:

  • углубить знания о видах комнатных растениях, уходе за ними;
  • формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
  • учить детей правильно сажать и выращивать комнатные растения;
  • отметить значение, роль комнатные растения для жизни и деятельности человека;
  • учить выявлять и разрешать противоречия, проблемные ситуации, зарисовывать строение комнатных растений;
  • развивать познавательный интерес к миру природы;
  • развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
  • развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении комнатных растений, применяя разные материалы и техникиизготовления;
  • воспитывать любовь к природе, интерес, заботливое отношение к растительному миру;
  • воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Ожидаемый результат:

  • дети знают названия комнатных растений, умеют находить их по описанию;
  • умеют отмечать внешние признаки и потребности комнатных растений, выделять светолюбивые, тенелюбивые и влаголюбивые растения, знают правила ухода за комнатными растениями;
  • могут составить описательный рассказ о комнатном цветке с опорой на его паспорт;
  • научились передавать свои чувства и результаты наблюдений в художественном творчестве(рисунках, аппликациях и различных поделках из бумаги и  бросового материала);
  • интересуются особенностями жизни и развития растения, самостоятельно выполняют поручения по уходу за цветами.

В реализации проекта мы опирались на принципы научности, доступности, наглядности.

Основные методы, используемые нами в проекте:

  • исследовательские  опыты;
  • проблемные вопросы;
  • наблюдения;
  • беседы;
  • чтение художественной и научной  литературы;
  • объяснения, указания;
  • словесные инструкции;
  •  технология моделирования;
  • слушание музыки;
  • консультации для родителей.

Проект состоит из нескольких этапов: подготовительный, основной, заключительный.

В процессе подготовительного этапа подбирается литература (книги, альбомы, фотоальбомы, энциклопедии о комнатных растениях), собираются картотеки развивающих, дидактических, настольно - печатных игр, подбирается картотека аудио и видеозаписей о жизни комнатных цветов, создаются паспорта комнатных растений (совместно с детьми и родителями).

Реализация основного этапа проекта

В группе созданы условия для познавательной деятельности, в которые вошли следующие центры.

Центр науки и исследования «Лаборатория Знайки» (Познание целостной картины мира).

Центр включает в себя уголок природы, контейнера с посадочным материалом, стеклянную посуду, колбы, горшочки, баночки, песочные часы, лупы, пластмассовые ножи, индивидуальные блюдца для проведения опытов. Такое сочетание материала и оборудования способствует  формированию у детей отчетливых, конкретных представлений о комнатных растениях, дети учатсяотмечать внешние признаки и потребности комнатных цветов, выделять светолюбивые и тенелюбивые, влаголюбивые и требующие умеренной поливки растения.Дошкольники учатся анализировать, сравнивать, выделять характерные особенности. С детьми проводим простейшие опыты, дополняя знания детей новыми сведениями, углубляя их демонстрацией экологических связей в природном сообществе.

Большую роль в закреплении знаний о комнатных растениях играют разнообразные игры. Поэтому нам не обойтись без следующего центра.

Центра игры «Размышляйка» (Социализация).

Содержание игр помогает показать детям, что комнатные растения отличаются друг от друга. Первые задания «найди такой же», «нахождение предметов по сходству» помогают  детям учиться различать растения по внешним признакам:  форме, величине листьев, цвету.

Центр искусства «Наши руки не знают скуки» (Художественное творчество).

Все полученные знания о растениях дети отражают в разнообразных видах продуктивной деятельности:  рисовании с использованием нетрадиционных художественных техник («Цветёт на окошке цветок -  огонёк»), конструировании из бумаги («Горшочек для цветов», «Цветок»), лепка объёмная («Красавица - толстянка»), обрывной аппликации с элементами рисования («Цветущая герань»), художественном макетировании («Бумажная оранжерея»).

Центр книги и грамоты «Волшебные страницы» (Коммуникация).

Включат в себя рассматривание энциклопедии «Все о комнатных цветах», «О растительном мире земли с красочными иллюстрациями». Чтение стихотворений, загадок о комнатных цветах, сказок (Л.В. Скребцовой «Азалия и белый кот», «Домашний садик», «Благородный плющ», «Стойкий бальзамин», «Путешествие в знойную пустыню»), обсуждение пословиц, поговорок о цветах,  рассматривание иллюстраций, открыток с изображением комнатных растений. Этоспособствует обогащению и активизации словарного запаса детей, уточнению и закреплению представлений о комнатных цветах.  

В центре «Нотки природы» дети слушают музыку (Ю. Антонов «Не рвите цветы», В. Моцарт «Цветы», П.И Чайковский «Вальс цветов», Ю. Чичков «Волшебный цветок», «Это называется природа»),готовят инсценированные представления, музыкальные сказки о природе.

 Большую помощь в  реализации проектаоказали родители наших детей.Чтобы привлечь внимание родителей к активному сотрудничеству мы провели:

  • конкурс «Комнатные растения – наши друзья» (поделки, рисунки, фотографии, составление кроссвордов);
  • день открытых дверей  «Комнатные растения нашей группы».

Поддержанию интереса родителей к комнатным растениям способствовали информационный стенд «Роль комнатных растений в нашей жизни» и совместный выпуск экологической газеты «Что мы знаем о комнатных растениях» (научные сведения о происхождении растений).

На заключительном этапе проекта  организовали видео презентацию сборника «Загадки комнатных растений», провели выставку «Бумажная оранжерея».

Хотелось бы отметить трудности,  с которыми мы столкнулись в реализации проекта:

Недостаточный познавательный интересдетей к комнатным растениям;

  • низкая заинтересованность родителей;
  • большой  объем  изучаемого материала.

 Как избежать и предупредить возникшие трудности: использовать видеоигры, видеоклипы, видеопрезентации в ознакомлении детей с комнатными растениями; привлекать родителей к активному участию в ознакомлении детей с природой (мастер – класс, презентации, совместные мероприятия); учитывать возраст и интересы детей при разработке проекта, не перенасыщать его информацией.

Список литературы.

1.С.Н.Николаева «Юный эколог» программа. М., 1999 г.
2. С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников» М., 1999
3. С.А.Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой», М.,1973 г.
4. М.М.Марковская «Уголок природы в детском саду», М., 1989 г.
5. Н.А.Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений», М., 2003 г.
6. О.В. Дыбина и другие «Неизведанное рядом», М., 2001 г.
7. В.И.Серпухова «Комнатные растения», М., 1991 г.
8. В.А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» М., 1981 г.

9.Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Под редакцией Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998.

10. Е.А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду”, “Итоговые дни по лексическим темам” 2006 год.

11. А.И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С 2005 год.

12.А.В. Кочергина “Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников” 2005 год.

13.Н.А. Рыжова Экологический проект «Дерево». Журнал «Обруч». – N 2. – 1997.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН по экологии в подготовительной группе на тему "В мире комнатных растений"

Как научить ребенка ухаживать за комнатными растениями?  Как запомнить их названия? Чем комнатные растения нам помогают?...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Комнатные растения — сравнение фиалки и фикуса».

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром  «Комнатные растения — сравнение фиалки и фикуса» разработан мною для детей 1 младшей группы и проведён ...

Конспект НОД по экологии в старшей группе « В мире комнатных растений»

Конспект НОД по экологии  в старшей группе  « В мире комнатных растений»Цель:  Продолжать знакомить детей с комнатными растениями....

Проект "В мире комнатных растений"

Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к объектам живой природы через ознакомление с комнатными растениями...

Конспект занятия по окружающему миру :«Комнатные растения. Ознакомление с комнатными растениями»

Конспект занятия по окружающему миру во второй группе раннего возраста  "Комнатные растения. Ознакомление с комнатными растениями"...

Краткосрочный проект "В мире комнатных растений"

        Мир комнатных растений – это маленький мир природы, который окружает ребенка в детском саду и дома. Научить понимать законы мира комнатных растений – это...

Педагогический проект «В мире комнатных растений» Старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи

Актуальность проектаЦель проектаЗадачи проектаКоррекционные задачиПлан мероприятий по реализации проекта...