Педагогический проект «В мире комнатных растений» Старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
проект по окружающему миру (старшая группа)

Актуальность проекта

Цель проекта

Задачи проекта

Коррекционные задачи

План мероприятий по реализации проекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 126

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Педагогический проект
«В мире комнатных растений»

Старшая группа компенсирующей направленности для детей с

тяжёлым нарушением речи

Воспитатель: Лисеенко З.П.

Санкт –Петербург

 2023

 «О комнатных растениях в стихах лишь изредка услышишь две-три строчки Всё о деревьях, розах, васильках, - не замечают их листочки. Их зелень не колышет ветерком, не ослепляет молнии разрядом. Им вкус дождей весенних не знаком, и птицы не щебечут с ними рядом...»

Актуальность проекта: С глубокой древности человек стремился украсить своё жилище растениями. Интерьерное озеленение возникло как элемент культуры человека, отвечающий его эстетическим потребностям. Человек ощущал себя единым целым с природой, к ней он обращался за исцелением, перенося частицу живой природы в свой дом. Стремление это было интуитивным.

В настоящее время научный подход к интерьерному озеленению подразумевает сочетание эстетического восприятия красоты формы, окраски цветов и листьев растений с другой полезной функцией растений, о которой было давно известно: живые растения улучшают состав воздуха и очищают атмосферу.

Большую часть года дошкольники проводят в детском саду, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную роль, но и образовательную. Во время педагогического наблюдения нами были выявлены у дошкольников существенные трудности при уходе за комнатными растениями. А во время беседы выяснилось, что у детей имеется недостаточный уровень знаний о комнатных растениях и правилах ухода за ними. Поэтому, мы решили привлечь детей и их родителей к более углублённому знакомству с миром комнатных растений.

Цель проекта: Уточнить и систематизировать представления детей о комнатных растениях; развивать познавательную активность дошкольников и воспитывать бережное отношение к комнатным растениям через исследовательскую деятельность..

Задачи проекта:

  • Расширять представления детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.
  • Развивать у детей практические навыки ухода за комнатными растениями.
  • Развивать у детей познавательный интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы).
  • Приобщать родителей к теме проекта через разные формы взаимодействия

Пополнить развивающую предметно-пространственную среду по теме проекта. Коррекционные задачи:

  • Развитие лексико-грамматического строя речи.
  • Автоматизация поставленных звуков в речи.
  • Развитие фонематического слуха и речевого дыхания.
  • Развитие связной речи.
  • Обогащение словарного запаса.
  • Развитие общей и мелкой моторики рук.
  • Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, учитель-логопед. Тип проекта: Практико-ориентированный, групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (17.04 – 21.04 ).

Ожидаемый результат.

На уровне ребенка:

  • Проявляет познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за комнатными растениями.
  • Развита связная речь, обогащен словарь детей.
  • Приобретён практический навык по уходу за растениями
  • Воспитывать интерес к растениям ,желание создавать лучшие условия для их роста и развития.
  • Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, прививать интерес к цветоводству.

На уровне педагогов:

  • Приобретение навыков организации психолого-педагогической работы, направленной на приобщение воспитанников и их родителей к бережному отношению к природе.
  • Приобретение навыков организации взаимодействия с родителями, направленной на формирование элементарных экологических знаний о комнатных растениях.
  • В планировании воспитательно-образовательной работы педагога используется новая технология-проектный метод, который позволяет заниматься ребенку исследовательской, познавательной, продуктивной деятельностью, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
  • Способность педагога обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации детско-взрослых мини-проектов, акции познавательно-исследовательской деятельности направленности.
  • Обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей.

На уровне родителей:

  • Родители принимают активное участие в проектной деятельности группы;
  • Налаживают тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;
  • Получают возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
  • Понимают важность бережного отношения к окружающей природе

На уровне предметно-развивающей среды:

  • Обогащение библиотеки в группе книгами на тему «Цветы».
  • Пополнение наглядное обеспечение «Опасные комнатные растения», «Лекарственные комнатные растения»
  • Создание картотек с речевым материалом (стихи, пословицы, загадки о комнатных цветах)

Задачи:

  • Способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.
  • Продолжить знакомство детей со строением растения, особенностью и назначением его частей.
  • Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями. Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы).
  • Расширять экологическую среду группы, объединить усилия воспитателя, детей и родителей, направленных на благоустройство и озеленение группы.
  • Расширять и активизировать словарный запас дошкольников. Развивать творческие способности детей.
  • Развивать психические процессы дошкольников (внимание, память, мышление, воображение).
  • Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, прививать интерес к цветоводству.

Задачи проекта:

  • Формировать представления о комнатных растениях, их значимости в жизни человека.
  • Развивать любознательность, наблюдательность, активность в познавательной деятельности.
  • Создавать условия для поисковой деятельности детей.
  • Научить правильно, ухаживать за комнатными растениями.
  • Изучить влияние деятельности человека на жизнь растений.
  • Привлекать родителей и детей к разнообразным видам деятельности в ходе реализации проекта.
  • Пополнить состав комнатных растений группы.

Этапы

Цель

Содержание

Формы

сотрудничества

1 этап - подготовительный

Проблема

Сформировать проблему. Определить цели и задачи развития и обучения.

Обеспечить информационное, учебно-материально техническое оснащение проекта.

Ввести детей в игровую (сюжетную) ситуацию

Информирование родителей о сроках проведения проекта. Анкетирование по теме «Что Вы знаете о комнатных растениях»

2 этап проектировочный

Планирование

Составление плана по реализации проекта.

Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам экологического воспитания детей. Распределение заданий в работе над проектом между участниками, координация действий педагогов и родителей по созданию предметноразвивающей среды, разработка основных методических материалов по теме. Предложить различные способы презентации.

Работа и объединение детей и родителей. Распределение амплуа.

3-й этап Практический

Получение

продукта,

результата

проектной

деятельности за

счёт

выполнения

определённых

действий

Исследование, сбор данных, интерпретация результатов, представление результатов

Разработка конспектов

мероприятий

совместной

деятельности с детьми. Продукт проекта Фотоальбом «Комнатные растения на моём окошке»

4 этап аналитический

Рефлексия и коррекция

Сравнение полученных результатов, анализ успехов и ошибок, обобщение, выводы.

Круглый стол с участием родителей «Учим ребёнка ухаживать за комнатными растениями»

5 этап заключительный

Презентация

проекта

Подготовка к презентации. Представление презентации. Детско-родительский конкурс.

Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Образовательная

область

Содержательная деятельность

Познавательное

развитие

Рассказ воспитателя «Комнатные растения — спутники нашей жизни», «Как появились комнатные растения»

Беседы: « Какую роль играют комнатные растения в жизни человека?», «Комнатные растения в интерьере», «Что происходит с растением, если ему не хватает воды?», «Как ухаживать за комнатными растениями?» Исследовательская деятельность (опыты):

«С водой и без воды», «Может ли растение дышать», «Как питаются растения», «Что нужно для питания растениям»

Д/И «Четвёртый лишний», «Что как растёт», «У кого какой цветок».

Речевое развитие

Обсуждение поговорок: Цветы, что дети, уход любят.

Хорош цветок, да скоро вянет.

Аленький цветок бросается в глазок.

На хороший цветок летит мотылек.

И красивые цветики ядовитыми бывают.

Общение по темам: «Как дети и родители заботятся дома о цветах», »Что необходимо цветам для жизни?», «Могут ли цветы лечить?»

Викторина «Загадки цветочной феи»»

Рассказы детей:» Расскажи о цветах в своём доме».

Составление рассказов - описаний о комнатных цветах Придумывание сказки о комнатном цветке Чтение художественной литературы:

«Привередица» русская народная сказка, стихотворения Е.Благинина «Бальзамин», Г. Ракова «Фиалка», «Аспидистра», «Фикус», «Бегония» и др., Л. Пилипенко «Аспарагус», «Каланхоэ», «Алоэ», «Камнеломка» и др., В. Тушнова «Не понимаю»,С. Каратов «Комнатные цветы»,Н. Нищева «Комнатные цветы»,О. Аленкина «Кактус»,И. Евдокимова«Кактус»,Ю. Лысаков «Кактус»,Б. Ферпер «Бегония»,Б. Пастернак «Герань» и др. Заучивание стихотворений:

На моём окошке настоящий сад».Е. Благинина

Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением комнатных растений

Художественно

эстетическое

развитие

Конструирование «Домик для цветочной феи»

Конструирование методом оригами: «Горшок для цветка» Рисование «Сансевьера»

Лепка «Фиалка»

Аппликация «Кактус»

Прослушивание музыкального произведения: «Вальс цветов» П.И. Чайковский, «Не рвите цветы» Ю. Антонов, «Цветы» В. Моцарт, «Волшебный цветок» Ю. Чичков

Физическое развитие

Подвижные игры Русские народные игры: «Сделай фигуру цветка», «Цветы и ветер» хороводная игра «Гатя по садочку гуляла..», «Мы на луг ходили» Эстафета «Кто быстрее передаст цветок», «Чья команда быстрее посадит цветы»

Утренняя гимнастика «Цветы»

Пальчиковые игры: «Цветы», «Наши алые цветы», «На окне цветок колючий»

Социально

коммуникативное

развитие

Дидактическая игра «Узнай растение по описанию», «Что изменилось?»; «Найди такой же», «Где спряталась матрёшка», «Один и много». «Ты опиши, а мы отгадаем», «Какого цветка не стало?» Лото «В мире растений», «Цветы».  Выложи цветок из мозаики» Сюжетно-ролевая игра - «Магазин цветов», «Цветовод». »День рождения»

Знакомство детей с работой флориста

Труд: Оформление бирок для комнатных растений

Посадка черенков герани. Уход за комнатными растениями

Работа с родителями

Анкетирование на тему: «Что вы знаете о комнатных растениях?» Информационное обеспечение «Какие они комнатные растения?», «Комнатные растения в детском саду»

Консультация «Осторожно-опасные комнатные растения» (дистанционно) Рекомендации для прочтения детям художественной литературы по теме проекта

Экскурсия выходного дня в неточный магазин Просмотр мультфильма: «Дюймовочка»

Памятка «Аптека на окне»

Продукт проекта оформление фотоальбома «Комнатные растения на моём окошке»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное планирование подгрупповых занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Календарное планирование подгрупповых занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи составлено по "Программе коррекционно-развивающей работы в логопедиче...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"

В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово".  Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата;  проводится работа по формиров...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Звуки А, О, У, И, Э"

Цель занятия: закрепление понятия «гласный звук», навыка чёткого произношения гласных звуков [А], [У], [И], [О], [Э]; произвести слухо – произносительную дифференциацию гласных звуков; продолжить обуч...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Домашние животные"

На занятии происходит закрепление представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные»; совершенств...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Проект «Овощи» (старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, долгосрочный, творческий)

Долгосрочный проект поможет  детям старшей группы компенсирующей направленности закрепить знания об овощах, их свойствах....

Педагогическое мероприятие «Родительская гостиная» с дошкольниками средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи и их родителями (законными представителями) «Прогулка по весеннему лесу»

В воспитательном отношении важен весь уклад семейной жизни. Родители должны помнить, что любое их неосторожное слово или необдуманный поступок по отношению к объектам или явлениям природы мо...