Педагогическое мероприятие «Родительская гостиная» с дошкольниками средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи и их родителями (законными представителями) «Прогулка по весеннему лесу»
план-конспект занятия (старшая группа)

В воспитательном отношении важен весь уклад семейной жизни. Родители должны помнить, что любое их неосторожное слово или необдуманный поступок по отношению к объектам или явлениям природы могут отразиться на поведении ребенка. Как основы трудолюбия, навыки поведения, уважение к людям, так и любовь к природе, в семье должны воспитываться с раннего детства. Подрастая, ребенок уже оценивает не только поступки взрослых, но и мотивы их поведения. Если мотивы ему понятны, то ребёнок начинает руководствоваться ими, стремясь поступать, как родители. С возрастом детей воспитательные возможности примера родителей по отношению к природе не уменьшаются. Они становятся всё значительнее. Вот поэтому в процессе экологического воспитания дошкольников важную роль играет отношение взрослых, а в первую очередь родителей к природе и интересам детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_ekologii_sred.gr_.docx47.06 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» города Волгодонска

(МБДОУ ДС «Тополек» г.Волгодонска)

Педагогическое мероприятие

«Родительская гостиная»

с дошкольниками средней

группы компенсирующей направлености

для детей с тяжёлыми нарушениями речи

и их родителями (законными представителями)

«Прогулка по весеннему лесу»

муниципальный этап регионального конкурса методических материалов социально-экологической направленности в рамках Всероссийского экологического детского фестиваля «Экодетство»,

номинация «Образовательные мероприятия»

           

                                          Авторы:

              учитель-логопед высшей категории

    Михайленко Наталья Ивановна,

                                                                           воспитатель первой категории

                                                                Грабовская Любовь Вальтеровна

г. Волгодонск,

март, 2019 год

взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию дошкольников

Оглавление:

Введение

Актуальность, новизна и значимость проводимого мероприятия

Цель, задачи

Контингент участников мероприятия (возраст, количество и т.д.)

Материально – техническое, финансове и кадровое обеспечение (условия, при которых возможна реализация данного мероприятия)

Содержание мероприятия

Выводы, результаты мероприятия

Заключение

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

                                         

                                           Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего

Мир  природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

                                             Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

Василий Александрович Сухомлинский.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Одной из задач воспитания и образования в ДОУ является формирование основ экологической культуры.  Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является работа не только с детьми, но и с их семьями. Именно семья создает ту нравственную атмосферу, которая помогает воспитать бережное отношение к природе.

В воспитательном отношении важен весь уклад семейной жизни. Родители должны помнить, что любое их неосторожное слово или необдуманный поступок по отношению к объектам или явлениям природы могут отразиться на поведении ребенка. Как основы трудолюбия, навыки поведения, уважение к людям, так и любовь к природе, в семье должны воспитываться с раннего детства. Подрастая, ребенок уже оценивает не только поступки взрослых, но и мотивы их поведения. Если мотивы ему понятны, то ребёнок начинает руководствоваться ими, стремясь поступать, как родители. С возрастом детей воспитательные возможности примера родителей по отношению к природе не уменьшаются. Они становятся всё значительнее. Вот поэтому в процессе экологического воспитания дошкольников важную роль играет отношение взрослых, а в первую очередь родителей к природе и интересам детей.

Ведь все то, что необходимо человеку для жизни, для его существования даёт ему окружающая среда. Наша планета устроена таким образом, что даёт все благоприятные возможности для появления и существования на ней различных форм жизни. Человек, как разновидность живых существ, также имеет возможность жить и развиваться благодаря имеющимся условиям, которая обеспечивает природа.

Отсюда вывод - значение природы в жизни человека первостепенно, основополагающая- фундаментальна.

«Родительская гостиная» как одно из эффективных педагогических мероприятий по экологическому воспитанию дошкольников

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование, экологическое воспитание всего населения. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем . Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни.

 Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Психологи  говорят, что первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, около 70 % отношения ко всему окружающему на психологическом уровне формируется в дошкольном детстве, а в течении жизни оставшееся только  30 %. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Важнейшее место в системе экологического образования занимает семейное экологическое воспитание, но ему уделяется крайне незначительное внимание, в то время как вовлечение семьи в процесс экологического воспитания выступает залогом его успешности. В рамках экологического образования целесообразно, на взгляд ученых, проводить мероприятия, связанные с изучением экологии родного края, пропагандой здорового образа жизни, организацией исследовательской работы детей по экологической проблематике с возможностью привлечения к ней родителей, привлечением детей к экологической деятельности.

Наиболее эффективным способом взаимодействия с родителями, повышения их педагогической грамотности, культуры взаимоотношений через различные виды деятельности, на наш взгляд, выбрана «Родительская гостиная». «Родительская гостиная» - это модель взаимодействия "родитель – ребенок – педагог", где родителю и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. На этих встречах дети и родители вместе играют, выполняют упражнения, а итогом становится творческая деятельность – создание индивидуальных или коллективных работ.

Цель данной формы работы -  взаимодействие детского сада и семьи путём активного участия родителей в педагогическом процессе.

Задачи: 

1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.

2. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.

3. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.

4. Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и микрорайона.

5. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

6. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.

Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию  детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.

Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

•  физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;

•  эмоциональное  благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

•  условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.

Мы привлекаем родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: рисованию, изготовлению поделок из природного материала, пособий, совместные праздники, развлечения, на которых родители являются не просто зрителями, но и участниками.

Для формирования отчетливости представлений о живой и неживой природе дети вместе с родителями в рамкам «Родительской гостиной» проводим эпизодические и длительные наблюдения, результатом которых является практическая деятельность: зарисовка объекта или явления и составление рассказа о нем. При этом решаются как экологические, так и речевые задачи. Рассматривая объекты в разное время года, дети отмечают каждое заинтересовавшее их явление в природе, вместе с родителями находят причинную связь явлений, отмечают их красоту, учатся присматриваться к окружающему. Такое общение играет большую роль в развитии у ребенка чувства прекрасного, побуждает к обмену мнениями, высказываниям об увиденном. «Лужица большая, прозрачная, я смотрюсь в нее как в зеркало» 

Проводим консультации для родителей по следующим темам:

  • «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье». Цель: помочь родителям в отборе художественной литературы. Нацелить их на разные формы работы по экологическому воспитанию детей. Помочь анализировать поведение детей в общении с природой.
  • «Досуг с ребенком на природе». Цель: разнообразить отдых семьи на природе. Предлагаем проведение дидактических игр: «Найди дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Что где растет?». Рисование с натуры, чтение стихов, загадывание загадок о природных явлениях, пословицы, поговорки. Бережное отношение к природе у детей будет только в том случае, если сами родители бережно относятся к природе.
  • «В музей вместе с ребенком». Цель: воспитывать познавательный интерес, ориентироваться в мире природы, развивать мышление.

В рамках «Родительской гостиной»  проведено педагогическое мероприятие  с дошкольниками средней группы компенсирующей направлености  для детей с тяжёлыми нарушениями речи и их родителями (законными представителями) «Прогулка по весеннему лесу»

Участниками мероприятия являются 10 воспитанников средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (4 – 5 лет) и их родители (законные представители).

Материально – техническое, финансовое и кадровое обеспечение: музыкальный центр, аудиозаписи, деревья, полянка, солнце, туча, два пенька, бросовый материал; костюм Лесовичка, раздаточный и демонстрационный материал; пиктограммы – правила поведения в лесу. Проводили НОД два воспитателя (ведущий и Лесовичок).

Оборудование и материал: музыкальный центр, аудиозапись, деревья, полянка, солнце, туча; пиктограммы – правила поведения в лесу 

Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые.

Цель - формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее.

Вышеуказанная цель достигается через решение  в единстве следующих задач:

- образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

- воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

- развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Ожидаемые результаты:

- Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей;

- Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий;

- Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.

Для проведения «Родительской гостиной» по теме «Прогулка в весенний лес» была: проведена

* словарная работа: ежик, бельчонок, Лесовичок, иголки, елка, зеленая, весна, белка, прыгает, ползает, летает, жужжит, солнышко, туча, дождик, насекомые, жуки, камешки, шишки.

*предварительная работа: экскурсия в сквер «Дружба», наблюдение за деревьями на территории детского  сада; чтение художественной литературы о лесе: рассказы, сказки; «Четыре желания» К. Ушинский;  «Лесные картинки» И. Соколов – Микитов, загадывание загадок; рассматривание иллюстраций,  дидактические игры и упражнения.

Предшествующая работа воспитателя: составление конспекта, подбор оборудования, демонстрационного материала.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями.

(Дети здороваются). Подходите милые гости поближе к нам

Давайте за руки возьмемся. (Берутся за руки, образовывают большой круг).

И друг другу улыбнемся!

От улыбок ваших стало всем теплее.

Ярко светит солнышко, стали мы дружнее.

Будем с вами мы играть, на вопросы отвечать.

Послушайте загадку: Оживились ручьи,

Прилетели грачи.

В свой дом – улей – пчела

Сладкий мед принесла.

Кто знает,

Когда это бывает? (Весной)

 (Звучит аудиозапись голосов птиц).

Воспитатель: Весной природа оживает: ярко светит солнышко, скоро появится много цветов. Скажите, а что больше всего хочется нам весной? Взрослые, вы тоже, помогайте отвечать на вопросы. (Ответы детей и взрослых). Где? (хочется гулять) Почему? (для здоровья) Солнце, воздух, доброта – наши лучшие  друзья!

Вы, не против, если мы сейчас с вами отправимся в лес на прогулку? (Ответы детей и взрослых). Ну что ж, предлагаю вам по лесу погулять и правила  там соблюдать.

Воспитатель: Посмотрите, как красиво кругом! Ой, кто это? Ребята, это же, Лесовичок!

Лесовичок: Здравствуйте, дети. С чем пожаловали?

Дети и взрослые здороваются.

Воспитатель: Лесовичок, мы пришли к тебе в гости, хотим весенний лес посмотреть, да поиграть с тобой.

Лесовичок: Я старик совсем седой,

Лесовик я добрый,

Поиграйте вы со мной,

Но совсем недолго.

Лесовичок: Взрослые на опушке остаются, и придумывают правила поведения в с дикими животными, задание сложное. (Взрослые присаживаются за столики и выполняют задание, выбирают картинки и создают  плакат). А ребята со мной по тропинке в лес идут.

Воспитатель: Ребята, весной у Лесовичка много работы в лесу: нужно за всеми присмотреть, всем помочь. Весной дни становятся длиннее. Ярче светит солнышко, идут весенние дожди, распускаются листья и цветы, появляется травка, прилетают птицы, они поют песни и строят гнезда. Ой, дети, посмотрите, надвигается тучка, значит скоро пойдет дождь. Зонтик, мы не взяли, что же делать? (Ответы детей).

Лесовичок: Вы можете спрятаться от дождика под деревом.

Дети и воспитатель прячутся под дерево.

Психогимнастика «Станем мы деревьями».

Станем мы деревьями      (Дети ставят ноги на ширину плеч, руки на пояс).

Сильными, большими.

Ноги – это корни,

Их расставим шире,        (Раздвигают ноги шире).

Чтоб держали дерево,

Падать не давали,            (Сжатые кулаки ставят друг на друга).

Из глубин далеких           (Наклоняются, складывают ладони чашечкой,

Воду доставали.                разгибаются).

Тело наше – ствол могучий,  (Раскрытыми ладонями проводят по телу сверху вниз, покачиваются из стороны в сторону).

Он чуть – чуть качается           (Складывают ладошки домиком

И своей верхушкой острой      острым концом вверх).

В небо упирается.             (Поднимают соединенные руки вверх)

Наши руки – это ветки,   (Поднимают руки вверх, ладони от себя открыты)

Крону вместе образуют.   (Смыкают пальцы над головой)

В кроне им совсем не страшно,   (Качают отрицательно головой)

Когда ветры сильно дуют.      (Качают поднятыми руками)

Пальцы – веточками будут,     (Шевелят пальцами)

Листья закрывают их.    (Прикрывают одну ладонь другой)

Как придет за летом осень,   (Поднимают вверх одну руку, потом другую)

Разлетяться листья вмиг.      (Разводят руки в стороны).

Воспитатель: Дети,вы  как дубки, крепкие, сильные, никакой ветер вас не свалит! Но лес богат не только деревьями.

Лесовичок хвалит детей: «Ай да молодцы, ай, да удалые ребятушки! Ах, порадовали старичка, посижу – ка я пока!» Садится на пенек около елочки и, опираясь на пенек, накалывает палец еловой иголкой.

Лесовичок: Что же это за иголка уколола мне руку?

Воспитатель: Может Ежик здесь бежал и иголки потерял? Дети, как вы думаете, какой иголкой уколол себе руку Лесовичок? Конечно, это совсем не ежик, это хвоя елочки. Лесовичок, хвоя колючая, но если аккуратно взять ее, то руку не наколешь. У елочки вместо листочков на веточках хвоя, острая как иголочки. Эти иголочки она даже зимой не сбрасывает. Поэтому про елочку говорят: «Зимой и летом одним цветом».

Воспитатель: Дети, это кто? (Под деревом находят ежика).

Ежик: Познакомьтесь, я ежик!

Я, знаток лесных дорожек!

Воспитатель: Он под деревом свернулся клубочком, мы его и не заметили! Почему ежик свернулся в клубок? Как вы думаете, что будет, если ежика погладить рукой? Как вы считаете, ежику будет лучше жить в лесу или в детском саду? (Ответы детей). Ежик – житель леса, поэтому его не нужно уносить домой, ему хорошо в лесу.

Лесовичок: Беги в лес своей дорожкой, мы тебя не тронем. (Показывает знак, что животных и птиц из лесу нельзя уносить домой и дарит детям).

Дети оставляют ежика под деревом и идут дальше.

Воспитатель: Идти нужно тихо, чтобы не распугать жителей леса! В траве притаился зайчонок. (В траве сидит зайка).

Зайчик: Беленький комочек

Прячется под елкой

Только куцый хвостик,

Чуть дрожит легонько!

Он совсем маленький и беспомощный, наверное, его мама – зайчиха оставила, пока ищет для него корм. Как называют зайчика в сказках? Почему он трусливый? Кого зайчик боится в лесу? (Ответы детей).

Лесовичок: Давайте не будем мешать зайчику и пойдем на другую полянку. Вот лисичка пробежала между кустиков, но испугалась, что в лесу слышны голоса людей и убежала. Теперь маленький зайчик в безопасности. (Показывает знак, что нельзя громко кричать, петь песни в лесу)

Воспитатель: Пушистый хвост торчит с верхушки.

Что за страннная зверюшка?

Щелкает орешки мелко.

Ну конечно, это…. (Белка)

Дети находят картинку белки, которая сидит на дереве.

Воспитатель: Ну, не будем мешать лесным зверям, пусть каждый занимается своим делом. А мы дальше пойдем гулять по лесу.

Лесовичок: Дает знак. (Дети с лесовичком и воспитателем возвращаются на полянку к родителям).

Лесовичок: Ребята, давайте, посмотрим, что нам приготовили родители?

Родители: Показывают плакат, сделанный своими руками  и рассказывают «Правила поведения в лесу с дикими животными».

Лесовичок: Дети, у меня в лесу много зверей и птиц, деревьев и цветов. Только вот беда случилась …..

Воспитатель: Что такое приключилось?

Лесовичок: Много здесь жучков летало,

Красотою удивляло.

А теперь они бледны,

Крылышки их не видны!

Воспитатель: Где же спрятались жучки? Ребята и взрослые помогите их найти?

Взрослые и дети ходят по полянке и находят скорлупки от орехов, камни, шишки, пробки, бумагу  и т.д.

Воспитатель: Ребята, а где же жучки?

Взрослые и дети из найденного материала оживляют жучков (глазки, крылышки, усики и т.д.)

Воспитатель: Давайте порадуем лесовичка – поможем жучкам вновь стать красивыми. Тело жучков  состоит из чего?

Дети: Головы, груди и брюшка. Еще у него есть ноги и крылышки.

Дети и взрослые подходят к столам, в Лесную мастерскую, на которых лежат карандаши, ножницы, клей, цветная бумага, гуашь и т.д. и работаю, украшают своих жучков.

Воспитатель: Теперь можно отпустить ваших жучков  в лес. Лесовичок будет очень рад!

Дети, которые, делали божьих коровок  выпускают на полянку со словами:

Божья коровка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного и белого,

Только не горелого.

Лесовичок благодарит детей за помощь.

Воспитатель: Погуляли мы в лесу,

Повидали всю красу

А теперь пора прощаться,

В детский садик возвращаться.

Лесовичок дарит детям и взрослым плакат «Правила поведения в природе»

Дети прощаются с Лесовичком.

Вывод: - Как видите, лес людей и кормит, и поит, и лечит, и обогревает. А еще он радует нас красотой: летом – пышной зеленью, щебетанием птиц; ранней осенью – золотой листвой, шуршанием листьев; зимой он необыкновенно красив в белом наряде.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка трудно переоценить.

Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте. Очень важно использовать разнообразные формы, технологии, методы и приёмы в работе с детьми, проводить их в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами.

Цель экологического воспитания— становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

• физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;

• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

• условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. И тогда через ознакомление с природой мы воспитаем чувственных, добрых, внимательных и заботливых жителей нашей планеты, готовых созидать, а не разрушать.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Приложение 1

Анкета для родителей

 «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»

1. Ф.И.О.

2. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города?

3. Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие?

4. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

5. Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?

6. Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?

7. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для города?

8. Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?

Примерная тематика бесед и консультаций

с родителями по экологическому воспитанию

1. Не причиняя вреда природе. (Обговорить правила поведения в природе.)

2. Пусть цветут травы! (Познакомить с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том, как их беречь.)

3. Поклонись   ягодке. (Поговорить   о ягодах   Подмосковья,   рассказать,   какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана.)

4. Крылатые доктора. (Познакомить с птицами, за которыми можно проводить наблюдения; на что обращать внимание, какую помощь можем оказать им зимой; каким кормом можно кормить.)

5.Сокровища леса. (Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу.)

6. Ядовитые растения. (Познакомить с ними, каковы правила обращения с ними, охрана ядовитых растений.)

Материал круглого стола для родителей «Сбережем родную природу»

1. Предложить родителям обсудить следующие вопросы.

• Оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?

• Оказывает ли общество влияние на природную среду?

• Может ли  мораль  (нравственность) быть регулятором отношений человека к природе?

2. Разобрать следующие ситуации.

• Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну   внимательно   ее   рассмотреть   и запомнить внешний вид. «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название».

Вопросы

- Правильно ли поступила мать?

- Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы детей?

- Чему способствовала мать постановкой такой задачи?

- Как Вы считаете, можно ли ловить бабочек и других насекомых? Что воспитывается в детях при этом?

- Какие черты характера можно воспитать в детях, наблюдая за насекомыми?

- Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой    в    саду,    заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окраске.

Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветов ягод смородины, плодов огурцов. У него сложилось элементарное представление о росте и развитии растения, которое впоследствии помогло ему в изучении ботаники в школе.

Вопросы

- Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода? Что это дает?

- Как Вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?

- Принимают ли участие в уходе за растениями сада, огорода Ваши дети?

3. Концерт силами детей «Русская природа».

4. Обсуждение с родителями увиденного.

• Считают ли они, что такая работа с детьми будет способствовать воспитанию любви к природе родного края, стремлению беречь ее.

• Можно ли относиться к природе как средству воспитания в человеке прекрасного?

«Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность... Обращайтесь... к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому». (К. Станиславский)

5. Предложить родителям подумать, что можно вместе с детьми делать по охране природы (конкретные дела в природе на даче, около дома, в детском саду).

Приметы:

Лето сухое и жаркое – зима малоснежная, морозная.

Если солнце всходит в тумане, днем будет тихо и душно.

Во время восхода солнца стоит духота – к ненастью.

Лучи солнца темнеют – к грозе.

Погода будет жаркой и солнечной:

- если на закате небо голубое, золотистое или ярко-розовое,

- если перед восходом солнца выпадает роса

- если при восходе солнце белого цвета

Сырое лето и теплая осень – к долгой зиме.

Снега осенью нанесет рано, и весна будет ранняя.

Первый снег, легший на сухую землю, обещает хорошее лето.

Первый снег упал на мокрую землю – останется, на сухую – скоро сойдет.

Первый снег выпадает за сорок дней до зимы

Зимой сухо и холодно, летом сухо и жарко.

Теплая зима – к холодному лету.

Зима снежная – лето дождливое.

Если весной много летит паутины – лето будет жаркое.

Если облака быстро движутся в одну сторону – будет жарко.

Птицы садятся на землю – к теплу, сидят на нижних ветках деревьев – к ветру.

Кукушка кукует весной сильно и часто – тепло не за горами.

Загадки:

1. Я шариком пушистым.

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок

Остался стебелёк. (Одуванчик).

2. Так маленького Васю называют

И те цветы, что в поле собирают. (Василёк).

3. Звоночек синенький висел.

Ни разу в жизни не звенел. (Колокольчик).

4. Золотая шапочка, белая рубашка.

Как зовут цветок? (Ромашка).

5. Кувшинчики и блюдца

Не тонут и не бьются. (Кувшинки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативно-методическая работа с педагогами групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: «Развитие глагольного словаря дошкольников»

В статье раскрываются особенности формирования глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня речевого развития), приводятся конкретные упражнения, способствую...

Опыт применения проектной деятельности в работе с дошкольниками группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

  Данная слайдовая презентация представлена с целью обмена опытом с коллегами-педагогами, применяющими в своей коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи проектную деятельно...

Организованная образовательная деятельность по художественно - эстетическому развитию (аппликация) "Деревья в лесу" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (ОНР)

Программные задачи:Обучающие: Закреплять знания детей об осени. Совершенствовать навыки работы с природным материалом. Обогащать словарный заапас.Развивающие: Развивать творческое воображение, фантази...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию "Весенние капели" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Представляю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми ...

Педагогический проект «В мире комнатных растений» Старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи

Актуальность проектаЦель проектаЗадачи проектаКоррекционные задачиПлан мероприятий по реализации проекта...

Практикум «Создание условий для развития лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста по средством игр» для родителей старшей группы компенсирующей направленности детей с тяжёлыми нарушениями речи

Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уве...

Методическая разработка. Конспект Мастер-класса «Сочинять лимерики-легко и весело!» с участием детей и родителей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Детская поэзия – это свой, особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове. Рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека.Одной ...