Статья "Формирование компетентности родителей как средство повышения качества коррекционно-образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи"
статья по логопедии

Шибаева Людмила Валентиновна

В данной статье представлен опыт работы по формированию педагогической  компетентности у родителей, имеющих ребёнка с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shibaeva_.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ        ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Развитие ребёнка в его физическом и духовном становлении в огромной степени зависит от участия родителей. Результаты психолого-педагогического исследований показывают, что дети, которые вырастают в атмосфере любви, взаимопонимания, поддержки, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития, в том числе речевого. Данная проблема особенно актуальна в настоящее время, потому что количество детей с тяжёлыми нарушениями речи растёт, а родители в силу разных причин (экономических, социальных и др.)  всё меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого развития является особенно актуальным. В связи с этим, возникла мысль об организации всеобуча для родителей с целью повысить родительскую  заинтересованность  в результатах коррекционно-развивающей работы с детьми и активизировать их педагогический потенциал. Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта во многом облегчает работу учителя-логопеда и ускоряет успехи ребёнка.

В условиях отсутствия родительского образования, воспитывая ребёнка, родитель использует свой личный опыт, т.е. транслирует на ребёнка те методы воспитания, которые применялись к нему, или осуществляет воспитание в слепую, интуитивно. Всё это, в большинстве случае, не приносит никаких результатов. Моя задача - изменить данную ситуацию: создать условия для родительского образования и оказать родителям помощь в воспитании и обучении ребёнка с ОНР.

Анализ научных исследований отечественных педагогов позволяет выдвинуть  предположение, что у родителей с большей вероятностью будет развиваться родительская компетентность в том случае, если будут  созданы условия для самопознания, самообучения, саморазвития родителей.

Работа по формированию педагогической родительской компетентности   осуществляется с учётом следующих положений:

  • Включение родителей в совместную с дошкольным образовательным учреждением  

коррекционную работу с речевым ребёнком – это не перекладывание проблем на плечи родителей, а попытка усилить эффективность обучения и воспитания, действуя сообща.

  • Специально организованное взаимодействие родителей со специалистами  ДОУ

способствует тому, что возрастает число участников, влияющих на процесс коррекционного воздействия на ребёнка, что в свою очередь служит условием положительной динамики в развитии ребёнка.

  • Система мероприятий, направленных на изменение позиции родителей в отношении

взаимодействия со специалистами – педагогами  ДОУ должна включать как просветительскую (информационную), так и коррекционную составляющую.

  • Продуктивность сотрудничества педагогов и специалистов  с родителями

определяют такие факторы как добровольность участия родителей в таком сотрудничестве и высокий уровень мотивации к сотрудничеству.

Система работы с родителями включает в себя традиционные и нетрадиционные формы, которые не являются отдельным самостоятельным направлением деятельности учителя-логопеда, а выступают неотъемлемой частью общего комплексного коррекционно-развивающего процесса, когда возникает необходимость использования в процессе взаимодействия с родителями коррекционных методов и приёмов, повышающих   родительскую компетентность. Любая форма взаимодействия носит практическую направленность и способствует повышению качества коррекционно-развивающего процесса.

Процесс взаимодействия специалистов и педагогов ДОУ с родителями  не является формальной передачей знаний  родителям, а носит дифференцированный характер и ориентирован на изучение уровня родительской компетентности  и факторов, снижающих желание родителей сотрудничать с ДОУ. Основные принципы организации работы с родителями:

  • дифференцированная   помощь,   учитывающая  уровень  родительской мотивации и

базовый уровень дефектологической осведомлённости;

  • наличие условия обратной связи со стороны родителей;
  • приоритет той или иной формы работы в различные периоды коррекционно-

развивающего  обучения.        

Формирование   родительской  компетентности  проходит  в  несколько этапов:

Первый этап – ознакомительный. Цель: раскрыть перед родителями возможности совместной работы и формирования родительской компетентности. Задача - создание доверительных отношений с родителями, знакомство родителей с ДОУ, образовательными программами, с педагогическим коллективом,   раскрытие перед ними возможности совместной работы.

Второй этап – коррекционно-обучающий. Цель: предложить родителям активные методы взаимодействия с применением   обучения, позволяющие направить родительскую деятельность на развитие ребёнка. Задачи - формирование родительской компетентности через расширение круга дефектологических представлений и знаний; привлечение родителей к конкретным мероприятиям с их ребёнком в качестве активного участника коррекционно-образовательного процесса.

Третий этап – результативный. Цель: закрепить результаты обучения в  разных формах совместной деятельности родителя и ребёнка,  собрать копилку родительских знаний, умений и навыков, позволяющую применять приобретенные навыки в реализации коррекционно-развивающих задач. Задачи  - выполнение рекомендаций учителя-логопеда в домашних условиях (домашние задания);  создание родительской копилки знаний; формирование  способности у  родителей закреплять приобретенные навыки работы с ребёнком в повседневной жизни.

Формы организации обучения родителей: фронтальная, подгрупповая и индивидуальная.

Способы обучения родителей:

-активный (практические консультации, тренинги, практикумы, круглые столы, родительские собрания,  лекции и др.);

-дистанционный (письменные консультации, рекомендации, памятки, буклеты, информация на сайте ДОУ и др.).

Формы организации родителей  и способы обучения на каждом этапе одинаковы.

Данная работа  направлена на объединение родителей, их нацеливание на оказание помощи команде детского сада, своей группе, ребёнку, помогает активно включиться в процесс воспитания и обучения детей с ОНР. Не все родители выражают желание активно помогать педагогам и в первую очередь своему ребёнку в преодолении речевого недостатка. Приходится много времени доказывать родителям, что без их  вклада  результативность коррекционного воздействия снижается. Эта трудность устраняется, как правило, в конце первого года обучения – начале второго, когда родитель видит первые положительные результаты продуктивной работы специалистов ДОУ и своего труда.  Положительная динамика в речевом развитии ребёнка является стимулом для активизации и готовности родителей  обучаться далее и достигать вместе с ребёнком новых результатов.

Литература:

1. Гаркуша Ю.Ф. Научно-методические аспекты взаимодействия логопеда и воспитателя в работе с дошкольниками, страдающими недоразвитием речи// Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития: Тезисы междунар. семинара.- СПб., 1995.-С.153-154.

2.Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями // Дошкольное воспитание. - 1998. - №9. - С. 23-31

3.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии.-М.: Медицина, 1993.-105 с.

4.Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. - М.: «ТЦ Сфера», 2011г.

5.Максименко Е.Ф. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения развития родительской компетентности в условиях ДОУ. [Электронный ресурс. Окно в будущее].

6.Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи. – М., 1991. – С. 105–116.

7.Селиверстов В.И., Головчиц Л.А. Система требований к содержанию и методам коррекционно-педагогической работы в ДОУ общеразвивающего вида как обязательный компонент государственного образовательного стандарта дошкольного образования/Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы.-М.: Гном и Д, 2002.-240 с.

8.Степанова О.А. Основные направления оптимизации коррекционно-образовательного процесса в ДОУ (группах) для детей с нарушениями речи//Логопед, 2004.-№4.-С.4-13.