Методическая разработка. Конспект Мастер-класса «Сочинять лимерики-легко и весело!» с участием детей и родителей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Сорокина Светлана Павловна

Детская поэзия – это свой, особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове. Рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека.

Одной из интереснейших форм развития монологической речи старших дошкольников является составление рифмованных текстов.

Ведь такая форма монологической речи, как стихотворение, способствует тому, что у детей воспитывается способность чувствовать художественную выразительность слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №126 комбинированного вида

Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект

Мастер-класса «Сочинять лимерики-легко и весело!» с участием детей и родителей подготовительной группы компенсирующей направленности

для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Дюймовочка»

        

 Воспитатель: 

Сорокина С. П.

Санкт-Петербург

2024

Цель: Знакомство родителей с формой развития словесного творчества детей - лимериками.

Ход мероприятия:

Уважаемые родители, ребята приглашаю вас в необычное путешествие, в страну поэзия.

Детская поэзия – это свой, особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове. Рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека.

Одной из интереснейших форм развития монологической речи старших дошкольников является составление рифмованных текстов.

Ведь такая форма монологической речи, как стихотворение, способствует тому, что у детей воспитывается способность чувствовать художественную выразительность слова.

Мы попробуем сочинить веселые, необычные стихи - лимерики. Вы можете сказать, что вы не поэты и писать стихи не умеете. Позвольте с вами не согласиться. Если речь идет о таких стихах, как лимерики, то написать их может практически каждый.

Что же такое лимерик? Лимерик, это короткое, шуточное стихотворение, но определенной структуры.  Четко выполнив алгоритм создания лимерика, Вы получите собственное стихотворение. Сегодня я познакомлю вас с алгоритмом составления короткого стихотворения, состоящего, как правило, из 5 строк, написанных в жанре нонсенса (т.е. нелепицы). Такое стихотворение называется лимерик, и оно имеет свою историю. Такие рифмованные тексты начали сочинять в Ирландии, и непревзойденным мастером этого жанра считают поэта и художника Эдварда Лира, который жил в 18в.

В чем же особенности лимерика?

Родителям демонстрируется схема создания лимерика.

Первая строка

Выбор объекта. (Жил был кто?)

А

Вторая строка

Характеристика объекта. (Какой?)

А

Третья строка

Реализация действия. (Что делал?)

Б

Четвертая строка

С кем общался?

Б

Пятая строка

Вывод

А

В лимериках обычно описывается некое происшествие, случившееся с кем-то где-то. Обязательным условием при этом является комизм происходящего, некая чудаковатость, даже абсурд. Каждая строчка несёт определенную ролевую нагрузку, отвечая за отведенную ей часть развития сюжета. В первой, обычно описывается кто и где жил да был. Вторая строчка знакомит с какой - то интересной особенностью нашего героя. Третья и четвертая повествуют о неожиданных, невероятных событиях, которые произошли с героем лимерика. Пятая строчка говорит о том, чем же все закончилось, либо содержит вывод из произошедших событий. Рифмуются первая со второй, третья с четвертой, пятая может не рифмоваться или рифмоваться с первой строчкой.

Приведу несколько примеров лимериков, сочиненных детьми:

Жила - была бабушка

Зеленая, как жабушка.

По лесу скакала,

Ступу потеряла.

Вот какая прыгучая бабушка!

Жил - был маленький жираф.

Клал он голову на шкаф.

В шкафу лежала свечка,
Горячая, как печка.

Вот почему жираф клал голову на шкаф!

Поэтическая разминка с участием детей и родителей.

Прежде чем мы с вами приступим к сочинению лимериков, проведем с вами поэтическую разминку. Подберём рифмы к словам. Я называю слово, а вы подбираете к нему рифму.

Печка - .....( свечка), маска - .......( каска), лягушка - .......( подушка), жучок - .....( червячок), слушала - .......( кушала), грела - ....( горела), съела - ...

( похудела), дружные - .....( нужные), большущий - ....( поющий), дремучий - ....( могучий), огромный - .....( темный).

Отлично, вы прекрасно справились с этим заданием. Мы можем начинать.

(Родителям и детям предлагаются три сенсорных коробки: с гречей, с зёрнами кофе, с мягкими разноцветными шариками).

Уважаемые родители, ребята сейчас вы найдете в этих коробках по одному контейнеру от киндер-сюрприза. (родители с детьми ищут, достают и открывают контейнеры)

Откройте контейнеры, в них вы найдете картинки. Вам нужно найти себе пару - рифму для вашей картинки. (родители и дети ищут и садятся рядом со своей рифмой)

 Примеры пар - рифм: лягушка - подушка, шкаф - жираф, печка - свечка, дельфин - павлин, жук - лук, мост - хвост.)

Выберете из вашей пары того, кто будет героем вашего лимерика. Вторая картинка - рифма будет связана с особенностью вашего героя. Например, ваша пара - рифма, ракета - конфета. Героем лимерика будет конфета. А особенность ее будет связана с ракетой. Пробуем сочинить лимерик.

У меня была конфета,
В рот залетела она, как ракета.

Третья и четвертая строчки описывают какие - то события. Пробуем сочинять дальше.

Быстро ее я съела,

Да еще захотела!

Нет у меня больше конфет!

Итак, все очень просто. Приступайте.

(родители и дети сочиняют лимерики. На столе для записи стихов лежат листы бумаги и ручки)

Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Родители зачитывают лимерики.

Уважаемы родители, придумывайте рифмы с вашими детьми, сочиняйте лимерики. Как видите это очень интересно и весело. Кроме того, вы в веселой, непринужденной форме будете способствовать развитию у вашего ребёнка мышления, памяти, воображения, речи.

Предлагаю дома нарисовать рисунок к своему лимерику и мы создадим альбом нашего словотворчества. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи в доступной, игровой  занимательной форме поможет педаго...

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи

Этот конспект предназначен для проведения итогово занятия по лексической теме "Морские жители". Можно использовать как интегрированное занятие для пелагогов работающих на группе, или как зан...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности с детьми Интегрированное занятие по теме “Варежковая сказка!” Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

   Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 126 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности По финансовой грамотности «Что такое деньги, откуда они берутся» Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Конспект помогает сформировать у дошкольников основы финансовой грамотности. Познакомить детей с историей возникноведения денег и их ролью в жизни человека. Закрепить представления детей о внешнем вид...