Конспект Непрерывной образовательной деятельности По финансовой грамотности «Что такое деньги, откуда они берутся» Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Толкачева Татьяна Юрьевна

Конспект помогает сформировать у дошкольников основы финансовой грамотности. Познакомить детей с историей возникноведения денег и их ролью в жизни человека. Закрепить представления детей о внешнем виде современных денег. Сформировать представления детей с назначением  и использованием денег. Воспитывать умение правильного обращения с деньгами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 126 комбинированного вида

 Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности

По  финансовой  грамотности  

 «Что такое деньги, откуда они берутся»

 Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей

с тяжёлыми нарушениями речи

Воспитатель: Толкачева Т.Ю.

Санкт-Петербург

2022 г.

                                                                                                                       

Цель:  формирования основ финансовой грамотности детей старшего возраста

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить представление детей об экономическом понятии: деньги, купюра, монета, пластиковая карта;
  • Познакомить детей с историей возникновения денег и их ролью в жизни человека.
  • Закрепить представления детей о внешнем виде современных денег ;

Формировать представления детей с назначением и использованием денег

Развивающие:

  • Развивать умения различать монеты, купюры;
  • Развивать познавательный интерес, внимание, смекалку.
  • Развивать умение выдвигать гипотезы и делать выводы.                                                    

Воспитательные:

  • Воспитывать отношение к деньгам, как к средству обмена денежных знаков на товары, удовлетворяющие разумные потребности;
  • Воспитывать умение правильного обращения с деньгами, монетами, купюрами.

Используемые технологии:

  • Здоровье сберегающая технология;
  • Игровая технология;
  • Личностно-ориентированная технология.  

Материал и оборудование: Образцы бумажных и металлических денег, пластиковые карты, мяч, кошелек с деньгами, шоколадные медальки для сюрпризного момента, карточки для игры «Что можно и нельзя купить», карточки с изображениями людей разных профессий, картинки с изображением первобытных людей занятых трудом.

Предварительная работа: Просмотр презентаций «Знакомство с историей денег», «Для чего нужны деньги», беседы «Как выглядят современные деньги (монеты, купюры, пластиковые карты), расходы семьи», игры «Супермаркет», «Ярмарка»,  Цикл занятий по профессиям, дидактические игры по профессиям. Чтение художественной литературы: «Сказка о золотой  рыбаке и рыбаке», «Кот в сапогах» Просмотр мультфильмов «Муха –цокотуха», «Маша растеряша», «Песенка мышонка», «Три поросенка».

                                          Ход деятельности:

Вводная часть. Создание положительной мотивации

 Воспитатель:-Ребята, давайте встанем в круг.

Нам здороваться не лень

Всем привет и добрый день!

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется!

К нам пришли сегодня гости,

Так давайте, улыбнемся и скажем дружно

ДОБРОЕ УТРО!!!

В:- Ребята, а вы знаете, что существует интересная страна Финансов?

А что такое финансы?

Ответы детей.

Воспитатель:- Страна Финансов очень большая, в этой стране живут разные  монеты, купюры, банкноты, рубли. Там происходят финансовые отношения, связанные с денежными расчетами.

Я вам  предлагаю  отправиться в эту страну!

Давайте закроем глаза и скажем:

 «Раз, два, три,  покружись в стране Финансов окажись»!

Раздается звук  кошелька (воспитатель показывает кошелек )

Воспитатель:- Ребята посмотрите, что это?  

Ответы детей.

Воспитатель:- А зачем людям необходим кошелек?

Ответы детей.

В: - Правильно, в кошельке хранят деньги.

В: - Давайте посмотрим, что же лежит в кошельке?

      Ребята, но чтобы  открыть кошелек надо отпадать финансовые задки:

       За сметану, хлеб и сыр

       В кассе чек пробьёт ... (кассир)

       Из какого аппарата

       Выдаётся нам зарплата? (банкомат)

       И врачу, и акробату

       Выдают за труд ... (зарплату

       В кошелек мы их кладем,

       С ними в магазин идем (деньги).

Ответы детей.

В: - Открывается кошелек и достает монеты  достоинством 1р., 2р., 5р., 10р.

Спрашивает, что это такое? (дети рассматривают монеты)

Ответы детей

Воспитатель: - Правильно, монеты.

                         - Какой формы монеты? (круглые)

                         - Из чего они сделаны?  (металлические)

                         - Какой издают звук, если в руке несколько монет? (звенят)

                         - Ребята, а  что ещё осталось у нас  в кошелке  (слышится шелест купюр)

Ответы детей

(дети рассматривают купюры достоинством 50р., 100р., 200р., 500р.)

Воспитатель:- Показывая купюры объясняет, что купюры бывают разного номинала (50р., 100р., 200р., 500р), на них изображены разные рисунки. Все бумажные деньги разного цвета, чтобы люди не путали их между собой.

Воспитатель: - Какой формы купюры? (прямоугольные)

                         - Из чего они сделаны?  (бумажные)

                         - Какой издают звук, если в руке помять? (шуршат)

                         - Ребята, а чем отличаются рублевые монеты от купюр

Ответы детей

Воспитатель: - Правильно, купюры  отличаются от монет, бумажные сделаны из бумаги ими можно похрустеть, а монетами позвенеть, потому что они металлические.

Воспитатель:- Ребята, как вы думаете, а можем ли мы сами нарисовать бумажные купюры?

Ответы детей

Воспитатель:- Совершенно точно, деньги нельзя нарисовать, потому что:

- деньги -это не просто бумажки и кусочек металла;

- их изготавливают специальные организации, на специальной бумаге и специальными красками, которые простой человек нигде не сможет взять;

- настоящие монеты имеют специальные отличительные знаки для того, чтобы их не могли подделать;

- в отличие от бумажек деньги не рвут, не мнут, на них нельзя рисовать;

- если купюра испортилась, её могут не принять в магазине:

- деньги берегут и обращаются с ними аккуратно;

Воспитатель:- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни».

Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.

- Монета круглая, а банкнота …(прямоугольная)

- Банкнота бумажная, а монета …(металлическая)

- Монета звенит, а банкнота …(шуршит)

- Монета металлическая, а банкнота…(бумажная)

Ответы детей

Воспитатель: - А от куда у ваших родителей, появляются деньги?

Ответы детей

Воспитатель: - Правильно, они ходят на работу, чтобы их заработать. За работу ваши родители получают заработную плату. А если в семье живет дедушка или бабушка, они получают пенсию. Пенсия -это деньги, которые человек получает за то, что проработал много лет. Если сестра или брат учатся, то за хорошую учебу студенты получают стипендию

 - А кем работают ваши родители? 

Ответы детей

Воспитатель: - Но еще, ребята,  есть и безналичные деньги, это пластиковая карта (показать пластиковую карточку, мы денег не видим, но они лежат на карте, и мы можем картой расплачиваться за товар). 

-Вы видели у своих родителей такую карточку?

- Как они покупают товар и расплачиваются по карте?

Ответы детей

Воспитатель:-Дети, а как вы думаете, как появились первые деньги?

Ответы детей

Воспитатель:- Хочу  вам рассказать одну историю о том, как появились деньги.

 Было время, когда денег совсем не существовало. Человек тогда еще жил в пещерах, вооружен был дубиной и все свое время тратил на добывание пищи. Деньги этому человеку совершенно не были нужны.
Но прошло много лет, и эти первобытные люди стали жить иначе. Они уже научились делать себе из камня топоры, ножи, глиняные горшки, копья, стрелы, шить одежду. Пищу добывали охотой и рыбной ловлей.

 (дети рассматривают иллюстрации)

 И пришла людям в голову мысль: можно меняться продуктами своего труда. Я тебе - зайца, рыбу, а ты мне - большой горшок для варки каши. Так появился обмен товара - предшественник современных денег. Но постоянно обмениваться разным товаром было не очень удобно. Соль, рис, чай можно было рассыпать, сушеная рыба могла пропасть. И тогда люди стали думать, какой один предмет использовать для обмена, и придумали деньги. Первые деньги у нас в России назывались гривна. Их можно было рубить на несколько частей, отсюда и появилось название РУБЛЬ 

(дети рассматривают иллюстрацию)

 Сначала придумали металлические монеты, а затем уже бумажные, потому что они легче и удобнее. Вот так появились деньги.

Воспитатель:- А сейчас давайте отдохнем, физминутку проведем.

Раз, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом,  (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить
,   (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить   (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока  (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! 
(спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

Воспитатель:– Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я называю, для чего нам нужны деньги, а вы находите на столе картинку, показываете ее всем и продолжаете. Итак, деньги нам нужны:

- для покупки продуктов питания;

- для оплаты бытовых услуг;

- для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);

- для покупки одежды;

- для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

- для оплаты проезда на транспорте;

- для покупки подарков;

- для покупки разных вещей для жизни и удобства человека в быту:

- для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т. д.

Воспитатель: -А почему пять картинок остались. А что нельзя купить за деньги?

  Ответы детей 

Воспитатель: Молодцы, нельзя купить: дружбу, любовь, жизнь, здоровье, солнце. Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются.

Воспитатель:- Вот сколько стоит ваша дружба?

Ответы детей

Воспитатель: Она бесценна, совершенно верно.

- Ребята, а вы знаете, что существует очень много народных поговорок о деньгах? А, что такое поговорка?

Ответы детей

Воспитатель: Поговорка– это мудрые слова, которые придумали люди, заключающие  жизненные моменты, поговорки могут учить, давать советы, предостерегать.

- Один из жителей страны Финансов, Рублик, хочет вам назвать поговорки, а вы объясните, как их понимаете. (Рублик называет поговорки)

- «Здоров буду - и денег добуду»

Ответы детей

Воспитатель: Да, если будет здоровье, то человек все что не пожелает может добыть сам, а если будет болеть, то и деньгам и любому богатству будет не рад.

- А вот еще одна поговорка, как ее понимаете?

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

Ответы детей

Воспитатель: Совершенно точно, гораздо лучше иметь много друзей, чем много денег, потому что деньги рано или поздно кончатся, а друзья всегда выручат и помогут.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним о чем мы сегодня говорили?

- Как люди поступали, когда не было денег?

- Какие были самые первые деньги?

- Какие бывают деньги?

- Чем отличается монета от банкноты?

- Как можно назвать монеты и банкноты одним словом?

- Что значит безналичный расчет?

-Для чего деньги нужны людям?

- Откуда деньги у ваших родителей?

- Как нужно относиться к денежным купюрам и монетам?

- Какие вы знаете поговорки о деньгах?

- Можно ли деньги изготовить самостоятельно?

Ответы детей

Воспитатель: Все верно, в современном мире без них прожить невозможно.

- Ребята, королева страны Финансов предлагает послушать стихотворение про своих жителей:

    Деньги на свет появились давно,

    Но назначенье у них всех одно:

    Их меняют на товар,

    Идут с ними на базар,

    Чтоб товары получить,

    За них надо заплатить.

Воспитатель: А нам пора отправляться в детский сад. Закрываем глаза и повторяем за мной:

«Раз, два, три вокруг себя повернись и в детском саду очутись».

Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Вам понравилось путешествие?

Ответы детей

Молодцы ребята, за вашу дружную работу королева страны Финансов приготовила для вас подарки шоколадные монетки (медальки - сюрпризный момент)

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи

Этот конспект предназначен для проведения итогово занятия по лексической теме "Морские жители". Можно использовать как интегрированное занятие для пелагогов работающих на группе, или как зан...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности с детьми Интегрированное занятие по теме “Варежковая сказка!” Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

   Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 126 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подгрупповое занятие в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Пчёлке Мае помогаем и гласные звуки повторяем»

Учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;Закреплять понятия “гласный звук”Активизировать и обогащать словарный запас....