Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению детей с трудом взрослых «Космонавт — героическая профессия»» Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Толкачева Татьяна Юрьевна

Конспект направлен на патриотическе развитие детей дошкольного возраста, знакомит детей с героической профессией- космонавт. Также развивают потребность к изучению истории своей Родины, воспитывает любовь и уважение к людям зтой профессии. В занятии спользуется разнообразное оборудование и пособия,  которые  позволяют сохранить познавательный интерес детей на протяжении всего времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 126 комбинированного вида

 Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по ознакомлению детей с трудом взрослых

                            «Космонавт — героическая профессия»»

Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей

с тяжёлыми нарушениями речи

Выполнила: воспитатель Толкачева Т.Ю.

Санкт-Петербург

декабрь

2022 г.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить представление детей  о   профессии космонавта;
  • Познакомить детей с  историей появления и развития профессии космонавта;
  •  Сформировать у детей представления о трудовых действиях космонавта:    изучают звезды, поверхность нашей Земли, уточняют погоду, фотографируют Землю, проводят эксперименты с растениями, испытывают новое оборудование.
  • Формировать представления детей об особенностях работы и жизни космонавтов в космическом корабле:
  • Познакомить детей с профессиями, обеспечивающими подготовку полёта в космос: инженер-конструктор, инженер строитель, врач космической медицины;
  • Активизировать словарь детей за счет слов: «космос», «космический корабль», «скафандр», «орбитальная станция», «невесомость» ,"солнечная система"

   Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес к профессии космонавт и космической тематике;
  • Развивать  внимание, смекалку.
  •  Развивать коммуникативные способности, диалогическую речь детей;    

Воспитательные:

  • Воспитывать   уважительное отношение к профессии космонавта, гордость за достижения своей Родины в области космонавтики;
  • Воспитывать чувство благодарности к человеку за его труд.
  • Воспитывать у детей познавательный интерес и любознательность

Используемые технологии:

  • Здоровье сберегающая технология;
  • Игровая технология;
  • Личностно-ориентированная технология.  

Материал и оборудование: Презентация: «Профессия – космонавт» слайды,  посвященные  Дню космонавтики с фотографиями Ю. А. Гагарина, экипажа космического корабля, орбитальной станции, космонавта в космическом корабле, космонавта в скафандре, космонавта в открытом космосе, подготовки космонавтов к полету; процессов работы космонавтов в космосе; фотографии инженера-конструктора, процесса работы инженера-конструктора, чертежей ракет; первого искусственного спутника Земли, космического корабля «Восток-1» и другого космического транспорта; дидактическое пособие «Танграм» по количеству детей, волшебная палочка для игры.

Предварительная работа: беседы с детьми о космосе, о Дне космонавтики рассматривание иллюстраций по теме «Космос», чтение художественной литературы: «Как солнце и луна в гости ходили» (албанская сказка), «Первый в космосе» В. Бороздин, «Первый полет» А. Митяев, «Как мальчик стал космонавтом» Л. Обухова, «Счастливого пути, космонавты» Г.Юрлин, «Моя первая книга о космосе» К.А.Порцевский; рассматривание и чтение детской энциклопедии «Космос»; просмотр мультфильмов: «Путешествие среди звезд и планет», «Изучаем космос», «Наука для детей», «Все о космосе и звездах», «Ракетно-космические мультики»; работа с дидактическим пособием «Танграм» конструирование «космического транспорта», блоки Дьеныша.

                                          Ход деятельности:

Вводная часть.

Дети под «космическую» музыку проходят и садятся на стульчики полукругом перед монитором.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с профессиями, назовите мне профессии, которые вы знаете?

Дети: называют знакомые профессии.

Воспитатель: А есть еще одна профессия, о которой мы сегодня с вами будем говорить. Послушайте загадку и я, надеюсь, вы догадаетесь, о ком она.

Сначала его в центрифуге крутили,

А после в тяжёлый скафандр нарядили.

Он в скафандре, со страховкой

Вышел на орбиту.

Кораблю поправил ловко

Кабель перебитый. (Космонавт)

Дети: ответы детей

Слайд: «Космическое пространство»

Воспитатель: Правильно, космонавт. Ребята, а какой праздник отмечает наша страна 12 апреля?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Конечно, День космонавтики.

Воспитатель: Почему праздник отмечается именно в этот день?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Правильно, в этот день Юрий Алексеевич Гагарин полетел на ракете в космос.

Слайд: фотография Ю.А. Гагарина

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о профессии «космонавт». Сейчас я вам расскажу об этой интересной, сложной, а иногда даже опасной профессии.

Люди всегда мечтали полететь к звездам. Они придумывали разные способы, для того чтобы подняться в небо. Например, люди изобрели воздушный шар. А что еще они изобрели, чтобы полететь в небо?

Дети: ответы детей

 Воспитатель: Как одним словом можно назвать транспорт, который вы перечислили?

 Дети: ответы детей

Воспитатель: Правильно воздушный. Но весь этот транспорт был не такой сильный и не мог долететь до звезд. И вот люди  изобрели  мощную машину.

Отгадайте, какую  машину люди изобрели?

Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться, 
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звезд. 
(Ракета)

Воспитатель: Что нужно для того, чтобы построить ракету.

Дети: ответы детей

Воспитатель: Правильно, нужен чертёж. схема, рисунок. Может кто-нибудь из вас подскажет, кто придумывает, какой космический корабль будет построен?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Разработкой чертежа, построением ракеты и её испытанием занимается инженер-конструктор. А изобрели ракету, ученые конструкторы, под руководством главного

Конструктора- Сергея Павловича Королёва.

Дети смотрят слайд: фото Сергея Павловича Королёва.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам ненадолго стать конструкторами и создать свой

космический корабль и отправиться в космическое путешествие.

Задание . У каждого из вас есть чертёж космического корабля, необходимые строительные детали (Танграм) Приступайте к работе.

Воспитатель: Посмотрите какие разные космические летательные аппараты у вас получились.

Понравилось вам быть в роли конструктора?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Когда ракета прошла все испытания, она готова к работе.

Её привозят на космодром и готовят к запуску. Ребята, что такое космодром?

Дети: ответы детей

Дети рассматривают слайд «Космодром»

Воспитатель: Космодром – это стартовая площадка для запуска ракет. Её строительством

занимаются инженеры - строители.

В день старта на космодром приезжает космический экипаж. Экипаж состоит из

нескольких человек.

Воспитатель: Давайте и мы с вами подготовимся к старту.

Физкультминутка

Я сегодня ваш пилот – Руки вверх, ладони соединить над головой

Отправляемся в полёт.

Все на старт. Готовы дети?- Ноги на ширине плеч

Полетим мы на ракете.- Руки вверх

Тайны космоса узнаем, - Круговые движения руками

Все загадки разгадаем. - Руки вниз

Ярко звёздочки сверкают,- Сжимать и разжимать пальцы рук

В гости всех нас зазывают. - Движение ладонями к себе

Все им дружно подмигнём, - Поочерёдное сжимание пальцев рук

Точно курс мы свой возьмём. - Ладони сложить вместе, движения влево-вправо

Воспитатель: Все готовы!

Дети: ответы детей

Воспитатель: Что должен надеть на себя космонавт перед стартом?

Дети: Скафандр

Воспитатель: Правильно. Скафандр снабжает человека воздухом, а также защищает от космических излучений. Он убережет космонавта в случае повреждения кабины во время полета, а также необходим в открытом космосе и для выхода на поверхность других планет и спутников.

Дети надевают скафандры (имитация движений) и гермошлем, заходят в ракету (садятся на ковёр)

Воспитатель: Перед стартом нам нужно проложить маршрут полёта. Эту работу в экипаже

выполняет космонавт-испытатель (пилот). Он осуществляет взлёт и посадку,

пилотирует корабль. Я предлагаю вам превратиться в пилотов и проложить

маршрут полёта.

Задание. На ковре разложены лабиринты рисунком вниз, каждый ребёнок выбирает себе картинку и прокладывает путь к орбитальной станции.

Воспитатель: Теперь давайте займём места в креслах и пристегнёмся ремнями. Дети ложатся на ковёр, обхватывают колени руками.

Начинаем отсчёт времени: (вместе с детьми) – 5, 4, 3, 2, 1 – ПУСК

При старте ракета дрожит, внутри ракеты ощущается очень сильная вибрация.

Воспитатель: Ребята! Наша ракета приближается к орбитальной станции. Космический корабль должен соединиться с МКС (международная космическая станция).

Дети рассматривают слайд с изображением МКС, стыковка космического корабля с МКС, переход на борт МКС

Воспитатель: Ребята, мы с вами попали на орбитальную космическую станцию – большой космический дом. Давайте подумаем и скажем, чем занимаются космонавты на борту станции.

Игра «Волшебная палочка»

Ребёнок называет действие и передаёт палочку другому ребёнку.

(Космонавты едят, спят, читают книги, смотрят в иллюминатор, ходят по кораблю, делают зарядку, фотографируют, исследуют космическое пространство, проводят эксперименты и т. д.)

Слайд: «Занятия космонавтов на орбитальной станции в космосе»

Воспитатель: Вы перечислили много занятий космонавтов. Они там не только едят, спят, у них в полёте есть свой план работы. Космонавт – испытатель (пилот) следит за полётом, управляет кораблём; космонавт – инженер проверяет исправность оборудования на борту МКС, испытывает новое оборудование; космонавт - исследователь проводит эксперименты, наблюдает за живыми объектами на борту МКС (растения, животные, следит за состоянием здоровья космонавтов в невесомости.

А также  они изучают звезды, поверхность нашей земли, уточняют погоду, фотографируют Землю и т. д.

Воспитатель: Как космонавты передвигаются по кораблю?

Дети: ответы детей

 Воспитатель: В космосе нет воздуха, нет силы притяжения. Все предметы становятся лёгкими,

как перышки. Их ничего не держит, поэтому они летают.

 (Дети смотрят слайд «невесомость»)

Воспитатель: Это хорошо или плохо?

Дети: Это хорошо, потому что… (можно полетать, это плохо, потому что… (предметы

летают, их надо ловить)

Воспитатель: Как же спят космонавты в космосе?

Дети: ответы детей

Воспитатель:Космонавты спят в спальных мешках, пристёгиваются к кровати ремнями. А как

выглядит еда космонавтов?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Да. вся еда космонавтов находится в тюбиках, баночках и пакетиках.

Воспитатель: Почему нельзя использовать обыкновенную земную еду и посуду.

Дети: ответы детей

 (Дети смотрят слайд «еда в космосе»)

Воспитатель: В космосе невесомость. Еда будет летать по орбитальной станции, это опасно. Ребята, какие опасности могут ещё подстерегать космонавтов на орбитальной

станции?

Дети: ответы детей

Воспитатель: В космосе летает много разных предметов: осколки метеоритов, обломки старых

космических кораблей и спутников. Это космический мусор. Любой из этих

обломков может повредить наш корабль. Если такое произойдёт, нужен будет

срочный ремонт.

Дети смотрят слайд: «Космический мусор»

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы космический мусор не повредил корабль?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Да, надо собрать космический мусор Как можно собрать обломки?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Для выхода в космос космонавт надевает специальный скафандр, на голову –

гермошлем, перчатки. Ему тяжело работать в космосе.

 Дети смотрят слайд «Выход в космос»

Задание. Игра: «Собери космический мусор» (игра с блоками Дьенеша)

На ковре три обруча (красный, зелёный, жёлтый). У каждого обруча своя кодовая карточка. Дети делятся на 3 команды и собирают «мусор» согласно кодовой карточке. Можно в перчатках.

Воспитатель: Молодцы, всё убрали. Космос чист. Легко ли вам было?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Вы выполнили все задания Центра подготовки космонавтов. Нам пора

отправляться на землю. Давайте на прощание посмотрим в иллюминатор и

расскажем, что мы там видим.

Дети: ответы детей

(планеты, метеориты, кометы, созвездия)

Воспитатель Теперь мы с вами надеваем скафандры и переходим в спускаемый аппарат А возвращаются космонавты домой в специальной капсуле на парашюте.. Здесь

мало места, садитесь поближе друг к другу (у каждого ребёнка своё место – круг

диаметром 30 см) Начинаем отсчёт: 5, 4, 3, 2, 1 – СПУСК

Наш аппарат движется к земле. Дети, сидя, покачиваются влево-вправо

Раскрылись парашюты.

Аппарат медленно опускается, касается земли.

Дети смотрят слайд «Возвращение на землю»

На Земле космонавтов встречают врачи, они проверяют их здоровье, а также военные, друзья и родственники.

Воспитатель: Мы на землю опустились

И в детей мы превратились.

Наш полёт закончился.

Как ваше  самочувствие и настроение?

Что вы узнали нового о

профессии космонавта?

Каким должен быть космонавт?

Чем занимается космонавт на орбитальной станции?

Что вам понравилось больше всего?

Воспитатель: Как много нового сегодня  мы узнали о профессии космонавт. Поднимите руку, кто хочет, когда вырастет, стать космонавтом?

Чтобы космонавтом стать,

Надо потрудиться.

День с зарядки начинать,

Хорошо учиться.

Слабакам не по плечу

Звездные дороги.

На корабль могут взять

Только сильных, ловких.

Воспитатель: Давайте с вами ребята будем стараться быть похожими на космонавтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гости к Деду Буквоеду (Образовательная область «Коммуникация», коррекционно-развивающая работа. Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи)

Непосредственная образовательная деятельность направлена на дифференциацию у детей на слух и в произношении звуков Б-П, развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, а также разграничен...

Организованная образовательная деятельность по художественно - эстетическому развитию (аппликация) "Деревья в лесу" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (ОНР)

Программные задачи:Обучающие: Закреплять знания детей об осени. Совершенствовать навыки работы с природным материалом. Обогащать словарный заапас.Развивающие: Развивать творческое воображение, фантази...

Конспект образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни у детей старше - подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) № 5 «Чтобы зубки не болели»

Конспект образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни у детей старше - подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) № ...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме «Огород на окне. Посадка гороха.»

Совершенствование речи и мышления детей через исследовательскую деятельность в процессе ознакомления с растениеводством, работе с землей через опыт и эксперимент.Закрепить, обобщить и дополнить знания...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности По финансовой грамотности «Что такое деньги, откуда они берутся» Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Конспект помогает сформировать у дошкольников основы финансовой грамотности. Познакомить детей с историей возникноведения денег и их ролью в жизни человека. Закрепить представления детей о внешнем вид...

Методическая разработка. Конспект Мастер-класса «Сочинять лимерики-легко и весело!» с участием детей и родителей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Детская поэзия – это свой, особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове. Рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека.Одной ...