В гости к Деду Буквоеду (Образовательная область «Коммуникация», коррекционно-развивающая работа. Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Кишинька Елена Валентиновна

Непосредственная образовательная деятельность направлена на дифференциацию у детей на слух и в произношении звуков Б-П, развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, а также разграничение понятий "одежда", "обувь", "головные уборы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon dokument_microsoft_office_word_3.zip17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи:

        Коррекционно-образовательные:

- тренировать детей в различении на слух звуков [п] [п'] – [б] [б'] (изолированно, в слогах, словах, предложениях) с опорой на их артикуляционные признаки;

- закрепить соотнесение глухих звуков [п], [п'] с буквой П, а звонких [б] ,[б'] с буквой Б;

- упражнять в звукобуквенном анализе слов;

- закреплять понятия звонкий, глухой согласный;

- расширять словарный запас по теме “Одежда”;

        Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух и восприятие;

- активизировать  зрительное восприятие, моторику рук;

        Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать навыки самоконтроля;

- закреплять умение работать в коллективе сверстников.

        Материалы и оборудование: картинки-символы звуков  [п]– [б], карточки с буквами, перфоконверты, карандаши простые, портрет Деда Буквоеда, электронная презентация с развивающими играми, мяч.

Ход непосредственной образовательной деятельности

  1. Организационный момент.

Логопед: Сегодня мы с вами побываем в гостях у Деда Буквоеда. Давайте расскажем, что мы будем делать.

Пальчиковая гимнастика

  С Дедом Буквоедом

  Мы пойдём по сказке звуков,

  Нам преграды нипочём,

  Не боимся злых мы духов.

  Будем с язычком дружить

  И с воздушной струйкой тоже.

  Ну а звуки говорить

  Буквоед нам всем поможет.

  1. Введение в тему.

Логопед: Я знаю, что  Дед Буквоед очень любит играть на музыкальных инструментах: балалайке и музыкальной погремушке. Чтобы было веселее, он вовремя игры произносит первый звук, с которого начинается название этого музыкального инструмента. Получается очень забавно. Как вы думаете, какой звук произносит Дед Буквоед, когда бьёт по струнам балалайки?

Дети: Звук   [б]  .

Логопед: Попробуем сыграть также (имитация игры на балалайке, произнося звук  [б] . А когда звенит погремушкой, что он напевает?

Дети: Он поёт: [п] - [п] - [п] .

Логопед: Давайте попробуем также сыграть (имитация игры с погремушкой).

  1. Новый материал
  1. Сравнительная  акустико-артикуляционная характеристика звуков.

Слайд №1.

- Дайте характеристику звуку  [б]  (с опорой на план-схему характеристики звуков).

- Назовите ему парный мягкий звук.

Дети: Звук [б']. (характеристика звука с опорой на план-схему)

-  Дайте характеристику звуку [п]  (с опорой на план схему характеристики звуков).

- Назовите ему парный мягкий звук.

Дети: Звук [п'] (характеристика звука с опорой на план-схему).

Вывод

         Сходство: звуки  [б]   и     [п]     - согласные; при произнесении этих звуков активное участие принимают губы. Они смыкаются и резко размыкаются под напором выдыхаемого воздуха, образуя звук.

        Различие: когда мы произносим звук   [б] , то, приложив пальцы к горлу, можно услышать, как горлышко «работает»( звенит), а при произнесении звука      [п]  горлышко молчит; звук    [б]   - звонкий, а звук [п]   - глухой.

        2.Игра «Повтори песенку» (с мячом):

         Логопед: Дед Буквоед просит спеть с ним песенку:

Ба-па-ба         па-ба-ба    Бо-по-бо    по-бо-по    Бу-пу-бу             пу-бу-пу

3. Различение звуков   [б]   и     [п]  в ряде звуков, слогов, слов.

Логопед: Дед Буквоед предлагает поиграть: он будет называть звуки, слоги, слова. Когда вы услышите звук [б], поднимите картинку с изображением балалайки, а на звук  [п]  - картинку с изображением погремушки.

Звуки: [п],  [т],  [б],  [в],  [г],  [л],  [п] , [б],  [н],  [б],  [п].  

Слоги: ка-  па – но – ло – бы – гу – бо – пы

Слова: бумага, газета, пакет, сова, бублик, пряник, банан.

     4. Дифференциация [б][б’] – [п][п’] в предложениях.

 Слайд №2

    «Игра Деда Буквоеда»

 Вам Буквоед подарил

 На наряды сто рублей.

 Что хотите, покупайте,

 Но наряды выбирайте

 Лишь со звуками [б], [ б’] в названье…

 Приготовились. Вниманье!

(Отвечать нужно полными предложениями)

- Вы наденете юбочку с блузкой или платье? (Я надену юбочку с блузкой.)

- Вы выберете шубу или пальто? (Я выберу шубу.)

- На голове будет берет или шляпа? (На голове будет берет.)

 - На шею наденете бусы или цепочку? (На шею надену бусы.)

- Блузку украсят бантики или пуговицы? (Блузку украсят бантики.)

- Выбирайте обувь: сапоги или ботинки. (Я выберу ботинки.)

  1. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.
  2. Закрепление. Связь букв и звуков.
  1. Сравнение букв Б – П

- Подсчитать сколько букв Б на карточке.

- Подсчитать сколько букв П на карточке.

Б п б  П  П п б п п п  б

2.Чтение слоговой таблицы. Слайд №3

3.Д/игра «Скажи наоборот». Проверь себя - прочитай.

Слайд №4

                      Па – ба            По – бо               Пу – бу               Пы – бы

4.Д/игра «Замени первый звук в слове». Проверь себя – прочитай.

Слайд №5

пой – бой    почка – бочка   папка – бабка   папа – баба   падать – бодать

  1. д Буквоед хочет узнать как вы умеете различать звуки [б] - [п] -[б,] - [п,].        Возьмите перфоконверты. Я называю слова, а вы внимательно слушаете и записываете буквы, стоящие в начале слова в окошки конвертов.

           Первый ряд: пальто, брюки, пиджак, блузка

           Второй ряд:  берет, боты, пуловер, пилотка

  1. Итог.

Логопед: Вот и настала пора прощаться с Дедом Буквоедом. Давайте вспомним, в какие игры мы играли с Буквоедом. Что вам сегодня больше всего понравилось?  Дети называют игры и  от Деда Буквоеда получают подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи

Этот конспект предназначен для проведения итогово занятия по лексической теме "Морские жители". Можно использовать как интегрированное занятие для пелагогов работающих на группе, или как зан...

Годовой план работы воспитателей Пономаренко С.А. в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Светлячок»

Целями и задачами на учебный год является:Цель – всестороннее развитие детей.Задачи:достижение гармоничного физического и психического развития воспитанников;диагностика и анализ уровня развития...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Данная программа разработана на основе «Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи, с учётом «Примерной комплексной образо...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению детей с трудом взрослых «Космонавт — героическая профессия»» Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Конспект направлен на патриотическе развитие детей дошкольного возраста, знакомит детей с героической профессией- космонавт. Также развивают потребность к изучению истории своей Родины, воспитывает лю...

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая группа)

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (2 год обучения – подготовительная группа)

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...