В гости к Деду Буквоеду (Образовательная область «Коммуникация», коррекционно-развивающая работа. Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Кишинька Елена Валентиновна

Непосредственная образовательная деятельность направлена на дифференциацию у детей на слух и в произношении звуков Б-П, развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, а также разграничение понятий "одежда", "обувь", "головные уборы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon dokument_microsoft_office_word_3.zip17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи:

        Коррекционно-образовательные:

- тренировать детей в различении на слух звуков [п] [п'] – [б] [б'] (изолированно, в слогах, словах, предложениях) с опорой на их артикуляционные признаки;

- закрепить соотнесение глухих звуков [п], [п'] с буквой П, а звонких [б] ,[б'] с буквой Б;

- упражнять в звукобуквенном анализе слов;

- закреплять понятия звонкий, глухой согласный;

- расширять словарный запас по теме “Одежда”;

        Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух и восприятие;

- активизировать  зрительное восприятие, моторику рук;

        Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать навыки самоконтроля;

- закреплять умение работать в коллективе сверстников.

        Материалы и оборудование: картинки-символы звуков  [п]– [б], карточки с буквами, перфоконверты, карандаши простые, портрет Деда Буквоеда, электронная презентация с развивающими играми, мяч.

Ход непосредственной образовательной деятельности

  1. Организационный момент.

Логопед: Сегодня мы с вами побываем в гостях у Деда Буквоеда. Давайте расскажем, что мы будем делать.

Пальчиковая гимнастика

  С Дедом Буквоедом

  Мы пойдём по сказке звуков,

  Нам преграды нипочём,

  Не боимся злых мы духов.

  Будем с язычком дружить

  И с воздушной струйкой тоже.

  Ну а звуки говорить

  Буквоед нам всем поможет.

  1. Введение в тему.

Логопед: Я знаю, что  Дед Буквоед очень любит играть на музыкальных инструментах: балалайке и музыкальной погремушке. Чтобы было веселее, он вовремя игры произносит первый звук, с которого начинается название этого музыкального инструмента. Получается очень забавно. Как вы думаете, какой звук произносит Дед Буквоед, когда бьёт по струнам балалайки?

Дети: Звук   [б]  .

Логопед: Попробуем сыграть также (имитация игры на балалайке, произнося звук  [б] . А когда звенит погремушкой, что он напевает?

Дети: Он поёт: [п] - [п] - [п] .

Логопед: Давайте попробуем также сыграть (имитация игры с погремушкой).

  1. Новый материал
  1. Сравнительная  акустико-артикуляционная характеристика звуков.

Слайд №1.

- Дайте характеристику звуку  [б]  (с опорой на план-схему характеристики звуков).

- Назовите ему парный мягкий звук.

Дети: Звук [б']. (характеристика звука с опорой на план-схему)

-  Дайте характеристику звуку [п]  (с опорой на план схему характеристики звуков).

- Назовите ему парный мягкий звук.

Дети: Звук [п'] (характеристика звука с опорой на план-схему).

Вывод

         Сходство: звуки  [б]   и     [п]     - согласные; при произнесении этих звуков активное участие принимают губы. Они смыкаются и резко размыкаются под напором выдыхаемого воздуха, образуя звук.

        Различие: когда мы произносим звук   [б] , то, приложив пальцы к горлу, можно услышать, как горлышко «работает»( звенит), а при произнесении звука      [п]  горлышко молчит; звук    [б]   - звонкий, а звук [п]   - глухой.

        2.Игра «Повтори песенку» (с мячом):

         Логопед: Дед Буквоед просит спеть с ним песенку:

Ба-па-ба         па-ба-ба    Бо-по-бо    по-бо-по    Бу-пу-бу             пу-бу-пу

3. Различение звуков   [б]   и     [п]  в ряде звуков, слогов, слов.

Логопед: Дед Буквоед предлагает поиграть: он будет называть звуки, слоги, слова. Когда вы услышите звук [б], поднимите картинку с изображением балалайки, а на звук  [п]  - картинку с изображением погремушки.

Звуки: [п],  [т],  [б],  [в],  [г],  [л],  [п] , [б],  [н],  [б],  [п].  

Слоги: ка-  па – но – ло – бы – гу – бо – пы

Слова: бумага, газета, пакет, сова, бублик, пряник, банан.

     4. Дифференциация [б][б’] – [п][п’] в предложениях.

 Слайд №2

    «Игра Деда Буквоеда»

 Вам Буквоед подарил

 На наряды сто рублей.

 Что хотите, покупайте,

 Но наряды выбирайте

 Лишь со звуками [б], [ б’] в названье…

 Приготовились. Вниманье!

(Отвечать нужно полными предложениями)

- Вы наденете юбочку с блузкой или платье? (Я надену юбочку с блузкой.)

- Вы выберете шубу или пальто? (Я выберу шубу.)

- На голове будет берет или шляпа? (На голове будет берет.)

 - На шею наденете бусы или цепочку? (На шею надену бусы.)

- Блузку украсят бантики или пуговицы? (Блузку украсят бантики.)

- Выбирайте обувь: сапоги или ботинки. (Я выберу ботинки.)

  1. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.
  2. Закрепление. Связь букв и звуков.
  1. Сравнение букв Б – П

- Подсчитать сколько букв Б на карточке.

- Подсчитать сколько букв П на карточке.

Б п б  П  П п б п п п  б

2.Чтение слоговой таблицы. Слайд №3

3.Д/игра «Скажи наоборот». Проверь себя - прочитай.

Слайд №4

                      Па – ба            По – бо               Пу – бу               Пы – бы

4.Д/игра «Замени первый звук в слове». Проверь себя – прочитай.

Слайд №5

пой – бой    почка – бочка   папка – бабка   папа – баба   падать – бодать

  1. д Буквоед хочет узнать как вы умеете различать звуки [б] - [п] -[б,] - [п,].        Возьмите перфоконверты. Я называю слова, а вы внимательно слушаете и записываете буквы, стоящие в начале слова в окошки конвертов.

           Первый ряд: пальто, брюки, пиджак, блузка

           Второй ряд:  берет, боты, пуловер, пилотка

  1. Итог.

Логопед: Вот и настала пора прощаться с Дедом Буквоедом. Давайте вспомним, в какие игры мы играли с Буквоедом. Что вам сегодня больше всего понравилось?  Дети называют игры и  от Деда Буквоеда получают подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план работы воспитателей Пономаренко С.А. в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Светлячок»

Целями и задачами на учебный год является:Цель – всестороннее развитие детей.Задачи:достижение гармоничного физического и психического развития воспитанников;диагностика и анализ уровня развития...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Данная программа разработана на основе «Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи, с учётом «Примерной комплексной образо...

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая группа)

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (2 год обучения – подготовительная группа)

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...