ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

ЗАЙЦЕВА МАРИНА КОНСТАНТИНОВНА

ИГРА ПУТЕШЕСТВИЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_puteshevstvie.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 компенсирующего вида Пушкинского района

г. Санкт-Петербурга

Конспект НОД в старшей группе

Тема: Игра « Путешествие в прошлое одежды »

Используемые технологии:

Здоровьесберегающая

Игровые ситуации

Исследовательская деятельность

Конспект разработан:

воспитателем Зайцевой М.К.

Пушкин

2013

ВЕЧЕР РАЗВЛЕЧЕНИЙ

(СТАРШИЙ ВОЗРАСТ)

Игра «Путешествие в прошлое одежды»

Цель:

Закрепить знания о старинной русской народной одежде.

Задачи:

  • Знакомить детей с историей возникновения русской народной одежды
  • Обогащение активного словаря: рубаха, лапти, понева, душегрея, кушак, кокошник.
  • Закрепление навыков счета
  • Воспитание интереса к народному творчеству, русским народным традициям, уважение к прошлому своего народа, его обычаям

Материал:

Лабиринт, картинки с элементами русской народной одежды, кроссворд, игра «Разложи по порядку», карточки с точками, лоскутки ткани

(Дети стоят у входа в муз. зал)

1. Организационная часть. Мотивация деятельности

В.:  Ребята, вы любите путешествовать? Тогда сегодня мы отправимся в прошлое одежды. Перед вами дороги с цифрами. Сколько здесь дорог? (10) Рядом с каждой дорогой  лежат конверты,  мы сейчас их перевернём, на них написаны цифры. Посмотрите, соответствуют ли цифры на конвертах с цифрами на дорогах? (разложите правильно, чтобы цифры на конвертах соответствовали цифрам на дорогах).

2. Основная часть

Давайте сейчас возьмём конверт с цифрой 1.Прежде чем мы откроем конверт  и узнаем первое задание, давайте вспомним, что носили люди на Руси.

  1. Загадки

Я вам сейчас загадаю загадку. Вот вам небольшая подсказка. Эту одежду носили и мужчины,  женщины, дети.

«Дуйся не дуйся, а через голову суйся»

                                            ( рубаха)

Правильно, самой распространенной одеждой на Руси была рубаха. А чем  отличалась мужская рубаха от женской?

( По длине. Женская рубаха была ниже колен, а мужская до колен и она имела разрез по середине или сбоку. Рубахи украшались  вышивкой по вороту, подолу и внизу рукавов. Вышивка служила не только украшением, но служила оберегом. Считалось , что оберегает человека от злых сил.

Послушайте ещё загадку. Это элемент одежды который носили все.

- Надену, ободом сведёт,

  Сниму, змеёй упадёт.

   Тепла не даёт,

    А без него холодно.

                    (пояс, кушак)

Следующая загадка :

    Сплетён липовый кузовок,

     Ночью отпёрт, днём запёрт.

                                       ( лапти)

Эту обувь носили все, и женщины, и мужчины, и дети. В старину говорили: « Лапотная Русь». Только на Руси носили лапти больше нигде.

Следующая загадка:

Езжу верхом, не ведаю на ком,

Знакомца встречу – соскочу, привечу.

                              (шапка)

Сейчас при встречи люди здороваются за руку, а раньше, при встрече, в знак приветствия люди снимали шапку.

А кто носил этот головной убор?        ( мужчины)

 А что еще носили мужчины в старину?   ( порты, онучи, лапти, колпак)

Что такое порты?  Онучи?  Лапти? Колпак?

А что из женской одежды вы знаете? (сарафан, передник,  душегрея, лапти, кокошник)

Что такое сарафан? Передник? Душегрея? Кокошник?

- Посмотрите, на полу лабиринт. Надо узнать кто в какую одежду одет и назвать её.    

Сейчас берём конверт с цифрой 2 и узнаем следующее задание.,

Ребята, как называется человек который шьёт одежду?  (портной). А почему он так называется? А потому, что в древней Руси вся одежда называлась порты или портище. Слово «платье» появилось только в 16 веке, а портами стали называть часть мужской одежды. Портные в зависимости от того, что они шили, назывались «шубниками», «кафтанниками» , «рукавишниками», так появилась пословица: «                   Всяк портной на свой раскрой».

  1. Игра  «назови ласково» ( с мячом)

Телогрея – телогреечка                       рубаха – рубашечка

Лямка – лямочка                                    рукава – рукавчики

Пояс - поясок                                           карман – кармашек

Понёва – понёвка                                   кушак – кушачок

Передник – передничек                        шуба – шубка

Тулуп – тулупчик                                      душегрея – душегреечка

Кафтан – кафтанчик                                кокошник – кокошничек

Сарафан – сарафанчик                           застежка – застежечка

Молодцы. Давайте посмотрим конверт с цифрой 3 

Ребята, из какого растения изготавливалась одежда на Руси?  Правильно изо льна.

  1. Мы сейчас споём хороводную песню «Ленок».

Вот видите сколько приходилось трудиться чтобы из растения получилась ткань.

Следующий у нас конверт с цифрой 4.

  1. Задание «реши кроссворд»

Пора открывать следующий конверт с цифрой  5

А задание здесь такое. На ватмане нарисованы люди. Посмотрите в чем они одеты?

Правильно с правой стороны одеты в современную одежду, а с левой одеты в р. н. костюм. Надо одежду разложить ( приклеить) кому какая одежда принадлежит и назвать её.

Давайте откроем следующий конверт с цифрой 6

  1. Игра «Разложи по порядку»

На столе лежат карточки  «Надо пронумеровать одежду, в каком порядке одевался бы ты?» Вы знаете, что есть мужская и женская одежда. Поэтому  мальчикам карточки с мужской одеждой, а девочкам с женской.

И следующий конверт с какой цифрой? 7   

  1. Физминутка « у бабушки Маланьи»

Ребята, вы любите играть? На Руси тоже любили играть, я приглашаю вас на ковер, встаньте пожалуйста в круг, повторяйте за мной слова и движения.

 - У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

- Жили в маленькой избушки ( сложить руки домиком)

- семь сыновей (семь пальцев)

- все без бровей,  ( очертить брови пальцем)

-Вот с такими ушами, ( растопырить ладони, поднести к ушам)

- Вот с таки носами ( показать нос двумя растопыренными руками)

- Вот с такими усами, ( нарисовать пальцем усы)

- Вот с такой головой, ( показать руками)

- Вот с такой бородой, ( показать руками)

_ они не пили, и не ели ( поднести ко рту чашку, другой ложку)

- На Маланью все глядели, ( держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

- и все делали вот так… (показать любое движение).

Поиграли, пора открывать следующий конверт с цифрой 8

  1. Игра  « Найди одежду по точкам»

Следующий конверт с цифрой 9

  1. Пословицы

 Какие вы знаете пословицы про одежду?   (объяснить их значение)

«У бабы –те же мешки : рукава завяжи, да чего хочешь положи.»    

«Работать спустя рукава»

  « Не поносишь старого – не носить и нового.»

«Шуба тепла и богата – жить вам легко и богато»

«Друг лучше старый , а платье новое»

«по одёжке встречают , а по уму провожают»

«У ленивой пряхи и про себя нет рубахи»

« По Сеньке шапка, по Фоме и колпак»

(чем выше мужской головной убор, тем более высокое положение он занимает её хозяин)

« Работать засучив рукава»

«Будишь хорошо прясть- хорошо оденешся»

И остался у нас последний конверт с цифрой 10

  1. «Изготовить куклу самоделку»                                                                                                                                                                            

В старину не было магазинов с игрушками, люди изготавливали их своими руками. И мы сегодня сделаем куклу из лоскутков ткани и возьмем себе на память.

3. Итоговая часть. Рефлексия.

Вот и подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось? Что понравилось больше всего? Что больше всего вас удивило? Какие новые названия одежды вам запомнились? Что вы сможете рассказать родителям о русской народной одежде?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исс...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность.

Уважаемые педагоги! Если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят; если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия; если вы желаете общат...