Аналитическая папка на тему: «Технология информативного воздействия»
методическая разработка по теме

Шамина Валерия Владимировна

 

Речевое воздействие, в широком смысле – воздействие на индивидуальное или коллективное сознание и поведение, осуществляемое разнообразными речевыми средствами, иными словами – с помощью сообщений на естественном языке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая папка 

на тему:

«Технология информативного воздействия»

  • Понятие «информативное речевое воздействие».

Речевое воздействие, в широком смысле – воздействие на индивидуальное или коллективное сознание и поведение, осуществляемое разнообразными речевыми средствами, иными словами – с помощью сообщений на естественном языке.

В узком смысле, под речевым воздействием понимают использование особенностей устройства и функционирования перечисленных знаковых систем, и прежде всего естественного языка, с целью построения сообщений, обладающих повышенной способностью воздействия на сознание и поведение адресата или адресатов сообщения.

Информирование – минимальное речевое воздействие, связанное с принятием / непринятием информации.

Информативное речевое воздействие обеспечивается пятью технологическими умениями.

  1. Пластические умения. В понятие «пластические умения» входят умения педагога выражать пластикой тела определенные отношения и состояния, а также транслировать некоторую часть информации и влиять на создание благоприятной для восприятия атмосферы.
  2. Логические умения. Эта группа умений связана со способностью педагога конструировать содержание и фразы, с которыми он обращается к детям.
  3. Экспрессивные умения. Они повышают эмоциональную окраску содержания, делая его более доступным для восприятия детей. Здесь можно выделить два компонента: образность и интонационную выразительность.
  4. Дискуссионные умения. С помощью этих умений педагогу в работе с детьми удается создать (инструментовать) два образа: образ сотрудничества и образ собеседования.
  5. Перцептивные умения. В эту группу входят умения, связанные с чувственным восприятием (умение видеть, умение слышать и т.д.).

  • Понятие «информативное демонстрационное воздействие».

Рассматривая понятие «информативное демонстрационное воздействие», в первую очередь необходимо определиться в двух понятиях – «наглядный» и «демонстрационный» материал.

Демонстрационным материалом может являться все, что чувственно воспринимается человеком.

Наглядный же материал, кроме чувственного восприятия и непосредственного созерцания, должен обладать такими характеристиками, как доступность, убедительность, понятность для наблюдателя.

Качество познания улучшается при условии использования максимального количества органов чувств, однако для того, чтобы воспринимаемый таким образом объект стал наглядным.

Таким образом, выявленные закономерности в этой области, дают совокупность технологических правил информативного демонстрационного воздействия.

  1. Предлагаемый детям наглядный материал должен быть доступен, прост и понятен.
  2. Следует стремиться к тому, чтобы используемый материал (наглядный или демонстрационный) оказывал воздействие, на максимально возможное количество органов чувств.
  3. Обязательное подкрепление демонстрации речью. Речевое пояснение в сочетании с наглядностью углубляет постижение и осмысление предмета объяснения
  4. Доска, таблица, экран должны иметь горизонтальное расположение с соотношением 3:4, а округленные углы повышают информационную емкость. Наиболее значимую информацию рекомендуется располагать в правой верхней половине формы.
  5. Педагогу, производя записи на доске следует выделять выводы прямоугольником, овалом.
  6. Размеры букв на доске должны быть не менее 1/3 лица, чтобы производимая запись легко прочитывалась с любой парты. Увеличение букв повышает убедительность.
  7. Использование цветного изображения (цветные мелки, маркеры) облегчает восприятие, т.к. цвет распознается легче и быстрее.

  • Наглядный и демонстрационный материал как средство получения информации и формирования отношений.

Демонстрация заключатся в наглядно-чувствительном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде.

Данный метод в основном служит для раскрытия динамики изучаемых явлений, но хорошо используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или место положением в ряду об однородных предметов.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и диафильмов. Метод демонстрации обеспечивает объемное комплексное, многоаспектное восприятие информации, способствует развитию у учащихся всех систем восприятия, особенно наглядно-чувственного, повышающего качество усвоения учебного материала; приобретение как теоретических, так и практических навыков и умений; развивает познавательную активность и мотивацию к учебной и исследовательской деятельности.

Наглядность – это такой метод наглядного обучения, при котором представления и понятия учащихся формируются на основе непосредственного восприятия самого предмета изучения.

Наглядность в обучении - дидактический принцип, призванный способствовать тому, чтобы у обучающихся благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира формировались представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализировались и обогащались в связи с учебными задачами.

  • Пластический образ как технологическое средство воздействия.

В понятие «пластический образ» входят умения педагога выражать пластикой тела определенные отношения и состояния, а также транслировать некоторую часть информации и влиять на создание благоприятной для восприятия атмосферы.

Пластический образ складывается из темпо-ритма движений, рисунка и методики жестов, походки и позы человека. Пластический образ точно так же, как язык мимики, обладает огромными возможностями раскрывать внутренний мир в его самых тонких и скрытых движениях. Телодвижение выдает иногда даже те отношения, которые мы хотим скрыть. Дети легко прочитывают по пластике телодвижений наши истинные чувства.

Пластика - общий рисунок жестов и движений, производимых педагогом. Воспринимаемая детьми пластика оказывает столь же сильное влияние на детей, как звучание голоса и мимика.

Прежде всего, учитель должен уметь  принимать «открытую позу»: ноги - на ширине плеч, одна чуть впереди другой; руки опущены или слегка согнуты в локтях; ладони раскрыты и направлены к аудитории; мимика выражает доброжелательность. «Открытая поза» способствует установлению контакта с детьми, так как весь внешний вид педагога говорит о стремлении и готовности к совместной работе.

Во время передачи информации большое значение имеет баланс «диагонали» и «вертикали». «Диагональ» - это легкий наклон туловища вперед, к которому обычно прибегают люди в общении друг с другом, когда сообщают что-то важное и значимое для них, а в сугубо конфиденциальном разговоре буквально склоняются к уху собеседника и переходят на шепот. «Диагональ» воспринимается как откровенность, и потому в общении с детьми педагогу никак не обойтись без нее, особенно в момент трансляции наиболее сложной для восприятия и понимания информации. Закончив свое сообщение, педагог предоставляет аудитории возможность «перевести дух», отдохнуть обдумать услышанное. Для этого он пластически заменяет «диагональ» на «вертикаль» (прямое положение тела или даже незначительный наклон назад). «Вертикаль» демонстрирует временный уход от разговора, небольшую "передышку" в общении субъектов.

Жестикуляция преподавателя также является важным элементом его пластики. Условно жесты можно разделить на психологические и описательные. Информация, передаваемая при помощи психологических жестов, легко прочитывается и не требует дополнительной речевой расшифровки.

Немаловажной характеристикой пластики становится ее мелодичность. Это означает, что движение и жесты должны гармонировать с обликом человека, его речью, соответствовать теме и стилю общения. Пластика, жест и артикуляция должны привлекать, очаровывать, создавать впечатление красоты и изящества, а не раздражать или вызывать насмешку.

1. Выбор пластической позы.

Оптимальный пластический образ учителя на уроке выглядит примерно так:

  • открытая поза;
  • руки опущены вдоль тела или немного согнуты в локтях;
  • ладони время от времени разворачиваются к аудитории;
  • пластика плавная, мелодичная;
  • преобладание психологических жестов над описательными;
  • для привлечения внимания слушателей производится несколько шагов от стола к аудитории, и наоборот, для ослабления внимания – несколько шагов назад.

Мелодичная, скоординированная пластика пленяет и располагает детей, завороженные грацией педагога и подражая ему, ученики преодолевают свою неуверенность, как внешнюю, так и внутреннюю, и активно взаимодействуют с ним.

  • Наглядный и демонстрационный материал.

Наглядный и демонстрационный материал это средствами обучения, под которыми понимается совокупности предметов, явлений, знаки (модели), действия, а также слово, участвующие непосредственно в учебно-воспитательном процессе и обеспечивающие усвоение новых знаний и развитие умственных способностей.

Наглядность - это один из принципов познания и чувственного восприятия действительности. Этот принцип основан на показе конкретных предметов и явлений и их непосредственного отражения в сознании людей.

К демонстрационному материалу относят: приборы, опыты, технические установки, препараты, видео, аудио установки.

К наглядным материалам относят: плакаты, карты, рисунки, портреты ученых, технологические карты, пособия и т.д.

Классификация наглядного и демонстрационного материала по содержанию и характеру исторического образа:

- Естественная или натуральная наглядность демонстрирует явления и объекты, которые можно встретить в действительности (реальные предметы, муляжи, геометрические тела, макеты объектов, фотографии и т.д.).

- Изобразительная наглядность демонстрирует модели или макеты устройств, графические пособия (рисунки, плакаты, схемы), экранные средства (диафильмы) и другие наглядные пособия.

- Словесно-образная наглядность – специфический вид, к которому относят яркие рассказы и словесные описания, звуковые устройства.

- Практический показ действий – предполагает демонстрацию обучающим различных действий. Это работа с инструментом на уроках труда, физические упражнения на уроках физкультуры, практические задания в профтехучилищах.

- Знаковые модели, математические, химические формулы и уравнения и другие интерпретированные модели;

- Динамические наглядные модели (кино и телефильмы, диапозитивы, мультфильмы и др.)

Классификацию по внешним признакам:

 - печатные,

- экранные,

- звуковые средства обучения

Классификация наглядных средств по содержанию:

- естественная монументальная наглядность: подлинные монументальные исторические памятники прошлого и памятные места (пирамиды Древнего Египта, Колизей, Софийский собор в Новгороде, Красная площадь в Москве и др.);

- подлинные предметы материальной культуры (археологические находки, вещественные остатки: орудия труда, зёрна, плоды, кости, денежные знаки, оружие, украшения и др.);

- специально изготовленная предметная наглядность (макеты, модели, реконструкции предметов быта, труда);

- изобразительная наглядность (учебные картины, репродукции);

- условно-графическая наглядность (схематические рисунки, исторические карты, аппликации, схемы, графики, диаграммы);

- технические средства обучения (ТСО): кинофильмы (кинофрагменты), диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, компакт-диски (аудио и компьютерные).

  • Требования к наглядному и демонстрационному материалу:

 - Наглядное пособие не должно содержать ошибок.

- Должна быть последовательность в изложении учебного материала.

-Демонстрационный материал должен задействовать большее количество органов чувств.

- Информация, передаваемая во всех наглядного материала, должна быть научно достоверной, соответствовать современному состоянию изучаемой науки.

- Соблюдение оптимальное соотношение между научностью и доступностью.

Эстетические требования:

- должен иметь адекватное качественное (имеется в виду - реалистичность изображения, размер предметных картинок, яркость и соответствие красок, возможность длительного использования) и количественное выражение.

- должен быть оформлен в соответствии с требованиями учебного предмета и возрастом детей.

- не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации

Гигиенические требования:

- по своему оформлению должны быть красивыми, аккуратными и, в частности, побуждать детей к соблюдению гигиенических привычек при обращении с ними;

- внешнее оформление материала должно обеспечивать полную ясность зрительного восприятия для нормального глаза. Недопустимо, чтобы наглядный материал вызывал напряжение зрения при разглядывании его.

- шрифт на наглядном материале, цвет, размер должны соответствовать единым требованиям, применяемым к текстовому оформлению.

Этические требования:

- не допускаются ошибки в демонстрационном и наглядном материале.

- материал должен быть подобран с учетом возрастных особенностей детей.

- не допускается содержание запрещенной информации, картинок, рисунков.

  • Технологические правила демонстрации наглядного материала:

Методические требования к демонстрации наглядного материала:

1. Наглядное пособие нужно демонстрировать тогда, когда в этом возникла необходимость во времени и по содержанию изучаемого материала;

2. Нельзя перегружать занятие демонстрацией наглядных пособий;

3. В процессе восприятия демонстрируемого наглядного пособия следует вовлекать возможно большее количество органов чувств - зрение, слух, осязание и т.д.;

4.  Рационально сочетать слово и демонстрацию. Слово предваряет, сопровождает и заключает демонстрацию наглядного пособия;

5. Побуждать учащихся при изучении наглядных пособий проявлять инициативу, мыслительную деятельность и самостоятельность;

6. Умело использовать «эффект новизны» - не показывать наглядное пособие учащимся до момента его демонстрации;

7. Действующие и динамические наглядные пособия обязательно показывать в динамике, в действии;

8. Обеспечивать условия хорошей видимости демонстрируемого наглядного пособия (место расположения, освещенность, четкость изображения).

9. Наблюдениями учащихся нужно руководить, чтобы сконцентрировать их внимание.

  • Техника речи.

Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания. Поэтому ясно, что процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя.

Дети особенно чутки к речевым данным педагога. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь вызывает скуку.

Техника речи - это совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи; владение приемами эффективно использовать речевой аппарат.

Техника речи – это совокупность характеристик звучащей речи, ее голосовой, дыхательной, дикционной и интонационной составляющей.

Составными частями техники речи являются:

1) постановка правильного речевого дыхания;

2) постановка речевого голоса, развитие тех его качеств, которые обеспечивают его звучность, выразительность.

3) работа над дикцией;

4) работа над интонацией;

5) развитие речевого слуха.

Речь педагога направлена на достижение следующих функций:

1. адаптационная - речь, способствует более активной социализации личности, более адекватному пониманию законов развития, более глубокому проникновению в сущность своей роли в социуме.

2. саморазвития личности в процессе образование, предполагающая развитие интеллектуальной, эмоциональной сфер, личностных качеств и умений.

3. самопознания, выражающаяся в построении «Я-концепции» на основе выявления собственных достоинств, выработки приоритетных целей и ценностей для участников, а также способов их преодоления, в понимании своего жизненного предназначения.

4. взаимодействия личности и социума, реализация которого основывается на том, что речь расширяет границы общения, наполняет его.

Речевую культуру педагога определяют такие качества речи, как:

  1. правильность — соответствие речи языковым нормам;
  2. точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе;
  3. логичность — выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли;
  4. чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку;
  5. выразительность — особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует совершенствованию его речевой культуры;
  6. богатство (разнообразие) — умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации;
  7. уместность — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля.

Таким образом, техника речи - это основной инструмент, с помощью которого педагоги могут донести основные моральные ценности, культуру воспитанникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая папка на тему: «Технология информативного воздействия»

Речевое воздействие, в широком смысле – воздействие на индивидуальное или коллективное сознание и поведение, осуществляемое разнообразными речевыми средствами, иными словами – с помощью сообщени...

Аналитическая папка на тему: «Технология педагогического требования»

Педагогические требование - это педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью побуждения его к позитивной деятельности или торможение действий и поступков, если они ...

Аналитическая папка на тему: «Технология педагогической оценки»

Технология педагогической оценки – это технология воспитания, в основе которой оценка качества личности ребенка, ориентированная  на нормы современной культуры. Педагогическая оценка направ...

Аналитическая папка на тему: «Технология педагогической оценки»

Технология педагогической оценки – это технология воспитания, в основе которой оценка качества личности ребенка, ориентированная  на нормы современной культуры. Педагогическая оценка направ...

Аналитическая папка на тему: «Технология педагогического конфликта»

Технология педагогического конфликта – технология конструктивногоустранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного разрешенного конфликта – обогащение внутреннего...

КОНСПЕКТ НОД с детьми второй младшей группы на тему: «Веселый петушок» с использованием технологии музыкального воздействия

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ФГОС ДО – речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.ОО ФГОС ДО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».Задачи:  Формировать...

Конспект НОД с детьми второй младшей группы на тему: «Веселый петушок» с использованием технологии музыкального воздействия

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ФГОС ДО – речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.ОО ФГОС ДО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».Задачи:  Формировать...