Аналитическая папка на тему: «Технология педагогической оценки»
методическая разработка по теме

Шамина Валерия Владимировна

 

Технология педагогической оценки – это технология воспитания, в основе которой оценка качества личности ребенка, ориентированная  на нормы современной культуры. Педагогическая оценка направлена на формирование социальных норм, установок, социальной позиции, мировоззрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая папка 

на тему:

«Технология педагогической оценки»

Технология педагогической оценки – это технология воспитания, в основе которой оценка качества личности ребенка, ориентированная  на нормы современной культуры. Педагогическая оценка направлена на формирование социальных норм, установок, социальной позиции, мировоззрения.

  • Понятие «педагогическая оценка», «педагогическая отметка»

Оценка - это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях педагога степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины.

Педагогическая оценка - оценка качеств личности ребенка, его поведения, ориентированная на нормы современной культуры с целью становления, развития социально-ценностного отношения к миру.

Педагогическая оценка отличается от просто оценки тем, что у нее есть четкая цель-помочь в росте и самосовершенствовании человека.

Отметка - это формально-логический итог оценочной деятельности (ответ задачи).

Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением. Но, кроме того, отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая - наказанием.

  • Роль педагогической оценки в воспитательном процессе.

Все люди нуждаются в положительной оценке своей деятельности другими людьми, особенно дети. Оценка образует обратную связь с воспитанником. Оценка личности воспитанника обусловлена ориентировкой на некий эталон, в качестве которого выступают нормы и культуры данного общества на определенном этапе развития.

Определено, что оценка педагога является фактором формирования:

1) мотивации учебной деятельности;

2) самооценки воспитанника;

3) отношения воспитанника к учебной деятельности;

4) эмоционального состояния воспитанника;

5) психологического климата в коллективе, отношений между детьми и его родителями, педагогами;

6) нравственного развития детей.

Педагогическая оценка является специфическим стимулом, который действует в учебной и воспитательной деятельности определяет её успех и имеет комплексный характер, включая в себя систему разнообразных побудителей. Роль педагогической оценки заключается в том, что с ее помощью педагог выражает свое отношение к тому или иному действию, поступку ребенка, показывает ему, что хорошо, а что плохо, направляет и корректирует его первые учебные шаги, помогает освоиться в новой школьной обстановке, доносит до него те требования, которые предъявляет к нему учение.

Одной из главных ролей педагогической оценки является формирование самооценки ребенка.

Самооценка ребенка, в первую очередь, зависит от взрослых. Поэтому педагогам нужно особое внимание уделять правильной оценке его действий и поступков. Именно действий и поступков, но ни в коем случае не самой личности, так как дети, особенно в младшем дошкольном возрасте, склонны относить оценку своих поступков или результатов своей деятельности на себя в целом.

Роль педагогической оценки, также заключается в ее функциях:

  • внесение образа на уровне ценностного отношения к миру;
  • стимулирование деятельности ребенка по освоению этого отношения;
  • коррекция его возможных отклонений в процессе самостоятельной выработки отношения.

  • Выбор приемов оценочной реакции
  • - анализ собственных возможностей педагога;

Анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом самосовершенствования. Процесс осознания учителем самого себя как профессионала базируется на самопознании и осуществляются путем самоконтроля, самодиагностики, осмысления затруднений и самооценки.

Во время анализа своих возможностей педагогу необходимо рассмотреть свои способности:

Дидактические - способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.

Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).

Перцептивные способности - способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

Речевые способности - способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

Организаторские способности - это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.

Авторитарные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

Коммуникативные способности - способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

Педагогическое воображение (или прогностические способности) - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.

Только после проведения анализа собственных возможностей и способностей, а также совей деятельности  педагог может  выбирать вариант воздействия на воспитанника.

  • - выбор оптимального варианта воздействия и его реализация;

При оценивании учащегося, педагогу необходимо очень четко и корректно выбрать оптимальный вариант воздействия. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности воспитанника, его возраст, возможности, сложившуюся жизненную ситуацию. Исходя из уже проанализированных данных, педагог может прибегнуть к определенному варианту воздействия или решит сочетать несколько. При реализации формы воздействия педагогу тоже необходимо учесть ряд условий:

- поведенческие аспекты учащегося;

- личностную направленность;

- наличие педагогического авторитета среди учащихся;

- индивидуальные особенности учащихся.

Тем самым педагог еще до применения воздействия на учащегося должен продумать, как он поступит, и какая реакция на эти воздействия может последовать от воспитанника. Соблюдения этих условий необходимо для достижения положительного результата деятельности.

  • - констатация эффективности воздействия.

Под эффективностью педагогического воздействия понимается ее стимулирующая роль в обучении и воспитании детей. Педагогически эффективной считается такое воздействие, которое создает у ребенка стремление к самосовершенствованию, к приобретению знаний, умений и навыков, к выработке у себя ценных положительных качеств личности, социально полезных форм культурного поведения.

Особое внимание необходимо уделять повышению роли социально-психологических стимулов, так как в определенные периоды детства они могут иметь решающее значение в мотивации учебной и воспитательной деятельности. В первую очередь это касается влияния референтных групп на усвоение знаний, умений, навыков, на формирование ребенка как личности. Один из путей усиления интереса к учебным занятиям и к личностному самосовершенствованию школьников - воздействие на них через референтные группы. Часто интересы членов референтной группы становятся собственными потребностями детей; изменяются интересы референтной группы - вслед за ними меняются и потребности индивида.

Значимость социально-психологических стимулов как факторов повышения мотивации учебной деятельности можно усилить через раскрытие ребенку жизненного смысла формируемых у него качеств личности, знаний и умений, а также через развитие у него потребности в достижении успехов, высокого уровня притязаний и низкой тревожности. Данные качества личности сами по себе могут побуждать ребенка к тому, чтобы всегда быть первым среди равных, а для этого необходимо иметь глубокие и прочные знания, развитые умения и навыки, настойчивость и силу воли, иначе трудно будет выдержать конкуренцию.

Педагогическая оценка, ее выбор и эффективность зависят от возраста ребенка. Индивидуальные особенности детей определяют их восприимчивость к различным стимулам, а также мотивацию учебно-познавательной и личностно-развивающей деятельности. Достигнутый ребенком уровень интеллектуального развития влияет на его познавательные интересы, а личностное развитие влияет на стремление иметь у себя определенные персональные качества.

  • Анализ внешних проявлений и внутренних мотивов поведения ребенка.

Мотив - это то, что побуждает деятельность (является формой проявления потребности).

Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей.

Вариант классификации мотивов по А. К. Марковой:

Для понимания специфики мотива необходимо их соотнесение с возрастом. Возрастные особенности детей оказывают влияние на мотивацию.

Таблица «Мотивы учебной деятельности»

Возраст/Группа

Мотив

Первоклассники
(дошкольники)

  1. интерес к учению вообще
  2. стремление к взрослости

Младшие школьники

  1. беспрекословное выполнение требований учителя (т.е. у большинства – социальная мотивация);
  2. получаемые отметки;
  3. престижный мотив;
  4. познавательный мотив (очень редко).

Средние классы

  1. стойкий интерес к определённому предмету на фоне снижения общей мотивации к учению;
  2. мотив посещения уроков – «не потому, что хочется, а потому, что надо»;
  3. требуется постоянное подкрепление мотива учения со стороны в виде поощрения, наказания, отметок;
  4. потребность в познании и оценке свойств своей личности;
  5. главный мотив – стремление найти своё место среди товарищей (желаемое место в коллективе сверстников);
  6. особенность мотивации – наличие подростковых установок.

Старшие классы

  1. основной мотив – подготовка к поступлению.

Внутренняя мотивация конструкт, описывающий такой тип детерминации поведения, когда инициирующие и регулирующие его факторы проистекают изнутри личностного Я и полностью находятся внутри самого поведения. Внутренне мотивированные деятельности не имеют поощрений, кроме самой активности. Люди вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели .

Если ученик приходит домой и с восторгом говорит, что в школе был интереснейший урок, и он хочет почитать энциклопедию, чтобы завтра участвовать в обсуждении, то он демонстрирует пример внутренне мотивированного поведения. В данном случае направленность на выполнение урока проистекает из содержания самого урока и связана с интересом и удовольствием, которые сопровождают процесс познания и открытия нового.

Анализ внешних проявлений и внутренних мотивов поведения подразделяется на:

 - Анализ состояния субъекта и выявления мотивов поведения

- Соотношение запечатленного образца от поступка с уровнем возрастного развития

- Анализ условий, в которых складываются впечатления

 Педагогическое внушение и убеждение.

Внушение – это одно из средств взаимовлияния людей в их общении и деятельности.

Педагогическое внушение – это целенаправленное воздействие педагога, адресованное к неосозноваемой сфере психики воспитуемого, т.е. при пониженной критичности его сознания и пораждающее его стремление активно совершенствовать свои морально-волевые качества.

Под педагогическим внушением, также мы понимаем такое словесное воздействие педагога, которое воспринимается учениками без должного контроля сознания (безотчетное, некритическое восприятие), но вместе с тем оказывает существенное влияние на их представления, установки, мотивы и акты деятельности.

Выделяют следующие виды внушения, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1 виды внушения

Основания классификации

Вид внушения

Характеристика

1

В зависимости от источника внушающего воздействия

внушение - действие

производимое другим человеком

самовнушение

объект внушения совпадает с его субъектом. Самовнушение успешно используется для преодоления страха перед трудностями, для снижения или повышения уровня притязаний, для преодоления неуверенности в своих силах и в других подобных случаях, связанных с усилением воли и борьбой с внутренними колебаниями.

2

В зависимости от состояния субъекта внушения

внушение в состоянии бодрствования

отличается тем, что воздействие производится при ясном сознании принимающего его.

внушение в состоянии естественного сна

внушение в гипнотическом состоянии

Внушение, вызывающее у объекта внушения особое состояние, называется гипнозом.

3

В зависимости от наличия или отсутствия у внушающего цели воздействия и осознанного применения усилий для ее достижения

преднамеренное

Воспитатель целенаправленно и сознательно организует психологическое воздействие для достижения поставленной цели

непреднамеренное

педагог не преследует цель внушить ту или иную мысль, действие, поступок воспитаннику.

4

По способу воздействия

Прямое

внушение, при котором педагог дает свои распоряжения прямо, открыто (приказ, повеление, указание, запрещение, распоряжение).

Косвенное

Рассчитано также на безоговорочное принятие информации, но само сообщение подаётся не в приказной (императивной) форме, а в виде раскрытия факта или описания какого-либо случая, которое будучи воспринято ребёнком, оказывает, помимо его воли и критики влияние на его поведение (рассказ, описания случая, намек, косвенное одобрение, осуждение, шутка).

5

По содержанию внушения

Специфическое  

ребенку внушаются конкретные мысли и поступки.

Неспецифическое.

ребенка внушается настроение, психические состояния.

6

По характеру внушения

Положительное

внушение ставит перед собой цель достигнуть какого-либо положительного результата.

Отрицательное

 внушение несет вред тому, к кому применяется и выгоду тому, кто его осуществляет.

Убеждение – это способ педагогического воздействия, при котором педагог обращается к сознанию, к чувствам и опыту детей с целью формирования у них осознанного отношения к окружающей действительности.

Цель педагога: научить воспитанника мыслить и действовать, разбираться в совершенных ошибках.

Методы убеждающего воздействия:

Беседа. Помогает привлечь самих детей к оценке событий, поступков, явлений жизни и на этой основе сформировать у них желаемое отношение к окружающей действительности, к своим гражданским и нравственным обязанностям.

Лекция - это развернутое, продолжительное и систематическое изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции - теоретическое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, в лекции служат лишь иллюстрацией или исходным отправным моментом.

Диспут - столкновение мнений с целью формирования суждений и оценок, которое отличает диспут от беседы и лекции как нельзя лучше отвечает обостренной потребности подростков и молодых людей в самоутверждении, стремлению искать смысл в жизни, ничего не принимать на веру, обо всем судить по самым максималистским меркам.

Убеждение может быть:

Для того чтобы убеждение как метод воздействия было бы максимально действенным, оно должно удовлетворять целому ряду требований:

1. Содержание и форма убеждений должны отвечать уровню возрастного развития личности. Иными словами, убеждающая беседа должна быть понятна и доступна.

2. Убеждение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей воспитываемого.

3. При всех условиях убеждение должно быть последовательным, логичным, максимально доказательным.

4. Убеждение должно содержать как обобщенные положения (принципы и правила), так и конкретные факты, примеры. Когда имеют дело с ребенком, то большое место в убеждении как методе воспитания должен занимать наглядно-образный материал, примеры.

5. При убеждении часто бывает необходимо анализировать факты поведения, которые одинаково известны собеседникам. Знание обоими одного и того же факта важно потому, что дает возможность парализовать возможные сомнения как в действительности самого факта, так и в истинности выдвигаемого общего положения, вывода.

6. Убеждая других, воспитатель должен глубоко верить в то, что он сообщает.

Взаимосвязь убеждения и внушения

Общие черты убеждения и внушения следующие:

1) основным средством влияния как при убеждении, так и при внушении является слово;

2) по результатам воздействия в большинстве случаев трудно различить, является ли соответствующий акт поведения воспитанника следствием внушения или следствием убеждающего воздействия.

Убеждение, произнесенное вялым, безразличным тоном, при безжизненной мимике преподавателя, даже при безукоризненной логике часто оказывается бесполезным, также как и внушение невозможно, если нарушаются законы логики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая папка на тему: «Технология информативного воздействия»

Речевое воздействие, в широком смысле – воздействие на индивидуальное или коллективное сознание и поведение, осуществляемое разнообразными речевыми средствами, иными словами – с помощью сообщени...

Аналитическая папка на тему: «Технология педагогического требования»

Педагогические требование - это педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью побуждения его к позитивной деятельности или торможение действий и поступков, если они ...

Аналитическая папка на тему: «Технология педагогической оценки»

Технология педагогической оценки – это технология воспитания, в основе которой оценка качества личности ребенка, ориентированная  на нормы современной культуры. Педагогическая оценка направ...

Аналитическая папка на тему: «Технология педагогического конфликта»

Технология педагогического конфликта – технология конструктивногоустранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного разрешенного конфликта – обогащение внутреннего...

Доклад на тему: «Технология педагогического общения».

Общение – сложный, многоплановый процесс установления  и развития контактов между людьми, осуществляемый знакомыми средствами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающей  ...

Тема: «Технология педагогического проектирования в реализации регионального компонента».

Технология педагогического проектирования в реализации регионального компонента...

Выступление на тему "Технология педагогических мастерских как способ развития интеллектуальных способностей"

Данное выступление было организовано в рамках проведения Педагогического марафона «Обеспечение технологической преемственности уровней дошкольного образования и начального образования в части об...