Выступление на тему "Технология педагогических мастерских как способ развития интеллектуальных способностей"
учебно-методический материал

Ирина Николаевна Полякова

Данное выступление было организовано в рамках проведения Педагогического марафона «Обеспечение технологической преемственности уровней дошкольного образования и начального образования в части образовательных технологий»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_pedagogicheskih_masterskih.docx24.14 КБ
Файл vystuplenie_polyakovoy_i.n.pptx981.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №46 «Колокольчик»

Выступление на тему:

«Технология педагогических мастерских как способ развития интеллектуальных способностей »

в рамках проведения Педагогического марафона «Обеспечение технологической преемственности уровней дошкольного образования и начального образования в части образовательных технологий»

Подготовил:

воспитатель подготовительной группы

компенсирующей направленности №4

Полякова И.Н.

Белгород, 2020г.

Наилучшим путем в обучении я считаю тот,

который дает материал для мышления

и творческих повторений,

дает материал для создания идей,

а сами идеи возникают уже непосредственно

в душе ребенка путем естественной

деятельности его психического аппарата.

Д.Д. Галанин (русский педагог-психолог)

Технология творческих мастерских интересна своей необычностью, возможностями развития интеллектуально – творческих способностей младших школьников.

Педагогическая мастерская — это такая форма обучения детей, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.

Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. В мастерской построения знаний она может быть представлена так: творческий процесс — творческий продукт — осознание его закономерностей — соотнесение полученного с достижениями культуры — коррекция своей деятельности — новый продукт и т. д.

Цель технологии – не сообщить и усвоить информацию, а передать учащимся способы деятельности и, одновременно, предоставить им психологические средства, позволяющие личностно самовыражаться и саморазвиваться, осознать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы будущего.

Сущность технологии мастерских заключается в том, что в ходе особым образом организованного учебного занятия учащиеся сами добывают, конструируют и осмысливают знания по предмету. В мастерской создаются условия для самостоятельного выдвижения учащимися идеи, дальнейшее развитие которой происходит как в индивидуальной, так и в групповой работе. В процессе совместного обдумывания рождается новое видение проблемы.

Обучение основывается на решении проблемной ситуации, которая стимулирует ребенка к постановке множества вопросов. Затем идет индивидуально-коллективный поиск оптимального количества вариантов решений. Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, исследования, путешествия, открытия. Главное в технологии мастерских – не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы.

От урока мастерская отличается и по конструкции и по расстановке образовательных и воспитательных акцентов. Мастерская – это новый способ организации деятельности учеников и учителя. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор, выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. В отличие от урока на мастерской выстраиваются знания, а не даются, не передаются. Учитель выступает равным в работе. Он – мастер, расстается со многими методами принуждения, с жестким надзором за каждым шагом ребенка. Он не стремится исправлять сделанную учеником ошибку. Это дело ребенка, он имеет право на поиск, ошибки, неточности. Ученик – творец.

Принципы, на которых строится мастерская:

1)   равенство всех участников образовательного процесса, включая учителя-мастера;

2)   ненасильственное привлечение учащихся к деятельности;

3)   отсутствие отметки и даже явной оценки учителя, соревнования, соперничества;

4)   диалогичность, создание атмосферы сотрудничества, развитие коммуникативной культуры школьников;

5)   приоритет процесса учения над его результатом;

6)   проблемность в обучении;

7)   работа со словом, сочинение и рисование (независимо от предмета);

8)   вариативность, возможность выбора учащимися материала, вида деятельности и способа предъявления результата.

По форме педагогическая мастерская представляет собой совместное решение познавательной проблемы в процессе особым образом организованного практического занятия в составе малой группы (7–15 учеников) при участии педагога-мастера. Эта необычная форма занятия состоит из последовательности взаимосвязанных стадий.

Стадии педагогической мастерской

Действия педагога

Действия детей

I. «Индукция» – создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к изучаемому объекту.

Создает проблемную ситуацию, называемую «индуктором» (например, предлагает детям нарисовать изучаемый объект, записать возникающие вопросы, ассоциации и т. п.).

Рисуют в тетрадях изучаемый объект.
Составляют вопросы или записывают личные ассоциации

II. «Самоконструкция» – индивидуальное решение каждым учеником познавательной задачи (создание гипотезы, текста, рисунка, проекта и т. п.).

Предлагает записать все, что дети знают об изучаемом объекте. Либо дает задание определить признаки того или иного понятия, решить ту или иную задачу, составить тот или иной проект на основании только имеющихся у обучающихся (актуальных) знаний и умений

Работая индивидуально, записывают все, что знают об изучаемом объекте (такая актуализация знаний, умений по проблеме называется «панель»)

III. «Социоконструкция» – работа учащихся в парах

Организует работу в парах. Например, предлагает поменяться тетрадями и дополнить друг друга. Либо подумать над заданием вместе

Работают в парах, обмениваются знаниями об изучаемом объекте

IV. «Социализация» – работа учащихся в малых группах (сопоставление, сверка, взаимодополнение, взаимооценка, коррекция)

Организует работу в малых группах. Например, предлагает объединиться в группы по четыре человека и поделиться полученными результатами. Предлагает учащимся дополнительные задания по теме

Работают в малых группах с ранее рассмотренными в парах объектами.
Выполняют дополнительные задания

V. «Афиширование» –создание и демонстрация (выставка) «афиш» – групповых ученических работ (текстов, рисунков, схем, проектов) и ознакомление с ними всего класса

Организует обсуждение результатов групповой работы. Дает необходимые пояснения по ходу презентации группами результатов выполнения заданий

Представляют результаты работы групп в виде «афиш». Задают вопросы друг другу по выполненным заданиям

VI. «Разрыв» – внутреннее осознание каждым участником мастерской неполноты своего прежнего знания или его несоответствия новому

Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях.
Организует работу учащихся в группах

с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия

Осознают возникшие познавательные противоречия. Работают с источниками информации. Закрепляют и применяют полученные знания

VII. «Рефлексия»

Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности

Осуществляют рефлексию

Дети любят слушать, обсуждать работы друг друга. Интерес учащихся к учебе проявляется как познавательные потребности – важный мотив учения, а это способствует восполнению пробелов в знаниях.

Технологическую мастерская по обобщающей теме

«Овощи, фрукты, ягоды».

  • Правила мастерской: «В мастерской думает каждый, говорит каждый, никто не стесняется»
  • На первом этапе индукции детям были предоставлены репродукции, плакаты  с изображением овощей, фруктов, ягод, где они растут, кто и как выращивает и хранит, что из них можно приготовить и  где применить.
  • Далее на этапе само конструкции учащиеся выступали с описательными рассказами по опорным схемам.
  • В ходе дискуссии мы пришли к следующему этапу: социоконструкция. Каждая группа выбрала себе творческое задание. Как изобразить через продуктивную деятельность разные виды овощей, фрукты или ягоды. Можно было использовать разные способы и виды материалов (лепка, рисование, пластилинографию, конструирование, аппликацию и т.д.)
  • На следующем этапе – социализация – шло обсуждение, обмен мнениями. На этапе афиширования – были вывешены схемы приготовления различных блюд, рецептов, показаны поделки, рисунки, сделанные в результате работы.
  • Анализируя проблему, дети пришли к выводу, что необходимо обогатить имеющиеся знаний, и каждый получил задание по выбору: составить примерный рецепт фруктового или овощного салата.
  • Обязательный этап: Рефлексия. Самым приятным было, подслушанное на перемене фраза, что в процессе деятельности в мастерской было здорово и очень интересно.

Уроки в режиме мастерской – это уроки откровения: умеешь рисовать – рисуй, хочешь петь – пой, любишь танцевать – танцуй, нравится театр – пиши сценарий, режиссируй, играй…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Технология педагогических мастерских как способ развития интеллектуально – творческих способностей» Подготовила Воспитатель подготовительной группы компенсирующей направленности №4 Полякова И.Н. Белгород, 2020г.

Слайд 2

Наилучшим путем в обучении я считаю тот, который дает материал для мышления и творческих повторений, дает материал для создания идей, а сами идеи возникают уже непосредственно в душе ребенка путем естественной деятельности его психического аппарата. (русский педагог-психолог) Д.Д. Галанин

Слайд 3

Педагогическая мастерская — это такая форма обучения детей, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. Цель технологии – не сообщить и усвоить информацию, а передать учащимся способы деятельности и, одновременно, предоставить им психологические средства, позволяющие личностно самовыражаться и саморазвиваться .

Слайд 4

Обучение основывается : решении проблемной ситуации; индивидуально-коллективный поиск; поиск знаний осуществляется в форме поиска, исследований, путешествий, открытий; педагог, не сообщает и осваивает информацию, а передаёт способы работы. Педагог выступает равным в работе. Он – мастер. Ученик – творец

Слайд 5

Принципы, на которых строится мастерская: равенство всех участников образовательного процесса; ненасильственное привлечение учащихся к деятельности; отсутствие отметки и даже явной оценки педагога, соревнования, соперничества; диалогичность, создание атмосферы сотрудничества, развитие коммуникативной культуры детей; приоритет процесса учения над его результатом; проблемность в обучении; работа со словом, сочинение и рисование (независимо от предмета); вариативность, возможность выбора детьми материала, вида деятельности и способа предъявления результата.

Слайд 6

Стадии педагогической мастерской: I. «Индукция» – создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к изучаемому объекту. II. « Самоконструкция » – индивидуальное решение каждым учеником познавательной задачи (создание гипотезы, текста, рисунка, проекта и т. п.). III. « Социоконструкция » – работа учащихся в парах IV. «Социализация» – работа учащихся в малых группах (сопоставление, сверка, взаимодополнение , взаимооценка , коррекция). V. «Афиширование» –создание и демонстрация (выставка) «афиш» – групповых ученических работ (текстов, рисунков, схем, проектов) и ознакомление с ними всей микрогруппы . VI. «Разрыв» – внутреннее осознание каждым участником мастерской неполноты своего прежнего знания или его несоответствия новому. VII. «Рефлексия»

Слайд 7

Технологическую мастерская по обобщающей теме «Овощи, фрукты, ягоды». Правила мастерской: « В мастерской думает каждый, говорит каждый, никто не стесняется» На первом этапе индукции детям были предоставлены репродукции, плакаты с изображением овощей, фруктов, ягод, где они растут, кто и как выращивает, что из них можно приготовить и где применить. Далее на этапе самоконструкции дети выступали с описательными рассказами по опорным схемам.

Слайд 8

В ходе дискуссии мы пришли к следующему этапу: социоконструкция . Каждая группа выбрала себе творческое задание. Как изобразить через продуктивную деятельность разные виды овощей, фрукты или ягоды. Можно было использовать разные способы и виды материалов (лепка, рисование, пластилинографию , конструирование, аппликация и т.д.) На следующем этапе – социализация – шло обсуждение, обмен мнениями. На этапе афиширования – были вывешены схемы приготовления различных блюд, рецептов, показаны поделки, рисунки, сделанные в результате работы.

Слайд 9

Анализируя проблему, дети пришли к выводу , что необходимо обогатить имеющиеся знаний, и каждый получил задание по выбору: составить примерный рецепт фруктового или овощного салата. Обязательный этап: Рефлексия . Самым приятным было, подслушанное на перемене фраза, что в процессе деятельности в мастерской было здорово и очень интересно.

Слайд 10

Уроки в режиме мастерской – это уроки откровения: умеешь рисовать – рисуй, хочешь петь – пой, любишь танцевать – танцуй, нравится театр – пиши сценарий, режиссируй, играй…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Моделирование, как способ развития творческих способностей детей дошкольного возраста."

quot;Моделирование, как способ развития творческих способностей детей дошкольного возраста" - ознакомительная консультация...

выступление на семинар -практикуме "Развитие интеллектуальных способностей у дошкольников" на тему:" Использование игр с математическим содержаниемв работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна и...

Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы как способ развития интеллектуальных способностей детей.

В статье раскрыта одна из инновационных технологий -обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.Предлагаются этапы ознакомления детей с шахматами....

Педагогическая мастерская бумагапластика как развитие творческих способностей дошкольников

Педагогическая мастерская "Волшебная бумага"для педагогов кавалеровского района, в рамках межатестационного периода"Искуство автобиографично. Жемчужина - автобиография устрицы" (Ф....

Инновационный педагогический проект по теме: «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников через использование игровых приёмов программы «ЛОГОша» (логика и мышление)».

Разработка и внедрение игр на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности...