Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы как способ развития интеллектуальных способностей детей.
статья (средняя группа)

Сергеева Ольга Михайловна

 В статье раскрыта одна из инновационных технологий -обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.Предлагаются этапы ознакомления детей с шахматами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы как способ развития интеллектуальных способностей детей.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, которая будет обладать способностями как эффективно, так и нестандартно решать жизненные проблемы. Данные умения безусловно закладывается в раннем детстве, в последующем является условием развития личности человека, его успешной деятельности. В связи с этим перед институтом семьи и институтом образования встает важная задача развития творческого потенциала детей. На сегодняшний день одним из направлений психического развития детей, начиная с дошкольного возраста является развитие сторон личности, ориентированное на развитие креативности.

        В трудах отечественных ученых креативность выступает как специфическая черта мышления, которая отличается от других психических процессов. В психолого-педагогической литературе понятие «креативность» чаще всего связывают с понятием «творчество».

        Под креативностью понимается способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.

         Воспитание и развитие креативных способностей детей дошкольного возраста будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный, комплексный процесс. Правильным будет использовать как традиционные (общеизвестные) технологии, так и инновационные. Под инновационными технологиями мы понимаем систему методов, способов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях. 

        Одной из инновационных технологий можем выделить игру в шахматы. Шахматы являются почти идеальной моделью для успешного развития как интеллектуальных, так и креативных способностей детей.

        Во многих странах мира в последние годы заметно повысился интерес к детским шахматам. И это не случайно. Древняя игра оказывает колоссальное влияние на развитие интеллекта и тех личностных качеств ребенка, которые крайне необходимы в современном мире. Общеизвестно, что шахматы учат логически мыслить, а увлекающиеся этим спортом дети хорошо учатся.

        В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного мышления. Благодаря шахматам в работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек. Занятие шахматами с первых же дней знакомства учат детей логически мыслить и рассуждать. Не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций, что влияет на развитие пространственного воображения.

        Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист.

        Во время занятий шахматами у детей вырабатывается усидчивость, поскольку он концентрирует внимание на одном процессе. Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они становятся спокойнее, уравновешеннее.         Процессы, обеспечивающие запоминание, сохранение и воспроизведение в головном мозге информации (мнемические процессы) интенсивно используются в шахматах, поскольку игрок использует как долговременную, так и оперативную память, используя при этом визуальную, цифровую, цветовую стимульную информацию. Экспериментально подтверждено, что у детей, играющих в шахматы, скорость интеллектуальной реакции становится выше. У них улучшается успеваемость в школе, особенно по точным наукам.

        Нельзя не отметить тот факт, что дети учится самостоятельно мыслить логически и осмысленно принимать решения. Даже, казалось бы, простые решения (какой фигурой сделать ход) приучают их к самостоятельности и ответственности. У них формируются общие навыки планирования действий, которые необходимы уже в дошкольном возрасте, чтобы дети учились правильно планировать свое время, стратегически мыслить и достигать целей.

        Начиная увлекаться шахматными партиями в раннем возрасте, ребёнок получает мощный толчок развития - как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Шахматы помогают избавиться от застенчивости: дети, которые начинают занятия «тихонями» и боятся лишнее слово сказать, быстро раскрываются: становятся общительными, проявляют настойчивость и целеустремленность. Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют бойцовский характер: у ребенка формируются такие черты как эмоциональная устойчивость, воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нем новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

         Одним из важнейших качеств шахмат является то, что они могут стать школой творчества для детей, своеобразным выходом из одиночества и активный досугом, который позволяет утолить жажду общения и самовыражения. Играя с соперником, ребёнок постепенно начинает играть и с самим собой - и приходит к выводу, что моделировать ситуации и последствия ходов в уме куда эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике. Таким образом, мозг постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата.

         Тема моего самообразования « Обучение детей старшего дошкольного возраста шахматам».

        Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что можно пробовать начинать обучение азам игры в шахматы уже в этом возрасте.

        Если в старшем возрасте я ставила цели:

Развитие  интеллектуальных  способностей  детей  при  обучении  игре  в  шахматы.

Ознакомление   детей  с  азами  древней  игры.

Привитие    интереса   к игре в  шахматы.

Обучение   детей  игре  в  шахматы.

То у детей младшего возраста на первый план я ставлю - привитие    интереса   к игре в  шахматы. Интерес ребенка - это первый шаг к успеху в развитии интеллектуальных его способностей.

Этапы знакомства детей с шахматной игрой:

Чтение  стихотворения о шахматной  игре.

Просмотр мультфильмов о шахматной  игре.

Путешествие  по  Шахматной стране  со  сказочными  героями.

Знакомство  с шахматной  доской.                                                                      

Знакомство с  шахматными фигурами.                                                          

Чтение  стихотворений о шахматных  фигурах.

Игры  на  закрепление  пройденного  материала.                      

Игра  в  шахматы – очень  мощный  инструмент  гармонического развития  интеллекта  ребенка  в  игровой  форме.

Надеюсь, что дети получат огромное удовольствие от процесса игры, занятия шахматами станет одной из самых любимых  интеллектуальных  игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Игра в шахматы – как средство развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста».

Через шахматы воспитатели могут ознакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления:умение сосредоточиться и принять решение, умение решать задачи, развивается пространств...

Семинар- практикум для педагогов "Игры в шахматы как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"

Семинар- практикум для педагогов "Игры в шахматы как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"...

Программа "Обучение детей дошкольного возраста игры в шахматы"

Окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных комбинаций. Научить находить в обыкновенном – нео...

Брошюра "Волшебные фигуры" программа дополнительного образования по обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы.

Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста. Благодаря этой игре дет...

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИГРЕ В ШАХМАТЫ

Технический прогресс и стремительные темпы развития не обошли стороной и сферы обучения и развития детей. Современные реалии таковы, что компьютерные игры занимают большую часть свободного времени реб...

" Использование дидактических игр в обучении детей дошкольного возраста игре в шахматы"

Современные педагогические технологии в преподавании предметов естественно-математического цикла [Текст] : сборник научных трудов. – Ульяновск : ФГБОУ ВО «УЛГПУ им. И.Н. Ульянова», 2...

Игра в шашки - как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Дошкольный период  – это важный и значимый отрезок в жизни каждого ребенка, в течение которого  приобретается значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Обретая и совершен...