Тема: «Технология педагогического проектирования в реализации регионального компонента».
консультация (старшая группа) на тему

Технология педагогического проектирования в реализации регионального компонента

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  МК ДОУ детский сад №2 «Огонек» г. Ипатово

  Тема: «Технология педагогического проектирования в реализации регионального компонента».

         Дошкольный  возраст - важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе и культуре.

В «Концепции модернизации российского образования на период 2010 года» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего

« обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и  развитие национальной  культуры, воспитывать патриотов России, граждан, обладающих высокой  толерантностью».

В рамках образовательной программы МК ДОУ детского сада №2 «Огонек», в соответствии с приоритетным направлением нашего учреждения – художественно-эстетическое развитие детей – был определен к реализации региональный компонент на основе авторской программы Р.М.Литвиновой «Региональная культура - как средство  патриотического воспитания детей дошкольного возраста».

Перед педагогическим коллективом были поставлены следующие задачи:                                                                                                                                                                          

  • сформировать у детей элементарные представления о родном городе, крае;
  • пробудить в детях чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям;
  • развивать бережное отношение к культурному наследию Ставропольского края, познакомить детей с произведениями музыки, литературы, живописи, архитектуры  Ставропольских поэтов, композиторов, писателей и художников;
  • развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия, ориентироваться в ближайшем природном окружении и отражать его в своей деятельности (художественно-творческой, музыкальной и др.);
  • обобщить и систематизировать знания детей о творческом наследии Ставропольского края как части культуры России;
  • воспитывать уважение к культуре других народов, населяющих Ставропольский край;
  • формировать представление о себе как о будущих гражданах России;
  • способствовать своевременной и гармоничной социализации ребенка;
  • подготовить наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию детей старшего дошкольного возраста.

         Положительно воспринимая инновационные преобразования воспитательно-образовательного процесса в  ДОУ, осознавая роль и

                  МК ДОУ детский сад №2 «Огонек» г. Ипатово

ответственность педагога в решении поставленных задач, с целью совершенствования личного опыта я включилась в работу в составе творческой группы «Эстетика». Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 20 лет назад, поэтому постоянной заботой наших педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Такую возможность дает метод проектов. Он позволяет уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Для реализации регионального компонента в подготовительной к школе группе, мною была выбрана технология педагогического и детского проектирования, разработан долгосрочный педагогический проект «Воспитание художественно-эстетических и патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством региональной культуры Ставрополья». Тип данного проекта можно охарактеризовать как информационно – практико-ориентированный. То есть информация и впечатления, полученные детьми в процессе ознакомления с историческими и культурными событиями  края или родного города, нашли свое отражение в различных видах детской деятельности – игре, изобразительном и художественном творчестве, в создании коллекций, мини- музеев, выставок и композиций при активном участии педагогов ДОУ и родителей.

Проектную деятельность по краеведческому образованию я начала с личных  вопросов: Что я уже знаю об этом? Что хочу знать? Что надо для этого сделать? Повышению моей культурологической компетентности  как педагога способствовало профессиональное самообразование.        

 Углубить и расширить  знания о родном городе, городе Ставрополе, людях прославивших наш край мне помогли методические пособия Р.М.Литвиновой «Региональная культура: художники, писатели, композиторы», «Казаки на Ставрополье», З.Я. Сидоренко «Литература Ставрополья», В.В.Круглов «Ставропольеведение», А.В.Дронов «Родные просторы», информация интернета.

      На подготовительном этапе также изучила отношение родителей подготовительной группы к предлагаемой деятельности в рамках проекта и возможности семей воспитанников по поддержке образовательного процесса. Использовала анкеты «Ваше отношение к патриотизму», «Знаете ли Вы свою «малую Родину». В опросе приняли участие 25 семей воспитанников подготовительной группы. Большинство родителей согласились с тем, что

                  МК ДОУ детский сад №2 «Огонек» г. Ипатово

дети обязательно должны узнать и оценить свою «малую Родину» место,  где они родились и растут, и начинать такую работу необходимо как можно раньше. Отвечая на вопросы художественно-эстетического и патриотического воспитания в семье, родители охотно делились своими знаниями об Ипатовском композиторе и музыканте Шиянове Н.В., о значении Кавказских Минеральных Вод как здравницы страны и пр. С помощью родителей была создана тематическая библиотека, экспозиция репродукций картин П. Гречишкина «От Маныча до Кавказа», буклетов  «Минеральные воды - город-труженик», «Ессентуки - жемчужина Кавминвод.

      В ходе основного этапа происходило проектирование и организация образовательного процесса с детьми. Планируя педагогический процесс по теме, я исходила из достижений и трудностей, интересов и потребностей детей, учитывала их психологические особенности (эмоциональное восприятие окружающего, образность мышления). Разработала годовой план мероприятий в рамках    реализации проекта «Воспитание художественно-эстетических и патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством региональной культуры Ставрополья»    (приложение 1). Взаимодействие педагога и ребенка в данном образовательном процессе предполагает грамотный   отбор содержания и методов работы. Наряду с традиционными видами деятельности (беседами, сюжетными и дидактическими играми, развлечениями, художественным творчеством), план основного этапа представлен несколькими блоками, которые включают в себя мероприятия разнообразных организационных форм.

     С целью активизации и вовлечения каждого ребенка в творческую работу над проектом использую методику группового сбора – методику включения детей в совместное со взрослыми планирование тематических проектов, мини -проектов. Во время проведения группового сбора обеспечиваю комфортное и конструктивно- деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании; стимулирую и поддерживаю инициативы детей относительно выбора тем, материалов, форм и способов действия. Предлагаю детям свои идеи по содержанию и видам деятельности. Заинтересовываю их и тем самым решаю образовательные задачи на том материале, который актуален для детей. Таким образом, подводя детей к выбору некоторых тем регионального компонента, были предложены и в совместной деятельности  с детьми разработаны мини-проекты: «День сказки»- в этот день  с самого утра можно воплотиться в сказочных персонажей или героев легенд; «День путешествий»- путешествовать  по карте Ставропольского края с остановкой в известных городах, используя наборы  открыток,  предметных символов (маркеров) городов, игровые макеты. В совместной партнерской деятельности с детьми разработали творческий проект «Декоративно- прикладное  искусство и история костюма народов Ставропольского края», собрали материал для мини-музея, подготовили презентацию.

                        МК ДОУ детский сад №2 «Огонек» г. Ипатово

      В течение года были организованы  и проведены открытые занятия, досуги и конкурсы с использованием ИКТ, например: музыкальный конкурс «Ипатовская кадриль», литературная викторина и конкурс чтецов по произведениям Ставропольских поэтов (А.Екимцев, Л.Епанешников, Е.Иванова, И.Кашпуров др.).

    В рамках тематического блока «Творцы прекрасного» провела компьютерную презентацию «Художественное наследие Н. А. Ярошенко»;  творческое занятие «Золотая осень Ставрополья в картинах художника П. Гречишкина»; комплексно-тематическое занятие - беседу «Творчество художника В.Кленова»; занятие по декоративному рисованию «Морозные узоры ущелья».

    Цикл интересных и увлекательных мероприятий был проведен по реализации тематического блока «Казаки на Ставрополье»: беседа «Кто такие казаки»; интерактивное музыкальное  занятие «Казачьи посиделки», музыкально-спортивное развлечение «Казачьи игры и забавы»; разучили с детьми подвижные и сюжетные игры, хороводы и музыкальные композиции: «Иголка, нитка и узелок», «Снежинки, ветер и мороз», «Ляпка», «Кувшинчик», «Гори, гори ясно», «Всадники», «Хоровод с подснежниками». Предметно –развивающая игровая среда пополнилась наглядным и игровым материалом: собрали материал для мини-музея казачьей одежды, мини-музей «Государственная символика», «Куклы наших бабушек».

    Особое внимание уделила приобщению родителей к деятельности по воспитанию художественно-эстетических и патриотических чувств у детей посредством региональной культуры. Организовала родительские собрания по теме «Патриотическое воспитание в семье», «Путешествие в мир живописи», беседы о целях, задачах и важности проекта, консультации: «Познавательная деятельность в ДОУ», «Бабушкин сундучок». Для того, чтобы родители принимали активное участие в жизни и деятельности группы, дала им задания по сбору народных и казачьих игр, потешек, шуток, прибауток. Кроме того им предлагалось создать фотоальбом «Один день нашей семьи». Родители приняли участие в интеллектуальной викторине «Знатоки региональной культуры», игре-конкурсе «Как на нашем на дворе…» с использованием народных игр-забав и спортивных развлечений; совместно с детьми оформили семейные презентации на тему: «Мы вам расскажем» о посещении музеев, выставок, театров, и других мест города и края.

      Подводя итоги проделанной работы, отметила, что интерес родителей к тому, чем заняты их дети в детском саду, значительно повысился  (с 60% до 80%). По итогам проекта была  проведена диагностика знания детей и родителей региональной культуры с помощью методик «Россия – Родина моя», «Прогулка по родному городу», «Мой край – многонациональная семья», «История моего города», «Кто такие казаки».  Результаты

           МК ДОУ детский сад №2 «Огонек» г. Ипатово

мониторинга по освоению материала регионального компонента детьми подготовительной группы  на конец учебного года  следующие :

                 

                 

С целью распространения опыта подготовила:

  • выступление на педсовете по теме: «Фольклор в развитии игрового творчества дошкольников»;
  •  консультацию для воспитателей на тему: «Виды проектов и основные этапы работы над ними»
  • оформила папку – передвижку для родителей;
  • открытый показ -  презентацию для родителей ««Культура, декоративно- прикладное  искусство и история костюма народов Ставропольского края».

       Сформировать осознанное трепетное отношение к своей «малой Родине» за несколько месяцев, конечно, нельзя. Однако я считаю, что данный проект дал детям новые знания, научил их различать понятия «город», «край», рассказал о мероприятиях направленных на сохранение культуры и истории родного города и края. Так, по крупицам они будут понимать то, как важно ценить художественное, литературное и музыкальное  наследие, формировать в себе черты гармонично развитого человека с богатой внутренней культурой, высоким нравственным потенциалом, хорошим эстетическим вкусом и умение видеть и создавать прекрасное вокруг себя.


                                                                                               

                                                                             


                                                    МК ДОУ детский сад №2 «Огонек» г. Ипатово

                                                             

                                                                                                                                                          Приложение №1

         

    План мероприятий в рамках    реализации проекта «Воспитание художественно-эстетических и патриотических чувств      

    у детей дошкольного возраста посредством региональной культуры Ставрополья»                                                                              

                                                                                   

Название темы

       Содержание работы

Методы и формы реализации

Сроки реализации

Итоговые мероприятия

«Уголок России - отчий дом»

Дать представление о родном крае как части России, об истории зарождения и развития своего края, города, села, о символике города (герб, гимн)

  • Комплексное занятие: «Мой край родной». Рассматривание альбома с иллюстрациями на тему: «Мой край родной». Прослушивание аудиозаписи (гимн страны)
  • « С чего начинается Родина» Проведение индивидуальных  бесед с детьми о семье, доме, друзьях; разучивание поговорок, пословиц; рассматривание иллюстраций о природе края .  
  • Знакомство с творчеством В. Нарыжной

Наблюдение за природой,  слушание музыки, разучивание стихов.

  • Изобразительная деятельность «Уголок родного края» - учить изображать, парковые и городские пейзажи.

Рассматривание репродукций, иллюстраций с изображениями городских пейзажей

  • Словесная  игра: «Кто больше?» - учить правильно согласовывать существительные с прилагательными.
  • Сюжетно-ролевая игра: «Семья»

Сентябрь

Музыкально- литературная композиция, создание мини-музея «Государственная символика»

Литературное и музыкальное наследие

Познакомить детей с литературным наследием Ставрополья: сказки и легенды, поэзия казачьей народной мудрости, стихи и рассказы (Е.Екимцев, Г.Н.Пухальская), Произведения гостей Северного Кавказа (М.Ю.Лермонтов, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой и др.)

Формировать представление о музыкальной жизни Ставропольского края  как части русской национальной культуры (композитор И. Пятко)

  • Знакомство с творчеством Г. П. Пухальской

Рассматривание иллюстраций  к сказкам, слайдов, портретов авторов. Познавательные беседы.

  •  Чтение сказки Г. П. Пухальской «Бабушкины сказки»;

моделирования проблемных ситуаций в сказке,  элементы психогимнастики, драматизация сказки

  • «Легенды  о Ставропольском крае» - познакомить детей с серией легенд о Ставропольском крае, творчеством неизвестных народных сказочников и современных поэтов, отражающих особенности природного богатства    

Чтение книг о легендах. Рассматривание иллюстраций

  • «Композиторы Ставрополья»- А. Свиридов, Н. Зинченко Слушание аудиозаписи песен Ставропольских композиторов; рассматривание портретов
  •  Декоративное рисование на тему «Осенние цветы» (в теплых тонах)- учить детей создавать декоративную  композицию в определенной цветовой гамме. Рассматривание репродукций  иллюстраций декоративных  картин. Чтение стихов
  •  Д/игры: «Отвечай быстро», «Кто больше заметит небылиц?» -развивать  умение отличать реальное  отличать реальное от выдуманного.

«Кому что нужно?»- воспитывать  интерес к труду взрослых; закрепить знания об орудиях  труда.

Октябрь

Организация выставки детского творчества

Концерт для малышей

« Мы любим петь и танцевать»

«Творцы прекрасного»- художествен-ное наследие, архитектура, декоративно-прикладное искусство родного края.

Познакомить с произведениями художественного искусства Гречишкина, П.М.Кленова В.Г. Ярошенко Н.А. и др.

Архитектура (памятники выдающимся людям Ставрополья). Воспитывать эстетический вкус, умение не только видеть, но и понимать произведения искусства

  • Творческая беседа: «Творец Ставрополья» - познакомить детей с творчеством Ставропольского художника П. М. Гречишкина

Просмотр видеокассеты  «Музей П. М.Гречишкина.

  • Рассматривание пейзажной картины П. М. Гречишкина «Ставропольский лес»- Рассматривание репродукций картины, прослушивание аудиозаписи «Звуки леса»
  • Изобразительная деятельность: «Лес осенью»- развивать способности рисования пейзажа;
  • Экскурсии в парк, по участку ДОУ П.М. Кленова

 «Музеи Ставрополя: краеведческий,  литературный и изобразительного  искусства»- познакомить дошкольников с музеями Ставрополя. Рассматривание слайдов с изображением музеев, видео зарисовки культурных ценностей музеев Ставрополя

Ноябрь

Декабрь

Поход в Музей, художественную школу.

Просмотр компьютерной презентации «Творцы прекрасного».

 Выставка детского творчества, создание картинной галереи в ДОУ

Жемчужины Кавказских Минеральных Вод

Познакомить дошкольников с жемчужинами края -городами -  курортами (Кисловодск, Пятигорск, Железноводск) с их парковой зоной. Показать многообразие и красоту природных богатств, их значение для укрепления здоровья людей

  • «Города – курорты и памятники паркового искусства»
  • Интегрированное занятие «Лермонтовские места в Пятигорске»
  • Парковая зона «Цветник» -изобразительная деятельность
  • «Кисловодск - курортный парк»

Январь

 

Игра «Путешествие»

(просмотр компьютерной презентации)

«Удивитель-ное рядом»- в скульптурной мастерской природы

Познакомить детей с интересными памятниками природы, располагающимися на территории Ставропольского края

  • Беседа «Удивительное рядом» -фотоальбом, иллюстрации, истории возникновения памятников природы «Каменный гриб», скала «Замок», кольцо-гора и др.
  • Продуктивная деятельность, художественное творчество: изображение запомнившихся предметов

Февраль

Создать игровые макеты, альбом интересных мест края

Многонацио-нальный край

Формировать представление о народах, населяющих территорию края. Раскрыть особенности национальных обычаев, музыки, танцев, одежды, традиций (русские, туркмены, армяне, грузины, ногайцы, греки и др.) Воспитывать любовь и уважение к многонациональному народу края

  • Обзорная беседа «Дом, в котором мы живем»
  • Детская республика –творческий проект совместного проживания всех национальностей живущих в крае (толерантность);
  • Праздник дружбы народов Северного Кавказа - досуг

 Март

«Как на нашем  на дворе…» -народные игры-забавы, спортивные развлечения

Казаки на Ставрополье

Формировать понятие  об истории возникновения казачества на Ставрополье, знакомить  с обрядами и обычаями, песенным творчеством, народными играми казаков. Знание различных видов и жанров, выразительных средств искусства народов Ставропольского края и казачества

  • «Кто такие казаки?» -познакомить детей с историей Ставропольского казачества
  • Изобразительная и продуктивная деятельность: «Знакомство с казачьим костюмом: мужским и женским»
  • Чтение сказки «Казак и судьбина»
  • «Знакомство с пословицами, поговорками и считалками»
  • Игры: «Горячее место», «Городки».

«Инсценировка «Казачьей свадьбы» - познакомить детей с одним из обычаев казаков.

Апрель

 

Инсценировка казачьих обрядов,

«Казачьи посиделки», «Мини - музей казачьей одежды»

Презентация  

Я и мой родной город Ипатово

Формировать представления об истории родного города, возникновение названия, о его местоположении на географической карте. Знать красивые места города, учреждения социально-культурного назначения (Парк, Музей и др.)

  • «1001 город России»  - познакомить дошкольников с историей родного города, возникновением названия; сформировать представление о местоположении на географической карте.
  • «Здравствуй, город!» - совершить экскурсию по городу Ипатово;
  • «Мой детский сад»
  • Сюжетно - ролевая игра «Детский Сад»

Май

Литературно- музыкальный вечер

 « Ипатовская кадриль»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование предметно-развивающей среды в рамках реализации регионального компонента

Проектирование пространственной предметно- развивающей среды в рамках реализации регионального компонента....

Педагогическая разработка по теме: «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ. Парциальная программа «Наш дом - Южный Урал»

Педагогическая разработка «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ. Парциальная программа «Наш дом – Южный Урал» разработана для воспитателей ДОУ с ц...

Инновационные педагогические технологии в практике работы ДОУ. Технология организации «Мобильные выставки» содержащие региональный компонент.

 Трудно найти человека, который хотя бы раз в жизни не побывал на выставке. Кого-то привели мама или папа, учитель или старший друг, но, как правило, посещение первой выставки остается в н...

Тема: "Педагогические условия, необходимые для эффективной реализации регионального компонента" выступление на педсовете.

Ознакомила ворспитателей на педсовете с педагогическими условиями, необходимые для эффективной реализации регионального компонента....

Обобщение опыта. Тема: «Создание образовательного пространства для реализации регионального компонента у дошкольников».

Обобщение опыта.Тема: «Создание образовательного пространства для   реализации регионального компонента у дошкольников»....