Педагогический совет. Тема: «Реализация регионального компонента в ДОУ»
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Ласточка» с. Мишкино
Педагогический совет № 2
Тема:
«Реализация регионального компонента в ДОУ»
Разработала: ст. воспитатель Бикбулатова Т. В.
У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей- пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые – и в великом целом своём – для всех одна. А.Твардовский
№ слайда 3
Описание слайда:
Актуальность темы
С введением в дошкольное образование ФГОС ДОО среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
№ слайда 4
Описание слайда:
Основные законодательные и нормативно-правовые документы Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Постановление от 30 декабря 2015 г. № 1493 г. Москва О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
№ слайда 5
Описание слайда: Содержание
регионального компонента направлено на достижение цели.
Цель: формировать представление детей о родном крае, о малой Родине, воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
№ слайда 6
Описание слайда: Также через решение следующих задач :
Задачи: Расширять знания детей о родном городе Знакомить с творчеством писателей, поэтов, художников, композиторов, прославляющих наш город. Формировать любовь к родному городу, интерес к его прошлому и настоящему формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности. развивать бережное отношение к городу и к району (достопримечательности, культура, природа). развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране. воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
№ слайда 7
Описание слайда:
В основу реализации регионального компонента положены следующие принципы: Принцип развивающего обучения – Правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. (Л. С. Выготский).
Принцип взаимодействия с социальными институтами – Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, музеем и т. п.; в естественном включении краеведческого материала в программу дошкольного образования Принцип личностно-ориентированного общения - Партнерство, соучастие и взаимодействие — приоритетные формы общения педагога с детьми Принцип тематического планирования материала – Подача изучаемого материала по тематическим блокам или направлениям
Принцип наглядности – Широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, слайды, фотографии родных пейзажей, достопримечательностей и т. д.
Принцип последовательности – Планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному
Принцип занимательности – Увлекательность для детей
№ слайда 8
Описание слайда:
Создание культурно-развивающей среды в ДОУ:
Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования
Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума
Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
№ слайда 9
Описание слайда: Вопрос?
Реализация регионального компонента в детском саду осуществляется через следующие формы организации работы с детьми:
Организованная образовательная деятельность
Совместная деятельность педагога с детьми
Самостоятельная деятельность детей
Взаимодействие с родителями воспитанников
№ слайда 10
Описание слайда:
Направления реализации регионального содержания образования:
Природно-климатические особенности родного края;
История и символика родного края;
Искусство и культура родного края;
Знаменитые люди родного края.
Природно-климатические особенности родного края
История и символика родного края
Искусство и культура родного края
Литературное искусство
Изобразительное искусство
Киноискусство
Декоративно-прикладное искусство
Знаменитые люди родного края
№ слайда 11
Описание слайда: Вопрос?
Ребенок в процессе освоения региональной информации приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого; овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода; определяет свою социальную роль; имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях; обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение; учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности; приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом; развивает самостоятельность, творчество, инициативность. Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок:
№ слайда 12
Региональный компонент в условиях ДОУ реализуется по следующим направлениям: управление реализацией программы; создание и обновление предметно- развивающей среды; инновационная или экспериментальная работа; формы сотрудничества с семьей; преемственность в работе ДОУ и школы; взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.
№ слайда 12
Описание слайда:
Перспективы в работе: Создание программы по краеведению; Пополнение картотеки конспектов ООД по краеведению; Пополнение уголков по краеведению в группах; Пополнение в ДОУ музей «Горенка»; Привлечение родителей к оказанию помощи при организации экскурсий, прогулок, организации музея и т.д.; Проведение семинаров по повышению профессиональной компетентности воспитателей по вопросу патриотического воспитания средствами краеведения.
№ слайда 13 Вопрос?
Совместная деятельность с детьми для реализации регионального компонента.
- Основная образовательная деятельность.
- Чтение художественной литературы (сказки, стихи, пословицы, поговорки, загадки).
- Составление и отгадывание загадок.
- Рассказы воспитателя.
- Дидактические игры.
- Настольно-печатные игры.
- Подвижные игры народов.
- Создание игровых ситуаций.
- Экскурсии.
- Познавательно-исследовательская деятельность
(наблюдения, опыты, эксперименты).
- Викторины.
- Экологические конкурсы.
- Создание коллекции произведений декоративно-прикладного искусства.
- Экологические выставки и экспозиции.
- Мини-музеи.
- Просмотр видео, слайдов, промороликов.
- Природоохранные акции.
- Праздники, развлечения.
Проектная деятельность или метод проектирования выступает как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов и воспитанников. Эффективность применения проектной деятельности заключается в том, что она дает широкие возможности для проявления детской инициативы. Организация проектной деятельности дает возможность всем детям. У детей формируется четкая мотивация, они видят перед собой цель, которую нужно достичь. А значит, появляется желание в получении новых знаний, дети ищут пути получения информации, для чего объединяются в группы (команды) Для реализации регионального компонента используются разные виды проектов. Например: семейный проект «Родословное древо моей семьи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками.
Необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка эмоционально положительное отношение к тому месту, де он родился и живет;- развивать умение в...
Представление опыта работы по теме: "Реализация регионального компонента в ДОУ"
Приоритетность регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, дру...
Тема: «Технология педагогического проектирования в реализации регионального компонента».
Технология педагогического проектирования в реализации регионального компонента...
Семинар-практикум на тему: «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ»
Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала в условиях многонаци...
Педагогическая разработка по теме: «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ. Парциальная программа «Наш дом - Южный Урал»
Педагогическая разработка «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ. Парциальная программа «Наш дом – Южный Урал» разработана для воспитателей ДОУ с ц...
Выступление на педагогическом совете по вопросу «Региональный компонент в системе работы педагога»
Выступление на педагогическом совете по вопросу «Региональный компонент в системе работы педагога»...