Представление опыта работы по теме: "Реализация регионального компонента в ДОУ"
статья по теме

Гоцуляк Оксана Владимировна

Приоритетность регионального культурного  наследия означает воспитание патриотизма на  местном материале с  целью  формирования  уважения к  своему  дому (семье, друзьям), бережного  отношения  к  природе  родного края и изучение его истории, приобщение ребенка к  национальному  культурному  наследию и традициям, произведениям  местных  писателей  и художников.

Изучение регионального компонента проходит через четыре основных направления: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое. Ознакомление детей с народной культурой, историей, природным окружением происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области…

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация регионального компонента в ДОУ

Гоцуляк О.В., старший воспитатель МБДОУ № 56

 В Федеральных государственных требованиях отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса должна отражать специфику национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Приоритетность регионального культурного  наследия означает воспитание патриотизма на  местном материале с  целью  формирования  уважения к  своему  дому (семье, друзьям), бережного  отношения  к  природе  родного края и изучение его истории, приобщение ребенка к  национальному  культурному  наследию и традициям, произведениям  местных  писателей  и художников.

Изучение регионального компонента проходит через четыре основных направления: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое. Ознакомление детей с народной культурой, историей, природным окружением происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области…

Прежде, чем приступить к работе по направлению этнокультурного развития, педагогами ДОУ  в сентябре 2012г. была проведена диагностика детей по  выявлению  уровня  сформированности  знаний о предметах народного быта, праздниках, традиций, народных игр, истории края.

Анализируя результаты диагностики, мы сделали выводы о недостаточных знаниях детей по национально - региональному компоненту. Дети знали сказки, игры, но затруднялись назвать предметы  быта, орудия  труда, историю русских  и  адыгов в давние времена; дети практически незнакомы с символикой, достопримечательностями  города и  растительным миром РА; недостаточно знаний в области декоративно-прикладного искусства, традиций.

По результатам проведенного исследования нами были определены:

Цель: Построение  инновационной  модели  образовательного пространства ДОУ, обеспечивающей  доступность и  новое  качество образования   в  соответствии  с ФГТ.

 Задачи:

- Разработать систему  мероприятий  направленных на вовлечение  педагогов в  инновационную  деятельность  по  региональному компоненту.

-Создать условия  для повышения  квалификации  педагогических  работников по инновационной деятельности.

- Обеспечить  обновление  предметно - развивающей среды ДОУ.

- Наметить последовательность и содержание работы с детьми по национально - региональному компоненту.

- Разработать систему  мероприятий по  региональному  компоненту  совместно с  социумом, обеспечивающих реализацию  ФГТ.

  Для успешной реализации данных задач были объединены усилия многих специалистов учреждения: воспитателей, музыкальных руководителей, педагога-психолога, инструктора физического воспитания.

В ДОУ пригласили  преподавателей  АГУ В.В. Зайко, Б.Х. Панеш, и научного руководителя проекта Л.Х. Цееву. Они познакомили педагогов с дополнительной  программой «Я и мой мир», отличительным признаком которой является наличие регионального компонента. Программа предусматривает введение  ребенка в мир общечеловеческих и этнокультурных ценностей. Совместно было принято решение создать на базе ДОУ экспериментальную площадку для апробации данной программы.

Так же используем дополнительную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - под ред. О.Л. Князевой. Данная программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанном на их приобщении к русской народной культуре. Основная цель - способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа.

Особое внимание было уделено созданию предметно-развивающей среды, с помощью которой ребёнок  входит в мир национального фольклора, языка, уклада жизни.

В уголках национально-регионального воспитания для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Именно здесь для детей расширяется  подача информации посредством игры. Был отобран наиболее актуальный для каждого возраста материал: в младшей и средней группе представлены альбомы их ближайшего окружения («Моя семья», «Улицы нашего города», «Мой детский сад»), в старшем возрасте тематика расширяется («Достопримечательности города Майкопа», «Мой край», «Наш Майкоп» и др.), куклы в национальных костюмах «Русская красавица» и «Черкешенка», предметы обихода, макеты жилищ адыгейских и русских семей, карты РФ и РА. Так же оформлен наглядный материал по патриотическому воспитанию «Моя большая и малая Родина «, где дети знакомятся с Российской и Адыгейской государственной символикой. Даже в самом оформлении заложен глубокий смысл единства народов.

 «Народное  творчество» - обогатили  предметами  народных  художественных  промыслов («Дымковская игрушка», «Гжель», «Хохломская роспись»,  адыгейская керамика,  игрушки,  сделанные  народными  умельцами  и др.), музыкальными инструментами.

В методическом кабинете собран материал по краеведению:  методическая и художественная литература (стихи,  рассказы, народные сказки); оформлены тематические альбомы: «Мой любимый город Майкоп»  для знакомства детей с памятниками архитектуры и «Природа Адыгеи» (Большой Кавказский заповедник, Гузерипль, Лаго-наки, водопады  Руфабго и т.д.), подобрана  видеотека; картотека  конспектов занятий и методических разработок в данном направлении; фотоматериалы, наглядно-демонстрационный краеведческий материал: иллюстрации и альбомы для знакомства с растительным и животным миром РА «Птицы нашего края», «Животные РА», оформлена «Красная книга», которая знакомит детей с охраняемыми растениями и животными РА.  Существует электронный «Банк идей», где накапливается опыт педагогов ДОУ по работе с детьми. 

Работа в детском саду по региональному компоненту проводиться по нескольким направлениям - в этот процесс  включены и дети, и педагоги,  родители. В рамках работы с кадрами в нашем ДОУ организованы различные формы повышения квалификации педагогов: 

-педагогические советы, семинары-практикумы, консультации, круглые столы, дни педагогического мастерства; мастер-классы на тему: «Я и моя семья»,  «Генеалогическое древо семьи» и т.д.

Второе и главное направление – работа с детьми. Региональный компонент реализовывается в ходе НОД, совместной деятельности детей, педагогов и родителей, двигательно-оздоровительной работы. Эффективному и систематическому усвоению детьми знаний о своей стране, родном городе и РА способствует перспективно - тематическое планирование  воспитательно - образовательной работы. В нем есть такие темы, как: «День Республики», «Народная культура и традиции», где дети знакомятся с национальной культурой. Темы повторяются в каждой группе, но изменяется содержание и объем материала, в каждой теме уделяется внимание изучению культуры своего народа. Например, по теме «День театра» драматизируются   детьми и педагогами народные сказки.

Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что мы хотим донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго.
Например, планируя работу по образовательным областям:

 «Физическая культура» - инструктор по физкультуре разучивает с детьми народные игры «Лапта», «Жмурки», «Шапка», «Журавушка-журавель». Знакомим детей с достижениями спортсменов нашей Республики Адыгея (мы – чемпионы дзюдо, рукопашному бою, волейболу, гимнастике) - в наших планах создать портретную галерею выдающихся спортсменов нашей РА.

 «Познание» - знакомство с природой родного края осуществляется через экскурсии, на прогулках, во время наблюдений, создали выставку фотографий «Достопримечательности города». Используем так же игровые технологии В.Воскобовича: «Игровизор», «Крестики», «Соты», «Конструктор букв», «Веселые цифры», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизинера» т др.

 «Коммуникация – проводим беседы («Я в многонациональной семье»,  «Знаменитые имена в мире, стране и Адыгее», знакомим с особенностями адыгского этноса и обогащаем представления детей о разнообразии традиций, обычаев разных народов).

 «Чтение детям художественной литературы» - большая работа проводится по чтению художественной литературы, устному народному творчеству, сказкам писателей  и поэтов России и РА. Создана картотека писателей и композиторов края, книжки -  малышки «Наряды разных народов», «Национальные праздники».

 «Музыка» - музыкальные руководители разучивают с детьми национальные песни, танцы («Удж», «Лезгинка», хороводы, русские пляски)  знакомят с народными инструментами (адыгейские: пшине - гармошка, пхачичи - трещетки; русские-гармошки, флейты, балалайки  и др.), помогающими  знакомить  детей с историей, культурой  народов.

 В ДОУ действует театральный кружок  «В гостях у сказки». Мы  постарались создать  условия для погружения ребенка в познание  живого красочного национального творчества и ценностей посредством фольклорно - театрализованных представлений, обыгрывания  потешек, небылиц - «Шапка небылиц», «Приключения пчеловода», «Гуси-лебеди», «Хитрый воробей», «Репка» «Сэтэнай-цветок»и др.

Проводим фольклорные концерты и народные праздники.

 «Художественное творчество» - на занятиях по художественному творчеству дети узнают о происхождении русской и адыгской посуды и утвари, овладевают умениями рисования национальных орнаментов на силуэтах посуды, одежды, обуви. С детьми подготовили выставку рисунков по теме «Русские и адыгские народные  сказки».

 «Социализация» - знакомим детей с элементарными сведениями о местонахождении РА на карте России, достопримечательностями РА, Символикой России и РА - герб, гимн, флаг.

          Даем  первоначальные представления об истории коренных народов РА - черкесов, адыгов, русских, общее понятие о существовании различного вероисповедания у народов РА. Говорим о национальной кухне адыгов, русских, традиционной национальной одежде.

          Разработали краеведческие игры: -Поле чудес по теме: «Моя большая и малая Родина», «Люби и знай свой край». «Старинное-нестаринное», «Особенности быта народов России и Адыгеи», «Достопримечательности родного города»; -игры-беседы «Нам нужны различия», -игры – путешествия «Россия-страна моя родная», «Отгадай, где живут»; игры-экскурсии  «Лавка сувениров».

         «Труд» - создали макеты  города Майкопа и городского парка  из бросового материала.

         «Безопасность» - педагоги разработали игры «Безопасность на улицах города», «Найди дорогу домой» и др.

         В работе  используем  мультимедийные  средства  обучения (презентации на темы: «Москва – столица нашего Отечества», «Адыгейский национальный костюм», «Сказка о толерантности»). В ходе компьютерных презентаций дети знакомятся с предметами старины, которые не могут увидеть непосредственно, с искусством других народов.

 Национальный колорит всегда присутствует  в различных мероприятиях. Особым значимым событием является празднование дня города Майкопа - педагоги изготавливают поделки совместно с детьми и родителями, приуроченные к этому дню.

Особо хочется отметить проведение открытого мероприятия: к «Международному дню родного языка» - было  организовано  театрализованное  представление по мотивам  р. н. с. «Гуси – лебеди» с целью пропаганды знания родного языка, русского и адыгского фольклора и народных детских игр, развития интереса к изучению народных  сказок. Ребята  пели  частушки, читали стихи русских и адыгских поэтов о родном языке  и  родном крае: «О родном  языке» Г. Пурга, «Родной язык» М. Паранук). Были  приготовлены национальные блюда (щелям, блины) с помощью родителей и сотрудников ДОУ.

 Воспитатели  совместно с родителями составили  «Книгу народной мудрости» - сборник, включающий русские и адыгские пословицы, поговорки, сказки, прибаутки, загадки, считалки, приговорки, песенки.  

  В ДОУ проводим развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой:  «День адыгейского национального костюма», «День славянской письменности и культуры», «День адыгейского языка и письменности». Были организованы: конкурсы чтецов стихотворений на родном языке и на лучшую иллюстрацию к произведениям адыгейских авторов, открытые показы ООД. Дети с интересом принимают активное участие во всех мероприятиях.

Семья является главным источником народных традиций. Мы заинтересовали их проблемой приобщения детей к культурно - историческим ценностям России и РА. Удачно зарекомендовали себя такие формы работы, как: - родительские собрания, на которых  активно обсуждают вопросы этнокультурного образования и воспитания детей («Любимые  народные  игры  детей»,  «Родные  сказки»); -консультации для родителей («Русские и адыгские традиции в воспитании детей», «Как смастерить народную игрушку со своим малышом», «Моя родословная»); -практикумы в форме деловых игр, посещение национального музея.

Родители принимали активное участие в создании предметно- развивающей среды в группах (собирают экспонаты для музея), оказали помощь в изготовлении народных костюмов, участвуют в народных праздниках и развлечениях.

В рамках разработанного плана были организованы выставки продуктов совместного творчества взрослых и детей («Моя семья», «Национальный костюм»,  «Генеалогическое древо моей семьи »).

Были организованы встречи детей с сотрудниками  Национального музея г. Майкопа (игровая программа по ознакомлению детей с предметами быта  адыгов «Бабушкин сундук», с народной  игрушкой «История игрушки»), ансамблями  «Майкопчанка», «Казачата».

После апробации  программ в апреле 2013 года,  было  проведено контрольное исследование. Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы: что работа по программам « Я и мой мир», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»  принесла  положительные  результаты: у многих детей повысились знания о   предметах народного быта, праздниках, традиций, народных игр, разных видов народно - прикладного творчества. Это говорит о том, что большинство воспитанников групп  имеют представления об  этнокультурных ценностях и готовы к познанию истории народа.

Активно включившись в проектную деятельность, наши педагоги в прошлом году особое внимание обратили на создание проектов, методических разработок и авторских программ по региональному компоненту, представленных в рамках городских и республиканских  конкурсов: проект - «Я и моя республика Адыгея!» и методические разработки – «Наша многонациональная семья»,  «Моя родина – моя Адыгея», программа «Родной свой край люби и знай…..» Опыт работы по региональному компоненту обобщается в печати, на педагогических чтениях, обсуждается на научно-практических конференциях.

 Внедрение национального регионального компонента позволяет достичь определенных целей в познании и понимании детьми общечеловеческих ценностей. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. 

Итак, преимуществом регионального компонента является, прежде всего то, что созданная единая система:

-  дает более  эффективные результаты по развитию у детей эмоциональной отзывчивости к этнокультурному наследию;

-  позволяет осуществить поиск нестандартных форм деятельности;

-  дает возможность гармонично ввести требования ФГТ в систему этнокультурного образования, объединить новые технологии с традиционными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками.

Необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка эмоционально положительное отношение к тому месту, де он родился и живет;- развивать умение в...

Семинар-практикум на тему: «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ»

Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала в условиях многонаци...

Доклад на педсовете на тему: "Реализация регионального компонента по поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с культурой народов Поволжья (из опыта работы)"

         Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Приобщаем ко всему...

Педагогическая разработка по теме: «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ. Парциальная программа «Наш дом - Южный Урал»

Педагогическая разработка «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ. Парциальная программа «Наш дом – Южный Урал» разработана для воспитателей ДОУ с ц...

Публичное выступление на тему: " Реализация регионального компонента в системе гражданско- патриотического воспитания дошкольников"

В публичном выступлении " Реализация регионального компонента в системе гражданско - патриотического воспитания дошкольников" представлен опыт воспитателя Ильиной Марины Анатольевны по ...