Доклад на педсовете на тему: "Реализация регионального компонента по поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с культурой народов Поволжья (из опыта работы)"
статья

Стешина Татьяна Геннадьевна

           Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Приобщаем ко всему этому подрастающее поколение, опираясь на многовековую народную педагогику. Знать только о своем народе, для современного ребенка, очень мало. Хочется же еще уметь делать то, что могут делать другие народы: танцевать, играть в их игры, петь и говорить, как они. Такое стремление способствует расширению кругозора у ребенка, формированию мировоззрения дружелюбия. У детей развиваются познавательные способности, ум, мышление, чувство патриотизма, гордости за свой народ, и не только за свой. Значит, ребенок должен получать не только национальное, но и поликультурное воспитание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                  Стешина Т.Г., музыкальный руководитель

                                                                                  МБДОУ детский сад № 9          

                                                                                 «Земляничная поляна» г. Ульяновск

Доклад на тему:

Реализация регионального компонента

по поликультурному  воспитанию дошкольников

через ознакомление с культурой народов Поволжья

(из опыта работы)

         В Законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 14) указывается, что «содержание образования должно обеспечивать ... интеграцию личности в национальную и мировую культуру». Следовательно, каждый член современного общества, каждый ребенок, поставлен перед необходимостью быть готовым к межнациональному общению с объектами иной национальной культуры, и сегодня, как никогда, стало важно уметь жить в многонациональном обществе. Наряду с этим, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны основные принципы, это: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития ребенка.

           Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Приобщаем ко всему этому подрастающее поколение, опираясь на многовековую народную педагогику. Знать только о своем народе, для современного ребенка, очень мало. Хочется же еще уметь делать то, что могут делать другие народы: танцевать, играть в их игры, петь и говорить, как они. Такое стремление способствует расширению кругозора у ребенка, формированию мировоззрения дружелюбия. У детей развиваются познавательные способности, ум, мышление, чувство патриотизма, гордости за свой народ, и не только за свой. Значит, ребенок должен получать не только национальное, но и поликультурное воспитание.

         Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы  детского сада. В   городе Ульяновске живет много представителей народов Поволжья. Это – русские, татары, украинцы, чуваши, немцы, мордва, таджики и т.д. Детский сад  – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности он ни был, каждый является представителем своего мира, традиций, культуры. И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

                       Проект  «Культура народов Поволжья   в сказках, играх, танцах»

  направлен  на формирование у детей представления о богатой народной культуре Поволжья, на знакомство со сказками, играми, фольклором народов, населяющих Ульяновскую область.

           Актуальность:

 1.В течение нескольких десятилетий были нарушены многие звенья непрерывной цепи передачи традиций из поколения в поколение.

2. Недостаточно  методических разработок по поликультурному воспитанию дошкольников,   разработанного интегрированного содержания  мероприятий с учетом всех педагогов ДОУ, а также с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС. Недостаточная активность родителей, недостаток пособий, материального обеспечения для решения данного проекта.

3.  2019 год – год театра в России. Одной из самых эффективных форм воздействия на личность были и есть народные сказки.

Цель: Воспитание  у детей любви к малой Родине,  патриотических чувств детей через народные игры, сказки,  культуру народов Поволжья. Реализация регионального компонента по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста через ознакомление с культурой народов Поволжья.

Задачи.

  • 1. Воспитательные: 

воспитывать в детях интернациональные чувства к народам, живущих в  городе Ульяновске, формировать толерантность, чувство уважения  к народам Поволжья  и их    традициям.

2. Обучающие:

  • вызвать интерес к национальным сказкам, костюмам, к играм,  танцам,  разговорной речи, национальным блюдам, музыке народов Поволжья, сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, фольклоре
  • расширять знания о соседних республиках, помочь детям осознать важность дружбы между народами;

3. Развивающие:

  • развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарный запас детей;
  • стимулировать детскую активность посредством национальных подвижных игр, танцев, драматизации сказок народов Поволжья.
  • обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.
  • развивать пластику движений с использованием различных предметов, атрибутов, элементов костюма.

Тип проекта: творческий  

Состав участников: музыкальный руководитель, дети младших, средней,  старшей и подготовительной групп, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный (октябрь-декабрь 2019)

Предполагаемые результаты: 

Дети

  • углубление представлений дошкольников об Ульяновском Поволжье и людей его населяющих, 
  • формирование у детей представления о богатой народной культуре данного региона, знакомство с этнографией,  фольклором, играми, сказками, национальными костюмами, блюдами,  музыкой народов, населяющих Ульяновск;
  • умение воспринимать музыку как средство эстетического и культурного воспитания личности;
  • развитие у детей музыкального слуха, координации движений, формирование двигательных умений.

Педагоги:

  • Повышение профессиональной компетентности в вопросах приобщения дошкольников к  традициям, культуре народов Поволжья, театрализованной деятельности, в развитии творческих способностей детей,  внедрение новых методов в работе с детьми; личностный и профессиональный рост.

Родители:

  • повышение компетентности родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья. Обогащение родительского опыта идеями этнопедагогики. Поддержка семьи в воспитании национального самосознания ребенка.
  •  повышение  интереса родителей к жизни детей в детском саду; получение консультаций по вопросам поликультурного воспитания,  театрализованной деятельности для дошкольников дома и в детском саду; укрепление связей между детским садом и семьёй.
  •   актуализация  потребности родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления дошкольников с народами Поволжья.

Продукты проекта:

  1. Осеннее развлечение «По симбирским просторам снова осень шагает»
  2. Фестиваль  сказок народов Поволжья «Сказок дружный хоровод» во всех группах.
  3. Конкурс уголков культуры народов Поволжья
  4. Концерты ко дню матери с привлечением родителей: «Посидим рядком, поговорим ладком, сказочку расскажем, песенку споем» в младшей группе, «В светлой горнице да рядом с матушкой» в средней группе, «Мамы народов Поволжья» в старшей, подготовительной группах.
  5. Театрализованные игры, этюды, игры-импровизации в ООД, театрализация сказок, подвижные игры  народов Поволжья на утренниках.
  6. Интерактивные музыкально-дидактические игры: «Венок дружбы»,  «Ритмические ножки-ладошки» по мелодиям народов Поволжья.
  7. Участие во всероссийском конкурсе с драматизацией мордовской сказки
  8. Разработка сценариев, презентаций, видеороликов о сказках, о родном крае
  9. Фотоматериалы, видеоматериалы
  10. Обсуждение результатов с педагогами, транслирование опыта работы в ДОУ,  во всероссийской конференции

Теоретическое обоснование проекта

  • Поликультурное воспитание – явление относительно новое для России. В настоящее время активно разрабатываются научно-теоретические основы поликультурного воспитания в России (Г.Д. Дмитриев, А.Н.Джуринский, В.В. Макаев, З. А. Малькова, Д.Б. Сажин, Л.Л. Супрунова, В.Ю. Хотец и др.). Значительная часть исследований посвящена проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с национальными культурами (Е.С, Бабунова, Т.Ф. Быбынина, Е.А. Барахсанова, М.И.Богомолова, В.Д. Ботнарь, Э.Ф. Верьтякова, Э.К.Суслова, Т.В. Черник, Т.И.Чиркова, Л.С. Ядрихинская) и обучению детей второму (неродному) языку И.В.Вронская.
  • Реализация приобщения детей к культуре народов обеспечивает приобщение ребёнка к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ окружающего мира, хранящих знания об историческом прошлом, настоящем, изучении культурных традиций родного края, соседних народов формирует чувство гордости за принадлежность к национальности, сохранению традиций, идущих издревна.
  • Таким образом, теоретической основой проекта являются положения:
  • - способ противостоять расизму, предубеждения, предвзятости, ненависти, основанной на культурных различиях (Г.Д.Дмитриев)
  • - альтернатива интернационального воспитания (А.Н.Джуринский)
  • - формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей (В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л, Супрунова).
  • - подготовка в жизни в полиэтническом социуме: овладение культурной своего народа, формирование преставлений о многообразии культур и воспитание этнолерантности (Г.В.Палаткина).
  • - о взаимосвязи социальных, культурных, этнических, национальных, языковых, художественных элементов нашего мира и их влияния на духовно-нравственное развитие человека (М.М.Бахтин, В.С. Биллер, Л.С.Выгодский, Д.С.Лихачёв).
  • - о национальном и межнациональном воспитании (М.И.Богомолова, С.А. Козлова, Е.Л. Протасова, Э.К.Суслова, Т.Н. Чиркова).
  • - поликультурное воспитание (А.Н. Джуринский, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Д.Б. Сажин, И.М. Синагатуллин, Л.Л.Супрунова, В.Ю. Хотец).
  • Интересна программа «Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста» под редакцией В.Н.Вершинина.
  • Она освещает проблемы раннего гражданского воспитания дошкольников, составной частью которого является поликультурное воспитание.  В этой работе опубликованы методические разработки различных форм  работы по поликультурному воспитанию, программы и другие методические материалы.    Ценность ее в том, что   воспитание ребенка опирается на культуру народов региона.  И каждый ребенок имеет возможность воспитываться с приоритетом культуры именно его национальности.

Основные этапы проекта

Организационный:  октябрь 2019

1. Выявление проблемной ситуации:

2. Разработка проекта: определение целей и задач проекта.

3. Составление плана мероприятий, посвященных поликультурному воспитанию и  году театра в России, в ДОУ (приложение 1).

Практический этап:   октябрь  - ноябрь 2019

1. Составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами, родителями:

-разработка тематического плана, конспектов ОД по поликультурному воспитанию и театрализованной деятельности с учетом возрастных особенностей детей;

-написание сценариев развлечений, утренников,  конкурсов.

-подбор материала и оборудования для ОД,  разнообразных игр и других видов деятельности; подбор сказок, музыкальных игр, танцевальных композиций, национальных костюмов, блюд,  связанных с тематикой проекта;

-оформление папок-передвижек по теме проекта, подборка информации, иллюстраций, литературы;

-составление списка необходимых материалов для реализации проекта

2. Выступление на всероссийской дистанционной научно-практической конференции «Взаимодействие ДОУ с родителями в рамках ФГОС. Доклад «Формирование родительской компетентности в области музыкального развития детей дошкольного возраста»

3. Проведение образовательной деятельности по теме проекта с дошкольниками, упражнения   для развития творческих способностей,  игры на развитие интонационной выразительности речи (передача настроений, динамики, темпа), пластические и музыкальные игровые этюды, направленные на передачу различных образов, дыхательная гимнастика, обыгрывание потешек, песен, просмотр мультимедийных презентаций:

 

5. Создание видеороликов:

- для утренника «По симбирским просторам снова осень шагает» с включением отрывков

    мультфильма «Аленький цветочек»,

- для фестиваля сказок народов Поволжья «Сказок дружный хоровод»(1, 2 день),

- для концерта, посвященных дню матери «Мамы народов Поволжья», «Наши мамы и мы»

 -драматизация мордовской  сказки «Как собака друга искала», чувашской сказки «Лиса-плясунья»,

    татарской сказки «Три дочери», русской сказки «Репка», таджикской сказки «Утка, курица и  

     мышь»

- интерактивные музыкально-дидактические игры «Венок дружбы», «Ритмические ножки-ладошки» (по мелодиям народов Поволжья)

6.  Участие во Всероссийском конкурсе «Ты-гений»  в номинации: «Лучшее театрализованное представление».  Название работы: драматизация мордовской сказки «Как собака друга искала»

7. Подготовка и изготовление атрибутов, костюмов, декораций к праздничным мероприятиям.

8. Мероприятия с родителями:

-печатные консультации по темам: «Роль родителей  в возрождении народных традиций»,  «Играйте вместе с детьми», «Собираемся в театр».

 - привлечение к участию в развлечениях для детей (изготовление атрибутов, национальных костюмов, блюд), обыгрывание ролей на утренниках.

- индивидуальные беседы с целью создания интереса и привлечения родителей к участию в проекте.

9. Проведение осеннего утренника «По  симбирским просторам снова осень шагает»  по мотивам сказки Аксакова «Аленький цветочек»

10. Проведение конкурса  уголков по поликультурному воспитанию во всех группах ДОУ;

11. Проведение фестиваля сказок народов Поволжья «Сказок дружный хоровод» во всех группах ДОУ

12. Проведение концертов, посвященных дню матери, с  включением национальных игр, танцев, блюд, с показом драматизаций сказок народов Поволжья,  подготовленных для фестиваля.

Обобщающий этап:  декабрь 2019

Представление опыта работы по  поликультурному воспитанию, театрализованной деятельности дошкольников через презентацию проекта.   Фотоотчёт  и видеоотчет  проекта « Культура народов Поволжья в сказках, играх, танцах»

На начальном и  заключительном этапе проведения проекта был проведен  мониторинг. Результаты проведения предоставлены в сводных таблицах.

На основе полученных результатов можно сделать

Выводы о достигнутых результатах:

1. Таким образом, поликультурное воспитание, развитие этнотолерантности и нравственных чувств дошкольников с использованием фольклора и традиций народов Поволжья возможно в том случае, если педагогическая организация работы в детском саду будет осуществляться в тесной взаимосвязи  всех участников: педагогов ДОУ и  семей воспитанников, что позволит создавать образовательно-воспитательное пространство, в которое ребенок погружается в детском саду и дома.

Поликультурное воспитание и театрально – игровая деятельность позволила дошкольникам приобрести и демонстрировать начала ключевых компетентностей, дала возможность нам и нашим воспитанникам осмыслить и изучить информацию о культуре разных народов Поволжья.  . У детей сформированы интерес, обобщенные представления о культуре народов Поволжья,  навыки и умения для участия в драматизациях сказок, играх, танцах народов Поволжья. 

Сегодня наш детский сад развивается как детский сад диалога культур, мы воспитываем в детях национальную и этнокультурную толерантность. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы сформировали у них представление о себе и других как о личности. 

Данный проект помог педагогам ДОУ раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей.

2. Повысилась профессиональная компетентность у педагогов в вопросах приобщения дошкольников к культуре народов Поволжья,  к театрализованной деятельности, личностный и профессиональный рост.

3. Повысился  интерес родителей к жизни детей в детском саду, к культуре народов Поволжья; театрализованной деятельности для дошкольников дома и в детском саду.

Считаем, работу над проектом «Культура народов Поволжья   в сказках, играх, танцах»

  успешно завершенной.

Список литературы.

  1.  З.М. Зарипова. Национально-региональный компонент в учебно-воспитательном процессе.
  2. Ботнарь В.Д. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей посредством игры-драматизации (на материале национальных детских садов Молдовы): Дис. . канд. пед.наук. М., 1998. 168 с.

Детство / Под ред. Т.И Бабаевой [и др.]. – СПб. : Детство-Пресс, 2010.

5. Захарова Л.М. Проблема формирования у дошкольников позитивного отношения к людям разных национальностей в отечественной педагогике (вторая пол. XIX в.в.): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1998. 17 с.

6. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР - Москва: Просвещение, 1988 - с.239

7. Князева, О.А. Приобщение к истокам русской народной культуры / О.А. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.,1998.

8. Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю. Симбирский Венец: Программа и методические материалы к образовательной работе с детьми дошкольного возраста по приобщению к культурно-историческоим ценностям региона. – Ульяновск: УИПКПРО, 2003.

9. Корнеева Е.И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников (средний дошкольный возраста): Дисс.. канд. пед. наук. М., 1995. 181 с.

10. Косарева, В.Н. Народная культура и традиции / В.Н. Косарева. – Волгоград: «Учитель», 2012.

11. Котлякова, Т.А. Дидактические игры художественного содержания для старших дошкольников : метод. пос. / Т.А. Котлякова. – Ульяновск : Корпорация технологий продвижения, 2006. – 52 с.

12. Лапина, Н.Г. Родничок. Методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию / Н.Г. Лапина [и др.]. – Тольятти, 2008.

13. Лялина, Л.А. Народные игры в детском саду / Л.А. Лялина. – М.: СФЕРА, 2009.

14. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. М.: Линка-Пресс, 2000. 224 с.

15. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / М.Ю. Новицкая. – М.: Линка-Пресс, 2003.

16. Панкеев И.А. Русские народные праздники. М.: Яуза, 1998. 256 с.

17. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.

18. Распахни окно в мир прекрасного: Методическое пособие / Науч. ред. Л.П. Бочкарева. - Ульяновск, 2000. – 96 с.

19. Тихонова А.Ю. Секреты симбирских мастеров: Приобщение дошкольников к региональным художественным ремеслам: Методическое пособие – Ульяновск: УИПРПРО, 2002 – 52 с.

20. Хотинец В.Ю. Этническая идентичность и толерантность. Екатеринбург.: Издательство Уральского университета, 2002. 124 с.

 21.А.И. Буренина. «Театр всевозможного: от игры до спектакля».            

  1. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
  2. Мерзлякова С.И. Фольклор – музыка – театр. М.:ВЛАДОС, 1999.
  3. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М.: АРКТИ, 2000.
  4. Чистякова М.А. Психогимнастика. М., 1990.
  5. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: ВЛАДОС, 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с культурой хакасского народа.

На современном этапе возникла необходимость поиска путей улучшения межнациональных отношений как внутри России, так и за её пределами. Одним из таких путей является формирование у подрастающего поколе...

Фотоотчет на тему: "Реализация национально - регионального компонента в ДОУ в рамках духовно-нравственного воспитания детей"

В фотоотчете отражены мероприятия проводимые с детьми по реализации национально-регионального компонента....

«Нравственное воспитание через ознакомление с культурой народов Поволжья».

Ход НОДВоспитатель:Ребята, сегодня в нашей группе тепло, светло, радостно,потому что на улице солнышко. Давайте улыбнемся друг другу, улыбнемсянашим гостям, поздороваемся с ними!Дети:Здравствуйте!Восп...

Конспект ООД на тему: «Нравственное воспитание через ознакомление с культурой народов Поволжья» к инновационному проекту «Моя Родина – Мордовия»

Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края.Задачи:Образовательные: Расширить и углубить знания детей о нашей много...

«Реализация регионального компонента с детьми ДОУ через ознакомление с историей и культурой родного края». На 2020-2021гг

Актуальность«Уважение к прошлому – вот что отличает дикость от воспитанности», - эти слова А.С.Пушкина актуальны и сегодня.Дошкольный возраст-благоприятный период для потенцион...

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ

laquo;СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ» Из опыта работы...

Презентация на тему: "Театрализованная деятельность у дошкольников через национальные традиции и культуру народов России" из опыта работы

Актуальность нашего исследования заключается в том, что одной из самых важных задач логопедической работы с дошкольниками, у которых имеются тяжелые нарушения речи, относится развитие у них связной мо...