«Нравственное воспитание через ознакомление с культурой народов Поволжья».
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Ход НОД

Воспитатель:

Ребята, сегодня в нашей группе тепло, светло, радостно,

потому что на улице солнышко. Давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся

нашим гостям, поздороваемся с ними!

Дети:

Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как нарядно я одета. Как вы думаете,

какой костюм на мне?

Дети:

Это мордовский костюм.

Воспитатель:

Правильно, молодцы ребята! А какие национальные костюмы вы еще знаете?

Дети:

Татарский, русский.

Воспитатель:

Хорошо ребята, молодцы! А как вы догадались, что на мне мордовский костюм?

Дети:

По рисунку -крест, ромб, полосы. Это мы видим на переднике, на

набедренном украшении, на головном уборе, на рубахе.

Воспитатель:

Правильно, ребята! Мордовский костюм очень красивый. Он яркий, разноцветный, с разными украшениями.

Воспитатель:

Ребята, а к нам сегодня в гости пришла кукла Алдуня. Вот только кукле очень грустно, у нее нет такого красивого костюма. Я предлагаю вам ее тоже нарядить в мордовский костюм. Для этого, мы с вами отправимся в магазин «Национальной одежды». Ну, что, ребята пойдемте.

Физминутка.

 По Саранску мы идем (маршируют)

Звонко песню мы поем (покачивание головой вправо-влево)

Мы по улице шагаем (маршируют)

Ровно ноги поднимаем.

Делай шаг – раз, два,

Взмах руками – три, четыре.

Повернулась голова (вправо-влево)

Руки вверх и ноги шире.

Прыгнем вместе высоко

И побегаем легко.

 

Воспитатель:

Вот мы с вами и в магазине «Национальной одежды».

Обратите внимание, как много здесь разной одежды – русской, татарской и

мордовской.

Воспитатель: Ребята, смотрите, 2 куклы уже нарядились в костюмы.

Вы сейчас садитесь на скамейку и внимательно рассмотрите их костюмы.

Рассмотрели? А теперь, скажите, в какую одежду оделась каждая из них?

Дети: В русский костюм, татарский костюм.

Воспитатель:

Правильно, молодцы! А нашу куклу Машу надо нарядить в мордовский

костюм. И мы с вами ей в этом поможем. Я предлагаю вам из этого большого количества одежды выбрать ту, которая относиться к мордовской

Воспитатель: Ну, вот и нарядили мы Машу. Теперь можем пойти поиграть.

Мы с вами поиграем в мордовскую игру «Горшочки».

Кукла Маша посидит и посмотрит на нас.

Воспитатель:

Молодцы, ребята! У Алдуни нет на голове головного убора

Я предлагаю вам отправиться в не большую мастерскую и смастерить «Сорку»

Физминутка. «Пословицы про родной край»

Дома и стены помогают.

Где кто родится, там и пригодится. 

За край родной не страшно и в бой. 

В гостях хорошо, а дома лучше.

Человек без Родины - что соловей без песни.

Родная сторона — мать, чужая — мачеха.

Родной край – сердцу рай.

Жить – Родине служить.

Нет в мире краше Родины нашей.

На родной стороне даже дым сладок.

Нет в мире лучше родного края.

Чужбина – калина, родина – малина.

 

Нам с вами нужно будет украсить женский головной убор мордовским орнаментом. Посмотрите, на доске висит головной убор «Сорка», она не нарядная, вам нужно украсить ее мордовским узором.

Вот лежат детали, давайте выберем из них те, которые относятся к мордовскому рисунку.

Ребята, будьте повнимательней, некоторые из них не относятся мордовскому узору. А я вам тоже буду помогать.

Воспитатель:

Какой красивый рисунок у нас с вами получился! Я смотрю,

кукла Маша устала, нам надо ее уложить спать. А для этого

мы отправимся к ней в гости.

Физминутка.

На всей большой планете
(чертим руками невидимый круг)
Куда не посмотри
(голова: влево-прямо -вправо)
И взрослые и дети
(руки на пояс-вытянуться; присесть-руки на коленки)
Мечтают о любви
(обе ладони к сердцу)

И птички, и котята
(руками-крыльями полет; ладошками сделать ушки)
И волк, и лягушата
(царапки- когти; прыжки на месте вприсядку)
Все люди ищут пару,
(обнять друг друга)

Чтобы её любить.
(начертить в воздухе сердце двумя руками)
Чтобы гулять с ней вместе
(хотьба на месте)
Вдвоем ведь интересней
(подскоки на месте)
Дарить друг другу радость
(поднять руки вверх и покружиться)
Тепло и доброту.
(ладонь влево; ладонь вправо)
 

Воспитатель:

Ну, вот мы и пришли.

Давайте мы ее уложим.

Я помогу ей снять украшения. (Раздеваю)

А кто знает, какую песенку ей надо спеть?

Дети:

Колыбельную.

Воспитатель:

Правильно. Мы сейчас будем петь мордовскую колыбельную

песню.

Звучит колыбельная песня.

Воспитатель:

Ну, вот ребятки, Маша и уснула, а мы сейчас вспомним и

тихо скажем, что интересного мы с вами видели.

Дети:

В магазин ходить, одевать кукол, колыбельную петь.

Воспитатель:

Ребята, а пока кукла Маша спит мы с вами пойдем на

прогулку, а когда проснется, спросим ее, что ей понравилось.

А гостям мы скажем до свидания.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание через ознакомление с культурой своего народа»

Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего...

Статья «Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»

laquo;Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»Проблема патриотического и духовно-нравств...

Конспект ООД на тему: «Нравственное воспитание через ознакомление с культурой народов Поволжья» к инновационному проекту «Моя Родина – Мордовия»

Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края.Задачи:Образовательные: Расширить и углубить знания детей о нашей много...

Доклад на педсовете на тему: "Реализация регионального компонента по поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с культурой народов Поволжья (из опыта работы)"

         Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Приобщаем ко всему...

"Нравственно-патриотическое воспитание через ознакомление с культурой своего народа".

В последние годы в системе дошкольного образования произошли определённые перемены : обновляется содержание образования  и воспитания детей, и поэтому этот материал становится актуален....

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ

laquo;СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ» Из опыта работы...