Конспект ООД на тему: «Нравственное воспитание через ознакомление с культурой народов Поволжья» к инновационному проекту «Моя Родина – Мордовия»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Родькина Полина Владимировна

Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края.

Задачи:

Образовательные: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о костюмах народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. Воспитывать уважение к культуре другого народа. Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности. Продолжать знакомства с достопримечательностями разных городов.

Развивающие: Развивать мышление, память, внимание, познавательную и физическую активность.

Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, взаимопомощь. Прививать уважение друг другу. Формировать навыки взаимоконтроля.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеПохожее изображение

«Детский сад № 88»

Конспект ООД на тему:

«Нравственное воспитание через ознакомление с культурой народов Поволжья»

 к инновационному проекту

«Моя Родина – Мордовия»

Похожее изображениеПохожее изображениеПохожее изображение

Подготовила:  воспитатель

Родькина П.В.

г.о. Саранск

Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края.

Задачи:

Образовательные: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о костюмах народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. Воспитывать уважение к культуре другого народа. Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности. Продолжать знакомства с достопримечательностями разных городов.

Развивающие: Развивать мышление, память, внимание, познавательную и физическую активность.

Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, взаимопомощь. Прививать уважение друг другу. Формировать навыки взаимоконтроля.

Ход занятия:

Звучит отрывок песни «Родина моя»:

Я, ты, он, она —

Вместе целая страна,

Вместе дружная семья,

В слове «мы» — Сто тысяч «я»!

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых,

В городах и селах.

Воспитатель:

- Ребята, мы с вами прослушали красивый отрывок из песни о нашей

Родине. О чем в ней поется, и как вы думаете, чему будет посвящено наше

занятие?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята. Мы сегодня будем с вами говорить о

дружбе различных народов, мы будем продолжать знакомиться с нашим

родным краем. Ведь мы хотим стать настоящими патриотами, а для этого

нужно любить и уважать свою Родину, свой родной край, и знать о нем как

можно больше. Мы будем говорить о разных народах, населяющих наш край.

У нашей страны удивительное имя Россия. Много чудесных стран на земле,везде живут люди, но Россия единственная необыкновенная страна – потому что она родина. Ребята, а что такое Родина?

Дети: - это страна, в которой мы родились и живем;

- это поля, леса и реки;

-это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка,

сестренки и братишки.

-это место, где стоит наш детсад.

-это место, по которому люди скучают находясь в далеком краю.

- это самое дорогое, что есть у человека

Воспитатель: Сейчас мы отправимся в путешествие по русской реке Волге и городам Поволжья.

Перед Волгой путь большой и долгий

Из лесного края в край степной.

И зовут ее рекою Волгой,

Матушкой, кормилицей, родной.

А путь наш будет долгим, поэтому сейчас мы сделаем физминутку для глаз, чтобы они не устали во время нашего путешествия (проводится физкультминутка).

Воспитатель: ребята, посмотрите внимательно на эти рисунки, какие народы на них изображены?

Ответы детей:

Воспитатель: правильно, это татары и мордва, марийцы и башкиры А чем, по вашим наблюдениям, они отличаются?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно! Во-первых, люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком. Во-вторых, национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, песнями, танцами, музыкальными инструментами, или, точнее говоря, культурой. Ну и, в-третьих, своей внешностью, характером.

Посмотрите! Костюмы яркие, нарядные, с обилием вышивки, говорят о любви народов к своей Родине, своим истокам. Вот, например, башкирский костюм, давайте рассмотрим его. «Основу башкирского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками и жилеткой. Самым богатым элементом костюма были нагрудники (сэлтэр). Украшения у женщин: серьги, браслеты, перстни – изготовлялись из серебра, кораллов, бисера и монет. Праздничный женский головной убор назывался калябаш. Расшивался бисером и серебром. У древних башкир существовало поверье – чтобы спастись от нечистой силы, девушка должна бросить самую дорогую часть одежды».

Чтобы создать такие костюмы требуется умение и огромное трудолюбие. Во время работы мастерицы пели песни, рассказывали прибаутки, небылицы, загадывали загадки. А вы сейчас постараетесь отгадать загадки

Загадка №1

Что выше леса, краше света, без огня горит?

Загадка №2

Кто, как только жарко станет,

Шубу на плечи натянет.

А нагрянет холод злой –

Скинет с плеч её долой.

Ответы детей

Воспитатель: Молодцы, ребята! А давайте вместе с вами произнесем эти слова на разных языках

Солнце:

«кече» – марийский,

«хевеле» – чувашский,

«кояш» – татарский.

«чипай» - эрзянский

Дерево:

«пушенге» – марийский,

«еивсе» – чувашский,

«агач» – татарский.

«чувто» - эрзянский

Но как бы эти слова по-разному не звучали, солнышко светит всем нам одинаково. Все народы хотят жить под солнцем дружной семьей. Ведь дружба – наша главная сила.

Физкультминутка: «Давайте дружить друг с другом, как птицы в небе, как трава с лугом, как поля с дождями, как дружит солнце со всеми нами»

- Вот так народы подружились (поздороваться за руки)

- Вот так народы соединились (взяться за руки)

- Вот так народы объединились (обняли друг другу)

С тех пор наши народы живут в мире и согласии.

Воспитатель: А еще у разных народов и обычаи разные! Так у марийского народа три священных дерева. Какие, догадайтесь по рисунку.

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно! Это: берёза, дуб и ольха. Их обязательно сажают при рождении детей, так вырастают сады и леса. А марийская пословица гласит«Люди должны быть вместе, как разные породы деревьев в лесу». Что означают эти слова?

Ответы детей:

Воспитатель: А музыка у народов Поволжья тоже очень разная. Раньше, много-много лет назад, в домах не было ни радио, ни магнитофонов, ни телевизоров, ни компьютеров. Чтобы не скучать, люди собирались вместе, пели песни, плясали, водили хороводы, играли в игры. А я приглашаю вас на мордовский танец «Луганяса келуня»

(Все танцуют под фонограмму)

Воспитатель: Устали, наверное, немного. А какой народ не любит отдохнуть после тяжёлого труда. Из поколения в поколение передавались народные игры, забавы и развлечения. «Делу время – потехе час!» Вот и наступило время, когда мы можем отдохнуть и поиграть в татарскую народную игру «Тимербай»

Проводится игра: играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

Воспитатель: Ребята, а скажите мне в какой республике живем мы?

Ответы детей:

Воспитатель: Послушайте как мордовский писатель Яков Пинясов пишет о нашем Мордовском крае (чтение отрывка из произведения Якова Пинясова «Моя Мордовия»)

Мордовский край! Родимая Отчизна!

Мне близок сердцу каждый уголок,

И пенье птиц, и щебет соловьиный,

Краса полей и широта лесов.

Мордовский край! Любимая Отчизна!

Твоя краса мне очень дорога,

Знакомая тропинка к дому

Знакомый пруд, крутые берега.

Ты, как волшебница, рисуешь тонкой кистью

Овраг, ручей с прозрачною водой,

И где-то вдали, журчит совсем неслышно,

Сквозь шум дубрав прозрачный ручеек.

Какими выразить словами

Всю красоту, что вижу я.

Тебе, любимая Мордовия.

Пою я гимн, любовь моя.

Давайте вместе подведем итоги.

Ответы детей:

Воспитатель: Но самое главное, я думаю, вы согласитесь со мной, сегодня мы все поняли, что «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе, в этом наша сила!».

Самоанализ инновационного проекта на тему:

«Нравственное воспитание через ознакомление с культурой народов Поволжья»

Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края.

Задачи:

Образовательные: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о костюмах народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. Воспитывать уважение к культуре другого народа. Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности. Продолжать знакомства с достопримечательностями разных городов.

Развивающие: Развивать мышление, память, внимание, познавательную и физическую активность.

Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, взаимопомощь. Прививать уважение друг другу. Формировать навыки взаимоконтроля.

Занятие проводилось в подготовительной группе. Занятие  состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.

В ходе проведения занятия была использована личностно-ориентированная модель деятельности. Дети показали знания программного материла, сами добывали знания. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание через ознакомление с культурой своего народа»

Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего...

Статья «Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»

laquo;Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»Проблема патриотического и духовно-нравств...

«Нравственное воспитание через ознакомление с культурой народов Поволжья».

Ход НОДВоспитатель:Ребята, сегодня в нашей группе тепло, светло, радостно,потому что на улице солнышко. Давайте улыбнемся друг другу, улыбнемсянашим гостям, поздороваемся с ними!Дети:Здравствуйте!Восп...

Конспект ООД на тему: «Мордовские узоры» к инновационному проекту «Моя Родина – Мордовия»

Цель: Формирование  духовно-нравственных чувств на основе изучения орнаментики мордовского национального костюма.Задачи:Образовательные:• расширить и углубить знания детей о Республике Мордо...

Доклад на педсовете на тему: "Реализация регионального компонента по поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с культурой народов Поволжья (из опыта работы)"

         Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Приобщаем ко всему...

"Нравственно-патриотическое воспитание через ознакомление с культурой своего народа".

В последние годы в системе дошкольного образования произошли определённые перемены : обновляется содержание образования  и воспитания детей, и поэтому этот материал становится актуален....