Главные вкладки

    Конспект ООД на тему: «Нравственное воспитание через ознакомление с культурой народов Поволжья» к инновационному проекту «Моя Родина – Мордовия»
    план-конспект занятия (подготовительная группа)

    Родькина Полина Владимировна

    Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края.

    Задачи:

    Образовательные: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о костюмах народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. Воспитывать уважение к культуре другого народа. Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности. Продолжать знакомства с достопримечательностями разных городов.

    Развивающие: Развивать мышление, память, внимание, познавательную и физическую активность.

    Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, взаимопомощь. Прививать уважение друг другу. Формировать навыки взаимоконтроля.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеПохожее изображение

    «Детский сад № 88»

    Конспект ООД на тему:

    «Нравственное воспитание через ознакомление с культурой народов Поволжья»

     к инновационному проекту

    «Моя Родина – Мордовия»

    Похожее изображениеПохожее изображениеПохожее изображение

    Подготовила:  воспитатель

    Родькина П.В.

    г.о. Саранск

    Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края.

    Задачи:

    Образовательные: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о костюмах народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. Воспитывать уважение к культуре другого народа. Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности. Продолжать знакомства с достопримечательностями разных городов.

    Развивающие: Развивать мышление, память, внимание, познавательную и физическую активность.

    Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, взаимопомощь. Прививать уважение друг другу. Формировать навыки взаимоконтроля.

    Ход занятия:

    Звучит отрывок песни «Родина моя»:

    Я, ты, он, она —

    Вместе целая страна,

    Вместе дружная семья,

    В слове «мы» — Сто тысяч «я»!

    Большеглазых, озорных,

    Черных, рыжих и льняных,

    Грустных и веселых,

    В городах и селах.

    Воспитатель:

    - Ребята, мы с вами прослушали красивый отрывок из песни о нашей

    Родине. О чем в ней поется, и как вы думаете, чему будет посвящено наше

    занятие?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Правильно, ребята. Мы сегодня будем с вами говорить о

    дружбе различных народов, мы будем продолжать знакомиться с нашим

    родным краем. Ведь мы хотим стать настоящими патриотами, а для этого

    нужно любить и уважать свою Родину, свой родной край, и знать о нем как

    можно больше. Мы будем говорить о разных народах, населяющих наш край.

    У нашей страны удивительное имя Россия. Много чудесных стран на земле,везде живут люди, но Россия единственная необыкновенная страна – потому что она родина. Ребята, а что такое Родина?

    Дети: - это страна, в которой мы родились и живем;

    - это поля, леса и реки;

    -это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка,

    сестренки и братишки.

    -это место, где стоит наш детсад.

    -это место, по которому люди скучают находясь в далеком краю.

    - это самое дорогое, что есть у человека

    Воспитатель: Сейчас мы отправимся в путешествие по русской реке Волге и городам Поволжья.

    Перед Волгой путь большой и долгий

    Из лесного края в край степной.

    И зовут ее рекою Волгой,

    Матушкой, кормилицей, родной.

    А путь наш будет долгим, поэтому сейчас мы сделаем физминутку для глаз, чтобы они не устали во время нашего путешествия (проводится физкультминутка).

    Воспитатель: ребята, посмотрите внимательно на эти рисунки, какие народы на них изображены?

    Ответы детей:

    Воспитатель: правильно, это татары и мордва, марийцы и башкиры А чем, по вашим наблюдениям, они отличаются?

    Ответы детей:

    Воспитатель: Правильно! Во-первых, люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком. Во-вторых, национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, песнями, танцами, музыкальными инструментами, или, точнее говоря, культурой. Ну и, в-третьих, своей внешностью, характером.

    Посмотрите! Костюмы яркие, нарядные, с обилием вышивки, говорят о любви народов к своей Родине, своим истокам. Вот, например, башкирский костюм, давайте рассмотрим его. «Основу башкирского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками и жилеткой. Самым богатым элементом костюма были нагрудники (сэлтэр). Украшения у женщин: серьги, браслеты, перстни – изготовлялись из серебра, кораллов, бисера и монет. Праздничный женский головной убор назывался калябаш. Расшивался бисером и серебром. У древних башкир существовало поверье – чтобы спастись от нечистой силы, девушка должна бросить самую дорогую часть одежды».

    Чтобы создать такие костюмы требуется умение и огромное трудолюбие. Во время работы мастерицы пели песни, рассказывали прибаутки, небылицы, загадывали загадки. А вы сейчас постараетесь отгадать загадки

    Загадка №1

    Что выше леса, краше света, без огня горит?

    Загадка №2

    Кто, как только жарко станет,

    Шубу на плечи натянет.

    А нагрянет холод злой –

    Скинет с плеч её долой.

    Ответы детей

    Воспитатель: Молодцы, ребята! А давайте вместе с вами произнесем эти слова на разных языках

    Солнце:

    «кече» – марийский,

    «хевеле» – чувашский,

    «кояш» – татарский.

    «чипай» - эрзянский

    Дерево:

    «пушенге» – марийский,

    «еивсе» – чувашский,

    «агач» – татарский.

    «чувто» - эрзянский

    Но как бы эти слова по-разному не звучали, солнышко светит всем нам одинаково. Все народы хотят жить под солнцем дружной семьей. Ведь дружба – наша главная сила.

    Физкультминутка: «Давайте дружить друг с другом, как птицы в небе, как трава с лугом, как поля с дождями, как дружит солнце со всеми нами»

    - Вот так народы подружились (поздороваться за руки)

    - Вот так народы соединились (взяться за руки)

    - Вот так народы объединились (обняли друг другу)

    С тех пор наши народы живут в мире и согласии.

    Воспитатель: А еще у разных народов и обычаи разные! Так у марийского народа три священных дерева. Какие, догадайтесь по рисунку.

    Ответы детей.

    Воспитатель: Правильно! Это: берёза, дуб и ольха. Их обязательно сажают при рождении детей, так вырастают сады и леса. А марийская пословица гласит«Люди должны быть вместе, как разные породы деревьев в лесу». Что означают эти слова?

    Ответы детей:

    Воспитатель: А музыка у народов Поволжья тоже очень разная. Раньше, много-много лет назад, в домах не было ни радио, ни магнитофонов, ни телевизоров, ни компьютеров. Чтобы не скучать, люди собирались вместе, пели песни, плясали, водили хороводы, играли в игры. А я приглашаю вас на мордовский танец «Луганяса келуня»

    (Все танцуют под фонограмму)

    Воспитатель: Устали, наверное, немного. А какой народ не любит отдохнуть после тяжёлого труда. Из поколения в поколение передавались народные игры, забавы и развлечения. «Делу время – потехе час!» Вот и наступило время, когда мы можем отдохнуть и поиграть в татарскую народную игру «Тимербай»

    Проводится игра: играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

    Пять детей у Тимербая,

    Дружно, весело играют.

    В речке быстрой искупались,

    Нашалились, наплескались,

    Хорошенечко отмылись

    И красиво нарядились.

    И ни есть, ни пить не стали,

    В лес под вечер прибежали,

    Друг на друга поглядели,

    Сделали вот так!

    С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

    Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

    Воспитатель: Ребята, а скажите мне в какой республике живем мы?

    Ответы детей:

    Воспитатель: Послушайте как мордовский писатель Яков Пинясов пишет о нашем Мордовском крае (чтение отрывка из произведения Якова Пинясова «Моя Мордовия»)

    Мордовский край! Родимая Отчизна!

    Мне близок сердцу каждый уголок,

    И пенье птиц, и щебет соловьиный,

    Краса полей и широта лесов.

    Мордовский край! Любимая Отчизна!

    Твоя краса мне очень дорога,

    Знакомая тропинка к дому

    Знакомый пруд, крутые берега.

    Ты, как волшебница, рисуешь тонкой кистью

    Овраг, ручей с прозрачною водой,

    И где-то вдали, журчит совсем неслышно,

    Сквозь шум дубрав прозрачный ручеек.

    Какими выразить словами

    Всю красоту, что вижу я.

    Тебе, любимая Мордовия.

    Пою я гимн, любовь моя.

    Давайте вместе подведем итоги.

    Ответы детей:

    Воспитатель: Но самое главное, я думаю, вы согласитесь со мной, сегодня мы все поняли, что «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе, в этом наша сила!».

    Самоанализ инновационного проекта на тему:

    «Нравственное воспитание через ознакомление с культурой народов Поволжья»

    Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края.

    Задачи:

    Образовательные: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о костюмах народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. Воспитывать уважение к культуре другого народа. Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности. Продолжать знакомства с достопримечательностями разных городов.

    Развивающие: Развивать мышление, память, внимание, познавательную и физическую активность.

    Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, взаимопомощь. Прививать уважение друг другу. Формировать навыки взаимоконтроля.

    Занятие проводилось в подготовительной группе. Занятие  состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.

    В ходе проведения занятия была использована личностно-ориентированная модель деятельности. Дети показали знания программного материла, сами добывали знания. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание через ознакомление с культурой своего народа»

    Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего...

    Выступление на педагогическом совете на тему : «Развивающая среда при ознакомлении детей с народом Поволжья»

    Наш детский сад посещают и русские, и татары, и мордва, и чувашские детишки, представители  южно-восточных народов, мы столкнулись с проблемой формирования культуры межнациональных отношений. Ее ...

    Статья «Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»

    laquo;Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»Проблема патриотического и духовно-нравств...

    «Нравственное воспитание через ознакомление с культурой народов Поволжья».

    Ход НОДВоспитатель:Ребята, сегодня в нашей группе тепло, светло, радостно,потому что на улице солнышко. Давайте улыбнемся друг другу, улыбнемсянашим гостям, поздороваемся с ними!Дети:Здравствуйте!Восп...

    Конспект ООД на тему: «Мордовские узоры» к инновационному проекту «Моя Родина – Мордовия»

    Цель: Формирование  духовно-нравственных чувств на основе изучения орнаментики мордовского национального костюма.Задачи:Образовательные:• расширить и углубить знания детей о Республике Мордо...