Главные вкладки

    Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с культурой хакасского народа.
    консультация на тему

    Арнаутова Людмила Викторовна

    На современном этапе возникла необходимость поиска путей улучшения межнациональных отношений как внутри России, так и за её пределами. Одним из таких путей является формирование у подрастающего поколения, начиная с дошкольного, культуры межнационального общения, которая включает знание культуры и традиций местного этноса, толерантности. Патриотизм в современных условиях –это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой- сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon patriotizm.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Арнаутова Л.В., воспитатель

    МДОУ Детский сад комбинированного вида № 4

    «Чиполлино» г.Саяногорск

    Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с культурой хакасского народа.

    В процессе экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, актуальной проблемой стало патриотическое воспитание.

    На современном этапе возникла необходимость поиска путей улучшения межнациональных отношений как внутри России, так и за её пределами. Одним из таких путей является формирование у подрастающего поколения, начиная с дошкольного, культуры межнационального общения, которая включает знание культуры и традиций местного этноса, толерантности. Патриотизм в современных условиях –это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой- сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

    Одной из важнейших задач патриотического воспитания в дошкольном возрасте является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к  окружающим народам. Сутью патриотических чувств является привитие детям любви к родному краю, природе, к истории и культуре родных мест.

    В «Российской педагогической энциклопедии» (М., 1992. Т.2. с.109) патриотизм (от греч. patris –Родина, Отечество) трактуется как «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое, прежде всего, в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с древности».

    Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленных на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства привязанности к окружающим.

    Можно выделить основные задачи патриотического воспитания: 

    • Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родным местам;
    • Воспитание бережного отношения к природе родного края;
    • Воспитание уважения к культурному наследию своего народа;
    • Воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.

    Патриотические чувства закладываются в ребёнке с раннего детства. Дети с самого рождения инстинктивно привыкают к окружающей среде, природе родного края, культуре своей страны, быту своего народа. Первой ступенью традиционной отечественной культуры являются  культуры, созданные народами (этносами) российской земли, народные культуры. Россия - полиэтническая страна, родина многих народов. Потому в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур.

    Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, родине. Эти истины на протяжении многих веков выработаны, отшлифованы, проверены в практике личной жизни людьми.

    Приобщение к культуре другого народа- вещь во всех отношениях полезная. Это не только путь духовно-нравственного обогащения ребенка, возможность познакомиться с «чужим», но лучше узнать свое, научиться ценить его, любить, беречь, обогащать за счет влияний других культур. Кроме того, знакомство с культурой народа ближайшего национального окружения- это самый верный путь воспитания уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения, что особенно актуально в условиях Российской Федерации. Этнонациональная культура помогает сформировать у малышей эмоционально-положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий.

    Поэтому параллельно с работой по приобщению дошкольников к своим национальным истокам мы ведем серьезную работу по ознакомлению с культурой хакасского народа как ближайшего национального окружения.

    Цель: 

    • Воспитание патриотических чувств -любви к Родине, к родному краю, чувств дружбы и уважения к национальной культуре ближайшего окружения.

    Начиная данную работу, мы установили «проблемные поля»: для детей дошкольного возраста характерно наличие фрагментарных и, по большей мере, формальных представлений о национальных и культурных особенностях людей. У большинства дошкольников не сформированы пока понятия «национальность», «нация» (что вполне объяснимо их возрастными  особенностями), а также «страна», «республика», «город», что приводит к ошибочным суждениям о национальном составе России и Республики Хакасия.

    Познавательный интерес к культуре хакасского народа неоднозначен, неустойчив, меняется под воздействием внешних обстоятельств, личных интересов и потребностей дошкольников. В своем отношении к «иной» культуре дети ориентируются главным образом на обязательное выполнение требований взрослых, а также на формальное знание общечеловеческих, нравственных установок и принятых правил поведения. Позитивно, что дети проявляют дружеское, доброжелательное отношение к истории, обычаям, фольклору хакасского народа, ведущими мотивами которого выступают игра и общение.

    Задачи по ознакомлению с хакасской культурой:

    • Знакомить детей с бытом и культурой, историей, традициями хакасского народа.
    • Расширять, обобщать и уточнять знания детей о Хакасии.
    • Воспитывать интерес, любовь к родной природе, желание больше узнать о природе своего края.

    В национально-региональный компонент программы воспитания и обучения мы включаем такие виды деятельности, как:

    - познавательное развитие (занятия, экскурсии посвящаются традиционной культуре хакасского народа);

    - экологическое воспитание ( в исследовательских играх, наблюдениях, на прогулках происходит познание и обогащение знаний о нашем крае, его природе);

    - изобразительная деятельность ( освоение изобразительных навыков через знакомство с национальными орнаментами, изделиями хакасских мастеров (одежда, украшения и др.));

    - ознакомление с художественной литературой (чтение, рассказывание, драматизация устного народного творчества, художественных произведений о Хакасии);

    - музыкальная деятельность ( знакомство с национальными музыкальными инструментами, прослушивание музыкальных произведений, посещение концертов, организация праздников и развлечений);

    - игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры знакомят с различными бытовыми ситуациями в хакасской культуре);

    Неотъемлемой частью является создание предметно-развивающей среды в группе. Мы оформили национальный уголок, отражающий быт и культуру хакасского народа: макет юрты, куклы в национальной одежде, атрибуты хакасских игр, альбомы с различной тематикой(«Абакан-столица Хакасии», «Природа родного края», «Наше наследие»), книжные издания о Хакасии, художественная литература.

    Также составляющей частью нашей работы является взаимодействие с родителями. Мы проводим для родителей совместные мероприятия: викторина «Что мы знаем о родном крае?», практикум «Национальная кухня Хакасии», спортивный праздник «Хакасские игры», выставки фотографий «Моя Хакасия». Эти формы работы с родителями позволяют создать единство, взаимопонимание в вопросах воспитания патриотических чувств у дошкольников, чувства уважения к культуре хакасского народа.

    Таким образом, систематическая работа  по ознакомлению дошкольников с культурой хакасского народа на конкретных примерах, которые раскрывают быт, жизнь, искусство, труд людей живущих в родных местах, способствует расширению представлений детей о родном крае, помогает лучше понять его культуру, воспитывает чувство гордости за отчий дом, бережное отношение к окружающему миру. А, следовательно, реализуется процесс воспитания нравственно-патриотических чувств как желание больше узнать  о своей стране, ее народах. Как проявление симпатии и уважения к людям разных национальностей, интереса к некоторым историческим событиям, элементарное понимание общественной значимости труда людей, бережное отношение к родной природе, умение видеть и беречь ее красоту, доступное участие в происходящих вокруг событиях общественной жизни.

    Литература:

    1. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». - М.: ЦГЛ., 2005

    2. Балагзина А.Н. «Моя Хакасия» Книга для чтения по культуре, литературе и истории родного края. Хакасское книжное издательство.

    3. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан. Хакасское книжное издательство, 1996

    4. Данилина Г.Н. «Дошкольникам об истории и культуре России». – М.: АРКТИ, 2005

    5. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // «Обруч», 2003 №6

    6. Ковалева Г.А. «Воспитываем маленького гражданина» - М.: АРКТИ, 2005

    7. Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». – М.: Линка-Пресс,2003

    8. Султреков С.Н. «Родная Хакасия» - Абакан:Хакасское отделение Красноярского книжного издательства, 1976

    //Журнал «Детский сад от А до Я» ,2003 №3


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    статья "Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родной природой"

    Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родной природой...

    Статья: "Воспитание патриотических чувств у дошкольников через привитие любви и уважения к родному городу" (город Мценск)

    Формирование основ патриотизма человека начинается еще в дошкольном детстве.В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстни...

    Педсовет: Воспитание патриотических чувств у детей через ознакомление с русскими народными обычаями, традициями, творчеством

    Педсовет: Воспитание патриотических чувст у детей через ознакомление с русским народным творчеством, обычаями и традициями...

    Формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с малой Родиной

     Неотъемлемой частью любой системы образования является воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей.Основы патриотизма начинают формироваться в...

    Консультация "Воспитание патриотических чувств у дошкольников,через привитие любви к родному краю"

    Что такое Родина? …Это наша Отчизна, это то, что мы произносим с гордостью, это наша страна, это наша Россия! Но на огромной карте нашей страны есть одна небольшая точечка, Новосибирская о...

    Воспитание патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность семьи и дошкольного учреждения

    Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе, к...