«Роль родителей в формировании патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным краем. Формы, методы и приемы работы с родителями.»
материал

Иноземцева Наталия Александровна

Выступление к педагогическому совету «Роль родителей в формировании патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным краем.

Формы, методы и приемы работы с родителями.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inozemtseva_rool_semi.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль родителей в формировании патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным краем. Формы, методы и приемы работы с родителями.»

Одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является нравственно - патриотическое воспитание детей. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственно-патриотических чувств.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком.

Нужно понимать, что нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, но не знающего своих корней и традиций своего народа. Поэтому, можно смело сказать, что путь к формированию патриотических чувств у дошкольника начинается с ознакомления с родным краем.

Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме нравственно-патриотического воспитания, необходимо применять разнообразные формы и методы работы по данному направлению, и помнить, что любовь к большой Родине начинается с любви к родному краю.

Основные активные формы и методы работы с родителями.

  • Анкетирование. Н-р, «Семейные традиции», «Что  знаю о патриотическом воспитании». Данная форма работы позволяет выявить пробелы по теме, определить интересующие вопросы и впоследствии включить их в план работы с родителями.
  • Консультации, родительские собрания. Способствуют повышению уровня знаний родителей по проблеме патриотического воспитания.
  • Конечно, самым привлекательным, востребованным, полезным в работе с родителями является досуговое направление. Интересными станут праздники, связанные с традициями и обычаями народа своего края: «Масленица», «Рождественские встречи», театрализованные представления с участием детей и родителей (по мотивам русских народных сказок), «Встречай с любовью птичьи стаи». Развлечение, посвященное Дню птиц, цель которого – воспитание заботливого отношение к птицам, природе нашего края, «Защитники Отечества», «Весна идет! Весне дорогу!». Досуговые мероприятия включают в себя викторины, и могут сопровождаться различными
  • акциями:  «Домик для птиц», «Зеленая аллея», Поздравь ветерана», просто «Помоги старенькой бабушке», «Сделай поселок чище». Говоря о совместных формах работы, можно использовать
  • конкурсы чтецов «О природе», «О героях нашего края», где родители выступают как участники или кураторы чтецов.
  • Увлекательной совместной деятельностью является составление родословной, генеологического древа. Родословная – это история семьи, а значит в процессе совместной работы ребенок узнает свои родословные корни, своих предков, о своем роде.
  • В продолжении темы будет уместно организовать совместные экскурсии в пределах микрорайона: в краеведческий музей, на улицы, поселка, к военно-мемориальному комплексу, по достопримечательностям поселка; на которых ребята узнают о жизни поселка, жизни наших предков. А уже дома смогут закрепить полученную информацию с родителями. Н-р, посетив музей им. Богданова, можно предложить родителям создать
  • совместный альбом о жизни и творчестве поэта. В качестве наглядного пособия подойдут созданные родителями и детьми тематические альбомы: «Животные мир моего края», «Красная книга Тамбовской области», «Традиции и обычаи Тамбовского края».
  • Тематические альбомы могут быть созданы в рамках проектной деятельности: «Где живет синичка», «Откуда текут молочные реки», Улицы поселка», Мой дом, мой край, моя страна».
  • Одной из форм работы с родителями – участие в совместных творческих конкурсах, выставках. Темы могут быть следующими: «Дружат дети на планете», «Поселок, в котором я живу», «Добрый поступок», «Рождественская сказка».
  • В практике нашего детского сада отмечены фотовыставки «Зимний пейзаж», «Край, в котором я живу» . Выбирая вместе с мамой фото на выставку, обязательно промелькнет в ребенке чувство прекрасного, чувство гордости за свой край, желание поделиться увиденным.
  • Форма работы через информационные уголки является традиционной. Но для того, чтобы она была действенной и помогла активизировать родителей, используйте буклеты, в которых помещайте практический материал.
  • И последняя форма… инновационная форма работа с родителями - организация маршрутов выходного дня «Семейный поход», который включает себя места, посвященные памятным и героическим событиям города, знаменитым людям. Дети не только будут получать знания о родном крае, городе в детском саду, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями. Данная работа поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Результатом таких походов может стать создание семейных альбомов «Альбом славы», где будут помещены рисунки и фотографии детей и родителей, сделанные ими у памятных мест.

Использование разнообразных форм работы помогает родителям  более осознанно относиться к вопросам патриотического воспитания. А чтобы родители стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет благороднее и увлекательнее дела, чем учиться помогать своему ребенку и понимать его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родной природой"

Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родной природой...

Опыт работы по теме: «Формирование познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с родным краем»

Опыт работы по теме: «Формирование познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с родным краем через проектную деятельность»...

Родительское собрание по теме «Патриотическое воспитание младших дошкольников через ознакомление с родным краем»

Родительское собрание по теме «Патриотическое воспитание младших дошкольников через ознакомление с родным краем»...

Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников через ознакомление с родным краем»

Педагогический  проект «Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников через ознакомление с родным краем»...

Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом с использованием мини-музея в группе

laquo;Только тот, кто любит, ценит, уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»(С. Михалков)....