Формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с малой Родиной
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Красина Наталья Владимировна

   Неотъемлемой частью любой системы образования является воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей.

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Для успешности работы с детьми   по  ознакомлению  с  городом,  где  они  живут,  необходимо применить проектный метод.  Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patriotichesk.doc247 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

детский сад №148

Проект

Формирование  патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с малой Родиной

                                            Подготовили   : воспитатель  муниципального

                                        бюджетного дошкольного образовательного

                                                учреждения №148   Красина Н.В.

Ульяновск   2016

Содержание

I. Введение-----------------------------------------------------------------------------------

2. Актуальность проекта------------------------------------------------------------------

3. Цели и задачи------------------------------------------------------------------------------

4. Результативность реализации проекта-----------------------------------------------

5.Участники проекта----------------------------------------------------------------------

6. Этапы реализации проекта -----------------------------------------------------------

7. План мероприятий----------------------------------------------------------------------

8. Выводы------------------------------------------------------------------------------------

9. Литература--------------------------------------------------------------------------------

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д.С.Лихачёв

I. Введение.

   Неотъемлемой частью любой системы образования является воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей.

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Для успешности работы с детьми   по  ознакомлению  с  городом,  где  они  живут,  необходимо применить проектный метод.  Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.

2. Актуальность проекта

  Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с формированием у детей патриотических чувств невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения.

   Работа по патриотическому воспитанию детей через ознакомление с малой Родиной должна носить комплексный характер. Формирование  патриотических чувств у дошкольников – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего детства (воспитывают родители), продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования.

Актуальность проблемы связана еще и с тем, что по данным статистики известно, процент молодежи, покидающий Россию,  растет из года в год. Согласно выкладке главы Счетной палаты, за последние годы из России в эмиграцию уехали 1 млн. 250 тысяч человек. Поэтому необходимо  наполнить сердца детей любовью и гордостью к тем местам, где они родились.

В Федеральных государственных требованиях к основной общеобразовательной программе дошкольного образования  выделена область «Познание», которая включает в себя задачу по формированию целостной картины мира, расширение кругозора детей. Для достижения поставленной задачи, главная роль отводится педагогу, потому что именно в дошкольном возрасте закладываются основы патриотического воспитания, любовь к Родине.

Таким образом, в процессе работы над опытом были выявлены следующие противоречия:

- между необходимостью патриотического воспитания детей и недостаточностью уровня знаний воспитанников;

- между понимаем родителями важности патриотического воспитания и неумением преподнести знания детям;

- между необходимостью освоить определённые знания, умения и навыки  и разрозненностью, оторванностью от жизни знаний, умений и навыков, полученных в дошкольном учреждении.

Именно поэтому актуально становится разработка проекта:  Формирование  патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с малой родиной.

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты 

Основной целью педагогического опыта является формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с малой родиной.

Цель:  реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной. Познакомить детей с родным городом и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым.

Задачи:

  • Формирование представлений о городе Конаково  на основе ознакомления с ближайшим окружением.
  • Воспитание добрых чувств, интереса к месту, где живет ребенок.
  • Развитие эмоционально-ценностного отношения к родному дому, своей семье, улице, городу.
  • Формирование желания сохранять чистоту, порядок в своем городе. Воспитание у детей чувства гордости, восхищения красотой родного города.
  • Формирование любви к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Ульяновска.
  • Знакомство детей с географическим расположением города, природными ресурсами.
  • Ознакомление детей с трудом жителей города, с основными профессиями.
  • Воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой город, республику.
  • Организация общественно полезной деятельности ребенка на благо своей семьи, своего города.
  • Закрепление знаний детей об историческом прошлом и настоящем Ульяновска  на материале легенд, преданий, экспонатов музеев, научной литературы.
  • Знакомство детей с культурным наследием Ульяновска.
  • Развитие бережного и созидательного отношения к городу (достопримечательности, культура, природа).

     Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Проблема:  формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с малой родиной.

Предварительная работа.

  • Разучивание стихов и песен о России, Родине.
  • Беседы о России, о главном городе нашей страны, традициях, достопримечательностях.
  • Рассмотреть иллюстрации с изображением природы России.
  • Показать детям герб, флаг России и рассказать где их можно встретить.

Методы и приемы: игры, рисунки, обыгрывание различных ситуаций по данной теме.

Результативность реализации проекта.

  • дети могут знать и называть место проживания: город, область; некоторые предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; флору и фауну города;
  •  дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад;
  • дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывать  посильную помощь.

4.Участники проекта:

  • дети подготовительной группы,
  • воспитатели,
  • музыкальный руководитель,
  • логопед,
  • родители воспитанников.

5. Этапы реализации проекта .

1 – этап: Выбор темы: постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.

  • Рассмотреть иллюстрации достопримечательностей города Ульяновска.
  • Вопросы к детям:

Как называется наш горд?

Как называется улица на которой вы живете?

Что больше всего нравиться в городе?

Что изображено на флаге и гербе нашего города? Почему?

2 – этап: Разработка проекта.

Цель: довести до участников проекта важность данной темы.

  • Совместное составление детьми и педагогами плана реализации проекта.
  • Использование модели трёх вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы это хотим сделать?
  • Подобрать литературу и иллюстрации по теме.
  • Собрать коллекцию мелких изделий из Ульяновска камня-симбирцита(фото).
  • Составить план мероприятий.
  • Работа с родителями: Оформление информационного уголка, фоторепортажи, индивидуальные консультации.

3 – этап: Реализация проекта.

Познавательное развитие.

Цель: Дать научно – достоверные знания об истории города, о жителях, о достопримечательностях, о предприятиях, о культурных центрах. Учить наблюдать, анализировать, сопоставлять с ранее полученными.

Формы работы:

  • Просмотр фото, видеоматериалов о городе Ульяновске.
  •  Экскурсия в городскую детскую библиотеку.
  • Знакомство с разными профессиями жителей города.
  • Посещение Ульяновского Краеведческого музея
  •  Пригласить в группу людей разных профессий.

Речевое развитие.

Цель: Обогащать словарь детей, развивать связную речь, развивать творчество и фантазию, воображение, речевую активность.

Формы работы:

  • Разучивание стихов и песен о родине, знакомство с пословицами и поговорками о родине.
  • Пальчиковые игры: Наш город. В городах людей немало. Сколько жителей у нас.
  • Составление творческих рассказов.
  • Чтение стихов и рассказов жителей нашего города.
  • Составление описательных рассказов о достопримечательностях города

Изодеятельность.

Цель: Способствовать отражению впечатлений об увиденном . и услышанном в изобразительной деятельности, развивать творческие способности детей.

Формы работы:

  • Рисование по теме «Мой дом», « Моя семья», « Улицы моего города».
  • Коллективная работа « Наш детский сад».
  • Конструирование из строительного материала.
  • Изготовление аппликации « Город будущего».
  • Выставка поделок, рисунков, фотографий.

Игровая деятельность.

Цель: Закрепить образные обороты речи.

Формы работы:

  • Дидактические и настольные игры: « Найди флаг».
  • Сюжетно ролевые игры: « Библиотека», « Парикмахерская», «Магазин».

Музыкально – театрализованная деятельность.

Цель: Развивать творческие способности детей.

Формы работы:

  • Разучивание песни « Ульяновск мой,Симбирск». « О дружбе».
  • Прослушивание авторских песен о нашем городе.
  • Передача образов людей разных профессий.
  • Игра – драматизация « Все мы жители города»

Работа с родителями.

Цель: Привлечь родителей к мероприятиям проводимым в группе.

Формы работы:

  • Познакомить родителей с проектом « Моя малая родина»
  • Попросить родителей посетить вместе с детьми Ульяновский краеведческий музей.
  • Подбор интересных сведений о городе
  • Попросить принести фотографии детей около любимых мест в городе.
  • Попросить принести фотографии родителей  бабушек, дедушек на предприятиях нашего города.
  • Выполнение домашних творческих работ.

4 – этап: Анализ

  • Обработка и оформление материалов.
  • Оценка результатов работы всех участников проекта.

5 – этап: Презентация проекта.

  • Итоговое мероприятие « Моя малая родина».
  • Выставка работ по теме « Моя малая родина»

План-схема осуществления проекта.

Разделы программы.

Виды детской деятельности.

1. Игровая деятельность.

«Плетень», «Гуси-лебеди», «Как у наших у ворот», «Бубенчики».

2. Развитие речи.

Беседы с детьми по содержанию просмотренных иллюстраций.

Заучивание стихов из книги В.Степанова «Моя Родина – Россия».

Сочинение детьми историй – продолжений предыдущего рассказа.

Заучивание русских народных потешек.

Сочинение слов гимна детского сада.

3. ИЗО.

Рисование на темы: «Дом, в котором мы живём», «Русская берёзка», «Гжельская посуда», «Золотая хохлома», «Моя любимая сказка», «Моя Родина – Россия», рассматривание картин русских художников.

4. Музыка.

Песня» Праздник победы», «Гармошка», «Песня о Москве», «То берёзка, то рябинка».

Распределение деятельности по этапам проекта.

Этапы

Деятельность детей

Деятельность педагога

1. Обрисовка сюжетной канвы. Выявление проблемы.

1. Вживаются в сюжетно – игровую ситуацию.

2. Осознают и личностно воспринимают проблему.

3. Принимают проблемы проекта.

1. Вводит в игровую ситуацию.

2. Формулирует проблему.

3. Определяет задачи.

2. Организация работы над проектом.

1. Систематизирует информацию.

2. Распределяются по группам.

3. Планируют совместную деятельность.

1. Популяризирует полученную ранее информацию.

2. Помогает распределиться по группам.

3. Помогает спланировать деятельность.

3. Практическая деятельность по решению проблемы.

1. Отбирают необходимые произведения, иллюстрации, песни…

2. Совместная деятельность.

1. Организует работу над проектом.

2. Оказывает практическую помощь.

3. Даёт необходимые рекомендации.

4. Презентация эффективности проведённой работы.

1. Подготовка к «Занятию мы живём на земле - мы живём в России».

2. Делают выводы о решении проблемы.

1. Помогает подготовить презентацию.

2. Подводит детей к формулированию вывода о решении проблемы.

5. Обсуждение нового проекта.

1. Определяют цель нового проекта.

1. Постановка новой проблемы.

Литература.

  1.  Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ / Е.Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Арапова-Пискарева Н. А. Авторская программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом».
  3. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Управление ДОУ. 2006 № 8.
  4. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Управление ДОУ. 2005 № 1.
  5. Шаламова Е.И. Патриотическое воспитание: создание развивающей среды. /Е.И.Шаламова. Ребенок в детском саду. 2009.
  6. .Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительные группы. М.: Элизе Трейдинг, ЦГЛ, 2003.
  7. Натарова В. И. и др. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ТЦ “Учитель”, 2005.

Приложение

2.Приложение №2 -  Конспект НОД в образовательной области «Познание»

         для подготовительной к школе группы «Игра – путешествие в страну        знаний о России»

 3. Приложение №3 – Конспект НОД в образовательной области «Познание»

          для подготовительной к школе группы «Путешествие в прошлое»

4. Приложение №4 Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию  в подготовительной группе «Символика Большой и малой Родины».

5.Приложение №5 - Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

6.Приложение №6. - Памятка для родителей «Если Вам не нравится характер ребенка».

7.Приложение №7 - Рекомендации для родителей «Как воспитать маленького патриота».

8.Приложение № 8 - Викторина для дошкольников «Моя малая Родина».

9.Приложение № 9 - Родительское собрание «Воспитание любви к малой родине  в детском саду и семье»

Приложение 2

Игра – путешествие в страну знаний о России.

Программное содержание:

  1. Закрепить знания детей о государственных символах России.
  2. Обобщить представления о назначении герба и флага, о символическом значении цвета и образов (орёл, всадник).
  3. Воспитывать чувство любви к своей Родине – России.
  4. Развивать умение правильно строить свой ответ, согласно грамматическим правилам.
  5. Формировать умение быстро схватывать услышанное.
  6. Развивать познавательные интересы.
  7. Воспитывать в детях чувство товарищества, умение сопереживать и поддерживать друг друга.
  8. Создать радостное, весёлое настроение у детей.

Оборудование:

  • карточки с изображением гербов и флагов разных стран;
  • разноцветные полоски бумаги;
  • буквы для составления слов;
  • цветная бумага для изготовления флажков;
  • ткань для изготовления флага детского сада;
  • клей, ножницы;
  • деревянные палочки для флажков;
  • самоклеящаяся бумага.

Музыка: Гимн России, спокойная классическая музыка во время выполнения заданий детьми.

Предварительная работа: изучение государственных символов России, работа над подборкой прилагательных к словам, изготовление эмблем команд, повторение пословиц и поговорок о Родине и родном крае, заучивание стихов…

Ход игры

(Дети, стоя в группах предварительно на них разделившись, у каждой группы свои эмблемы.)

Звучит гимн России, все слушают его стоя.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие, сегодня мы с вами подведём итог вашим знаниям о России: о её государственной символике. Вы согласны отправиться в путешествие в «Страну знаний о России».

Дети (хором): Да!

Воспитатель: Тогда, берите с собой свои знания и вперёд!

Ребята, ваши знания сегодня будет оценивать жюри.

А теперь послушайте правила игры:

  1. Оценкой за правильный ответ будут фишки. Чья команда наберёт больше фишек, та и будет считаться победителем.
  2. Ведущий задаёт вопросы по очереди каждой команде. Вторая команда при этом молчит.
  3. Ответить на заданный вопрос может любой участник команды, но при этом нужно поднять руку.
  4. Ответ должен быть ясный и чёткий.
  5. Если команда не сможет ответить на вопрос, право ответа передаётся другой команде.

Первый конкурс – «Конкурс приветствия».

1-й капитан: Наша команда - «Дружные ребята».

Девиз:   Мы всегда играем дружно,
А недружных нам не нужно,
Не нужны нам драчуны,
Плаксы тоже не нужны.

2-й капитан: Наша команда – «Мультяшки».

Девиз:   Мы мультяшки обожаем
Так зовёмся неспроста
В «Колоске» мы подрастаем
Просто красота!

Второй конкурс «Разминка».

  1. Какие отличительные символы России вы знаете? (флаг, гимн, герб).
  2. Для чего они нужны?
  3. Какие цвета есть на флаге нашей страны?
  4. Что означает каждый цвет?
  5. Что изображено на гербе России?
  6. Где мы можем увидеть изображения государственного герба?
  7. Какого цвета орёл на гербе?
  8. Как называется наше село?
  9. Как называется улица, на которой находится наш детский сад?
  10. Как называется наш детский сад?

Третий конкурс «Конкурс капитанов».

Воспитатель: Вы должны выбрать из лежащих на столе флагов и гербов разных стран, флаг и герб России.

(Жюри оценивает.)

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что флаги бывают разных размеров. Есть флаг самый маленький, как мы его называем?

Дети: Флажок.

Воспитатель: Кто из вас помнит маленькое детское стихотворение про флажок?

Дети:

Горит на солнышке флажок,
Как будто я огонь зажёг!
(А.Барто).

Четвёртый конкурс «Аккуратный флажок в подарок гостям».

(Дети мастерят флажки России , после оценки жюри дарят их гостям на память.)

Пятый конкур.

Чья команда быстрее соберёт флаг России из цветных полосок, которые лежат на столе.

Воспитатель: Молодцы, ребята быстро и правильно справились с заданием! Жюри отметит ваши знания и умения. А теперь, давайте ещё раз вспомним, что обозначают цвета на нашем российском флаге.

(Дети называют значения цветов.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на кату. Вот какая большая наша с вами Россия – Родина. А как называется наша с вами малая Родина? (Кинель-Черкассы.)

Вы очень много знаете и слышали о нашем селе, о нашей Родине. У каждого человека на земле есть место, куда ему всегда хочется вернуться, где бы он ни был. Что же это за место такое? (Дом.) Верно, это наш дом, где нас любят, ждут. А ещё у нас с вами есть общий дом, как он называется? (Детский сад.)

Наш детский сад, это наша с вами страна и у нас как у любой страны должен быть свой флаг, герб и конечно гимн.

Шестой конкурс.

Обе команда придумывают флаг детского сада, гимн, а наших гостей мы попросим придумать герб нашего детского сада.

Жюри будет решать, подойдёт ли вся наша символика детскому саду.

(Ребята и гости приступают к работе.)

Воспитатель: Ребята, вы молодцы отлично справились со всеми заданиями. Наше путешествие в «Страну знаний о России» подходит к концу. Теперь, я точно уверенна, что вы растёте настоящими гражданами своей страны. Молодцы! А пока наше жюри подводит итоги игры, давайте расскажем стихи, которые вы знаете о нашей Родине.

Алина:

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И березки, вдоль которых 
Рядом с мамой мы идём.

Данил:

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Андрей:

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём, 
И под небом синим - синим
Флаг России над кремлём.

Вика:

У России величавой
На гербе орёл двуглавый
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый. 
Он - России дух свободный.

Алина:

Белый цвет – берёзка.
Синий – неба цвет. 
Красная полоска –
Солнечный рассвет.

Дети поют песню о России.

(Жюри объявляет результаты игры. Награждаются победители.)

Воспитатель: Наше путешествие почти закончилось. И мне хотелось бы закончить его такими прекрасными словами:

Для меня Россия – белые березы,
Для меня Россия – утренние росы,
Для меня Россия ты всего дороже.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь,
Ты, моя Россия, неразлучна с нами.
Ведь Россия наша – это мы с друзьями!!!

Пока вы еще маленькие, вы пока не можете ничего для России сделать. Но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться. Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнемся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.

Всем большое спасибо за интересную игру!

Приложение №3

Конспект НОД в образовательной области «Познание»

для подготовительной к школе группы

«Путешествие в прошлое»

                                

Задачи:                        

1. Познакомить детей с историей города Ульяновска.

2. Упражнять воспитанников в умении составлять предмет из геометрических фигур по образцу; закрепить навыки счёта в обратном порядке, знание времён года, месяца, дня недели.

3. Воспитывать патриотические чувства.

Дидактический материал:

- демонстрационный:

 «Машина времени» - рисунок на большом листе, иллюстрации с изображением  нашего города.

- раздаточный:

набор геометрических фигур для каждого ребёнка, тетради в клетку, простые карандаши.        

Ход  деятельности

Воспитатель. Предлагаю вам, ребята, отправиться в прошлое. Что может помочь нам это сделать и перенести нас в другое время? (ответы детей). Правильно, это специальная машина, которую мы с вами построим из геометрических фигур.

Дети рассматривают рисунок - образец «машины времени». Обсуждают, из каких частей она состоит, какие геометрические фигуры им понадобятся.

Итак, мы выяснили, какой материал нам необходим для создания  «машины времени». Теперь давайте ее построим.

Дети из геометрических фигур самостоятельно собирают «машину времени».

Воспитатель. Задание выполнено.  Машина готова доставить нас в прошлое. Мы должны закрыть глаза и сосчитать от 10 до 1.

         Все началось в 1648 году, когда для исполнения Указа царя Алексея Михайловича боярин Богдан Хитров приступил к строительству города в междуречье Волги и Свияги. Стратегически место для города было выбрано очень удачно – восточную сторону защищала естественная преграда Волга с крутым берегом, подниматься по которому было очень неудобно и опасно. Понадобилось всего четыре года, чтобы отстроить основную часть города – крепость или “рубленый город”. Он был сооружен в виде правильного четырехугольника по 426,6 метров в длину и ширину.

 

В защищенной части города располагались все наиболее важные присутственные места, которые включали Город Ульяновск (Симбирск)воеводский двор, приказную избу, хлебную избу и другие государственные службы. В самом центре поселения был поставлен Троицкий собор, а с внешней стороны города основали Успенский и Спасский монастыри. Основное население города состояло из гарнизона стрельцов, воеводы и его служителей, дворян и боярских детей. Нарекли новый город Симбирском. Крепость была сооружена на совесть, поэтому Степан Разин почти месяц осаждал город, но так и не смог овладеть им.   Еще через век новый народный царь Емельян Пугачев всколыхнул половину России своим восстанием против императрицы. После поимки его привезли сначала в Симбирск, а потом отправили в Москву. К началу 18 века город совершенно утратил свое пограничное и оборонительное значение и оказался чуть не в центре Российского государства. Со статусом рядового провинциального города Симбирск в разные периоды относился к Казанской и Астраханской губерниям, но только в 1796 году с учреждением Симбирской губернии город получил статус губернского города.

 

Симбирск (Ульяновск)С этого периода город начинает застраиваться по специальному генеральному плану и активно развивается. Значительно увеличивается население и социальный состав города. Большинство населения составляет купечество и люди мещанского сословия. С середины 19 века до конца население увеличилось почти вдвое и составляло 43298 человек. Много повидали на своем веку стены Симбирска и чаще, чем другие провинциальные российские города встречали они царствующих особ. Начиная с Петра Первого в городе останавливалась императрица Екатерина II во время своего путешествия по Волге.

 

Ее царствующий внук Александр I посетил Симбирск в 1824 году. А император Николай Iпринимал активное участие в благоустройстве города. С его подачи был обустроен крутой спуск волжского берега, создана Карамзинская библиотека, а самому Карамзину поставлен памятник. В Советский период город Симбирск был знаменит тем, что здесь родился и жил до юношеских лет В.И.Ленин – вождь мирового пролетариата. В честь этого события город переименовали в 1924 году после смерти Ленина. Именно благодаря Ульянову-Ленину город получил всемирную известность, хотя горожане знают еще несколько десятков имен своих знаменитых земляков. Среди них историк Карамзин, писатель Гончаров, политик Александр Керенский и многие другие.

     Стремление Советского правительства отметить 100-летие со дня рождения В.И.Ленина со всей торжественностью, благотворно сказались на развитии и градостроительстве Ульяновска. Город буквально преобразился и из заштатного областного центра превратился в красивый и современный мегаполис с развитой инфраструктурой. Был открыт филиал МГУ, пущен в строй авиационный комплекс. Город за два десятка лет превратился в один из крупнейших центров Поволжья.

.

Вот и подошло  к концу наше путешествие в прошлое. Настоящие путешественники ведут дневники, куда записывают свои впечатления об увиденном. Вы мне скажете, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии, о чём узнали, а я запишу.

Нам также нужно указать в своих записях сегодняшний день недели, число, месяц, время года и части суток.

Дети выполняют задание, используя календарь и часы.

Приложение №4

Конспект НОД по патриотическому воспитанию

в подготовительной группе

«Символика Большой и малой Родины»

Задачи:

1. Продолжать формировать у детей представления о российской символике; об истории происхождения и назначении герба и флага.

 2. Развивать познавательный интерес детей, расширять кругозор; развивать у детей умение творчески подходить к замыслу.                                                                   3. Воспитывать у детей чувство патриотизма, уважительное отношение к гербу и флагу нашей страны, города.                                                                                        

Дидактический материал: иллюстрации на исторические темы, где присутствуют флаги в руках рыцарей, на башнях; иллюстрации с изображением флагов на кораблях, самолётах, из спортивной хроники; альбомные листы, краски.

Ход деятельности

Воспитатель: С каждой новой нашей встречей вы узнаёте что-то новое и интересное, вместе с вами раскрываем какие-то тайны и секреты. И сегодня мы с вами встретились для того, чтобы узнать очередную тайну. А чтобы ничего не пропустить, не забыть, нужно внимательно слушать, смотреть и всё запоминать. Все готовы? Тогда вперёд, за новыми знаниями!

Воспитатель: Ребята, на нашем земном шаре очень много чудесных стран, где живут люди. Какие это страны, вы знаете? Я знаю, Мадагаскар, а вы? (Ответы детей)                                                                                      Воспитатель:  Но есть на нём лишь одна страна, которую мы любим, которую зовём своей Родиной. Как же называется эта страна?                              

Дети: Эта страна называется Россия.                                                              Воспитатель:  Правильно! Это Россия. Россия – наша Родина! Объясните, как вы понимаете, что такое «Родина»?                                                                                       Дети: Родина – место, мы родились; страна, в которой мы живём; родина у каждого человека одна.                                                                                  Воспитатель: Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия.

Воспитатель: Ребята, встанем в круг. Сейчас мы будем передавать по кругу российский флаг и отвечать на вопрос: какая наша Родина? Каждый должен назвать одно слово. Наша Родина,  какая?

(Дети передают по кругу российский флаг и называют по одному прилагательному к слову Родина: милая, любимая, красивая, чудесная, дорогая, единственная, сильная, богатая,        могучая)
Воспитатель:  Ребята, вы знаете, что Россия – это страна, наша Родина, причём Большая Родина. Но это еще и государство. А каждое государство имеет свои отличительные знаки, символы. Скажите, какие?                                         Дети: Герб, флаг, гимн - символы нашей Родины.                                   Воспитатель: Государственный флаг – один из важнейших атрибутов государства. Российский флаг – символ доблести и чести российского народа. Символ государственной и национальной независимости.

(Детям предлагается на подиуме  выбрать среди разных флагов Англии, Франции, Японии и др.  российский флаг)

Воспитатель: Что вам помогло при выборе флага?                                                                      Дети: Нам помогли три полоски: белая, синяя, красная.                                                       Воспитатель: Скажите, что означают эти полоски?                                                  Дети: Белый цвет означает мир, чистота души, совершенство. Синий цвет - реки, небо, моря, верность, цвет веры.  Красный цвет – символизирует энергию, силу, любовь, мужество.                                                                Воспитатель: Посмотрите, какой красивый флаг у нашей страны. Давайте вспомним, где мы часто встречаем флаг?                                                          

  Дети: Государственный флаг России поднят на зданиях органов власти нашей страны. Флаг России  вывешивают в дни государственных праздников, на домах. Государственный флаг России можно увидеть на парадах. Российский флаг развевается на мачтах российских кораблей. На самолетах и космических кораблях рисуют трёхцветное изображение флага.
Воспитатель: Флаг нашей страны – это тоже отличительный знак. Много лет, веков назад вместо флага использовали шест, привязывали к нему пучок травы и конский хвост. К этому флагу стягивались войска – и назывались они стяги. Потом стяги стали делать из ткани, чаще всего красные. А при царе Петре I появился вот такой трёхцветный флаг.                                 Воспитатель: Флаг является знаком власти. Есть он и у главы нашего государства. А кто глава нашего государства?                                                      Дети: Президент.                                                                               Воспитатель:  Как зовут нашего президента? Флаг, который находится у президента, называется штандартом. Опишите, как выглядит штандарт президента.                                              

Дети: Штандарт имеет квадратную форму, в центре находится орёл двуглавый, края украшены золотой бахромой.        

Воспитатель: Какой ещё символ единства страны вы знаете?                                                                        Дети: Герб.                                 

Воспитатель:  Я предлагаю вам разделиться на 2 команды по 4 человека. Вручаю каждой команде конверт с разрезными картинками. Ваша задача: собрать из данных элементов целую картинку. А вот что у вас получится, вы расскажите мне сами. (Дети работают на мольбертах: 1 - герб России, 2 – города Старого Оскола)

Воспитатель:  Что же у вас получилось?                                                                          Дети: 2 герба.                                                                         Воспитатель:  Какой же из них герб нашей страны? (ответы детей)  Где расположен герб России?                                                                              Дети: На красном щите.                                                                                         Воспитатель: Какая птица изображена на гербе?                                                

Дети: Орёл.                                              

 Воспитатель: Сколько голов у орла?                   

 Дети: Две.                                                

Воспитатель: Двуглавый орёл является символом России уже более пятисот лет. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это – Святой Георгий Победоносец. В правой руке у него серебряное копьё, которое помогло победить дракона. Чёрный дракон – символ зла. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость,        победу        добра  над злом.
Воспитатель: Какого цвета орёл?
Дети: Золотого.
Воспитатель: Что означает золотой цвет?
Дети: Цвет солнца.
Воспитатель: Почему у орла 2 головы?
Дети: Смотрят в разные стороны, орёл может увидеть возможную опасность.
  Воспитатель: Что в лапах у орла?
Дети: Скипетр и держава.                                                                                   Воспитатель: Что они обозначают?                                                               Дети:  Это символы царской власти.
Воспитатель: Ребята
, я предлагаю вам показать герб  России с помощью игры. Встаньте  так, чтоб не мешать  друг другу. Слова динамической игры «Герб России» проговариваем  чётко и внятно.

Физкультминутка

Герб страны – орёл двуглавый

Гордо крылья распустил,

Держит скипетр, державу,                          Он Россию сохранил.

поднять руки в стороны              поочерёдно сжать в кулак пр. и л. руку
нарисовать руками круг

На груди орла – щит красный

Дорог всем: тебе и мне

Скачет юноша прекрасный

На серебряном коне.

приложить руки к груди,            наклон головы вправо-влево,           шаг на месте с высоким подниманием ног

Развевается плащ синий,

И копьё в руке блестит.

Побеждает всадник сильный

Злой дракон у ног лежит.

плавные покачивания вправо-влево, сжать руки в кулак,                        поставить руки на пояс,                показать руками

Подтверждает герб старинный
Независимость страны.
Для народов всей России
Наши символы важны.

поднять руки вверх

Воспитатель:

Скажите, а где можно встретить изображение герба?
Дети:

Изображение герба можно увидеть на  печатях, на  денежных знаках. На почтовых марках, открытках, значках тоже есть изображение герба. Изображение герба можно встретить на правительственных наградах. На пограничных столбах, которые устанавливаются на границах России с другими        странами.
Воспитатель:

 Правильно. Когда люди из других стран приезжают в нашу страну, то на границе нашей страны видят государственный герб, его помещают на пограничных столбах. Видя наш флаг и герб, сразу понимают, что   попали         в Россию.
Воспитатель:

 А я хочу показать вам свой паспорт, на нём тоже есть изображение герба (показывает паспорт). Граждане России обязаны иметь паспорт. Его наличие подтверждает, что человек является гражданином России. На свидетельстве о рождении, первом вашем документе, также можно увидеть изображение герба (показывает свидетельство о рождении) и на денежных знаках присутствует герб нашей страны (показывает денежную купюру).
Воспитатель:

 Есть у каждой страны особенная, самая главная песня. Какая?
Дети:

 Гимн – это главная песня нашей страны.
Воспитатель: Гимн страны – это тоже государственный символ. Он исполняется в особенных, торжественных случаях. Гимн России очень красивый и величественный.  А кто знает, какие знаки внимания оказывают присутствующие во время исполнения гимна?
Дети:

 Когда звучит гимн, все присутствующие  встают, нельзя разговаривать,  военные отдают честь или салютуют оружием.
Воспитатель:

Правильно, ребята, таким образом, граждане  проявляют уважение к гимну, к своей стране. А как слушают гимн?
Дети:

Гимн слушают стоя, спокойно, внимательно, можно подпевать. Воспитатель: А вы знаете, когда исполняется  государственный гимн?
Дети:

Гимн исполняется  на торжественных праздниках, на военных парадах. Гимн звучит перед началом спортивных соревнований, при награждении спортсменов.

Воспитатель:

Ребята, мы с вами сегодня говорим о Родине и её символах, а вот есть такое понятие малая родина. Как вы понимаете, что такое малая родина?
Дети:

Малая родина – это наш детский сад, дом, наша улица, наш город.
Воспитатель: Конечно, малая родина - это то место, где мы с вами родились и живём. Это наш дом, наша  улица, наш город. А мы с вами в каком городе живем?
Дети:

Мы живём в городе Ульяновске.

Воспитатель:

 Наш детский сад, в который вы ходите – это тоже маленький кусочек нашей огромной страны, наша малая родина, и мы должны его любить и беречь.
Воспитатель: Ребята, обратим наше внимание на 2 герб, который собрали дети (герб Ульяновска). Что здесь изображено?                         

(Детям предлагается самостоятельно объяснить значение символов на гербах, затем воспитатель)                                                                 

Воспитатель:

Ребята, а сейчас я приглашаю вас в нашу мастерскую, на какое-то время  мы с вами будем художниками-мастерами. Предлагаю нарисовать герб Ульяновска или герб России.

Воспитатель: Посмотрите, какие получились отличные, красочные работы (гербы). Молодцы!

Воспитатель:  Ребята, что нового, интересного вы сегодня узнали.  Чем запомнилось или что запомнилось вам. (Ответы  детей)  Пожалуйста, подумайте дома и нарисуйте,  где встречаются   символы нашего государства и города. А теперь поднимите солнышко, если вам понравилось сегодня заниматься, вам было легко при выполнении заданий. Или тучку, если вам было трудно. Молодцы,  ребята!

Приложение №5

Консультация для родителей

«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»

          Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.

        Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. Появилась необыкновенная легкость и безответственность в супружеских отношениях, а трагедия распада семьи часто стала восприниматься как обыденная практика. Страдают при этом, к глубокому сожалению, дети, одинаково любящие и маму и папу.

        В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

        Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.

        Любовь между детьми и родителями дана самой природой, любовь и взаимоуважение между родственниками – результат совместных усилий. В семье нет двух миров – взрослого и детского, есть один мир – семьи.

        Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на нравственной атмосфере. Когда представители старшего и среднего поколений невнимательны, недоброжелательны друг к другу, ребенок испытывает дискомфорт от такого поведения взрослых. Если же при общении друг с другом все поколении семьи проявляют такт, мудрость, не повышают тона, считаются с желаниями

и мнениями других членов семьи, сообща переживают и горе и радость, рождается настоящая семейная сплоченность.

        Продолжая тему важности благоприятной атмосферы в семье, мы пытаемся донести до взрослых, что детям нужны не только еда, памперсы и яркие игрушки, но и ласковая мама, и заботливый папа. Детям нужна любящая дружная семья. Для этого необходимо помочь взрослым понять, как сохранить семью и как сделать, чтобы все члены семьи доверяли друг другу, оберегали друг друга. В работе с детьми следует больше внимания уделять играм детей в «семью», которые воспитывают в них чувство родительской ответственности.

         Игра в «семью» - самая любимая детская игра. Она уместна и для обычного домашнего вечера, и для веселого времяпрепровождения с гостями. В «семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Кроме того, дети могут выбрать не только «настоящую» семью, но и «кукольную», «звериную».

        Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности).

         Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

        Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.

        Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.

Приложение №6

 «Если вам не нравятся черты характера вашего ребенка»

        Для начала вспомните свое детство. Вашим родителям все нравилось в вас? Что они делали? Что вы чувствовали? Как вы к этому относились? Не повторили вы ошибок своих родителей?

        Как решить проблему:

- действуйте осторожно, не тревожа ребенка, пока сами не разберетесь в причинах своей тревоги,

- обдумайте, какие черты вам не нравятся, понаблюдайте за ребенком – в каких ситуациях они проявляются, может вы провоцировали своими действиями их проявление,

- некоторые черты характера могут компенсироваться другими особенностями ребенка,

- постарайтесь увидеть лучшее в своем ребенке, осознайте значимость и ценность личности ребенка. Дайте возможность малышу видеть и чувствовать это. Развивайте сильные стороны характера, это придаст уверенности, желание измениться в лучшую сторону.

        Если вы не уверены в возможностях ребенка:

Иногда родителям кажется, что дети знакомых более развиты, более самостоятельны. Иногда вызывает сомнения успешности ребенка в занятиях, в играх со сверстниками. Пугает перспектива обучения в школе.

        Как предотвратить эту проблему:

 - определите, чем вызваны ваши сомнения, спросите у членов семьи, воспитателей,

 - понаблюдайте за действиями ребенка, обязательно за его деятельностью в целом (что вы видите?),

 - дайте ответ – это настоящая проблема ребенка или результат воспитания,

 - чаще разговаривайте с воспитателем о текущей ситуации в развитии, особенностях, потребностях вашего ребенка - это поможет раньше выявить проблему, если она действительно есть,

 - помните, ваше состояние передается вашему ребенку быстрее, чем прозвучит слово, и ваша неуверенность может стать причиной его неуспеха,

 - избавьтесь от высказываний «У тебя все равно не получится», «Ты не сумеешь»,

- никогда не позволяйте себе и другим упражняться в диагнозах вашему ребенку, все дети развиваются в своем темпе, по своей траектории,

- если вы видите, что ребенок отличается чем-то от других, найдите его сильные стороны, посмотрите, что можно исправить и нужно ли это исправлять,

 - не пугайтесь визита к специалисту, если это необходимо.

Приложение №7

Рекомендации для родителей

«Как воспитать маленького патриота»

        Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.

        Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

        Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

        Обращайте внимание ребенка на красоту родной станицы.

        Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

        Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

        Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

        Расширяйте собственный кругозор.

        Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

        Читайте ему книги о Родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.

        Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Приложение №8

Викторина для старших дошкольников

«Моя малая Родина».

Познавательно- игровое развлечение в дошкольном учреждении.

.Задачи

. 1. Обобщение и систематизация знаний детей о малой Родине.

2. Развитие  коммуникативных способностей, мышления детей.

3. Воспитывать любовь к малой Родине.

Материалы. Фотографии села, пазл «Наш герб», фишки, картофель по количеству участников, 2 ложки.

Ход викторины.

У каждого человека есть своя малая Родина, т.е. то место, где человек родился и вырос. Наша с вами малая Родина – наше село Федосеевка. Послушайте стихотворение жителя нашего села Калининой Александры Ивановны.

Где Федосеевка твоя?

Ты спросишь, я отвечу.

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу,

Потом автобус 101

Везет тебя до школы,

А в школе много есть друзей

Счастливых и веселых.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой,

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных,

А вот пшеничные поля

От края и до края,

Все это Родина моя,

Земля моя родная.

Богата недрами земля -

Земля Староосколья

И нет ведь краше уголка,

Чем наше Белогорье!

И сегодня мы с вами совершим путешествие по знакомым нам местам. У нас есть 2 команды. Команда «» и команда «».

Представление команд капитанами.

Итак, начнем нашу викторину. Вопросы я буду задавать каждой команде по очереди. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

Задание №1. «Немного истории…»

В каком веке образовалось село Федосеевка? (В 17 веке)

Где расположено село? (Село расположено в центральной части России на южных склонах Средне-русской возвышенности. Оно является северной окраиной Белгородской области, северо-восточной окраиной города Старый Оскол.)

В честь кого названо село Федосеевка? (Село получило свое название по имени сына боярского Федосея Никодимовича Малыхина. В течение 2 половины 17 в. оно именовалось «Федосеевское поместье Ездочной слободы.)

Что обозначает название села Каплино? (Каплино  восходит к слову «капица», т. е. часовня.)

Назовите дату освобождения села Федосеевка от немецко-фашистских захватчиков. (5 февраля 1943 год)

Какая дивизия освободило наше село? (Село освободила 107 стрелковая дивизия.)

Задание № 2. «Село сегодня…»

Сколько сел входит в Федосеевское сельское поселение? (4)

Назовите села входящие в Федосеевское сельское поселение. (Федосеевка, Каплино, Набокино, х. Липяги.)

Когда впервые в селе была возведена церковь? (В 1868 г.)

В каком году была разрушена церковь? (В 1943 г.)

Что обозначает дата 11 октября 2012 г.? (Дата освящения храма Покрова Пресвятой Богородицы.)

Что  расположено на территории села? (Школа, детский сад, школа искусств, храм, библиотека, почта, 3 магазина.)

Задание № 3. «Кто больше?»

Каждая команда по очереди перечисляет названия улиц села.  Команда, назвавшая последняя улицу, выигрывает и получает фишку.

Задание № 4. «Улицы моего села»

Назовите улицу, на которой располагается здание детского сада? (Улица имени Натальи Лихачевой)

Назовите главную улицу села? (Улица имени Натальи Лихачевой)

Назовите улицы, названные в честь участников Великой Отечественной войны? (Улица имени Натальи Лихачевой, улица имени генерала Бежко)

На этой улице стоит памятник солдатам, погибшим при освобождении нашего села. (Улица Садовая)

Задание № 5. «Ах, картошка, картошка…»

Великая Отечественная война коснулась и наше село. Трудно было в то время солдатам, но они не падали духом. В небольшие перерывы между боями, солдаты отдыхали по-русски. Они плясали, пели и даже играли. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Ах, картошка, картошка». Каждому члену команды нужно принести в ложке картошку. Чья команда выполнит задание быстрее, та  победит и получит фишку.

Задание № 6. «О ком идет речь?»

Командир 107 Стрелковой дивизии, гвардии полковник. За прорыв долговременной обороны на Урыво-Покровском плацдарме 12.01.1943 г. и освобождение города Острогоржска 20.01.1943 г. этот человек награжден орденом Суворова 2-й степени и ему присвоено звание генерал-майор. (Бежко Петр Максимович)

Этот человек родился в селе Каплино в бедной семье. Учился в сельской школе. После окончания школы пошел учиться на учителя начальных классов. Вскоре началась война. 12 октября 1942 года  человек был угнан  в Германию в город Ландау. Там он работал вместе с нашими военнопленными в депо грузчиком по 12 часов в сутки. Человек был организатором группы, которая всячески старалась мешать гитлеровцам. 12 мая 1944 года вместе с военнопленными, пользуясь бомбежкой, человек  решился бежать, но их вернули с собаками. Этого человека  отправили в Бухенвальд и казнили на электрическом стуле. (Наталья Лихачева)

Задание № 7. «Наш герб»

Каждый город имеет свой герб. Наше село Федосеевка относится к Старооскольскому городскому округу и сейчас я предлагаю командам собрать из пазлов герб города старый Оскол. Побеждает команда, которая первая справится с заданием.

Задание № 8. «Конкурс капитанов»

Капитану команды показывается фотография села. Капитан должен назвать что изображено на фотографии и на какой улице расположено.

Наша викторина подошла к концу. Командиры подсчитают полученные фишки и  мы узнаем победителя.

Победителям и участникам вручаются грамоты и дипломы.

Приложение №9

Родительское собрание

«Воспитание любви к малой родине

 в детском саду и семье»

 

Задачи:
1) привлечение родителей к работе по  приобщению детей к познанию своего села;
2) распространение педагогических знаний о  формировании представлений детей о семье, доме, селе;
3) активизация родителей в обсуждении проблем воспитания и развития детей. 

Материал к собранию:  символы семьи,  дома, детского сада, города, области, России; сигнальные карточки (красный и зелёный цвет), результаты анкетирования родителей и опроса детей. 

Ход собрания


               Добрый вечер, уважаемые родители!
Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы воспитания любви к родному городу   в детском саду и семье. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов. 
             Семья и детский сад выполняют каждая свою функцию, поэтому не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка. 
            Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к своим близким, любовь к родным местам, это и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка – семье или детскому саду?   Высказывания родителей.

Правильно, всё начинается с семьи, с её традиций.  Отец и мать – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает,  по которым он строит своё поведение. 
Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему селу, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми.

С чего необходимо начинать?  Высказывания родителей.

Правильно, с самого дорогого, с близких и родных, с самого ребёнка.  Понимание чувства патриотизма, любви к Родине приходит к ребёнку именно в семье через ощущения матери и отца. Именно в любви ребёнка к своей матери и своему отцу заложено его будущее чувство семейного воспитания.

Важно сформировать у ребёнка представление о себе, своём месте в семье (девочка, дочка, сестра, внучка, племянница…).

Знакомить с историей семьи, её родословной, местом каждого члена в жизни семьи.

Знает ли ваш ребёнок своих бабушек, дедушек и других родственников? Как их зовут? Чем они занимаются или занимались?

Родители при ответе на вопросы поднимают сигнальные карточки.  
Родитель показывает родословное древо своей семьи.

Рассматриваете ли вы совместно с детьми фотографии из семейного альбома?

Несколько  родителей показывают семейные альбомы.
Воспоминания… они есть у каждого человека, большого и маленького. И копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме – символе времени. Листая семейный альбом вместе с ребёнком, можно показать ему даже отрезок времени, когда вы сами были маленькими, а ваши родители были такими же, как вы, и бабушка была просто – мамой! Не упускайте возможность лишний раз пообщаться с ребёнком. Чаще рассматривайте фотографии из семейного альбома.

Какие традиции есть у вашей семьи?

Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи семейного житейского опыта детям, способствует созданию гуманных отношений в обществе и в целом положительно влияют на личность ребёнка.

Как вы считаете, нужно ли ребёнку знать свой домашний адрес, телефон?

Пожалуйста, поднимите  сигнальную карточку те родители, дети которых знают домашний адрес. 
Знает ли ребёнок свой двор, дорогу к дому? 
Задумайтесь, нужно ли объяснять ребёнку, что дом, в котором мы живём, наш подъезд, наш двор – это наш общий дом,  который мы должны беречь и охранять? Сажали ли вы во дворе своего дома вместе с ребёнком цветы, деревья, кусты? Надо ли это для воспитания вашего ребёнка?

Знает ли ребёнок название детского сада, его адрес? Разговариваете ли вы с ребёнком о детском саде?

Мы уверены, что многие интересуются, чем ребёнок занимался в детском саду, какие у него успехи, как он себя вёл… А какие чувства испытывает ребёнок к детскому саду? (что нравится, чем хотел бы поделиться с друзьями, что рассказать, какое общее дело делали и т.д.) Очень хорошо, когда родители внушают ребёнку доверие к педагогу, когда сами активно участвуют в жизни группы, когда воспитывают гордость за свой детский сад, чувство любви к детям, взрослым, сотрудникам детского сада.  Мы гордимся своим детским садом и стараемся передать свою любовь и гордость детям.

Мы с вами живём в красивом городе Ульяновске.

А насколько вы знаете историю своего города? Предлагаю вам несколько вопросов: 1. Когда построили город Ульяновск?

2. Почему получило село такое название?

3. Назовите центральную улицу Ульяновска.

4. Почему улица  так названа?

Помните, всё начинается с малого. Воспитывайте в ребёнке любовь, доброту, внимание и заботу, чувство патриотизма. Предоставляйте  ребёнку  возможность  отражать  свои  впечатления об увиденном в  рисунке,   лепке, аппликации,    в сочинительстве. Поощряйте любознательность и интерес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение детей к патриотизму, через ознакомление с малой родиной"

Самообразование направленное на патриотическое воспитание детей, формирование социально-нравственных чувств, представлений и отношений....

«Основы формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством знакомства с малой Родиной»

Для того, чтобы подготовить ребёнка к жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с самого раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим огромн...

Проект «Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников посредством ознакомления с «малой Родиной».

Характеристика проекта:По доминирующей в проекте деятельности – познавательныйПо характеру содержания: ребенок, социальное окружение, исторические и культурные ценности села.По характеру контакт...

Формирование патриотических чувств у дошкольников путем ознакомления с малой родиной

В статье рассматривается педагогический процесс по патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с малой родиной, автором анализируются различные направления работы по формированию патрио...

Опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной при активном взаимодействии с семьями воспитанников»

Опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной при активном   взаимодействии  с семьями  восп...