"Приобщение детей к патриотизму, через ознакомление с малой родиной"
материал по теме

Тамдын-оол Айлана Анатольевна

Самообразование направленное на патриотическое воспитание детей, формирование социально-нравственных чувств, представлений и отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Приобщение детей к патриотизму, через ознакомление с малой родиной»

Первые годы жизни у ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности.

Общеизвестно, что на каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстают перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада; в более старшем возрасте – мир родной отчизны – России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации.

Погружая ребенка в национальный быт, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и, таким образом, формируем любовь к малой и большой Родине. Человек должен гордиться своей Родиной. Любовь к Отчизне необходимо закладывать с самого раннего детства.

Каждый народ, каждое время, каждая эпоха оставляют в истории свой след, свои вехи. Что-то в людской памяти стирается бесследно, а что-то ярким пятном ложится на карту истории. Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть и будущего. Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Но из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу.

Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным любой ценой, бросить из машины на дорогу пустую пивную банку, не заводить детей ради сохранения материальных благ или ограничиться одним ребенком, неполная семья, спокойно относимся к повсеместному открытию сиротских приютов при живых родителях. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания. Как бы не менялось общество, а воспитывать у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее – необходимо всегда.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле этого слова.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящих в состав России.

В Законе «Об образовании» говорится о необходимости формирования уже в дошкольном возрасте начала самосознания ребенка, себя как члена семьи, гражданина города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. Наша задача как воспитателя – растить гражданина-труженика, которому в будущем предстоит стать созидателем, принося людям, семье, обществу пользу.

Стать патриотом, интернационалистом, гуманно относиться к людям – зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста, педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.

Основной из задач дошкольных образовательных учреждений является приобщение детей к общечеловеческим ценностям. В первую очередь, к ним относятся: чувство красоты, любви, доброты, воспитание на примерах истории культуры родного села и страны. Именно эта тема заинтересовала меня, и я взяла ее за основу в своей работе по воспитанию будущих граждан нашего села.

Патриотическое воспитание – приоритетное в воспитательном процессе нашего ДОУ и осуществляется по направлениям:

духовно-нравственное;

социальное;

эстетическое;

краеведческое;

экологическое;

трудовое;

интеллектуальное;

работа с семьей и другие.

Свою работу по патриотическому воспитанию я начала прежде всего с составления перспективного плана, опираясь на следующие задачи:

Воспитывать основы социально-нравственной сферы чувств, представлений, отношений.

Воспитывать интерес и любовь к тувинской  национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.

Пробуждать в детях любовь к родной земле, родному району, республике.

Способствовать формированию понятия о том, что у каждого ребенка есть семья, учить детей быть доброжелательными и терпимыми в общении.

Подвести детей к пониманию того, что образ жизни людей меняется с течением времени.

Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, поселке. Чтобы любить свой родной поселок, его надо хорошо знать. Детям младшего дошкольного возраста трудно представить село в целом, поэтому знакомство с ним я начала с того, что нас окружает, а именно, с детского сада. Провела беседу о нашем садике, познакомила детей с тем, как он называется, на какой улице расположен. Затем организовала обзорную экскурсию по детскому саду, познакомила детей с теми помещениями, которые у нас имеются, рассказала о труде людей, работающих в нашем детском саду. После экскурсии оформили фотоальбом «Наш любимый детский сад».

Одной из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируется представление о родном селе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней. Материал, полученный в ходе экскурсий и занятий по теме «Эта улица моя», закрепляли во время игры с использованием изготовленного ребятами макета улицы, дидактической игры «Транспорт на улице», сюжетно-ролевой игры «Мы – пассажиры».

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Всем хорошо известно, что Родина начинается с родного дома, а именно с семьи. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Работу по ознакомлению с семьей я начала с бесед, с рассматривания картин о семье. К работе подключила родителей, совместно с которыми оформили стенд «Моя дружная семья». Так, как в детском саду есть мини-музей «Тожу чадыр» (рук.Кара-Сал Я.С.)

Создали игровую зону, где оборудовали избу с печкой, стилизованными под старину лавками, столами, люлькой, домашней утварью и русской народной одеждой, мини-музей «Русская изба». Для тувинских детей играет большую роль в воспитании патриотизма, интернационализма.  Вместе с детьми, родителями собирали экспонаты много лет с 2006 года. Дети очень любит играть и заниматься в этом уголке.

Играя вместе с детьми, я объясняла назначение тех или иных предметов, подчеркивала красоту и мастерство человеческих рук, показывала историческую преемственность с современными аналогами (например: лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа; валек – чугунный утюг на углях – электрический утюг), знакомила с зависимостью использования предметов от образа жизни людей, а также от места их проживания (в лесистой местности, в основном, использовалась деревянная посуда, а в местах, богатых глиной – глиняная), приобщала детей к истокам русского народного творчества. Виды народного творчества позволяют подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений и самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом.

Полученные во время игры знания дети легко передавали на занятиях по рисованию, аппликации и лепке, с радостью откликались на разучивание русских песенок, колыбельных. Очень много уделяю русскому языку, постоянно общаюсь с детьми, чтобы не затруднялись в школе.

На следующем этапе моей работы я познакомила детей с  традициями и обычаями тувинцев-тоджинцев. Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о нашей культуре, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции, что ели и пили. В поиске современных педагогических приемов мы, к сожалению, забываем о народных традициях, об их воспитательной ценности. А ведь дети всегда являлись самыми активными участниками обрядов. Во всех традиционных приготовлениях дети помогали взрослым, у них были свои хлопоты и тайные заботы. В нашем детском саду также есть свои традиции и праздники, такие как «День знаний», «Осенины», «Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День рождения детского сада», «День смеха». Также детей знакомим с народными праздниками. Еще с глубокой древности пришел к нам любимый праздник «Шагаа» - это новый год тувинцев,  встреча весны. На Шагаа принято играть в народные игры, петь частушки, отведать национальную еду. У детей всегда остается очень много впечатлений после такого праздника. Через беседы знакомила детей с праздником «Оленеводов». На занятиях по рисованию дети с большим интересом рисовали оленей. Затем мне стало интересно, а существуют ли какие-то традиции в семьях детей, для этого я провела анкетирование с родителями, которое показало, какие традиции существуют в семье. Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами тувинского  народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к тувинскому народу, истории Тоджинского кожууна.

В этом году активно действует губернаторский проект «В каждой семье не менее одного ребенка с высшим образованием», и для этого мы в приемной своей группы оформили стенд по данной тематике.

В своей работе я эффективно использовала взаимодействие с учреждениями района: с музеем Тоора-Хемской средней школы, заповедником, детской библиотекой и т.д..

В процессе работы по патриотическому воспитанию приглашали специалиста из администрации района, праздник «Тоджа, Тува, Россия!». Были проведены беседы о Тодже, о государственных символах. Из бесед дети узнали, что не только у каждой страны есть свой герб и флаг, но и у маленьких городов  есть свои символы. Так дети познакомились с гербом Тувы. Также дети узнали, что у страны есть главная песня – гимн. В ходе беседы дети принимали активное участие, рассказывали, где можно увидеть Российский, Тувинский  флаг, из каких цветов он состоит. Знания, полученные из бесед, чтения художественной литературы, закрепили на занятии «Тува - моя родина»

Провела открытое мероприятие на тему «Мой родной - поселок», с целью которого было вызвать чувство восхищения красотой родного села, чувство гордости за него. Подвела детей к понятию того, что в нашем селе есть необычные памятники – Скорбящая мать, пам. М. Бухтуева, павших земляков. Памятники  людей, живших давно, но народ помнит их и бережет. В группе оформили альбом «Мое село – просторы родные».

 Сообщила детям, что в Тоора-Хеме, как и в других поселках, городах, есть памятники, их ставят тем людям, которые прославили свою страну и отдали за нее жизнь. Что каждый год 9 мая все жители нашего поселка приходят на памятник павшим землякам, чтобы почтить память своих героев-земляков и возложить цветы к памятнику.  Дети не остались равнодушными к моему рассказу и изъявили желание в праздничный день возложить цветы к памятнику воинам-землякам.

Большое значение в патриотическом воспитании детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Так дети моей группы принимали активное участие в праздниках села и детского сада: день защиты детей, «Хамнаарак», «Эрнин эрези», «Маленькая фея»,  юбилей детского сада, - все эти праздники запомнились яркими красками, оригинальными костюмами и радостным настроением.

Расширяя знания детей о понятии Родина, объяснила и подвела к тому, что это не только поселок, в котором ты родился и живешь, а Родиной мы зовем нашу республику Тыва и Великую Россию. На занятии по теме «Наша Родина – Россия» дети узнали, что лес, и реки, и моря, и горы – все это большая наша страна, наша Родина, которая называется Россия. Россия очень большая, богатая и красивая страна, и живет в России талантливый народ, который придумал интересные сказки, потешки и песенки. Вместе с детьми собрали пословицы о семье, о Родине.

Большое внимание уделяла на проектную деятельность. Реализовали проекты «Лекарственные растения Тоджи», «Селы нашего кожууна», «Затерявщиеся во времени»…

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана с их творчеством, талантом - что наши дети показали и доказали, приняв участие в кожуунных конкурсах, как «Дети, техника, творчество».

Работая над данной темой, я пришла к выводу, что воспитание патриотических чувств у дошкольников – процесс сложный и длительный. Эта работа должна проводиться систематически, планомерно в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, детскому саду, природе, родному поселку и своей стране.

Работа по этой теме позволила достичь следующих результатов: у детей расширился словарный запас, дети стали составлять большие по объему и более последовательные рассказы, улучшилась память, расширились знания о родном поселке.

В будущем планирую продолжить работу по ознакомлению с селом, его достопримечательностями, организовать встречи с интересными людьми нашего поселка, кожууна, республики.

Я думаю, что у детей моих детей смогла зародить первые ростки патриотизма, которые в будущем превратятся в огромную любовь к своей семье, своему поселку, своей Родине.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Воспитание патриотизма через знакомство с малой родиной

Консультация для воспитателей.Воспитание патриотизма через знакомство с малой родиной...

Презентация педагогического опыта на тему: «Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста через познание своей малой Родины»

Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима.Патриотизм – это важнейшее нравственное качество любого человека. В тоже время в обществе наблюдается "дефи...

Формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с малой Родиной

 Неотъемлемой частью любой системы образования является воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей.Основы патриотизма начинают формироваться в...

Консультация для воспитателей. Воспитание патриотизма через знакомство с малой родиной

Патриотизм, нравственность — высокое гражданское чувство и высокие слова. В то же время-это чувство простое и понятное, за которым стоит для каждого человека многое: любовь к родителям, своему д...

Памятка для родителей по воспитанию у детей чувства патриотизма и любви к малой родине

Памятка для родителейпо воспитанию у детейчувства патриотизма и любви к малой родине...

Конспект мастер- класса для воспитателей на тему: «Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста через знакомство с малой родиной »

Конспект мастер- класса для воспитателей на тему: «Воспитание патриотизма у детей дошкольного возрастачерез знакомство с малой родиной »...

Опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной при активном взаимодействии с семьями воспитанников»

Опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной при активном   взаимодействии  с семьями  восп...