Проект «Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников посредством ознакомления с «малой Родиной».
проект (старшая группа)

Характеристика проекта:

По доминирующей в проекте деятельности – познавательный

По характеру содержания: ребенок, социальное окружение, исторические и культурные ценности села.

По характеру контактов: в рамках детского сада

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: долгосрочный

Участники проекта:

•   Детский коллектив

•   воспитатели

•   родители.

 

 Введение.

Патриотическое воспитание дошкольников - проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась  не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольника. Чувство к любви к Родине -это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от неё, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Солнышко» п.свх.Прибытковский

Грязинского муниципального района Липецкой области

Проект

«Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников посредством ознакомления с «малой Родиной».

        Подготовила:

                                                                          воспитатель Ястребова С.П.

2018г.

Структура проекта:

 Введение…………………………………………..………………….3-5

Анализ внешней среды…………………………….…………..…................... 5

Анализ внутренней среды…………………………….……………….6                   Проблема…………………………………………….……………………......7-8

 Цель проекта …………………………………………..……………...……7 Задачи проекта…………………………………..………..…………...….........7

Ожидаемые результаты……………………………………………….........7-8

  Концептуализация проекта………………………………….………...…….8

Этапы работы над проектом, его содержание……………………..……….8

Формы работы с детьми………………………………………………….…...9

Работа с родителями………………………………………………….………9-10

 Тематический  план……………………………………………….………11-12

Взаимодействие с социальными институтами……………………………..….13                 Мониторинг…………………………………………………...………...…13-14                  Заключение………………………………………….…………..………...14-15                   Литература…………………………………………………………..….....15-16

Характеристика проекта:

По доминирующей в проекте деятельности – познавательный

По характеру содержания: ребенок, социальное окружение, исторические и культурные ценности села.

По характеру контактов: в рамках детского сада

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: долгосрочный

Участники проекта:

•   Детский коллектив

•   воспитатели

•   родители.

 Введение.

Патриотическое воспитание дошкольников - проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась  не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольника. Чувство к любви к Родине -это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от неё, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, ее историко-культурному наследию.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиции своего народа нельзя воспитывать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного села. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному селу, краю, наконец, к большой Родине.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это его основа из основ нравственно - патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом - гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого  к далекому.

В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагополучных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому необходимо создавать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.  

Анализ внешней среды.

Благоприятные        

Неблагоприятные

1. 5 октября 2010 года Правительством Российской Федерации принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения.

2. ФГОС дошкольного образования в образовательной области «Познавательное развитие» выделена задача формирования представлений о малой родине

3.В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

одной  из задач воспитания личности ребенка является ознакомление с малой Родиной.

1. Недостаточно методических пособий по патриотическому воспитанию.

2. Недостаточно вовлечены родители по патриотическому воспитанию.

3. Недостаточное пополнение уголка материалами.

4. Снижение уровня посещаемости краеведческих музеев. (Районный краеведческий музей находится в 14 км от нашего села)

Анализ внутренней среды.

МБОУ « Прибытковская СОШ» детский сад « Солнышко»  п.свх.Прибытковский Грязинского района Липецкой области

Сильные стороны        

Слабые стороны

В детском саду работа организована по Программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, годового плана, перспективных и календарных планов педагогов.    

Детский сад снабжен  инструктивным материалом, методической литературой, рекомендациями, конспектами, сценариями; материалом, освещающим опыт работ педагогов. Имеется детская литература, дидактические игры.

 В старшей группе  оформлен   уголок патриотического воспитания,  в детском саду создан  мини –  музей русского быта.

Детский сад расположен в центре села, что дает возможность сотрудничать с социальным окружением.         

Недостаточное количество методического и дидактического материала, наглядной информации по приобщению к нашей малой Родине. Недостаточная связь со старожилами.

Родители недостаточно вовлечены в педагогический процесс.

Затруднение педагогов в организации педагогической деятельности, способствующей воспитанию любви к малой Родине. Недостаточно оснащена развивающая среда дидактическими, сюжетно – ролевыми материалами, атрибутами.

Дети не знают достопримечательностей, символику села, путают названия улиц села.

Проблема:

недостаток материала для проведения систематической работы, осуществления комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщения дошкольников к истории к культуре родного села, местным достопримечательностям, воспитания любви и привязанности к родному краю.

Цель проекта:

Разработать систему формирования патриотического чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:

1. Изучить современное, программно – методическое обеспечение по теме.

2. Пополнить развивающую среду дидактическими материалами, атрибутами к сюжетно – ролевым играм.

3. Наработать и систематизировать материал, доступный для усвоения детьми дошкольного возраста.

4. Организовать встречи со старожилами.

5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность в условиях детского сада.

6. Организация сотрудничества с семьями воспитанников, с музеем, библиотекой.

Ожидаемые результаты:

Дети:

Сформированы обобщенные представления о родном селе, его истории образования и развитии, географическом положении, своеобразии архитектуры,  основных достопримечательностях, связанных с историей, культурных объектах (музеи, дворцы культуры). Замечают и называют изменения, происходящие в селе, знают известных людей села.

Концептуальные основы проекта:

Оригинальность проекта и его инновационный характер обеспечивается внедрением в практику с детьми старшей группы следующих идей:

-реализация проекта предусматривает интеграцию образовательных областей;

-обеспечения для успешной реализации проекта взаимодействия воспитателя, педагогического персонала, родителей;

-сотрудничество с краеведческим музеем, библиотекой, со школой.

Этапы проекта:

I этап – подготовительный, включает в себя:

1)  Анкетирование родителей на выявление знаний и представление о родном селе, его истории, достопримечательностей.

2)  Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культур родного села

II этап – основной, включает в себя:

1)  разработать перспективный план «С чего начинается Родина», включающий непосредственно образовательную деятельность с детьми

2) пополнение развивающей среды

3) выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников

4) участие в конкурсах, праздниках

5) выпуск газеты «И это все о нас»

III этап – итоговый, включает в себя:

1) итоговое диагностирование детей

2) повторное анкетирование родителей

3) презентация проекта для воспитателей детского сада  

4) совместная деятельность детей и воспитателя по теме «Моя малая Родина»

Форма работы с детьми:

1.Непосредственно-образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения);

2.Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

3. Самостоятельная деятельность детей

4. Взаимодействие с семьями детей

Работа с родителями:

1.Анкетирование родителей «Знаете ли вы историю своей семьи? ».

Посильная помощь в организации экскурсий, встреч, походов в музеи, помощь в снятии видеофильмов.

2.«Трудовой десант» родителей с детьми (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора на участках детского сада осенью, зимой).

3. Выставка плакатов - проектов «Каким я бы хотел видеть наше село».

4.Озеленение территории детского сада.

5. Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада: изготовление атрибутов для игр, оформление альбома « Прибытково – село мое родное», «Хорошо у нас в саду».

6.Создание библиотеки в группе.

7.Встречи с почетными людьми, прославившими село.

8.Оформление выставки рисунков «Любимое место нашей семьи в селе».

Тематический план работы по патриотическому воспитанию старшей группы:

Сентябрь

Тема «День рождения села»

-изготовление альбома «Мое родное село»;

-беседа «На что и клад, коли в семье лад» (обычаи, традиции в повседневном обиходе русской семьи, традиционная одежда, семейная родословная, история своей фамилии).

Октябрь

Тема «Моя малая Родина»

- изготовление альбома, составление рассказов по теме «Дом, в котором я живу»;

Ноябрь

Тема «История возникновения села»

-изготовление альбома «Мое родное село»;

-встреча со старыми жителями села.

Декабрь

Тема «Знакомство с достопримечательностями села»

-экскурсия по селу;

- представление о работе общественных учреждений: магазина, библиотеки, школы…

Январь

 Тема «Экскурсия в животноводческий комплекс»

- беседа о важности  их профессии;

- изодеятельность «Как облегчить труд своих родителей?»

Февраль

Тема «Они прославили наше село»

- встреча со знаменитыми людьми села;

- выпуск газеты «Это все о нас».

Март

Тема «Хлеб – всему голова»

- знакомство с сельскохозяйственной техникой;

-беседа с тружениками сельского хозяйства «Как выращивают хлеб».

Апрель

Тема «В чем я вижу красоту своего села»

- озеленение территории детского сада;

- прогулка в ближайший лес.

 Май

Тема « Мои родные в годы Великой Отечественной войны»

- посещение  памятника  погибшим воинам в Великой Отечественной войне,  

- встреча с фронтовиками (в селе остался один).

Июнь

- совместный праздник родителей и детей

-подведение итогов воспитательной работы за учебный год.

Взаимодействие с другими институтами:

Октябрь

Сельская библиотека

-проведение тематических, познавательных игр-занятий.

Январь

 МБОУ « Прибытковская СОШ»

-  ознакомление с музеем русского быта

Март

МБОУ « Прибытковская СОШ»

- ознакомление со стендами «Моя малая Родина», «Знаменитые люди села»

Мониторинг знаний о родном селе

Объект – дети

Субъект – воспитатель

В виду отсутствия учебно–методического комплекта к программе «От рождения до школы», в том числе диагностического инструментария использовала пособие «Мониторинг качества освоения программы» (Автор Ю.А. Афонькина  Волгоград, 2012 г.)

Проявляется интерес к месту, где он родился, название улицы, на которой находится его дом, свободно ориентируется около дома, в здании, на участке детского сада, ближайшей к нему местности. Знает достопримечательности села (детский сад, школа, больница, магазин).

Результативность опыта

В ходе реализации проекта была удовлетворена потребность детей в получении знаний о своем родном селе. У них проявилось чувство осознанной радости, гордости за свое село, понимание того, что село  Прибытково является их малой родины. Произошло это благодаря разнообразным формам работы с детьми и родителями, а так же тесному взаимодействию педагогов, специалистов детского сада и социальных структур села.

«Подлинная встреча» с культурным наследием села помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировало некоторые суждения и оценки характерные данному возрасту. Проведенные экскурсии дали представление детям о жизни детей в прошлом, одежде, предметах быта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки), песнями и танцами. Сюжетно – ролевые, дидактические и театрализованные игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки).

У детей наблюдается:

- рост познавательной активности;

- повышение качества усвоения знаний и родном крае;

Заключение.

История малой Родины как и вся история Отечества, хранит неисчерпаемые знания развития всего человечества.  Богата и наша  Липецкая земля историческим прошлым, талантливыми, трудолюбивыми, и скромными людьми, традициями, присущими только нашему народу. О них было рассказано на страницах книг, в   энциклопедии  Липецкого края. Значительное место здесь отведено историческим сведениям, знаменательным датам, биографиям известных земляков, внесших достойный вклад в социальное и экономическое развитие Грязинского района,  Липецкой области и всей России. Мы уверены в том, что потомки достойно продолжат наши добрые традиции и дела.

Литература.

1.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Москва. Мозаика-Синтез-2010.

2. Астахов В.В., Дюкарев Ю.В., Сарычев В.С. Заповедная природа Липецкого края. - Липецк: ООО «Фото-Проф-ТАСС», 2000.

3. Барадулин В.А. Основы художественного ремесла: в 2 ч. - М., Просвещение. 1987.

4. Извекова Н.А., Латов Н.В. Праздник в семье.- М., Педагогика, 1986.

5. Шальнев Б.М., Шахов В.В. Мир детства. Родная культура: учебник-хрестоматия по краеведению Липецкой области для дошкольного и младшего школьного возраста. Рязань - Липецк: ГЕЛИОН, 1996.

6. Шальнев Б.М., Шахов В.В. Липецкая энциклопедия: в Зт. - Липецк, 1999.

7. Ю.А.Афонькина. Диагностический журнал «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Старшая группа.

8. И.В.Романова. Технология проектирования образовательной деятельности. 2011г.

9.  Практический журнал «Воспитатель ДОУ».№ 10. И № 7 2010г.

10. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» М. 2004 г.

11. Воспитательная система «Маленькие Россияне». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Москва. Мозаика-Синтез 2007г.

12. Дергачев Л.Н. «Современные подходы» к патриотическому воспитанию дошкольников» журнал «Дошкольная педагогика» №2 2009 г.

13.  Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников / Обруч. №6-2003. С.8-9

14.    Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей/авторы-составители: Ю.Е. Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А. Щербакова.- М.: АРКТИ, 2003

15.  Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. Практическое пособие для работников ДОУ.-М.:АРКТИ,2003

16. И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.

17.  Большая Советская энциклопедия, том 24.М; 1976, 3изд.

 

                        

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с геральдикой и родословной

Значение геральдики в патриотическом воспитании дошкольников нельзя недооценивать. Осознание неповторимости родной страны, края, даже небольшого города, его значения в истории государства, чувство гор...

Проект «Развитие патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем» для детей старшей группы.

Участники проекта – воспитатели, дети старшей группы и их родители.Тип проекта – педагогическийМасштаб – долгосрочный  (сентябрь 2015г. – май 2016г.)Актуальность:У каждого из нас на свете есть ме...

Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников посредством формирования представлений о родном крае в рамках реализации инвариативной части ООП.

Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую ду...

Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников при ознакомлении Санкт-Петербургом.

В данной статье раскрывается актуальная тема воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с Санкт-Петербургом,  подробно раскрываются компоненты патриотизма к...

Проект "Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через положительное отношение к семье и семейным традициям"

quot;Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через положительное отношение к семье и семейным традициям"...