Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй
статья (младшая группа) по теме

Помиркованая Леся Виталиевна

       Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития малыша необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли  возможно.

      Главной особенность семейного воспитания признаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство само ценности.  Неоспоримо, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и детского сада. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада. Новизна этих  отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

     Сотрудничество – это общение « на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

      Взаимодействие – представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

      Главный момент в контексте « семья – детский сад» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребёнка в данной семье. Неоценима  помощь друг другу в понимании ребёнка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития. Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребёнку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя « добрый взгляд» на ребёнка: видеть в его развитии личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств: заботливость, внимание к деткам, доброта, чуткость.

Каким же образом создать в детском саду такие условия, при которых формировались бы доверительные и ответственные отношения педагогов с семьями воспитанников?

      Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ  с семьёй – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном:

- через приобщение родителей к педагогическому процессу;

- расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

- создание условий для творческой самореализации педагогов, детей, родителей;

- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе узнать специфику учреждения, знакомят их с воспитывающей и развивающей средой;

- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребёнка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребёнком на основе знания психических особенностей его возраста, с учётом интересов, способностей и предшествующего опыта ребёнка;

- проявление понимания, терпимости и такта в  воспитании и обучении ребёнка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

- уважительные взаимоотношения семьи и детского сада.

      В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей:

  Посещение семьи ребёнка  много даёт для её изучения, установления контакта с ребёнком, его родителями, выяснения условий воспитания. Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, если  в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:

1.     Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, её психологическим климатом, особенностями поведения ребёнка в семье.

2.     Определение уровня педагогической культуры родителей.

3.     Выявление трудностей, испытываемых родителями.

4.     Изучение положительного опыта семейного воспитания  с целью его распространения.

5.     Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.

Наглядная пропаганда. Это позволяет знакомить родителей с вопросами воспитания,  непосредственно показать им воспитательно – образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. Стенд « Для вас, родители» - содержит информацию по двум разделам: повседневная жизнь группы – различного рода объявления, режим, меню и т. п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье. Папки – передвижки темы папок могут быть разнообразными. Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приёмы домашнего воспитания.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и другом случае чётко определяется  цель: что необходимо выяснить, чем можно помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию.

Консультации целями консультации являются усвоение родителями определённых знаний, умений.

Семинары – практикумы родители, особенно молодые,  нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Эта форма работы даёт возможность рассказать о способах и приёмах обучения  и показать их: как развивать мелкую моторику рук, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

«Родительская почта» любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребёнка, обратиться за помощью к конкретному специалисту.

Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение.

Это самые эффективные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников.

Литература:

1.Н.М.Баринова – Детский сад и семья – Москва: УЦ « Перспектива»,2013.

2. Н. М. Сертакова – Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьёй – Волгоград: Учитель, 2014.                                                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iyul.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное казенное дошкольное
                                             образовательное учреждение

детский сад №17 комбинированного вида    «Алёнушка»         


                                                                   
Формы взаимодействия            
         дошкольного образовательного    
                  учреждения с семьёй

                                             Разработчик: Помиркованая Леся Виталиевна
                                                   Должность: воспитатель






                                               




                                                       




                                                         п. Свободный   2014 год


       Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития малыша необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли  возможно.

      Главной особенность семейного воспитания признаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство само ценности.  Неоспоримо, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и детского сада. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада. Новизна этих  отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

     Сотрудничество – это общение « на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

      Взаимодействие – представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

      Главный момент в контексте « семья – детский сад» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребёнка в данной семье. Неоценима  помощь друг другу в понимании ребёнка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития. Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребёнку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя « добрый взгляд» на ребёнка: видеть в его развитии личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств: заботливость, внимание к деткам, доброта, чуткость.

Каким же образом создать в детском саду такие условия, при которых формировались бы доверительные и ответственные отношения педагогов с семьями воспитанников? 

      Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ  с семьёй – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном:

- через приобщение родителей к педагогическому процессу;

- расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

- создание условий для творческой самореализации педагогов, детей, родителей;

- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе узнать специфику учреждения, знакомят их с воспитывающей и развивающей средой;

- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребёнка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребёнком на основе знания психических особенностей его возраста, с учётом интересов, способностей и предшествующего опыта ребёнка;

- проявление понимания, терпимости и такта в  воспитании и обучении ребёнка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

- уважительные взаимоотношения семьи и детского сада.

      В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей:

  Посещение семьи ребёнка  много даёт для её изучения, установления контакта с ребёнком, его родителями, выяснения условий воспитания. Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, если  в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:

  1. Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, её психологическим климатом, особенностями поведения ребёнка в семье.
  2. Определение уровня педагогической культуры родителей.
  3. Выявление трудностей, испытываемых родителями.
  4. Изучение положительного опыта семейного воспитания  с целью его распространения.
  5. Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.

Наглядная пропаганда. Это позволяет знакомить родителей с вопросами воспитания,  непосредственно показать им воспитательно – образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. Стенд « Для вас, родители» - содержит информацию по двум разделам: повседневная жизнь группы – различного рода объявления, режим, меню и т. п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье. Папки – передвижки темы папок могут быть разнообразными. Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приёмы домашнего воспитания.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и другом случае чётко определяется  цель: что необходимо выяснить, чем можно помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию.

Консультации целями консультации являются усвоение родителями определённых знаний, умений.

Семинары – практикумы родители, особенно молодые,  нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Эта форма работы даёт возможность рассказать о способах и приёмах обучения  и показать их: как развивать мелкую моторику рук, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

«Родительская почта» любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребёнка, обратиться за помощью к конкретному специалисту.

Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение.

Это самые эффективные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников.

Литература:

1.Н.М.Баринова – Детский сад и семья – Москва: УЦ « Перспектива»,2013.

2. Н. М. Сертакова – Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьёй – Волгоград: Учитель, 2014.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы взаимодействия ДОУ с семьёй.

Дошкольное детство - это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зави...

презентация на тему "Формы работы психолога с семьёй"

Презентация содержит графический материал по формам работы психолога с родителями, поробная информация об интересных формах работы: домашние визиты, тренинги с родителями....

Формы взаимодействия ДОУ с семьёй в условиях реализации ФГОС

Материал содержит описание вариантов заимодействия ДОУ и семьи...

Познавательно-образовательный проект: «Формы взаимодействия ДОУ с семьёй с целью формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»

Здоровые дети - это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею (средство) от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражн...

Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьёй в условиях внедрения ФГОС.

Один из важнейших этапов в жизни ребёнка – дошкольный возраст, период становления личности. Формируется ответственность и способность ребёнка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей нез...

Современные формы взаимодействия ДОУ с семьёй

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеМуниципального образования город Краснодар«Детский сад комбинированного вида №112»    Современные формы взаимодействия...

Современные формы взаимодействия ДОУ с семьёй

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеМуниципального образования город Краснодар«Детский сад комбинированного вида №112»    Современные формы взаимодействия...