Познавательно-образовательный проект: «Формы взаимодействия ДОУ с семьёй с целью формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»
проект (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Бутусова Мария Александровна

Здоровые дети - это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею (средство) от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражнений. А панацея эта, оказывается, рядом. Она кроется в здоровом образе жизни. С первой минуты рождения ребенка эта истина должна находиться в основе его воспитания - именно сейчас закладывается фундамент пирамиды здоровья, к вершине которой человек поднимается всю жизнь.

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья подрастающего поколения.

Дошкольное учреждение является первым звеном, обеспечивающим разностороннее развитие ребенка дошкольника от рождения и до 7 лет. На первое место сейчас выдвигаются задачи охраны жизни и укрепления здоровья детей; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_vzaimodeystviya_dou_s_semyoy_.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-образовательный проект:

 «Формы взаимодействия ДОУ с семьёй с целью формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»

          Здоровые дети - это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею (средство) от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражнений. А панацея эта, оказывается, рядом. Она кроется в здоровом образе жизни. С первой минуты рождения ребенка эта истина должна находиться в основе его воспитания - именно сейчас закладывается фундамент пирамиды здоровья, к вершине которой человек поднимается всю жизнь.

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья подрастающего поколения.

Дошкольное учреждение является первым звеном, обеспечивающим разностороннее развитие ребенка дошкольника от рождения и до 7 лет. На первое место сейчас выдвигаются задачи охраны жизни и укрепления здоровья детей; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.

   Содержание и характер деятельности по решению задач по формированию здорового образа жизни зависят и от ценностей всей семьи, эрудиции в вопросах здоровья, понимания родителями ответственности перед детьми за качество их здоровья. Ведь семья является моделью для своего ребёнка. Поэтому важным условием эффективной воспитательно-образовательной работы с детьми  по формированию представлений о ЗОЖ, формированию знаний о здоровье человека, мотивации на его сохранение,   является взаимодействие с семьями воспитанников. Ведь Федеральные государственные требования ориентируют нас на то, что  семья является  полноправным участником образовательного  процесса.

          Наше  дошкольное  учреждение определило  приоритетные задачи в работе с детьми  и родителями по формированию начальных представлений здоровом образе жизни , а именно: 

-создание условий для приобщения дошкольников к ЗОЖ  через  организацию предметной среды ,взаимодействие с семьями воспитанников, использование ресурсов социокультурной среды;

- поддержка семьи ,объединение усилий  дошкольного учреждения и семьи по приобщению  дошкольников к ЗОЖ.

-формирование системы знаний у детей о своем здоровье ,о ЗОЖ, мотивации на сохранение и укрепления здоровья, мотивации на приобщение  к здоровому образу жизни.

     Кроме этого нами были определенны пути решения задач-

 формированию представлений, а впоследствии и навыка детей  вести ЗОЖ способствует  предметно-развивающая среда в детском саду. Именно микро и макро среда, в которой живет и действует малыш, в значительной степени способствует его физическому и социокультурному развитию. В детском саду отдельно выделены и  функционируют дополнительные помещения:

- физкультурный зал;

- мини -тренажерный зал;

- «Комната природы» в которой отдельно выделены: живой уголок, экологическая комната(в ней проводится  с детьми  непосредственно образовательная деятельность по приобщению и формированию  представлений о ЗОЖ ).

- мини - музей краеведения, в котором для воспитанников и их родителей представлена экспозиция  «История спорта», где дети знакомятся с историей Российского спорта,  Олимпийских игр, спортивной символикой. Здесь же размещены дипломы и спортивные награды воспитанников, выпускников, и даже  сотрудников детского сада, материалы о  спортивных достижениях семей воспитанников. Экспозиция существует уже пять лет,  и постоянно пополняется. На наш взгляд ,эта форма работы педагогического коллектива имеет особое значение т.к. это способствует пропаганде основ ЗОЖ ,спорта как у  воспитанников детского сада ,так и у их родителей.

-медицинский блок ,(который состоит из : процедурный кабинет, изолятор, медицинский кабинет)

     Огромным ресурсом, который помогает  в решении поставленных задач   является тесное и разностороннее взаимодействие с социокультурной средой.

- работа с учреждениями здравоохранения:с  Детской городской поликлиникой №10,с Лечебно-физкультурным диспансером(специалисты проводят осмотр детей )

  -  взаимодействие с Детско- юношеским центром «Магнитная стрелка». Во главу угла ставим пропаганду здорового образа жизни и приобщение воспитанников к физкультуре и спорту. Семейные команды нашего дошкольного учреждения ежегодно вместе с нашими педагогами принимают участие в городских соревнованиях «Домашний очаг», «Мама, папа, я – спортивная семья», ежегодных туристических слетах .А  для  воспитанников старшего дошкольного возраста сотрудники центра организуют тематические игры- занятия по туризму и краеведению, где  дети учатся ставить палатки, пользоваться компасом, ориентироваться по карте.

- более десяти лет наше дошкольное учреждение сотрудничает  с МБОУ СОШ № 27 (заключен договор о взаимодействии и составляется план совместной работы на каждый учебный год), где организовано военно-патриотическое объединение «Стрельцы» это кадетский класс. За эти годы стали  традиционными мероприятия: «Посвящение в «КаДетки», «День защитника Отечества», «Мы будущие солдаты!»,  показательные выступления кадетов для наших воспитанников к государственным праздникам. Одной из задач сотрудничества является –пропаганда ЗОЖ.

- Важным содержанием работу с детьми наполняет    сотрудничество с «Центром патриотического воспитания «Отечество».  С помощью Центра организуем спортивно – патриотические праздники: «Спартакиада», «Мы юные пожарные»,  экскурсии воспитанников в воинскую и пожарную части г.Дзержинска, на площадь Героев.

     Работа детского сада  по  формированию и приобщению дошкольников к основам ЗОЖ , строится на основе тесного взаимодействия с семьями воспитанников и   ведется по следующим направлениям:  

 - Просветительская деятельность (представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей);

         - Практически-действенная деятельность (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, обеспечение  полноценного  эмоционального общения с детьми).Эта деятельность направлена на приобщение родителей к участию в мероприятиях организуемых педагогическим коллективом  ДОУ для детей, родителей , к мероприятиям организуемым  коллективами социума.

Важным условием эффективной воспитательно-образовательной работы с целью повышения уровня знаний родителей о ЗОЖ  и обучения методам и приемам формирования представлений детей о ЗОЖ  это вовлечение  их в досуговые и оздоровительные мероприятия  с детьми в детском  саду, изучение представлений родителей о ЗОЖ, консультирование родителей ,  наглядная агитация.

В данном  направлении  широко используются следующие формы работы с семьями воспитанников:

- Консультирование родителей (в групповых родительских уголках, на стенде «Со спортом мы дружны»);  

- «Дни открытых дверей» ( 2 раза в год с организацией открытых НОД с участием родителей);

- Участие в родительских собраниях;

-Участие в  спортивных праздниках, развлечениях;

- «Дни здоровья»(ежеквартально)

- Участие  родителей в туристических походах(в осенний, весенне-летний периоды)

- Ежегодные туристические слеты(организуемые детско-юношеским центром»Магнитная стрелка»)

- Регулярные выпуски фотогазеты «Вот как мы живем!» (на стенде)

- Печать фотогазеты «Наша спортивная жизнь»,с освещением спортивных мероприятий в ДОУ.

-Организация выставок, экспозиций в мини-музее краеведения детского сада.

-Привлечение родителей к участию в туристических походах и природоохранных и здоровьесберегающих  акциях

 С привлечением родителей создаются экспозиции в мини-музее (созданы экспозиции – «История спорта», «Наша спортивная гордость», «Спортивные семьи» и т.д.).  Организуются выставки  семейных  спортивных достижений, совместные праздники, походы, туристические слеты. Дети совместно с родителями и воспитателями участвуют в различных соревнованиях ,  туристических слетах, природоохранных  и здоровьесберегающих акциях,  конкурсах. Итогами мероприятий для родителей, организуемых с детьми,  стали регулярные выпуски фотожурнала «Наша спортивная жизнь»  и фотогазеты  «Вот как мы живем!» .           Результатами привлечения родителей к мероприятиям организуемых с детьми в ДОУ стало укрепление связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создается не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера.

Параллельно с этим внутри дошкольного учреждения ведется педагогическая работа с детьми по формированию системы знаний  о своем здоровье ,о ЗОЖ .Работа с детьми организуется в  следующих формах:

НОД по физической культуре,  утренняя гимнастика,  динамические паузы,

интегрированные НОД по физической культуре с другими образовательными областями  (Познание, Музыка, Художественное творчество), закаляющие мероприятия (по оздоровительной технологии Ю.Ф. Змановского «Здоровый дошкольник») ;,  гимнастика после дневного сна.

     Важной стороной работы с детьми  является мероприятия по оздоровлению воспитанников.  Ежегодно для этого организуются следующие мероприятия (по плану оздоровительно-профилактической работы):

- осуществление  системы закаливающих мероприятий с учетом состояния здоровья детей (по оздоровительной технологии Ю.Ф. Змановского «Здоровый дошкольник»);

- организация работы с ослабленными и часто болеющими детьми (под руководством старшей медицинской сестры);

- ежедневная гимнастика после сна;

- оздоровление фитонцидами ( в соответствии с планом);

- С – витаминизация третьих блюд;

- НОД по  физической культуре на воздухе (с детьми  старшего дошкольного возраста);

- спортивные секции и кружки: секция «Степ-аэробика»  – для детей старших, подготовительных к школе групп; кружок «Здоровишки»- для детей средних групп.

     С целью снижения заболеваемости воспитанников ежегодно проводятся следующие мероприятия:

(по плану оздоровительно-профилактических мероприятий):  

- организация режима;

- профилактическая работа с детьми;

- организация двигательного режима;

- работа по профилактике плоскостопия и нарушение осанки;

- оздоровление фитонцидами;

- закаливание с учетом состояния здоровья детей;

- фито - лечение ( которое организует старшая медицинская сестра– дети пьют фито отвары два раза в неделю). 

Таким образом ,подводя итоги  мы сделали следующие выводы ,что:

 Формирование основ  здорового образа  жизни у дошкольников - это не просто усвоение  определённых знаний,  а стиль жизни. Всё, чему мы учим наших детей, они должны применять в реальной жизни. Данная работа имеет больший успех, когда ведется в тесном сотрудничестве с семьей. Целенаправленная работа по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников, способствует позитивной динамике уровня освоения воспитанниками  образовательной программы , а так же способствует росту активной родительской позиции.

Наши воспитанники, семейные команды  и педагоги являются активными участниками муниципальных, городских  спортивных мероприятий и конкурсов, были неоднократными победителями и лауреатами  конкурсов. Все это становится  возможным только при  поддержки  идей педагогов родителями воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в первой младшей группе по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни «В здоровом теле, здоровый дух»

Дать  детям представления оздоровом образе жизни. Сформировать культурно-гигиенические навыки и привычки....

Конспект образовательной деятельности по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни "Поездка в город здоровья", для детей старшей группы

Цель: систематизировать знания детей о здоровом образе жизни Ссылка на видео образовательной деятельности  https://cloud.mail.ru/public/2Qz6/2jkLPKQdM...

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у младших дошкольников с ОВЗ

Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании использования непосредственно образовательной деятельности в формировании основ культуры здоровья у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ...

Педагогический проект по физическому развитию (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни) «Я здоровье берегу», средняя группа

Данный проект предназначен для детей среднего дошкольного возраста, их родителей. Основная идея проекта заключается в том, чтобы, создавая стимулирующую, соревновательную среду пос...

Консультация для родителей дошкольников. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Консультация для родителей дошкольников. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни«Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто».Сократ....

Консультация для родителей дошкольников. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Консультация для родителей дошкольников. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни«Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто».Сократ.В настоящее время возрастае...