Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у младших дошкольников с ОВЗ
статья (младшая группа)

Игнатьева Александра Алексеевна

Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании использования непосредственно образовательной деятельности в формировании основ культуры здоровья у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у младших дошкольников  с ОВЗ

Наша эпоха – эпоха ярких подвигов и их будут совершать люди, живущие радостной жизнью, правильно относящихся к своему здоровью. Здоровье каждого человека заложено от рождения природой и оно является необходимым условием реализации всего того что изначально заложено в человеке и его возможности это наше будущее.

 Не зря в современном мире очень много говорят о том, что здоровье – это главное нации, и если о нём говорят как о богатстве, то его нужно беречь и сохранить. Недаром народная мудрость гласит, что «Здоровье это вершина, которую должен каждый покорить сам», ведь у нас нация будет тогда процветающая и здоровая, когда государство будет прикладывать все свои силы для воспитания и развития здоровых детей, будущего поколения, а всем известно, что дети – это цветы жизни и мы должны эти цветы взрастить и направить их по правильному пути жизни.

Здоровый образ жизни – это категория общего понятия «образ жизни включающая в себя благоприятные  условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющие сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни». Здоровый образ жизни мы не можем представить без физического воспитания и физического развития, всё это взаимосвязано между собой.

Физическое развитие – процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания.

Физическое воспитание – процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры.

Чтобы рассмотреть проблему здоровья, её следует рассматривать в широком социальном аспекте. М. Монтель (1553-1592) говорил: «Здоровье – это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной» [24, с. 101].

Как правило, здоровье будущего человека закладывается в раннем дошкольном возрасте. Значение ранних периодов детства трудно переоценить. Отечественной системой дошкольного образования накоплен ценный опыт гигиенического воспитания, однако ухудшение здоровья дошкольников и современные социальные условия диктуют новые подходы к формированию здорового образа жизни в современном мире.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создаёт фундамент будущего.

По мнению ведущих специалистов (Л.И. Божович, А.А. Венгер, Л.С. Выготский и др.) именно старший дошкольный возраст является оптимальным для осознанного формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни через доступные и интересные им виды деятельности [10, с. 55].

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и организма в целом, закладываются основные черты личности, формируется характер маленького человечка. В настоящее время на фоне экологического и социологического неблагополучия отмечается ухудшение здоровья. Большинство выпускников дошкольных учреждений приходят в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения психофизического и социального здоровья и это не потому что с детьми не ведётся работа в дошкольном образовательном учреждении, а потому, что не все родители заинтересованы в здоровом образе жизни и полагаются только лишь на педагогов, отодвигая на дальний план воспитание и развитие детей, уверяя себя в том, что работы с ребёнком в дошкольном образовательном учреждении достаточно.

Эксперты Всемирной Организации Здравоохранения в 80-х гг. ХХ в. определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных 4 группы факторов, воздействующих на формирование здорового образа жизни:

•        наследственные факторы на 20 %;

•        условие внешней среды на 20 %;

•        деятельность здравоохранения на 10 %;

•        от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт и идёт с ним по жизни 50%, [6,с. 74]. Если на 50 % здоровья родители не могут повлиять, то другие 50% должны помочь своим детям научиться сохранять и приумножать своё здоровье. Проблема приобщения к здоровому образу жизни приобретают в настоящее время всё больше значение. Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. На сегодняшний день это одна из серьёзных и приоритетных задач ДОУ сохранить и укрепить здоровье.

Эта задача регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а так же Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политике по улучшению положения детей в РФ» [36].

Перечисленные документы и меры, принимаемые органами управления образованием, помогают достичь определённых результатов стабилизации, а в дошкольных учреждениях качественного улучшения детского здоровья. У детей низкий уровень знания о ценности своего здоровья и мы как педагоги должны научить детей самим заботиться о своём здоровье. В вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти не только медики и педагоги, но и психологи, специалисты и родители. Основной задачей должно стать воспитание здорового образа жизни у детей, потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье и ценить счастье здоровья.

Считается, что большое влияние на уровень здорового образа жизни детей оказывает окружающая среда, семья и образ жизни. Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий и каждая минута, проведённая в дошкольном учреждении должна способствовать решению задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

•        привитие стойкости культурно-гигиенических навыков;

•        обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

•        формирование элементарных представлений об окружающей среде;

•        формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;

•        развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;

•        формирование представления о том, что полезно и что вредно для организма;

•        выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения;

•        обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и на дорогах;

•        вести систематическую работу по ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях [39, с.46].

Н.Т. Лебедева отмечает, что в современном научном понимании здоровье включает в себя следующий комплекс признаков:

1.        соответствующий возрасту уровень жизнеобеспеченности систем (нервной, сердечнососудистой, дыхательной, костно-мышечный и др.) оценивается по возрастным нормам;

2.        уровень и гармоничность физического развития (рост, масса тела, окружность груди, жизненная емкость груди, сила кисти) оценивается по стандартам физического развития;

3.        быстрое приспособление (адаптация) организма к новым условиям (занятиям, отдыху и т.д.) характеризуется отсутствием напряжения, замкнутости, подавленности в поведении детей;

4.        высока умственная и физическая работоспособность – ребёнок без напряжения занимается, восстанавливает работоспособность после ночного сна, т.е. соответствует количественным и качественным стандартам;

5.        отсутствие болезней в течении года, либо кратковременная болезнь (5-7 дней) с полным выздоровлением [22, с.6]

У младших дошкольников формируют представления о том, что:

•        красивым и здоровым телом делают физические упражнения и отдых, полезная пища, свежий воздух и чистота;

•        значение рационального питания для здоровья человека;

•        о пользе закаливания для здоровья [8, с. 365]

Привычки здорового образа жизни должны входить в повседневную жизнедеятельность каждого человека. Ежедневно, не изменяя своим привычкам, и ведя здоровый образ жизни, дети формируют своё отношение к оздоровлению, укреплению организма, развитию двигательных качеств, подвижности суставов, гибкости тела, умению сочетать движения различных частей тела и формированию правильной осанки. И можем выделить главные аспекты здорового образа жизни дошкольника:

•        укрепляющий здоровье  жизненный режим;

•        физическая культура и занятия спортом;

•        рациональное питание;

•        гармоничные отношения между людьми;

•        личная гигиена и ответственное гигиеническое поведение;

•        профилактика простудных заболеваний, закаливаний.

Педагоги и родители должны научить детей: внимательно относиться к своему здоровью, правильно одеваться, положительно относиться к профилактическим осмотрам, прививкам; замечать и самостоятельно ликвидировать беспорядок в своём внешнем виде; без напоминания взрослого перед едой быстро и чисто мыть  руки и лицо; самостоятельно мыть своё тело (намыливать и смывать водой); перед сном самостоятельно мыть ноги; готовить постель ко сну и убирать ее после сна; после еды полоскать рот (или чистить зубы) и мыть свой стаканчик; причёсываться; обслуживать себя в быту, использовать по назначению предметы гигиены, быть опрятным; ощущать своё самочувствие и при малейшем недомогании и дискомфорте обратиться к взрослому; совместно с взрослыми выбирать полезные продукты и помогать готовить из них блюда [41, с. 365].

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные компоненты: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание, благоприятная психологическая обстановка в семье. Также в здоровый образ жизни включается и утренняя гимнастика, так как именно с занятия гимнастикой мы начинаем свой день. Рассмотрим данные компоненты.

Плодотворный труд является важным элементом здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.

Рациональный режим труда и отдыха – необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда. Особое значение необходимо уделять сну – наиболее важному виду отдыха. Недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.

Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей. Постоянное и длительное курение является причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких, а также приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазмы мелких сосудов делают характерной внешность курильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевременное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (теряется звонкость, снижается тембр, появляется хриплость).

Оптимальный двигательный режим – является важнейшим условие здорового образа жизни. Основу составляют регулярные занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей людей, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. Физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания. К основным физическим качествам относят силу, быстроту, ловкость, гибкость, выносливость. Развитие и совершенствование каждого из этих качеств способствует укреплению здоровья.

Важный элемент здорового образа жизни – личная гигиена. Он включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.

Важно соблюдать следующий распорядок дня:

•        вставать ежедневно в одно и то же время;

•        заниматься регулярно утренней гимнастикой;

•        есть в установленные часы;

•        чередовать умственный труд с физическими упражнениями;

•        соблюдать правила личной гигиены;

•        следить за чистотой тела, одежды, обуви;

•        работать и спать в хорошо проветриваемом помещении;

•        ложиться спать в одно и то же время.

Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо развивать выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни – это обеспечит организму выработку сильного иммунитета. Существуют различные способы закаливания – от воздушных ванн до обливания холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений. Ещё с давних времен известно, что ходьба босиком является замечательным закаливающим средством. Высшей формой закаливания считается зимнее плавание. Чтобы достичь такого высокого уровня, человек должен пройти все ступени закаливания.

Закаливание – мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

Одевать детей нужно по погоде на данное время дня; осенью и зимой одежда должна быть достаточно теплой, но не слишком тяжелой, позволяющей двигаться без затруднений; летом лучше носить одежду из хлопчатобумажных или льняных тканей.

Методы воздушного закаливания просты и удобны. Уже само пребывание ребенка на открытом воздухе имеет общеукрепляющее и оздоровительное значение.

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья. Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Только в этом случае удается достичь сбалансированного соотношения пищевых веществ и незаменимых факторов питания, обеспечить не только высокий уровень переваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни [23, c. 70].

В дошкольном возрасте в связи с усилением энергетического обмена потребность в пищевых веществах увеличивается; это, в свою очередь обусловливает необходимость увеличения количества таких продуктов, как мясо, рыба и крупы, и постепенного снижения потребления молока. Изменяется и кулинарная обработка продуктов: приготовление блюд для старших дошкольников и младших школьников приближается к «взрослой» кулинарии. Но лишь приближается, а не совпадает.

И последним главным компонентом здорового образа жизни является утренняя гимнастика. Зарядка нацелена на пробуждение организма после сна, способствует бодрому настроению. Для того чтобы быть весь день в отличной форме, нужно утром уделять хотя бы несколько минут гимнастике. Это не займет много времени, а прилив сил и бодрости можно ощутить сразу.  В результате систематического выполнения комплекса упражнений создаётся своеобразный фонд двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых в жизненной практике. Воздействуя на мышцы, в процессе утренней гимнастики, создаются благоприятные условия для питания клеток и тканей организма. Большую роль общеразвивающие упражнения оказывают в формировании осанки: укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы. Утренняя гимнастика помогает сохранить и укрепить здоровье человека.

Таким образом, под здоровым образом жизни понимается система поведения ребёнка в процессе его жизнедеятельности, которая основана на личном опыте, традициях и принятых нормах поведения. Здоровый образ жизни – это индивидуальная система привычек и поведения человека в процессе его жизнедеятельности, когда обеспечивает ребёнку отличное здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственной образовательной деятельности по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни по теме:"Спортом занимайся, правильно питайся и с болезнями не знайся!" для детей 2 младшей группы

Дети в игровой форме знакомятся с заболевшей белочкой, уточняют, почему она кашляет и чихает. Белый медведь рассказывает белочке о пользе правильного питания и занятий  спортом....

Рабочая программа "Физическое развитие. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни" для детей 1 младшей группы

В рабочей программе представлены содержание программы, подробный тематический план на один год....

Интегрированное занятие в первой младшей группе по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни «В здоровом теле, здоровый дух»

Дать  детям представления оздоровом образе жизни. Сформировать культурно-гигиенические навыки и привычки....

Конспект НОД по «Формированию начальных представлений о здоровом образе жизни» во второй младшей группе. «Путешествие в царство Мойдодыра»

1.Организационный момент – приветствие гостей;2. Введение в тему (создание проблемной ситуации) рассказывание сказки  про зубную щётку и зубную пасту3. Игровая ситуация составление  алг...

Картотека бесед и игр по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни в первой младшей группе

Беседы помогут сформировать представление о здоровье, выделить правила навыков культурно-гигиенического поведения....

Проект по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни. в младшей группе

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей ...

Проект по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни. Во второй младшей «Ж» группе.

Здоровый образ жизни - это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость...