Рабочая программа "Физическое развитие. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни" для детей 1 младшей группы
рабочая программа (младшая группа) на тему

Иванова Ольга Викторовна

В рабочей программе представлены содержание программы, подробный тематический план на один год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_1_ml.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД № 15 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

                                                   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ»

на 1 год

ДЛЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ  МЛАДШЕЙ  ГРУППЫ

Рабочая программа составлена на основе:

  • методического пособия Ивановой А.И. Естетственно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М: ТЦ Сфера, 2005;
  • методического пособия Кулик Г.А, Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека.- М: ТЦ Сфера, 2008
  • Методического пособия Н.В. Полтавцевой, М.Ю. Стожаровой, Р.С. Красновой «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни».  – М.: Т.Ц. «Сфера», 2013
  • Методического пособия И.М. Новиковой «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников». – М.: «Мозайка – синтез», 2010
  • Методического пособия В.А. Деркунской «Образовательная область Здоровье». – М.: издательство»Детство-пресс», 2012

Составитель: воспитатель первой квалификационной категории

                        Иванова Ольга Викторовна

г. Озеры Московской области

2014г.

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     

Актуальность

              Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

 Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников. В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С.Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд) и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.). Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.

Здоровье – это одна из главных ценностей жизни. Основы развития здорового образа жизни закладываются в детском возрасте, когда ребенок приобретает многие привычки, в том числе и навыки выполнения жизненно необходимых движений, существенно влияющих на работу органов и систем организма.

Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неуспеваемости, плохого настроения. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.

Основные цели и задачи:

  • Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

Рабочая программа разработана для детей 1-2 лет на 1 год, ориентирована на использование учебно-методического комплекса: составлена на основе:

  • методического пособия Ивановой А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М: ТЦ Сфера, 2005;
  • методического пособия  Кулик Г.А, Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека.- М: ТЦ Сфера, 2008
  • Методического пособия Н.В. Полтавцевой, М.Ю. Стожаровой, Р.С. Красновой «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни».  – М.: Т.Ц. «Сфера», 2013
  • Методического пособия И.М. Новиковой «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников». – М.: «Мозайка – синтез», 2010
  • Методического пособия В.А. Деркунской «Образовательная область Здоровье». – М.: издательство»Детство-пресс», 2012

Реализация образовательной области в разных формах работы

Формы образовательной деятельности

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность при проведении режим-ных моментов

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие

с семьями детей

Формы организации детей

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные Подгрупповые

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

  • НОД;
  • дидактические игры;
  • чтение и обсуждение познавательных книг;
  • специальные рассказы воспитателя об интересных фактах и событиях;
  • наблюдения;
  • познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование;
  • создание коллекций;
  • выставки;
  • рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок;
  • «Дни здоровья»;
  • развлечения, игры с элементами психогимнастики;
  • другие здоровьесберегаю-щие мероприятия;
  • беседы о пользе здорового образа жизни;
  • просмотр и обсуждение познавательных книг о здоровом образе жизни;
  • дни, декады, месячники безопасности;
  • «Минутки осторожности»;
  • создание педагогических ситуаций;
  • игровая деятельность как средство формирования межличностных отношений;
  • игры, песни, пляски народов мира;
  • беседы социально-нравственного содержания.
  • поощрение самостоя-тельных суждений;
  • организация двигательного режима;
  • комплекс здоровье-сберегающих мероприятий;
  • ситуативные беседы;
  • ситуативные разговоры;

формирова-ние навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов.

  • дидакти-ческие игры;
  • рассмат-ривание предметных и сюжетных картинок;
  • деятель-ность в уголке природы;
  •  самостоя-тельная деятель-ность с использова-ниием оборудова-ния  физкультур-ного уголка;
  • двигатель-ная активность на прогулке;
  •  деятель-ность в уголке ОБЖ;
  • соблюдение правил безопасного поведения;
  • все виды самосто-ятельной деятель-ности, предпола-гающие общение со сверстни-ками.

  • день открытых дверей;
  • родительские собрания;
  • групповые и индивидуаль-ные консульта-ции;
  • беседы;
  • лекции;
  • семинары-практикумы;
  • информацион-ные стенды;
  • памятки;
  • анкетирование, опросы;
  • совместные мероприятия;
  • создание предметно-развивающей среды;
  • расширение кругозора, умственное развитие  дома;
  • здоровье-сберегающие мероприятия в домашних условиях;
  • обучение и соблюдение правил безопасности дома;
  • приобщение дома к общепринятым нормам и правилам взаимоотноше-ний между людьми.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека:

  • глаза — смотреть, уши — слышать, нос — нюхать, язык — пробовать (определять) на вкус, руки — хватать, держать, трогать; ноги — стоять, прыгать, бегать, ходить; голова — думать, запоминать.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел

Период

Тема

Содержание

Источник

Безопасность на  дорогах

15.09-19.09

Дидактическая игра «Кукла Ляля умывается»

Учить (закреплять умение) самостоятельно мыть руки, последовательно выполняя все действия.

Л.Н.Павлова с.212

Осень

22.09-19.09

Беседа на тему «Верные друзья».

Учить правилам личной гигиены, побуждать детей к самостоятельному их выполнению.

Кулик с.6

29.09-03.10

Игр. упр. «Найди полотенце по картинке»

Учить (закреплять умение) находить личное полотенце по картинке. Учить насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

06.10-10.10

Беседа «Что должен был сделать мальчик, когда на него напала собака?»

Научить детей быть осторожными с бездомными животными.

Я – в мире человек

13.10-17.10

Беседа: «Вот я какой».

Познакомить со строением тела. Помочь ребенку осознать свою половую принадлежность. Учить заботится о чистоте тела.

Кулик с.7

20.10-24.10

Беседа: «Части тела, эмоции».

Обучать ориентироваться в схеме собственного тела. Учить различать понятия «Девочка-мальчик», узнавать, к какому полу относится сам ребёнок.

Хомякова. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста стр 31

27.10-31.10 каникулы

Беседа «Для чего нужен язык?».

Дать детям первичные знания о языке.

А.И.Иванова стр91

Мой дом

03.11-07.11

Дидактическая игра «Кукла Катя готовится к сну».

Учить в определенном порядке снимать одежду и аккуратно складывать снятую одежду.

10.11-14.11

Беседа: «Посуда». Дидактическая игра «Кукла Оля обедает».

Учить детей правильно держать  столовые приборы на примере куклы, и обращать внимание из какой посуды обедает кукла

Стр8 под ред. М.А.Васильевой

17.11-21.11

Дидактическая игра «Мытье кукольной посуды».

Рассказать о необходимости соблюдения чистоты столовых приборов.

Стр217 Л.Н.Павлова

24.11-28.11

Беседа: «Водичка – водичка».

Учить правильно называть предметы туалета. Закреплять уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки

Первые шаги стр324

Зима

01.12-05.12

Дидактическая игра «Оденем тепло куклу».

Уточнить представления о зиме, ее признаках; учить отмечать погодные условия, различать сезонную одежду (зимнюю), способствовать запоминанию последовательности одевания на прогулку; развивать внимание

М.А.Васильева стр96

08.12-12.12

Дидактическая игра «Купание куклы».

Формировать представление культурно-гигиенических навыках,  предметах, необходимых для водных процедур. Активизировать участие детей в купании куклы.

Л.Н.Павлова стр216

15.12-19.12

Держим ложку правильно

Формирование умения во время еды правильно держать ложку.

Новый год

22.12-31.12 каникулы

Беседа: «Чистый носик»

Формирование умения навыка пользования индивидуальным носовым платком по мере необходимости.

12.01-16.01

Дидактическая игра «Одевание куклы на прогулку»

Закрепление материала НОД «Одежда».

Уточнить представление об одежде, о значении вещей; способствовать запоминанию последовательности одевания на прогулку.

Стр90 под ред. М.А. Васильевой

Игрушки

19.01-23.01

Беседа на тему: «Полезные и вредные продукты».

Знакомить детей с понятием «продукты». Рассказать о вредных продуктах, которые не следует применять в пищу (чипсы, сухарики и пр.) и о пользе правильных продуктов (молоко, кефир, фрукты, овощи и др.)

Власенко Стр246

26.01-30.01

Беседа «Познакомимся с нашими зубами».

Дать представление о значении зубов для человека

А.И. Иванова стр84

02.02-06.02

Дидактическая игра «Укладываем куклу Катю спать».

Закрепление последовательности раздевания и одевания.

09.02-13.02

Дидактическая игра «Зачем человеку руки».

Познакомить детей со значение рук.

А.И.Иванова стр147

Транспорт

16.02-2-.02

Дидактическая игра «Почему у нас два глаза?».

Познакомить со значением органа зрения

А.И.Иванова стр117

23.02-27.02

Дидактическая игра «Купание куклы Кати».

Закрепление последовательности действий при умывании.

Мамин день

02.03-06.03 каникулы

Беседа: «Предметы личной гигиены»

Формирование умения с помощью взрослого приводить себя в порядок: навыка пользоваться индивидуальными предметами расческой.

Животные и птицы

09.03-13.03

Беседа «Сон».

Рассказать о значении сна для человека.

А.И. Иванова стр139

16.03-20.03

Рассматривание плаката «Тело человека».

Закрепление название его частей и органов.

Весна

23.03-27.03

Игровое упражнение: «Напоим куклу чаем».

Учить вытирать рот салфеткой после приема пищи.

А.И.Иванова стр102

30.03-03.04

Закрепление материала НОД «Экскурсия в мед кабинет».

Рассказать детям о труде медсестры и о различном оборудовании (весы, ростомер, лекарства, шприцы)

Здоровье

06.04-10.04

Закрепление материала НОД «Врач»

Рассказ о работе доктора. Формировать у детей положительного отношения к докторам. Рассказать о важности этой профессии. Закрепить и расширить представления детей о работе врача, его действиях и инструментах, которыми он пользуется

Л.Н.Павлова стр219

Пожарная безопасность

13.04-17.04

Беседа «Как правильно ухаживать за зубами?»

Рассказать о навыках поддержания чистоты ротовой полости.

А.И. Иванова стр 88

Растения

20.04-24.04

Закрепление материала НОД «Части тела по стихотворению «Девочка чумазая».

Учить ориентироваться в схеме собственного тела, показывать с помощью взрослого правую, левую руки, ноги.

Хомякова. Комплексные развивающие занятия стр34

27.04-30.04

Игра «Что лучше: руки или ноги?».

Выявить сходство и различие в строении и значении рук и ног человека

А.И.Иванова стр61

Лето

04.05-08.05

Беседа на тему «Знакомство с ухом».

Познакомить детей со значение органа слуха.

А.И.Иванова стр113

11.05-15.05

Беседа: «Как привести себя в порядок»

Закрепление умения с помощью взрослого приводить себя в порядок; навыка пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  ВОСПИТАННИКОВ:

  • выполнение самостоятельно или при небольшой помощи взрослого доступных возрасту гигиенических процедур, владение доступных возрасту навыками самообслуживания.
  • Знание первичных представлений о себе как о человеке, об основных частях тела, их функций.
  • Умение (при небольшой помощи взрослого) пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
  • Проявление навыков опрятности (замечание непорядка в одежде, устранение его при небольшой помощи взрослого).

СПОСОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (первичная – в сентябре,  итоговая – в мае). Основные показатели развития детей определяются содержанием Образовательной программы образовательной организации, разработанной на основе  ФГОС ДО.

ШКАЛА БАЛЛОВ

5 баллов

Выполняет задание самостоятельно, без ошибок

4 балла

Выполняет задание с небольшой помощью взрослого, с небольшими недочётами

3 балла

Ребёнок «слышит» инструкцию взрослого, но затрудняется выполнить задание в соответствии с ней. Для достижения результата необходимо уточнение, разъяснение инструкции

 

2 балла

Ребёнок, в основном, не принимает инструкцию взрослого к действию, разъяснение, уточнение инструкции не приносит желаемого результата

 

1 балл

Ребёнок не справляется с заданием

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ, КРИТЕРИИ – прилагается.

                                                                      ЛИТЕРАТУРА

  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014;
  • Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Первая младшая группа/авт.-сост. О.П.Власенко [и др.]. – Волгоград:Учитель, 2012.
  •  Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.
  •  Бочкарева О.И. Система работы по формированию здорового образа жизни.
  •  Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. Программа для ДОУ.
  • Методического пособия Н.В. Полтавцевой, М.Ю. Стожаровой, Р.С. Красновой «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни».  – М.: Т.Ц. «Сфера», 2013
  • Методического пособия И.М. Новиковой «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников». – М.: «Мозайка – синтез», 2010
  • Методического пособия В.А. Деркунской «Образовательная область Здоровье». – М.: издательство»Детство-пресс», 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг образовательного процесса по образовательному модулю «Физическое развитие» «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни"

В документе подобран дидактический материал по формированию ЗОЖ по программе "От рожднения до школы" Вераксы для детей средней, старшей. подготовительной к школе группе....

Рабочая программа модуля «Физическое развитие» «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста»

Рабочая программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников составлена с учетом требований ФГОС ДО для работы с детьми средней, старшей, подготовительной к школе групп....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по физическому развитию формирование начальных представлений о здоровом образе жизни по теме: «Волшебная книга о правильном питании» в старшей группе компенсирующей направленности

Формирование представлений детей о зависимости здоровья человека от правильного питания; сформировать у детей представление о полезных продуктах, в которых содержаться витамины; закрепить основные пон...

Проект по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни. в младшей группе

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей ...

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у младших дошкольников с ОВЗ

Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании использования непосредственно образовательной деятельности в формировании основ культуры здоровья у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ...

Педагогический проект по физическому развитию (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни) «Я здоровье берегу», средняя группа

Данный проект предназначен для детей среднего дошкольного возраста, их родителей. Основная идея проекта заключается в том, чтобы, создавая стимулирующую, соревновательную среду пос...