«Создание организационно- методических условий и проведение воспитательно – образовательного процесса в соответствии с ФГТ в ДОУ» по образовательной области «Коммуникация»
материал по теме

небольшой доклад об организации условий в соответствии с ФГТ по образовательной области "Коммуникация".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_organizatsionno.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Создание организационно- методических условий и проведение воспитательно – образовательного процесса в соответствии с ФГТ в ДОУ» по  образовательной области «Коммуникация»

          Мир, в который приходит ребёнок, разнообразен и богат. Звучащая речь входит в жизнь ребёнка с первых часов его жизни. Мама начинает разговаривать, общаться с малышом ещё до его появления на свет, и это небезразлично для будущего психического благополучия малыша. Но в  дошкольном возрасте  происходит интенсивное умственное развитие ребёнка: он овладевает речью, знакомиться с богатством звукового, лексического и грамматического строя языка.

Коммуникация дошкольников - это общение детей друг с другом, с воспитателем, сообщением им информации. Причём, это общение всегда происходит в процессе какой-либо познавательно-игровой деятельности. А речь - это средство общения.

Воспитатель учит культуре общения, звуковой культуре речи, основам связной речи, формирует словарь дошкольников, знакомит с грамматическим строем языка, его лексикой, диалогической и монологической речью, в старших группах особое место занимают совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи, в подготовительной к школе группе осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты.

Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Задачи коммуникативного общения дошкольников - это умение элементарно осознавать факты слышимой речи, словесно формулировать мысль. Также ребёнка нужно научить отвечать на вопросы взрослого, самому их задавать, устанавливать с окружающими эмоционально положительные контакты, высказывать своё мнение, вести спор, беседу. Важным условием успешного формирования культуры речевого общения и поведения дошкольников является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы, которая проявляется в том, умеет ли ребёнок сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль или радость; находить общий язык и общаться с окружающими; реализовывать свои планы. Поэтому общение с ребёнком должно быть организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой — сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения.

Для обучения детей общению необходимо: уточнить ситуацию общения, создать потребность и мотивацию у каждого ребёнка вступить в это общение, а также включить детей во взаимодействие друг с другом, т.е. создавать благоприятные условия игровой, практической и познавательной    деятельности.

Образовательная  область   «Коммуникация»:   задачи,   принципы,    средства,   методы обучения и воспитания, формы работы.

Достижение целей поставленных в образовательной области «Коммуникация» можно осуществить через решение следующих задач:

-развитие активной речи детей в различных видах деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи;

-развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи - диалогической и монологической) в различных формах и видах детской деятельности;

 -развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

 -развитие интеллекта и личных качеств.

Принципы образовательной области «Коммуникация»:

  1. развитие речи как целостного процесса; коммуникативно-деятельный подход;
  2.  учёт возрастных особенностей детей (доступность, индивидуальность);
  3. мотивация речевой деятельности; развитие языкового чутья;
  4. общая активность ребёнка в процессе речевого общения;
  5. принцип стимулирования воспитанников;
  6. взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития детей;
  7. принцип опоры на интересы ребёнка;
  8. принцип наглядности, системности и прогрессивности.

Средства образовательной области «Коммуникация»: 

  1. общение взрослых и детей в деятельности;
  2. культура языка семьи и детского сада;
  3. обучение речи  и языку в непосредственно  организованной  образовательной      деятельности, художественная литература, искусство.

  Можно  выделить    следующие методы  обучения,  которые можно использовать

в образовательной области «Коммуникация»:

- Словесные методы. Средством данного метода является слово педагога или печатное слово (книга): речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание, оценка детской речи, вопрос, беседа, дидактический материал.

-Наглядные методы. Средством метода являются - наглядные пособия - показ иллюстративного материала (плакаты, опорные конспекты, таблицы, карты, схемы, зарисовки), методы демонстрации (использование приборов, просмотр фильмов), положение органов артикуляции.

 - Практические методы. Средством методов выступают упражнения: устные, письменные, графические, творческие.

- Игровые методы: словесные, наглядные и практические.

В образовательной деятельности используются различные формы воспитательной работы: беседы, лекции, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами и т.д. В самостоятельной деятельности детей можно использовать следующие формы работы: рассматривание альбомов, картинок, настольные игры, игры-имитации. Формы работы при взаимодействии с родителями - это консультации, коммуникативные тренинги, участие в работе семейных и родительских клубов. Образовательная область «Коммуникация» предполагает использование вспомогательных форм организации педагогического процесса - это посещение кружков, студий, выполнение домашних самостоятельных работ детьми и т.д.

Очень важно для коммуникативного развития ребёнка необходимо создать в группе развивающую речевую среду. Необходимо включить в окружение детей картинки, иллюстрации, открытки (животные, транспорт, растения, достопримечательности родных мест), любимые книги, разные приборы для исследовательской деятельности. Т.е. всё то, что может развивать у ребёнка любознательность. Общаясь со своими воспитанниками,  создавать непринуждённую обстановку, располагающую к общению. Надо  выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, которые более точно отражают особенность предмета, помогать детям доброжелательно общаться друг с другом.

Весь образовательный процесс  строится  по следующим направлениям.

Это звуковая культура речи. Она включает в себя:

1 .Закрепление правильного произношения гласных и согласных звуков.

2.Развитие артикуляционного аппарата.

 3.Развитие фонематического слуха.

4.Совершенствование отчетливого произношения слов и словосочетаний.

 Образовательная область «Коммуникация» взаимодействует со всеми остальными образовательными областями. Ни одна образовательная область не может существовать без словесного взаимодействия педагога и воспитанников. В любой области педагогического процесса, чтобы чему-нибудь научиться и что-то узнать, необходимо общаться детям и педагогу.

Можно сделать вывод, что педагогический процесс должен быть построен так, чтобы дошкольникам было комфортно, уютно, созданы благоприятные условия для взаимодействия педагога и воспитанников. Одна из задач дошкольного образования и воспитания - это развитие интеллекта. А показателем уровня интеллекта является развитие речи- это  умение обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы!

Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребёнка - дошкольника.

         Задача педагогов дошкольного образования делать всё возможное и невозможное, чтобы повышать уровень коммуникативных способностей дошкольников, используя для этого различные методы и средства обучения и воспитания как в непосредственно организованной образовательной области, так и в других видах деятельности (режимные моменты, самостоятельная деятельность).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по планированию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ

Методические рекомендации по планированию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с   ФГТ...

Методические  рекомендации   по организации воспитательно-образовательного процесса   в подготовительной группе дошкольного учреждения  в соответствии   с федеральными государственными требованиями

Методические  рекомендации   по организации воспитательно-образовательного процесса   в подготовительной группе дошкольного учреждения  в соответствии   с федеральными государ...

Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в ДУ в условиях ФГТ

В материале даётся информация о специфике режмных моментов у детей дошкольного возраста....

ПРОЕКТ «Создание организационно-управленческих условий для повышения качества образовательно-воспитательной работы по патриотическому воспитанию посредством изменения и обогащения пространственно-предметной среды дошкольного учреждения»

Проект «Создание организационно-управленческих условий для повышения качества образовательно-воспитательной работы по патриотическому воспитанию посредством изменения и обогащения пространственн...

Создание условий для индивидуализации воспитательно-образовательного процесса с детьми, испытывающими трудности эмоционально-поведенческого характера

Индивидуализация - социально культурный процесс накопления личностью особенного, уникального опыта, рост ее масштаба, творческого потенциала, универсальности, самостоятельности свободы и ответств...