Главные вкладки

    Значение загадки в развитии детей.
    статья (старшая группа) по теме

    Татьяна Алексеевна Морозова

     

    Загадки -это особый, веселый, интересный мир. Загадки - один из древнейших жанров устного народного творчества. Что явилось толчком для появления на свет первых загадок? Что такое загадка? Тематика и содержание загадок. Воспитательные и образовательные возможности загадки. Под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zagadki_3.docx19.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Значение загадки в воспитании детей.

    Т. А. Морозова

    МБДОУ «Детский сад № 81» город Энгельс

    Загадки – это особый, веселый, интересный и загадочный мир. Само слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление. Разве это не интересно – отгадывать, до всего додумываться самому, какой бы сложной не была загадка? Загадка – это веселый мир. И в самом деле, при всей сложности загадок, отгадывание – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа. Не случайно без них не обходится ни один детский праздник.

    Несомненно, что загадки – один из древнейших жанров устного народного творчества, и начало его лежит в далекой старине. Конечно, они появились не раньше самого предмета, который зашифрован в загадке. Но интересно, что большинство возникших давным-давно загадок воспринимаются нами как вполне современные. Например, загадка о репе : «Кругла, а не месяц; желта, а не масло; с хвостом, а не мышь» - одинаково воспринималась и в глубокой старине, и сейчас.  

    Что же явилось толчком для появления на свет первых загадок? В глубокой древности люди использовали загадку как один из приемов иносказательного, тайного языка. Им пользовались наши предки в военных, дипломатических, торговых делах, а также в повседневной хозяйственной жизни, чтобы скрыть свои мысли, намерения, чтобы уберечь от «нечистой силы» свое жилище, свою семью, свой скот, орудия труда. Загадка была не только «тайным» языком. С ее помощью испытывали мудрость и остроумие, смекалку и находчивость, образованность человека. Поэтому загадки включали в различные обряды: посвящения юношей в воины, отбор претендентов на роль руководителей, свадебный обряд.

    С течением времени, с успехами просвещения, с ростом культуры «тайный» язык постепенно теряет свое значение, и загадка начинает использоваться для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности человека. Она становится дидактическим средством – средством обучения детей, помогающим усваивать знания, добытые многими поколениями .  

    Что же такое загадка? Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

    Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.

    С развитием общества существенно меняются тематика и содержание загадок. Устаревают и отживают загадки, отражающие быт прошлой эпохи: «Летом обута, зимой разута» (соха).

    Современная жизнь богаче, разнообразнее, поэтому круг тем, отражаемых в загадках, в настоящее время значительно расширился. В них рассказывается о достижениях культуры, техническом прогрессе: «Пыль увижу - заворчу, заворчу и проглочу» (пылесос). «Музыкант, певец, рассказчик, а всего кружок да ящик» (магнитофон), С. Маршак. «Крыльев нет, но эта птица полетит и прилунится» (ракета).

    Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его со своей стороны. Например, в одной загадке про зайца говорится о внешнем виде животного – цвете шкурки, коротком хвосте, о том, что он легко прыгает: «Серый зверек через кочки скок! Легкие ножки и хвоста немножко»; в другой  -  о характере его движения: «По полю скачет – ушки прячет, встанет столбом – ушки торчком»; в третьей – о защитной способности менять окраску: «Зимой беленький, летом серенький».    

    В чем секрет, оригинальность загадок, почему они не потеряли своей актуальности до сих пор? Загадка – это жанр народного творчества, в котором нашли свое отражение быт и нравы русского народа, окружавшая его природа. Не будет преувеличением сказать, что загадки – это, наверное, самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов. Они занимают важное место в русском фольклоре.

    Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, вводят ребенка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение. Загадка приобщает детей к народному складу мышления и поэтому служит эффективным средством патриотического воспитания.

    Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Она «доставляет уму ребенка полезное упражнение» (К. Д. Ушинский). Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс и результат этого своеобразного умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

    Загадки, полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это дает возможность использовать загадки для развития наблюдательности детей, закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. «Почему дети так любят загадки?..  Загадки в концентрированной, почти символической форме отражают детский опыт познаний действительности. Для ребенка мир полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм. Само присутствие ребенка в мире – тайна, в которую ему еще предстоит проникнуть, загадка, которую еще надо отгадать с помощью вопросов, прямых и наводящих»  (Д. Родари).  

    Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Предметность, конкретность загадки, направленность ее на детали жизни делают загадку отличным приемом дидактического (развивающего) воздействия на детский ум. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что откуда? что из чего делается? что чему служит? Она ставит пред ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.

    Так, в загадках о предметах домашнего обихода, об орудиях труда указывается на характерное во внешнем виде предмета: «Два кольца, два конца, посередине гвоздь, и тот насквозь» (ножницы); на то из чего сделан предмет: «Поля стеклянные, межи деревянные» (оконная рама); на назначение предмета: «Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать, когда работу начинать» (часы). Некоторые загадки показывают предмет в действии: «Кланяется, кланяется, придет домой – растянется» (топор).

    Многое детям могут рассказать загадки о животных. Об их величине: «Юркий маленький зверек по деревьям скок да скок» (белка); о частях тела: «С бородой, а не старик; с рогами, а не бык; с пухом, а не птица» (козел); о форме глаз, длине ног, ушей, хвоста: «Хвост крючком, нос пятачком» (свинья), «Косоглазый, маленький, в белой шубке, в валенках» (заяц); об окраске животного «Желтый клубок за белым скок» (лиса, заяц).

    Некоторые загадки обращают внимание на повадки животных: «Зимой спит, летом ульи ворошит» (медведь); на приносимую людям пользу: «Н е говорит, не поет, а кто к хозяину идет – она знать дает» (собака);на то. Чем лакомится животное «Мохнатенькая, усатенькая, по кладовкам рыщет, сметанку ищет» (кошка).  

    Загадки о явлениях природы раскрывают привычные связи и зависимости, заставляют думать о них: «Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет» (дождь, земля, трава); показывают мир в постоянном движении и изменении: «Приказало солнце: стой, семицветный мост крутой! Тучка скрыла солнца свет – рухнул мост, и щепок нет» (радуга). Во многих загадках отмечается закономерная последовательность природных явлений в связи со сменой времен года, дня и ночи: «Весной вырастают, осенью опадают» (листья); «На землю упало пуховое одеяло. Лето пришло – одеяло все сошло» (снег).

    Загадки познавательного содержания, обостряя наблюдательность детей, повышают их интерес к окружающей действительности, формируют реалистическое представление о природе.

    Отражая живописные пейзажи Родины, полные красок, звуков, запахов, загадки способствуют воспитанию эстетических чувств ребенка.

     Красочно рисуя окружающий мир, загадки помогают ребенку по-иному взглянуть на самую обыкновенную травинку, цветок, бабочку, потому что загадка дает «картинное описание предмета» (К. Д. Ушинский). «Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички» - такими изображены в загадке полевые ромашки.

    Так загадки развивают у детей поэтическое восприятие родного края. Они привлекают сочными красками, радуют яркими образами, удивляют неожиданными сравнениями.

    Загадка, как ни одно другое произведение малого жанра, дает наглядный пример того, как емко, красочно, по-разному можно сказать об одном и том же предмете. Это в первую очередь относится к тем предметам, которые близки опыту людей. Так же образно рассказывается в загадке о различных явлениях природы. Например, снег – это и «одеяло мягкое, белое», и «скатерть», и «простыня»; снежинки – это и «пушинки», и «звездочки», и даже «белые мухи»; солнце – «костер», «красное яблочко», а радуга – то «крашеное коромысло», то «семицветный мост крутой», то «ворота – всему миру красота».

    В загадках отразился живой, веселый, бойкий нрав русского народа, умеющего воспринимать жизнь радостно, весело, оптимистически. Поэтому загадки полны юмора, шуток.

     Значительна роль загадок в развитии у детей поэтического слуха, наряду с песенками и потешками загадки для ребенка – это первые образцы народной поэзии, они развивают чуткость к рифме, обогащают слух ребенка разнообразными ритмами и мелодиями, подготавливают детей к более полному восприятию и пониманию поэтической основы произведений литературы.

    Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов. Например, помимо основного значения глагола идти (передвигаться), ребенок осознает и другие: действует механизм (идут часы), льет дождь (идет дождь).

    Таким образом, под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только языковую подготовку ребенка, но естественно и успешно развивает его мыслительные способности, расширяет представления о материальном и духовном мире.  

    Используемая литература: Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание. -1983. -№7


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    консультация для воспитателей "Физкультурные уголки и их значение в физическом развитии детей"

    «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».Жан Жак РуссоЗначение двигательн...

    Консультация для воспитателей "Значение физкультурных уголков в группе и их значение в физическом развитии детей"

    Консультация инструктора по физкультуре для педагогов с маленьким опытом работы......

    «Роль загадки в развитии детей дошкольного возраста»

    Одним из средств всестороннего развития ребёнка, можно назвать обыкновенные загадки. Загадка всегда заключает в себе вопрос, требующий мыслительной деятельности....

    Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.

    Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ре...

    Загадки в развитии детей дошкольного возраста . Виды загадок.

    Загадки в развитии детей дошкольного возраста . Виды загадок.В ходе многолетней работы с детьми я пришла к выводу, что воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. С ...

    Загадки в развитии детей.

    Загадки в развитии  детей.Перед современными педагогами ставится  главная задача - воспитание творческой личности, а творчество,  не приходит просто так,  творчеству надо учиться. ...

    Значение игрушек для развития детей. Какие игрушки нужны детям

    В материале рассказывается о роли игрушек в жизни ребенка-дошкольника, о том, как отличить полезные игрушки от вредных, а также о том какие игрушки необходимы для полноценного развития детей....