Опыт работы ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию
методическая разработка по теме

Вазиева Галия Абдулхаковна

Опыт работы ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_mbdou_32_za_13-14god.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы МБДОУ «Детский сад №32»

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило коллектив нашего детского сада к проведению углубленной краеведческой работы. Одним, из приоритетных направлений в нашем дошкольном учреждении, является работа по патриотическому воспитанию детей, путем воспитания любви к малой Родине - родному городу и его национальным традициям, культурным ценностям средствами изо, музыки, слова.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении "Родина" пишет:

"Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал"

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

На наш взгляд очень важна работа с детьми по ознакомлению с родным городом в том плане, что она несет познавательную, художественно-эстетическую,духовно-нравственную, природоохранную функции. Ребенку-дошкольнику можно рассказать много интересного о его "маленькой" Родине (об историческом и современном городе, о живописных местах, о памятниках природы, архитектуры и

людях, живущих рядом).

Учитывая, что гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев воспитательной работы перед нашим коллективом встала проблема создания такой воспитательной системы, которая бы обеспечила движение от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину.

    Мы назвали свою воспитательную систему «Подсолнушки». Так как, именно подсолнух во многих странах - цветок солнца. Он получил свое название из-за того, что соцветия всегда поворачиваются навстречу солнцу. К тому же он и внешне похож на маленькое солнышко: огромный круглый цветок с множеством ярко-желтых лепестков-лучей. Дети дошкольного возраста подобны солнечным цветам, а взрослые – солнцу.  Дети  поворачиваются за взрослым, куда бы он его не повел. А мы хотим повести ребенка дорогой, по которой  он получит знание истории своего народа, родной культуры и это  поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов.  

 Цель нашей работы заключается в воспитании гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами. Только создавая условия для воспитания такой личности, мы сможем вырастить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

 Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Организация воспитательного пространства через создание необходимых кадровых, научно-методических, материально-технических условий.

2. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.

3. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения истории и культуры своего народа, государственной символики России.

Решить эти задачи, в полном объеме возможно сотрудничая с социальными партнерами. ДОУ необходимо стать «открытой системой», создать условия для  расширения кругозора дошкольников за счет снятия территориальной ограниченности дошкольного образовательного учреждения (посещение детских библиотек, экскурсии в музей, на выставки художников и т.д.)

  Опыт   работы  нашего ДОУ  с учреждениями социума показал, что активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным. Используя позитивный опыт взаимодействия с социальными институтами, все участники получили хороший стимул к сотрудничеству, появилось желание украшать и улучшать мир вокруг себя, осталось удовлетворение от совместной работы и общения.

 Примером сотрудничества является работа с детской библиотекой «Ровесник», татаро-башкирской библиотекой, районной библиотекой. Нами составлен договор о творческом сотрудничестве, план работы - это и знакомство с библиотекой, музеем татарского быта, чтение  книг татарских писателей на русском языке, поздравление участников клуба «Сиюмбике» с праздниками. Дети приходят с концертами на День матери, на День Победы. Бабушки всегда встречают радостно маленьких артистов. Но на этом не прекращается общение с библиотекарями - они гости наших праздников: Сабантуй, дни рождения татарских народных поэтов (Г.Тукая, М.Джалиля). Детям очень интересен рассказ библиотекарей о ценности книг, о жизни этих писателей, их детстве. Сами дети с большим желанием учат детские стихи этих поэтов. Ведь не секрет, что сейчас дети-школьники почти не читают книг. Основное их внимание занимает компьютер. Поэтому такое тесное сотрудничество с библиотекарями повышает интерес ребенка к книге, умению читать, расширяет кругозор ребенка. В содружестве с татаро-башкирской библиотекой были проведены знакомство со старинными атрибутами быта татарских народов. Дети увидели и смогли сами погладить  белье без утюга, наглядно увидели национальную татарскую одежду, предметы быта. А в праздник Ураза -байрам отведали национальное кушанье- «чаг-чаг». Разучили татарские народные игры и игру «Юрта» показали сотрудникам библиотеки. Совместное творчество получилось при знакомстве с татарскими песнями. Песню «Доброе утро»- «Хаерли иртя» дети исполняли вместе с Галиной Алексеевной. Запев Галина Алексеевна пела на татарском языке, а припев и один куплет дети пели на русском языке. Воспитателя Богаченко Л.Б. и ее дочь Настю, Вазиеву Г.А. пригласили на праздничное заседание клуба «Сиюмбикэ», посвященное Дню Победы, при татаро-башкирской библиотеке. Маленький концерт наших юных артистов был интересен, но особенно им понравилось песня«Доченька моя» в исполнении Ларисы Борыевны и ее дочери Насти.

Еще хочется сказать о сотрудничестве и со школой искусств, и с городским домом культуры. Мы ходим на экскурсии, знакомимся с миром прекрасного - теми картинами, которые создали взрослые   и маленькие художники. Наши дети знакомы с автором герба нашего города. Николай Сергеевич Левшич постоянный гость в нашем детском саду. Дети внимательно слушают рассказы о его семье, о создании герба. Пробуют вместе с художником создавать новое творение, и им это нравится.

В результате накоплен материал по воспитанию любви к родному городу :

-  перспективные планы по старшей и подготовительной rpуппам;

- обобщен и изучен опыт работы воспитателя Безгодковой Е.А. по теме «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности»;

- выпускается газета для родителей «От улыбки станет мир светлей»;

- разработаны планы содружества с районной, городской библиотекой «Ровесник» и татаро-башкирской библиотеками, с выставочным залом, краеведческим музеем, городским домом культуры, детским центром.

 Так, на базе районной библиотеки был проведен  семинар «Поэты и писатели Южного Урала».

Наш родной город Троицк богат своими традициями, обладает уникальной художественной культурой, здесь живут замечательные творческие люди, которые посвящают свои произведения родному краю. Прекрасно пишут картины о родном крае наши местные художники. Узнаваемы и в то же время неповторимы пейзажи у Н.С. Левшич, В.С. Градусова, М. Брунеткина. Много знакомых лиц можно найти на полотнах Г.М.Левшич.

Коллектив МБДОУ «Детский сад N232», работая по региональной проrpамме «Наш дом - Южный Урал», совместно с сотрудниками выставочного зала, разработали проект« Ребенок в мире искусства». В рамках этого проекта в выставочном зале с детьми Г.В.Брунеткина провела мастер- класс «Рисуем по мокрому», коллективную аппликацию «Осень золотая» в стиле Чигире Э. Чигире Э - это японское искусство коллажа или обрывной аппликации. Дети ближе познакомились с художником Н.С.Левшичем в теме «Как работает художник». Они наглядно увидели  работy художника с настоящими красками, настоящим мольбертом и даже сами смогли наложить краски на полотно. Детям очень нравится заниматься в выставочном зале. Они с нетерпением ждут встречи с художниками, ведь это так здорово знать людей, кто является автором герба нашего города, создает прекрасные картины.

Произведение подлинного искусства - всегда чудо, даже когда все в нем кажется простым и ясным. Чудо потому, что и самое простое, и самое сложное в искусстве всегда поражает: как, по каким законам могли родиться в уме и сердце художника, а затем воплотиться в красках эти чудесные образы? Открытие мира художника позволяют сделать удивительные встречи с творческими людьми. Воспитатели детского сада встретились с художником А.Карапетяном. Он провел мастер-класс, во время которого воспитатели познакомились с новой техникой рисования - пастелью, узнали историю изготовления этого интересного материала, что явилось для них открытием.

 

Надолго запомнилось детям занятие в районной библиотеке, посвященное Дню Победы «Животные в строю». Не только дети, но и воспитатели впервые узнали о том, что, и голуби, и собаки, даже мыши помогали русским солдатам победить немецких захватчиков. Потом еще долго вспоминали дети об этих мышах.

В содружестве с детской школой искусств №1 1 были проведены родительские собрания, на которых  выступила наша бывшая выпускница Алина Мухаметханова-участница областного конкурса юных исполнителей под руководством преподавателя Каримовой А.Ш.Кроме того, Алина выступила перед детьми с конкурсной программой. Алина -виолончелистка и дети с интересом  познакомились с новым музыкальным инструментом.

 

 В группах организованы «мини- музей татарского быта» и мини музей «Русская изба», где собраны национальные предметы быта. Дети организовывали экскурсии, были сами экскурсоводами, рассказывали об этих предметах.

Кроме того, в группах дети самостоятельно проводили сюжетно-ролевую игру «библиотека», так как они хорошо знакомы с работой библиотекаря. А в наше время компьютеров- это редкость поход родителей с детьми в библиотеку. Отношение к книгам у детей стало бережное, потому что они узнали сколько людей трудится над изготовлением книги.

 

 Родители наших воспитанников - помощники воспитателей в общем деле- деле воспитания. И если нет контакта между воспитателем и родителем, то и результат будет плох. А чтобы узнать, как же живут дети в детском саду, мы провели дни открытых дверей. Красочное стихотворение приглашение, составленное нашими воспитателями, приглашало прийти в гости к детям в любое удобное для родителей  время. Но видно, этого было мало, так как родителей было немного. Тогда мы решили еще раз пригласить их в гости. Теперь к встрече гостей подошли серьезнее. Стали обговаривать с детьми . как встретить мам и пап. Привели в порядок свои группы: украсили собственными рисунками и поделками. Теперь все было по-другому. Даже машинки, куклы и карандаши были готовы к встрече Родителей было гораздо больше, чем в первый раз.

 В работе с родителями нам помогает анкетирование, из которого мы узнаем потребности родителей, их мнение о работе детского сада, об отношении родителей к вопросам патриотического воспитания. Сделав соответствующие выводы, мы стали использовать разнообразные методы и приемы. Так, родительские собрания стали более интереснее. Воспитатели предлагали родителям решать кроссворды на педагогические темы, как наглядность использовали открытые занятия, привлекали родителей посетить выставочный зал, участвовать в календарных праздниках. Приятно слышать как с гордостью ребенок сообщает, что это его бабушка была на празднике «Капустница» сказительницей.

Родители благодарят воспитателей за то, что они расширяют кругозор ребенка, посещают выставочный зал, ходят с экскурсиями в храмы города, в библиотеки; за то, что прививают любовь к родному городу с детства.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения в современных условиях является открытым и все формы работы с социумом содействуют формированию социальных навыков у детей, способствуют укреплению их здоровья и благополучия, приучают к здоровому образу жизни, развивают социальные и культурные навыки и, повышается качество образования детей дошкольного возраста. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание средствами декоративно - прикладного искусства".

Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу - патриотическое воспитание у детей. У детей формируется чувство гордости за Отечество, дружбы между народами и национальностями, насел...

Опыт работы по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Опыт работы по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"...

ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЗАДАЧИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ:развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и тв...

Опыт работы по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».

Опыт работы по нравственн- патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста....

опыт работы по теме "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

В данной работе раскрыта тема нравственно патриотического воспитания дошкольников, представлена модель работы по дпнной теме....

Опыт работы на тему: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

Опыт работы на тему: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников....