ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИТУАЛЬНО-ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ СЛАВЯН В СОВРЕМЕННОМ ДОСУГЕ
статья на тему

Карпенко Светлана Геннадьевна

Технология праздника представляет собой пространство «погружения» ребенка и педагога в сферу культурных ценностей и смыслов целостного мировидения русского народа.

С праздничными днями народного календаря связаны созданные народной педагогикой «сценарии» для детей, народные приметы, прогнозы состояния окружающей при­роды, На этих праздниках дети учатся обращаться к на­родным приметам, предвидеть погодные изменения. В дет­ской картине мира формируется представление о том, что сегодняшний день определяет будущее; в жизни каждый день имеет значение; исходной точкой завтрашней жизни является сегодня.

Роль праздника неоспорима в том смысле, что он сни­мает напряжение, гармонизирует эмоционально-психиче­ское состояние человека и общества, возвращает подлин­ное соответствие с природой и социальной средой, прими­ряет с буднями, с их однообразием и монотонностью, восстанавливает мир с ограниченным местом и временем. Именно в детстве ребёнок, знакомясь со сказками и играми своего народа, приобщается к его культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_razm_na_svoem_sayte.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ритуально-праздничной культуры славян в современном досуге

Технология праздника представляет собой пространство «погружения» ребенка и педагога в сферу культурных ценностей и смыслов целостного мировидения русского народа.

Традиционно праздник в дошкольном образовательном учреждении готовится к «красному» дню календаря, когда дети исполняют стихи, песни, танцы, взрослые готовят с ними спектакль. Самой главной задачей выступает разучивание с детьми отдельных фрагментов праздничного сценария, их репетиция и показ родителям. Однако истоки праздничного действа связаны с противопоставлением праздника обычным дням - будням. Именно праздник выступал той культурной формой взаимодействия людей друг с другом, когда осуществлялась передача потомкам культурных традиций, возникало ощущение полного слияния с природой. М. Забылин отмечает, что большая часть народных праздников возникла во времена ещё самого глубокого язычества. Изобразительная сторона торжества связана с народными песнями, танцами, играми, нарядами и т.п.

С праздничными днями народного календаря связаны созданные народной педагогикой «сценарии» для детей, народные приметы, прогнозы состояния окружающей природы, На этих праздниках дети учатся обращаться к народным приметам, предвидеть погодные изменения. В детской картине мира формируется представление о том, что сегодняшний день определяет будущее; в жизни каждый день имеет значение; исходной точкой завтрашней жизни является сегодня.

Роль праздника неоспорима в том смысле, что он снимает напряжение, гармонизирует эмоционально-психическое состояние человека и общества, возвращает подлинное соответствие с природой и социальной средой, примиряет с буднями, с их однообразием и монотонностью, восстанавливает мир с ограниченным местом и временем. Именно в детстве ребёнок, знакомясь со сказками и играми своего народа, приобщается к его культуре.

Цели праздника в предлагаемой развивающей технологии классифицируются на ритуальные (сохранение обрядов и традиций народа) и психофизиологические (создание атмосферы радости в сообществе).

Ритуальные цели праздника реализуются благодаря его сообщности, в котором на равных правах участвуют педагоги, родители и дети разных возрастных групп. В празднике проигрываются элементы ритуалов, социального порядка. Давая детям возможность прикоснуться к тайне своих истоков, праздник демонстрирует состояние мира, в котором Природа, Люди, Предметы находят гармоничное равновесие.

Психофизиологическое воздействие ритуала на организм ребёнка играет очень большую роль в функционировании праздника. Эмоциональное напряжение накапливается в процессе повседневной жизни, пронизанной сложной системой социальных запретов и ограничений, что присуще современной системе дошкольного воспитания. Праздник тесно связан с основными чувственными проявлениями человека, позволяет ему периодически разрядить нервное напряжение, что является одной из причин стойкости праздничных традиций у всех народов мира. Именно праздник представляет актуализацию целостной картины мира в сознании детей в творческих действиях. движениях, словах, цвете, звуке.

Сегодня же массовая практика дошкольных учреждений показывает примеры формального отношения педагогов к проведению развлечений. Дети не принимают участия в составлении праздничного сценария, а выступают послушными исполнителями того действия, которое предлагается им музыкальным руководителем и воспитателями. Так теряется стихия совместного действия.

 При подготовке праздника все участники могут приобрести опыт разрешения спорных, конфликтных ситуаций на различных этапах проведения праздника - от написания последовательности представляемых действий до договора об исполнении различных ролей. Даже самые незначительные действия несут в себе глубинные ценностные установки во взаимоотношениях людей в обществе.

Так, в обнимании друг друга в начале праздника символизировано прощение и объединение всех в едином устремлении к радостному событию в жизни. В процессе подготовки и проведения праздников на основе народного календаря осуществляется непосредственная связь ребёнка с окружающей жизнью, с духовным наследием народа.

Готовить праздник необходимо в совместном творчестве с детьми. Именно подготовка праздника способствует развитию познавательной активности детей, так как они учатся осмысливать вопросы о сущности предстоящего праздника, о логике его проведения, о тех играх, танцах, песнях, стихотворениях, которые могут быть исполнены. Общение педагога и детей организуется таким образом, чтобы ребёнок самостоятельно стремился ответить на эти вопросы, учился находить наилучшее решение в спорных ситуациях разногласия с другими детьми и т.п. Так он становится исследователем, философом, творцом.

Развитие праздничного действия позволяет поддерживать эмоционально положительное состояние детей разного возраста, принимающих участие в общем торжестве. В праздничном действии истина возникает не путем простого подражания действительности, а в процессе сгущения, уплотнения, модификации реальной предметности, особой организации пространственной и временной композиции сценария.

Особенность познавательной стороны художественного образа заключается в том, что в процессе его восприятия происходит прямое усмотрение истины, не опирающееся на доказательство. Смыслом образования для ребенка становится реализация своего предназначения, возможность стать индивидуальным, уникальным субъектом жизни.

Во время праздников устраиваются разнообразные игры и увеселения. В народных поверьях праздники являются святыми, светлыми, чистыми, благими днями. Для обозначения праздников используются цвета (белые, красные дни. Зелёные святки и т.п.), а также символы, связанные с растениями (Вербная неделя. Яблочный Спас, Ореховый Спас, Травяная пятница и т.п.).

Праздником при определённой организации может выступить прослушивание народной музыки, песен, просмотр видеозаписи народных танцев, хороводов, что становится основой собственных действий.

Значимым такое совместное прослушивание (или просмотр фильма) становится в том случае, если к нему вместе готовятся и взрослые, и дети: затемняют групповое помещение, готовят магнитофон, костюмы, декорации для последующей драматизации, пробуя угадать, что может понадобиться на основе названия произведения.

Мерцание и наслаивание эмоциональных реакций, которые вызывает чувственное воздействие произведения, сознательно «закладываются» его автором. По этой причине литературные образы всегда пробуждают стихию лирической памяти, непосредственного сиюминутного переживания, вспыхивающего мгновенно, еще на дологическом восприятии искусства.

В празднике встречи с произведением искусства ребёнок получает возможность обрести устойчивость в этом мире. Он учится осознавать скрытые причины, сопоставлять разные типы человеческих отношений и в итоге углублять в себе меру понимания окружающего. Следовательно, для него в определённой мере важны идеальные художественные образцы и модели поведения, сообразно которым он мог бы строить свою жизнь.

В процессе праздника эмоционально, положительное состояние детей отражается в танцах, так как мифопоэтическое мировидение, присущее дошкольникам, выражается не только в повествованиях, но и в действиях.

Завершение праздничного действия является доминирующим моментом праздника, в котором в свёрнутом виде представлен смысл происшедшего - в играх, рисунках, танцах, музыкальных композициях и т.п.

Таким образом, праздничное действие позволяет детям пережить вечно новое ощущение пути, вечное движение. Познание различных способов коммуникации на празднике позволяют принятие на себя роли и использование масок. Божества древности, вытесненные из повседневности, допускаются праздником в виде персонажей или масок, которые можно выбирать и в образе которых можно быть. Праздник выступает проводником в иной мир телесных и внутренних состояний, ведёт к преображению, помогает «тому-что-есть» в ребенке стать «тем-чем-хотелось-бы-быть». Так в празднике возникает духовное проникновение, а затем и осознание, понимание Всеединства мира Природы, Людей, Культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная культура в жизни современного дошкольника.

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа.Данный материал поможет педагогам  провести консультацию для родителей по данной теме....

Роль физической культуры в системе современного образования

Роль физической культуры в системе современного образования...

выступление Культура игровой деятельности современных дошкольников: проблемы и особенности организации

Игра - самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения ребёнка, тормозит развитие обще...

Повышение психолого-педагогической культуры родителей – миссия современного педагога.

Повышение психолого-педагогической культуры родителей – миссия современного педагога.         Педагогическая культура родителей – один из самых дейс...

Культура игровой деятельности современных дошкольников: проблемы и особенности организации.

В последнее десятилетие особенно остро встаёт проблема подмены игровой деятельности целенаправленным обучением. В статье рассмотрены возможные причины утраты традиций организации игровой деятель...