Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям Дома ребенка.
статья на тему

Торсукова Наталья Александровна

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям Дома ребенка.

Детство – период, когда закладывается фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным. Но в стране ежегодно выявляются около 100 тыс.детей, нуждающихся в опеке взрослых, которые могли бы заменить  их семью. Дети – сироты или дети, лишенные родительского попечительства, попадают в дома ребенка или школы – интернаты.

Все дети, живущие в доме ребенка, вынуждены адаптироваться к большому числу сверстников..В домах ребенка и школах – интернатах нередки онанизм, гомосексуализм и другие сексуальные отклонения. Это в числе прочих причин – деформирования компенсация недостающей любви, недостаточных положительных эмоций, нормального человеческого общения. Особая психологическая проблема – отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы побыть один, передохнуть от взрослых и других детей. Отсутствие условий для внутреннего сосредоточения стандартизирует определенный социальный тип личности. У детей, живущих в сложившихся условиях  воспитания в интернате на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствуют бережливость и ответственность. Формальное дисциплинированное детей – сирот и детей, лишенных родительского попечительства, таит в себе опасность еще одной волны отчуждения во взаимоотношениях со взрослым.Эти дети нуждаются в особом гуманистическом отношении и профессиональном сопровождении. Ребенку нужен друг, способный к пониманию, - тот человек, который поможет правильно ориентироваться в жизни. Попечительская, психологически обоснованная помощь, сопровождение должны состоять и в умении создать у этих детей правильную позицию по отношению к людям, в умении снять позицию потребительства, негативизма, отчуждения не только к известным взрослым  и детям, но и к людям вообще.Нравственное  развитие воспитанников, хотя и является наиважнейшей составляющей позитивного развития личности,  во многом зависят и является следствием нарушений общего интеллектуального и эмоционально – волевого развития личности. Таким образом, существуют значительные проблемы развития личности большинства воспитанников дома ребенка во всех возрастных группах. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально – волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению «силы личности». Адаптация – процесс и результат усвоения усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. В результате адаптации человек усваивает стереотипы поведения, нормы ценностные ориентации среды, в которой живее..Взаимодействуя со средой, он не только усваивает общественный опыт, но и преобразует его в собственные ценности и жизненные ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения нормы и стереотипы поведения, которые приняты в данном обществе. Усваивая общественный опыт, человек становится личностью, и приобретает, необходимые для жизни психические качества, знания, умения и навыки, в том числе и способность по человечески общаться с людьми. Адаптация, как и социализация – это многогранный процесс познания индивидом, созданной людьми культуры и цивилизации, приобретение им опыта социальной жизни, превращение его из природного в общественное существо, из индивида в личность.Проанализировав ряд психолого – педагогических работ, можно сказать, что основной целью воспитательной системы дома ребенка, должна стать деятельность, направленная на прерывание порочного круга, когда не готовые к взрослой жизни подростки (семья, карьера, профессиональная и личностная самореализация) через несколько лет повторяют печальную судьбу в своих детях, тем самым, воспроизводя ситуацию социального сиротства. Основной идеей такой работы должны стать позитивная трансформация негативно – заряженных сценариев жизни и выработка подростком нового видения себя и своей жизненной перспективы через освоение навыков социальной компетентности и создание собственного жизненного плана. Таким образом, результатом успешной адаптации, по нашему мнению, можно считать следующие показатели:

- Достижение ребенком такого уровня социальной компетентности, при котором он мог бы самостоятельно планировать семейную жизнь, профессиональную карьеру, адекватную его интересам, возможностям, потребностям рынка труда, достигать намеченных планов.

- Способность справляться с возникающими на его жизненном пути трудностями или в случае необходимости знать, где и от кого получить помощь, умение вовремя за ней обратиться.

- Наличие четких представлений о самом себе, своих возможностях и ограничениях, познание и принятие себя во всем многообразие ситуаций и личностных проявлений, стремление к «Себе лучшему».

Достижение в развитие уровня рефлексивного осмысления своих поступков, возможностей и ограничений, т.е. способность включать и использовать рефлексию в качестве основного механизма социализации.

 Освоение следующих видов социального опыта:

- ценностный (нравственные интересы, идеалы, убеждения);

- операционный (общетрудовые умения, навыки саморегуляции, развитие памяти, мышления, воображения, реалистичность жизненных планов);

- привычной активизации (оперативная адаптивность к стабильным и нестабильным условиям, социальная устойчивость к негативным воздействиям, адекватный уровень достижений);

- сотрудничества (коммуникативные знания и умения, личностные притязания, умения разрешать конфликты, работать в команде, находить личностный смысл в каждом деле);

- рефлексии (способность осознать свое состояние, нарабатывать такие качества как эмпатия, толерантность, ассертивность, знать о себе, своих возможностях, уметь совершать выбор, быть ответственным.Адаптация ребенка в ряде работ рассматривается, как тройственный процесс адаптации, развитие личности и отказа от наивных детских представлений. Она связана с такими понятиями, как « воспитание» и «обучение» и осуществляется через ряд условий или факторов. Такими факторами являются: целенаправленное воспитание, обучение (в узком смысле) – это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребенку) и формирование у него определенных, социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности.Таким образом, представляется целесообразным использование как специальных методов обучения детей – сирот навыкам социальной компетентности, так и создание для них ситуаций близких к семейному воспитанию и взаимодействию, а  также включение их в разнообразную творческую и социально – значимую деятельность. Соблюдение данных условий, на наш взгляд, будет способствовать организации как стихийного, так и целенаправленного процесса адаптации ребенка в пространстве расширенного социума. Для минимизации проблем адаптации ребенка – сироты и прерывания деструктивных процессов в развитии необходимы также реабилитационные и коррекционные программы, восстанавливающие и одновременно формирующие его социальную и личностную идентичность.

 

Подготовила статью

Воспитатель Дома ребенка: Торсукова Н.А.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Ни для кого не секрет, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и де...

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Данная статья раскрывает работу социального педагога ГБОУ НПО ПЛТиД по адаптации детей и детей, оставшихся без попечения родитителей, выпускников сиротских учреждений старше 15 лет г. Санкт-Петербурга...

Консультация "Проблемы в адаптации к самостоятельной жизни выпускников образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

В статье расмотренны проблемы социализации детей - сирот, с которыми они могут сталкнуться после околнчания образовательного учреждения....

Презентация "Специфика адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям "Дома ребенка"

Специфика адаптации детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям "Дома ребенка"Все дети, живущие в доме ребенка, вынуждены адаптироваться к большому числу сверст...

Выпускники детского дома: проблемы, поиски решений, результат. (из опыта работы) Калинина Наталья Ильинична – воспитатель высшей квалификационной категории КГБОУ для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей Алтайского детского дома им. В.

работа направлена на развитие взаимосвязи личности ребенка с социальной средой, развитию способности воспитанников к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, формированию познавательной и социаль...

Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями)

В соответствии со статьей 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:1. Утвердить прилагаемое Положение о деятельности организаций для детей-сирот и д...

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольного возраста

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольного возраста...