Главные вкладки

    Особенности воображения как психического процесса у детей
    статья по теме

    Попова Валерия Александровна

    .

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Особенности воображения как психического процесса у детей.

    Воображение является важнейшим компонентом любой формы творческой деятельности. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно  и нестандартно  решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед обществом встает  важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

    Проблема развития воображения детей  актуальна тем,что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом.Все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.  Воображение  выступает не только предпосылкой эффективного усвоения нового материала, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность  обучения и воспитания.

    Воображение в психологии рассматривается  как одна из форм  отражательной деятельности сознания.Поскольку  все познавательные процессы имеют отражательный характер, необходимо определить качественное своеобразие и специфику, свйственную воображению.  С помощью воображения человек всегда стремится выйти за рамки имеющегося опыта и данного момента времени. Это позволяет находить не один, а множество вариантов решения любой ситуации

    Одним из важных моментов в исследованиях,посвященных воображению, является выяснение роли данного процесса в познании. Будучи тесно связано как  с чувственным, так и с  опосредованным познанием воображение практически вплетается во все  познавательные процессы, выступая в качестве интегративной функции.  Вопрос о соотношении воображения и мышления является стержневым во всей психологии воображения. А.В. Петровский  и  М.Б. Беркинблит считают, что если лишить мышление воображения. оно становится  творчески бесплодным и не способным к новым конструкциям. В тоже время, если иолировать воображение от мышления, то само воображение становится  бесцельным и бессильным. С точки зрения  Л.С. Выготского, воображение и мышление теснейшим  образом переплетаются так, что их бывает трудно разганичить; и тот , и другой процессы участвуют в любом  творческом акте. Творчество всегда подчинено созданию чего-то  нового, неизвестного и в  этом смысле прямо противоположно тому, что уже познано.  В определенном смысле воображение ыступает в качестве поискового средства: оно отражает результат познания, ориентируясь на который можно "достроить"  промежуточные ступени с помощью мышления. Образно говоря, в ряде случаев воображение создает как бы "зону ближайшего развития" мышления. Вот  почему воображение следует рассматривать в теснейшей связи с мышлением. Воспитание воображения - это и есть мышление плюс воображение, иначе говоря, это  единственный интеллектуально- волевой процесс.

    Обогащение чувственного опыта, расширение объема памяти ребенка неоходимо для создания достаточно прочных основ его творческой деятельности.Чем больше ребенок слышал, видел, пережил, тем больше он знает и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при прочих равных возможностях будет деятельность его воображения.

    Существенное значение в развитии и функционировании воображения имеет речь. Она освобождает ребенка от власти непосредственных впечатлений, позволяет выйти за их пределы. Ребенок может выражать словами и то, чтоне совпадает с точными сочетаниями реальных предметов или соответствующих представлений. Это даетему возможность свободно обращаться  сфере предметных отношений и придавать им личностный смысл и обобщенный характер. Благодаря развитию речи, а в связи с этим и развитию понятийного мышления, воображение детей претерпевает существенное изменение, оно освобождается от чисто конкретных, образных компонентов и приобретает ряд элементов абстрактного мышления.

    Таким образом воображение сочетает в себе признаки чувственного и логического познания, оно вплетается во все познавательные процессы, выступая как интегративная функция.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности психических процессов у детей дошкольного возраста с дизартрией

    У детей дошкольного возраста с дизартрией имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые сл...

    Развитие познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

    Психокоррекционный   комплекс   состоит  из   2 этапов:  установочный  блок  и  коррекционно-развивающий  блок.Цель установочного блока – снятие тревожност...

    Практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии (с задержкой психического развития ) (коррекционно-развивающие игры на развитие психических процессов у детей)

    Цель практикума: Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра являет...

    Воображение как психический процесс

    Ознакомление с передовым педагогическим опытом и методическими рекомендациями по развитию воображения у дошкольников.Изучение состояния проблемы развития воображения у детей дошкольного возраста...

    Воображение как психический процесс

    Ознакомление с передовым педагогическим опытом и методическими рекомендациями по развитию воображения у дошкольников.Изучение состояния проблемы развития воображения у детей дошкольного возраста...

    Воображение как психический процесс и особенности его развития у детей старшего дошкольного возраста

    Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. С помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача – пре...

    Особенности проведения диагностики уровня развития психических процессов у детей младшего дошкольного возраста

    Особенности проведения диагностики уровня развития психических процессов у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ...