Воображение как психический процесс и особенности его развития у детей старшего дошкольного возраста
статья по художественной литературе (старшая группа) на тему

Кондрашова Евгения Алексеевна

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. С помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_voobrozhenie.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воображение как психический процесс и особенности его развития у детей старшего дошкольного возраста

Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры.

Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией.

   Фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. С помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления.

 Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно  представляют замыслы и план по их реализации. Причем в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, то есть там, где деятельность протекает с использование реальных объектов и ситуаций. Позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной деятельности.

   Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира.

  Значение функции воображения в психическом развитии велико. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

 Воображения возникает в ситуациях неопределённости, когда дошкольник затрудняется найти в своём опыте объяснение какому-либо факту деятельности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Как справедливо подчёркивал Л. С. Выготский, «эти два процесса развиваются взаимосвязано».

 Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, т. е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.

 Старший дошкольный возраст характеризуется активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период сензитивный для формирования фантазии.

 В старшем дошкольном возрасте ребёнок уже усваивает основные образцы поведения и деятельностей и получает свободу в оперировании ими.

Воображение  ребенка позволяет ему воспринимать как реальные, самые фантастические, сказочные образы и ситуации.

   Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. Дошкольник, например, придумывает себе друга – маленького человечка, который участвует во всех его играх и вместе с которым ребёнок как будто переживает приключения.

Воображение помогает малышу решить эмоциональные и личностные проблемы, неосознанно избавиться от тревожащих воспоминаний, восстановить психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества. Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности.

   У старших дошкольников образы в рисунках становятся всё более оригинальными. В сказках значительное место занимает не только событийная сторона, но и внутренний мир героев, их переживания, мысли. Дети пытаются мотивировать поступки персонажей. Старшие дошкольники наделяют героев особо ценными, со своей точки зрения, нравственными качествами. Действия персонажей в их сказке пронизаны социальными эмоциями: сочувствием, сопереживанием.

   Фантазии, как и другие психические функции, претерпевает изменения с возрастом ребёнка. Воображение некритически компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мышления описанных сказочных образов в реальную жизнь ребёнка. Поэтому он легко верит в то, что наряженный актёр – это настоящий Дед Мороз или Баба-Яга.

   В этом возрасте появляется новая возможность использования образа при выполнении заданий на воображение. Целостный образ начинает строиться способом «включение»: он по-прежнему создаётся на основе отдельного элемента действительности, но этот элемент начинает занимать не центральное, а второстепенное место, становится отдельной деталью образа воображения..

Воображение в жизни ребёнка играет большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще, и чаще допускает нарушение жизненной реальности. Воображение формируется у детей на базе развития восприятия.

Без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Аффективное воображение без достаточного, обычно стихийно возникающего изживания травм может привести к патологическим, застойным переживаниям или же вести ребёнка к полной аутизации, к созданию замещающей воображаемой жизни.

   Особенности развития воображения  и мышления в дошкольном возрасте:

- эти процессы приобретают произвольный характер, предполагая создание замысла.

- оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование.

- ребёнок осваивает приемы и средства создания образов.

- воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.  

Воображение и мышление обеспечивает следующую деятельность ребенка:

• построение образа конечного результата его деятельности;

• создание программы поведения в ситуации неопределенности;

• создание образов, заменяющих деятельность;

• создание образов описываемых объектов.

Этапы, условия и средства развития воображения в дошкольном       возрасте:

Для создания прочной основы творческой деятельности необходимо расширять опыт ребенка, обогащать его чувственную сферу, развивать память. Л.С.Выготский указывал, что «чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения» [1, 10].

Благодаря воображению расширяются границы его познания действительности. Ребенок познает то, что непосредственно на него воздействует: прошлое и будущее, чувства и мысли других людей.

Развитие воображения ребенка подразумевает развитие творческих способностей и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире разными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны; уметь, отталкиваясь от отдельного признака строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию и творческие возможности.

Воображение  детей можно разделить на три этапа:

Первый этап - развитие воображения у детей до трех лет.

Воображения детей до трех лет существует внутри других психических функций. И возникает оно, и проявляется непосредственно, без всяких усилий со стороны ребенка и без специальной помощи взрослых. Ведь возникновение и развитие воображения – социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее – речь. В этом возрасте воображение развивается по двум направлениям: познавательному и аффективному. В связи с этим, одним из путей развития воображения будет расширение детского опыта. Здесь   предполагается  развитие понимания эмоциональной и познавательной сферы образа.

Также в этом возрасте в яркой форме фантазия сливается с интересами в игре. Именно многие методики строятся на принципе игровой деятельности. Игровая деятельность является мощным стимулом воображения. Так, главным методом развития воображения является включение ребенка в мнимую ситуацию. На их основе построены забавы, розыгрыши. Создать мнимую ситуацию взрослому помогают произведения литературы и фольклора, игрушки, которые необходимо включать в бытовые процессы. В мнимых ситуациях малыш участвует сначала с помощью реальных действий, а потом условных. Взрослый учит сопровождать условным действием стихи, сказки, песенки и т.д.; имитировать голоса и действия животных и людей.

        Второй этап включает в себя развитие воображения у детей среднего и старшего дошкольного возраста, для которого характерно ступенчатое планирование. Основным методом становится обучение детей использовать предметы-заместители в игре и построение воображаемой ситуации. Для этого необходимо, чтобы ребенок освоил функцию предмета. Только достаточно знакомое действие ребенок переносит в другую ситуацию, в том числе и воображаемую.   Также здесь возможно создание проблемных ситуаций, которые побуждают ребенка искать,  а затем  и использовать предметы-заместители. Развивая воображение ребенка, психологи советуют обратить внимание  на  организацию  предметной  среды,     которая   должна      включать  наряду со знакомыми предметами с закрепленными функциями, предметы неспецифические, полуфункциональные: бросовый материал (коробки, катушки,  ткань  и  т.п.)  и    природный материал  (желуди,    шишки,    орехи    и      т.п.).  

Расширение представлений об окружающем, обучение игровым действиям помогают малышу создать воображаемую ситуацию.  Но все же главным методом на этом этапе будет являться освоение законов родного языка. Слово дает возможность ребенку представить и преобразовать предмет в его отсутствие.

        Третий этап – развитие воображения у детей 6 – 7 лет, характерно целостное планирование. Главным стимулом становится соревнование со сверстниками, которым руководит взрослый. Как советуют психологи, для старшего дошкольника следует создать такие условия, чтобы он сам встал в обучающую позицию. Следует помнить, что основу воображения создают разнообразные,  богатые представления и собственный опыт дошкольника. В этом возрасте наблюдаются индивидуальные различия в развитии воображения. В процессе создания образов воображения ребенок пользуется разными механизмами творческого  воображения. Методы  и приемы развития воображения детей этого возраста во многом схожи с приемами и особенностями развития воображения детей на предыдущем этапе, но существенно отличаются по содержанию и значению, поскольку указанный период предъявляет особые требования к развитию, связанные с подготовкой к учебной деятельности.

Существенную роль в становлении основ творческой личности в дошкольном возрасте играет педагог, характер его взаимодействия с детьми. Роль взрослого будет состоять не только в том, чтобы создать воображаемые образы, но и использовать их в качестве средства управления собственной психической функцией. Вторая линия работы должна разворачиваться в трех направлениях:

1) усвоение представлений о невербальных средствах выражения эмоций;

2) развитие понимания смысла и значения различных форм  поведения людей в эмоционально –  значимых ситуациях;

3) проверка и оценка собственного текущего поведения.          

Таким образом, развитие познавательной и аффективной форм воображения у детей способствует не только преобразованию самой функции воображения, но и многогранному развитию личности ребенка.

 Особенности сказки как жанра, ее значение в развитии воображения

        

Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.

Сказка - один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

Сказка - произведение, в котором главной чертой является «установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла» [3,  35].

Авторы почти всех трактовок определяют сказку как вид устного повествования с фантастическим вымыслом. Связь с мифом и легендами, выводит сказку за пределы простого фантастического рассказа. Сказка - не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются культурные ценности ее создателя.

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Композиция сказки:

1. Зачин. («В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…»).

2. Основная часть.

3. Концовка. («Стали они жить – поживать и добра наживать» или «Устроили они пир на весь мир…»).

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости.

От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении «сказочного мира», и романтической окраске событий.

Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла – глубока и неисчерпаема.

Ребенок охотно верит сказке, доверчиво следует за ней. Но при таком сопереживании неизбежно и более углубленное постижение сказки, извлечение из нее своей детской мудрости, что способствует четкому эмоциональному различию доброго и злого начал.

Сказка способствует развитию детей во всех направлениях: умственном, психическом, физическом, эстетическом и т.п. Малыши расширяют  свой кругозор, черпают из них множество познаний: о времени и пространстве, о связи человека с природой, о свойствах предметного мира.  В сказках дети  впервые испытывают на себе храбрость и смелость, добро и зло. Понятие о добре в сказке предстает в виде богатыря, принца, воплощающего силу и храбрость; в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. Через сказки дошкольники получают глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решений. Дети легко учатся понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретая уверенность в них и в себе.

На основании изученного материала, можно сделать вывод: сказка привлекает детей своей неповторимостью, необычностью, а это в свою очередь создает условия для пробуждения фантазии, развития творческого воображения.

               Психология восприятия сказки ребенком – дошкольником

В дошкольном возрасте деятельностью становятся восприятие сказки. Дошкольный возраст - возраст сказки. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.

Герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности, часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумя тремя качествами, понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, находчивость. При этом герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся и т.д. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком, особенно если волшебные сказки начинаются со слов: В некотором царстве, в некотором государстве жили-были...

Восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем, что эта развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах. Это содействие, когда ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия.

Живую душу художественного восприятия составляет сопереживание, мысленное содействие герою произведения. Сопереживание сходно с ролью, которую ребенок берет на себя в игре. Классическая сказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребенком художественного произведения.

У маленьких детей понимание имеется тогда, когда они могут опираться на изображения, а не только на словесные описания. Поэтому детские книжки должны быть с картинками и картинки являются основной опорой при прослеживании действия. Позднее такое прослеживание становится менее необходимым. Теперь основные действия должны быть отражены в словесной форме, но в том виде и в той последовательности, в которой они реально происходят. В старшем дошкольном возрасте возможно обобщенное описание событий.

Таким образом, можно отметить, что сказка - это сгусток человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Именно поэтому в сказках отображены осознаваемые и неосознаваемые проблемы человека на протяжении всей его жизни, а также показан процесс разрешения этих проблем.

Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в тоже время загадочна. «В некотором царстве, в некотором государстве» и ребенок уже «покидает» реальный мир и уносится в мир фантазии. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.

Стиль сказки также понятен ребенку. Он еще не умеет мыслить логически и сказка не утруждает ребенка, каким-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Она предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается и незаметно для себя усваивает жизненно важную информацию.

Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем, т.к. это для него более привлекательно. Таким образом, сказка прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке.

Сказка очень близка ребенку, эмоционально по мироощущению, т.к. ребенок ближе к миру животных, чем к миру взрослых. Всякая сказка - это рассказ об отношениях между людьми, и она вводит в круг таких отношений, которых ребенок в реальной жизни не может замечать.

                                  Методы и приемы работы со сказкой

МОДЕЛИРОВАНИЕ СКАЗКИ

Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

В качестве заместителей можно использовать разнообразные геометрические фигуры.

ПИКТОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Ребенок (сначала вместе со взрослым) выделяет количество картинок, которые будут являться "планом" сказки и с помощью пиктограммы изображает их.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ

Это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)

ЗНАКОМЫЕ ГЕРОИ В НОВЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

Данный метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у ребят, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства.

КОЛЛАЖ ИЗ СКАЗОК

Предложить  детям придумать сюжет новой сказки, в которой Баба-Яга встретила в лесу Колобка и они вместе отправились в гости к лисе в лубяную избушку.

СКАЗКА ОТ СТИХОВ

Существует множество коротких стишков, где как-бы просится продолжение.

СКАЗКА ОТ СЧИТАЛКИ

Считалка лаконична, как правило, рифма ее легка. И главное, сюжет близок и понятен детям дошкольного возраста. А механизм перехода от считалки к сочинительству примерно тот же - мы разучиваем наизусть считалку, обыгрываем ее несколько раз в подвижных играх, а затем предлагаем загадочное начало, идущее от ее содержания

СКАЗКА ОТ ЗАГАДКИ

Загадка как элемент малого фольклора интересна всем, но особенно дошкольникам: в ней в завуалированной форме, часто рифмованно, преподносится предмет или явление. И это уже само по себе интересно. Понимать метафоры, гиперболы, сравнения, эпитеты - это значит быть чутким к родному языку. Но если мы предлагаем загадку для перехода к сочинительству, то создаем возможность использовать загадку в новых сказочных обстоятельствах, что само по себе является фундаментом для развивающего обучения.

СКАЗКИ ИЗ МУСОРА

Не игрушки и даже не предметы, а просто мусор - никому не нужные отходы порой служат прекрасной находкой для создания сказочных сюжетов. В этом плане нельзя не отметить полезность использования отходов: оказывается, можно «дать» им вторую жизнь. Значит, ко всему нужно относиться экономно и изобретательно. Конечно же, на первых порах мы, взрослые, показываем и рассказываем первые «Мусорные» сказки. Мусор Пустые коробки, бумажные пакеты, кусочки цветных мелков, стружки от дерева, полиэтиленовые пакеты с дырочками, пластмассовые коробочки из-под варенья и т.д.

СКАЗКИ ОТ СТРАННЫХ ИСТОРИЙ

Вашему вниманию предлагаются темы странных историй, в которых уже заключена завязка сказки, а ее развитие зависит от сотворчества взрослых и детей.

СКАЗКИ ОТ ФАНТАСТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ 

Понятно, что фантастические явления (то есть то, чего не бывает в реальной жизни) послужат важным отправным моментом для сочинения сказки. При этом лишь не следует забывать о двух правилах: дать понять детям, что они сейчас будут фантазировать; предложить им разнообразие фантастических явлений.

СЛУЧАЙНЫЕ СКАЗКИ

Вам, конечно, ясно, что забавные случаи из реальной жизни также важны для развития фантазии у детей. Следует лишь умело подбирать их с учетом возраста детей, их настроения и ряда других факторов. Когда дети научатся продолжать сказочное развитие предложенных взрослыми случаев, крайне важно направлять внимание ребят на использование случаев из их реальной или воображаемой детской жизни.

СКАЗКИ О БЫТОВЫХ ПРЕДМЕТАХ

Дети недостаточно знают о бытовой технике. Именно поэтому появилась мысль соединить начало рассказов о технике и автоматах со сказочным продолжением.

СКАЗКИ ОТ «ЖИВЫХ» КАПЕЛЬ И КЛЯКС

Кляксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок может, глядя на них, видеть образы, предметы или их отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» - эти вопросы очень полезны, так как развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс.

СКАЗКИ О ЧУДИЩАХ

Вначале мы придумываем детям необычный живой предмет - чудище - и побуждаем малышей вообразить его и ответить на  вопросы, постепенно мы подводим детей к умению и желанию творить в сказочном мире.

СКАЗКИ ПО СМЕШАННЫМ ОБРАЗАМ

Вначале давайте разберемся, что же такое смешанный образ. Самое простое толкование: один предмет, образ объединяется с другим, и в результате получается несуразица, парадокс.

СКАЗКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Мы почему-то привыкли к давно известным и логически завершенным концам сказок.  Д. Родари считает, что не только можно, но и полезно, и предлагает метод «А что потом?» (начало после конца). Этот метод полезен и интересен тем, что: - мы можем, изменяя конец сказки, направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло; - развивать воображение ребенка, ломая установившиеся стереотипы.

СКАЗКИ С НОВЫМ КОНЦОМ

Мы имеем в виду сказочные тексты, которые даются, возможно, без концовки.

СКАЗКА С СЕРЕДИНЫ

Для развития творческого воображения и логического мышления мы советуем научить ребят додумывать середину сказки или рассказа (где, в основном, и развивается сюжет). А в качестве помощи малышам предлагается затейливое начало и видимый, с результатом, конец.

ИЗМЕНЕНИЕ СИТУАЦИИ В ЗНАКОМЫХ СКАЗКАХ

Мы в который раз рассказываем детям знакомую сказку и доверительно договариваемся что-то в ней изменить. Вначале мы в ней меняем совсем немногое и этим побуждаем ребенка придумывать.

ПЕРЕВИРАНИЕ СКАЗКИ

Д. Родари предлагает всем взрослым еще один очень интересный и увлекательный метод - перевирание сказки. Конечно, сказка должна быть знакома детям и любима ими. Перевирание сказки воспитывает чувство юмора, лукавство, понимание иронии, исходящей от близких. Кроме того, условия такого подхода к известным сказкам ставят ребенка в активную позицию, заставляют сосредоточиваться, исправлять запрограммированные ошибки взрослых. Нужно только разумно переврать сказку, меняя существенное в героях, действиях.

СКАЗКИ, НО ПО-НОВОМУ

Этот метод помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Привычные, любимые образы, много раз слышанные и виденные детьми, уже с детства формируют стереотипы. И как полезно и нужно бывает их ломать. Для этого предлагается метод «Сказка, но по-новому».

ЭКСПЕРИМЕНТЫ В СКАЗКАХ

Вы уже заметили, что мы стараемся приучить детей быть активными, ломать стереотипы привычного содержания сказок. И это помогает им не только в развитии речи, творческого мышления, но и в развитии чувств. Ведь мы уже убедились, что часто сказка учит отвечать злом на зло или быть равнодушным.

Давайте смелее проводить эксперименты в сказках, проповедуя гуманизм и Добро, менять их содержание

Основные приемы работы со сказкой:

1.Анализ сказок

 Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев. (Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет, подростков и взрослых.)

2. Рассказывание сказок

Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица.

3.Переписывание сказок

 Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. Это - важный диагностический материал.

4.Постановка сказок с помощью кукол

Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

5.Сочинение сказок

Литература:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
  3. Зенкевич Т.Д., Михайлов А.М. Волшебный источник: Теория и практика сказкотерапии. – СПБ., 1996.
  4. Психология дошкольника. Хрестоматия /  Сост. Г.А. Урунтаева. -  М., 1997.
  5. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1999.
  6. Фесюкова Л.Б Воспитание сказкой. – Харьков, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Дети с ЗПР имеют значительное отставание в развитии коммуникативной деятельности в сравнении с полноценно развивающимися сверстниками....

Игры для развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В данной презентации приводится перечень игр и упражнений, которые педагоги и родители могут использовать в целях коррекции внимания детей с ЗПР....

Статья «Особенности формирования положительных отношений детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности»

Проблема формирования положительных взаимоотношений детей дошкольного возраста - одна из важнейших проблем нашего времени, которая в разные периоды  исследовалась педагогами и психологами. Ежегод...

Статья: "Особенности связной речи у детей старшего дошкольно возраста в процессе использования игровых кубиков"

В данной статье рассматриваются психологические аспекты особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет род...

Особенности проявления эмоций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

В статье рассматриваются особенности проявления эмоций у детей с задержкой психического развития....

Конспект образовательной деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития "Путешествие на необитаемый остров"

Конспект образовательной деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития "Путешествие на необитаемый остров"...

Воображение как психический процесс и особенности его развития у детей старшего дошкольного возраста.

Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы ск...