Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Дарья Вадимовна Новик

Дети с ЗПР имеют значительное отставание в развитии коммуникативной деятельности в сравнении с полноценно развивающимися сверстниками. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Особенности общения детей с ЗПР со сверстниками имеет свои особенности. Прежде чем приступить к их рассмотрению, кратко охарактеризуем данную категорию детей в целом.

Задержка психического развития рассматривается как полисимптоматичный тип изменения темпа и характера развития ребенка, включающий различные комбинации нарушений и их проявлений. Тем не менее в психическом статусе ребенка с ЗПР можно выделить ряд существенных особенностей:

1) в сенсорно-перцептивной сфере — незрелость различных систем анализаторов (особенно слуховой и зрительной), неполноценность зрительно-пространственной,вербально-пространственно ориентированности в психомоторной сфере — разбалансированность двигательной активности (гипер- и гипоактивность), импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушения координации движения;

2) в мыслительной сфере — преобладание более простых мыслительных операций (анализ и синтез), снижение уровня логичности и отвлеченности мышления, трудности перехода к абстрактно-аналитическим формам мышления;

3) в речевом развитии — ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью;

4) в эмоционально-волевой сфере — незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;

5) в мотивационной сфере — преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия, дезадаптивность побуждений и интересов;

        6) в характерологической сфере — усиление вероятности акцентуирования характерологических особенностей и повышение вероятности психопатоподобных проявлений.

       В немногочисленных исследованиях отмечается отставание в развитии коммуникативной деятельности (общения) детей с ЗПР от возрастных норм (Д.И. Бойков, 2005; Е.Е. Дмитриева, 2005; Л.В. Кузнецова, 1984; Е.С. Слепович, 1989). Авторы указывают, что у детей снижена потребность в общении, наблюдаются трудности в развитии речевых средств общения. Общение со взрослыми носит в основном практический, деловой характер, а личностное общение встречается значительно реже. Общей характеристикой коммуникативного развития этих детей является, по мнению авторов, незрелость мотивационно-потребностной сферы.

     Результаты исследований Е.Е. Дмитриевой, изучавшей специфику формирования коммуникативной деятельности детей с ЗПР (1993), особенности общения шестилетних детей с ЗПР со взрослыми (1989), особенности общения старших дошкольников с ЗПР со сверстниками (1998) и коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития (2005), показали, что шестилетние дети с ЗПР имеют значительное отставание в развитии коммуникативной деятельности в сравнении с полноценно развивающимися сверстниками. У 79 % детей с ЗПР преобладающим оказался ситуативно-деловой уровень общения со взрослыми, характерный для детей от года до трех лет. Для детей этого же возраста, развивающихся в норме, оказались доступными внеситуативные уровни общения со взрослыми. Им овладели 82 % испытуемых.

   Аналогичные данные получил в своем исследовании Д.И. Бойков (2005). Им было установлено, что 70 % дошкольников с ЗПР владеют коммуникативными действиями на низком уровне, 30 % - на среднем. У большинства дошкольников с ЗПР в возрасте 5-6 лет ведущими оказались экспрессивно-мимические средства общения, в норме же они являются основными в возрасте 2-6 месяцев. А вот у испытуемых 6-7 лет ведущее место занимают речевые средства общения, как и у нормально развивающихся детей 5-7 лет.

На основе сравнительного анализа поведения детей в экспериментальной ситуации был выделен ряд качественных характеристик общения детей с ЗПР, связанных с общими особенностями их развития: небольшим объемом знаний, игровым характером интересов, несформированностью контекстной речи и саморегуляции.

Контакты со взрослыми у этих детей носили в основном ситуативный характер. Все обращения к взрослому определялись той деятельностью и тем материалом, который предлагался ребенку. Без наглядного материала дети затруднялись поддерживать беседы на познавательные темы. В деятельности у них преобладала игровая мотивация. Многие дошкольники выбирали совместную со взрослым игру, чувствовали себя в этой ситуации комфортно, максимально использовали выделенное время, а в деловые, познавательные, личностные контакты со взрослыми вступали редко.

    В исследованиях Е.С. Слепович (1990) и ее сотрудников показано, что 6-летние дети с ЗПР в случае затруднений редко обращаются за помощью к воспитателю, педагогу, помощнику воспитателя – взрослым, не находящимся с ребенком в родственных отношениях («чужим» взрослым). Они склонны скорее к прекращению деятельности, чем к вступлению в общение с этими взрослыми. В контакте с «чужими» взрослыми преобладает деловое общение. Вербальные обращения лаконичны: «Дай мне», «Я не хочу заниматься» и т.д.

Общение с ровесниками дошкольников с ЗПР отличается от общения нормально развивающихся детей. Соотнести состояние общения дошкольников с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников можно, опираясь на исследования М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой, А.Г. Рузской, Е.Е. Дмитриевой, Л.Н. Галигузовой и др.

В отличие от нормально развивающихся дошкольников, отстающие в развитии 6-7-летние дети безразличны  к оценкам сверстников в свой адрес, а также и к их эмоциональным состояниям. У детей с ЗПР нет явных предпочтений в общении со сверстниками, нет устойчивых пар, групп общения. Для них сверстник, находящийся вне семейных уз, не имеет субъектной значимости .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Для воспитателей работающий с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....

Общение детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В презентации представлен анализ  таких понятий, как «общение», «коммуникация», «коммуникативная деятельность», «коммуникативные процессы», рассмот...

ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ

В статье раскрыты особенности общения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, отмечена специфика проведения интегрированных занятий в дошкольных образовательных организациях....

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС ДО для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС ДО для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Особенности проявления эмоций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

В статье рассматриваются особенности проявления эмоций у детей с задержкой психического развития....

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) представляют собойнеоднородную группу. Этиология ЗПР связана с конституциональнымифакторами, хроническими соматическими заболеваниями, в основном сорганиче...