Дидактические игры по сенсорному воспитанию
материал (младшая группа) на тему

КОМЕНДАНТ ИННА ВИКТОРОВНА

Знакомство с основными цветами и оттенками, развитие глазомера и называть геометрические фигуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Цвет, форма, величина25.89 КБ

Предварительный просмотр:

                      Воздушные шары

Цель: Познакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу. Словарь: название шести цветов спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

        Материал: семь книжек, обложки которых окрашены в цвета спектра. В верхней части обложек круглые отверстия.  К отверстиям черные нитки. Внутренняя часть книжек не закрашена.  Семь листов – вкладышей (цвет соответствует цвету книжек).

                                            Ход игры.

При выполнении задания двое сидящих рядом детей пользуются одним дидактическим пособием. Каждый ребенок получает не больше четырех спектральных цветов.  Дети, успешно  справившиеся с заданием, получают книжки и вкладыши остальных цветов спектра.

Воспитатель предлагает детям разложить разноцветные книжки перед собой. Затем обращает внимание детей на большое количество белых шаров, привязанных к черным ниткам. «Мы должны помочь им улететь, - говорит воспитатель. – Для этого надо к каждой книжке подобрать такой же по цвету листочек – вкладыш. Разложите их так, чтобы видно было, какого они цвета. Теперь, если вы возьмете желтый вкладыш и вложите в книжку желтого цвета, цвет сольются и белый шарик улетит, останется только ниточка. К нескольким книжкам воспитатель сам подбирает цветные вкладыши путем последовательности сопоставления цвета каждого вкладыша с цветом обложки. В случае затруднения воспитатель помогает детям найти соответствующий вкладыш, используя прием прикладывания, сличения цветовых объектов.

Продолжительность игры 12 – 15 минут.

                           

                                   У кого какое платье?

Цель: учить подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона.

                                           Ход игры

Воспитатель: Сегодня мы посмотрим, какого цвета платья у наших кукол. Я буду показывать вам куклу, а вы говорить, какого цвета у неё платье». Воспитатель показывает по одной кукле и поочередно опрашивает детей, уточняя и исправляя их ответы. Обращает внимание детей на то, что один и тот же цвет имеет разные оттенки.

                               Спрячь мышку

Цель: закреплять у детей представления о шести цветах.

Материал: листы бумаги шести цветов, посередине белый квадрат, на котором нарисована мышка, квадраты тех же цветов – дверцы, большая мягкая игрушка кошка.

Раздаточный: такой же материал меньшего размера.

                                   Ход игры

Воспитатель: «Сегодня мы вместе научимся в нее играть. У меня Мышкины домики. Видите, в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка, увидит, где окошко, откроет его и съест мышку».вызывает по очереди детей и предлагает им «закрыть окошко», выясняет, все ли окошки хорошо закрыты. Если кто – либо допустил ошибку, вызывает ребенка для ее исправления. Достаёт спрятанную раньше кошку, которая идет  «ловить мышей». Кошка спрашивает не кто не видел мышку. Кошка уходит, не найдя мышку.

В конце игры подводится итог: «все сегодня очень хорошо играли, все спрятали своих мышек». При повторении игры сидящим рядом детям даются листочки разных цветов.

                                     Украсим елочку

Цель: учить детей группировать оттенки, подбирать их по слову, обозначающий цвет.

Материал: изображение ёлочки, силуэты цветных игрушек из цветного картона.

                                                   Ход игры

Детям раздаются силуэты изображения елочных игрушек. На ковролин вешается изображения ёлочки. «Дети, - говорит воспитатель, - совсем недавно, на новогоднем празднике в детском саду, все вы весело танцевали вокруг красивой, нарядной елки, украшенной разноцветными игрушками. Деде Морозу, который был на нашем празднике, очень понравилось, как вы рассказывали стихи, пели песни. Когда Дед Мороз уходил, он просил передать вам эту ёлочку . давайте украсим ее разноцветными игрушками. У каждого из вас  - игрушки определенных цветов. Я буду называть какой – нибудь цвет, и те из вас, у кого есть игрушка такого цвета, пойдет к ёлочки и повесит на нее. Сначала повесим на елочку красные игрушки. Остальные ребята наблюдают, правильно ли выполняют задание. За красными игрушками на елочку вешаются оранжевые, желтые и т.д.

Затем все любуются нарядной ёлочкой.

                                        Сбор фруктов

Цель: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

Материал: яблоки разной величины, три корзины, дерево.

                                                Ход игры

Воспитатель показывает детям дерево с яблоками, вырезанные из картона, корзины, обращает внимание детей на разную величину яблок, затем вручает яблоко – образец одному ребенку и предлагает найти на дереве такое же яблока. Ребенок находит нужные яблоки на глаз, проверяя путем примеривания к образцу. Дети поочередно сортируют яблоки по величине и раскладывают их соответственно в корзины.

Игра заканчивается когда дети рассортируют все яблоки. Продолжительность игры – 12 – 15 минут, повторяется игра 2 – 3 раза.

                                           Построим дом

Цель: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

Материал: Два набора домов, один используется в качестве образца, другой набор имеет; четыре основы дома разной величины и части дома к этой основе (рамы, крыша, дверь).

                         

                    Поставим машины в гараж

Цель: учить зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры  (круг, квадрат, прямоугольник). Закреплять названия цветов.

Материал: геометрические фигуры. Машины разных цветов.

                              Комната куклы Кати

Цель: помочь детям запомнить названия некоторых предметов мебели и их деталей (спинка, сиденье, ножки, полка). Обратить внимание на сходство ряда предметов (стул – диван – кресло). Учить правильно согласовывать слова в предложении (Убрали большое кресло; не стало большого кресла).

                                                       Ход занятия

Перед детьми на столе воспитателя комната куклы Кати. В ней – шкаф для белья, стол и стул, кресло. Дети называют предметы мебели. Катя рассматривает комнату и показывает на мебель. Дети отмечают мебели много в комнате.

«Катя, – рассказывает воспитатель, - купила новую мебель. Если хотите, она покажет свои покупки. А мы посоветуем ей, где что удобнее поставить». Он достает из коробки, дает детям рассмотреть и затем расставляет кровать и диван, два кресла, шкаф. Дети повторяют вслед за педагогом и называют самостоятельно детали предметов.

 Посмотреть комнату приходит медвежонок. Дети перечисляют мебель стоящую в комнате. Используют в речи слово мебель.

Мишка пытается запомнить названия предметов мебели, но путает кресло со стулом, диван с кроватью.

Катя просит помочь медвежонку. Играют в игру «Чего не стало?».

Просит воспитатель зажмурить глаза и прячет вещь. Дети угадывают какую вещь спрятали.

                                           

                                               Кого как зовут?

Цель: развивать у детей слуховое внимание, приучать их внимательно слушать речь окружающих, правильно воспринимать ее, громко и тихо воспроизводить звукоподражания, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания.

                                                Ход игры

На столе разложены игрушки. Воспитатель подходит к кому-либо из них и спрашивает, как его зовут. Ребенок называет себя. После этого воспитатель показывает куклу и говорит: «Эту куклу зовут Аленка. Как ее зовут?» Дети отвечают. «А это кто?» - спрашивает и показывает кошку. «Кошка», - говорят дети. Дети повторяют кличку кошки. Затем педагог показывает других животных, предлагает придумать им клички. Воспитатель следит, чтобы дети отчетливо и громко называли свои имена, имена товарищей, куклы, клички животных.

                                           Отвечай быстро

Цель: упражнять в классификации, сравнении; закреплять знания о животных, птицах.

                                        Ход игры

Воспитатель вывешивает перед детьми таблицу, предлагает сначала рассмотреть ее, а затем быстро отвечать на вопросы, которые будет задавать.

Вопросы к рисунку:

  1. Как называются эти животные?
  2. Кто в этой группе лишний и почему?

                                       

                                  Игра «Зажги звезды»

        Цель:

  • Составлять группу предметов (один и много: одна Луна и много звезд).
  • Закрепить название цветов.
  • Развивать речь, память, внимание, тактильно – моторное ощущения.

            Ход игры.

          Воспитатель: Однажды вышел Звездочет из дома (появляется игрушка).

Глянул он на небо, а там ни одной звездочки. Звездочету стало грустно, и он спросил: «Что такое? Почему так темно?»

        Настоящая звезда – это большой шар, излучающий свет. Звезды находятся так высоко, что нам с Земли они кажутся маленькими яркими точками. На самом деле звезды очень большие и круглые. В нашей игре мы заменим их цветными пробками, т.к. они очень похожи по форме на звезды – такие же круглые, как шарики.

        Ребята, давайте поможем. Звездочету «зажечь» звезды.

Воспитатель просит ребенка «зажечь одну красную и много желтых звездочек. Ребенок находит пробки нужных цветов и прикручивает их, приговаривая при этом: «одна красная и много желтых звездочек». Звездочет благодарит ребенка, игра продолжается. Аналогично другим детям даются задания с пробками других цветов.

         

          Игра «Прострой геометрическую фигуру»

        

Цель:

  • Учить узнавать и называть различные геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник) и их цвета.
  • Продолжать учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя при рассматривании геометрических фигур.

                                         Ход игры.

        Дети получают от сказочного героя задание найти круг или другую фигуру, собрать его и назвать его цвет.

                     Игра «Окраска воды»

Цель:

  • Формировать у детей представление о разных оттенках цвета по светлоте.
  • Обогатить словарь детей словами «светлый», «темный», «светлее», «темнее».

            Материал: две большие банки – на одной светло – красная наклейка, на второй – темно – красная или другие основные цвета. У каждого ребенка по две баночки, на полненные до половины водой, красная гуашь, кисть, непролевайка с водой для полоскания кисти, салфетка.

                                             Ход игры

Воспитатель: «Мы сегодня будем красить воду, у нас получится красная вода разных оттенков. Вода в баночках бесцветная, а мы ее сделаем цветной. На каждом столике есть красная, и все вы сможете покрасить воду в баночках. Смотрите, как я буду красить воду: я беру на кисть краску, макаю кисть до половины, теперь прополаскиваю ее в одной баночке. У меня получилась светло-красная водичка. А в другую баночку я положу побольше краски: обмакну кисть полностью в краску, промою, еще раз наберу краску и снова промою в той же баночке. Видите, получилась тоже красная вода, но уже темная. Теперь я прополощу кисть в чистой воде и промокну ее о салфетку.

Все возьмите кисточки, макните их в краску до половины и промойте в первой баночке. Какая вода у вас получилась? Правильно, светло – красная». Так же последовательно диктуется способ получения темно – красной воды.

Затем дети по двое подходят с баночками и ставят сначала светло-красную, потом темно-красную воду, называя, какая из них светлее, какая темнее.

                             

                                 «Пирамидка»

Цель:

  • Учить сравнивать предметы по величине путем накладывания одного на дугой, находить два предмета одинаковой величины.

Материал: две пирамидки из пяти колец.

                                                    Ход игры.

Воспитатель предлагает поиграть и начинает снимать кольца с пирамидки, ребенок делает то же. Вос-ль показывает кольцо и предлагает, найти такаю же. Когда ребенок выполнит это задание, воспитатель предлагает сравнить кольца путем накладывания, а затем продолжить игру с кем-либо из детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

Значение сенсорного развития в раннем возрасте. Краткое описание дидактических игр по сесорному воспитанию, систематизированных по направлениям....

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения на развитие тактильных ощущений, для закрепления понятий формы, величины,цвета....

"Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является пробле...

Доклад по теме "Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представл...

Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка....

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста....

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значени...