Голосовые игры и упражнения - как средство формирования певческих способностей у воспитанников старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Нагайцева Ольга Васильевна

В мастер-классе рассказывается о взаимодействии Детского сада со Школой искусств, в котором используются новые игры и упражнения взятые из опыта работы педагога раннего эстетического развития детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс35.54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 1 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО

ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО -

ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ»

                  Мастер – класс

«Голосовые игры и упражнения - как средство формирования певческих способностей у воспитанников старшего дошкольного возраста»

Музыкальный руководитель:

Нагайцева О.В.

г. Нефтеюганск

2014г

Ход мастер – класса:

Вступительное слово. Музыкальный руководитель.

Уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс на тему: «Голосовые игры и упражнения как средство формирования певческих способностей у воспитанников старшего дошкольного возраста»

Слайд 1,2

 

 Сколько положительных эмоций мы получаем от детского пения. Но зачастую бывает так, что детское  исполнительство обеднено эмоциями, в нем слабо выражены средства музыкальной выразительности. Кроме того  голосовой  аппарат, старшего дошкольника, отличается хрупкостью, ранимостью; гортань с голосовыми связками еще не достаточно развиты, связки короткие, звук слабый.

ФГОС ДО  одной из задач дошкольного образования определяет создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастом и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

Слайд 3

Я считаю, что в результате систематической работы, направленной на развитие певческих навыков, возможно успешно развивать творческие способности. Дети становятся достаточно успешными, приобретают определенный фундамент, становятся активнее и проявляют инициативу в музыкальной деятельности.

  Вот уже третий год я работаю в МБДОУ «Детский сад №1»,  где приоритетным  является осуществление деятельности по художественно-эстетическому развитию детей. Поэтому я для себя определила цель и задачи (они представлены на экране) своей деятельности. Организовала работу с одаренными детьми в кружке «Ладушки». Так как у меня не достаточного опыта работы по формированию певческих способностей я обратилась к педагогу раннего  эстетического развития детей Сидоровой Л.К. детской школы искусств №2.

Вместе мы разработали  план взаимодействия  на год  Слайд 4

Я посетила уроки Лилии Кагармановны и переняла опыт работы по формированию певческих способностей.

Новые игры и упражнения я часто использую на своих занятиях.

  Дошкольная музыкальная педагогика основывается на игровой методике, которая вызывает положительные эмоции у детей, поддерживает интерес к пению и позволяет сформировать устойчивые певческие способности которые включают в себя певческие навыки - певческое дыхание, звукообразование, дикцию, чистоту интонирования. Слайд 5

  Я продемонстрирую вам некоторые приемы организации  музыкальных  игр, голосовых упражнений, способствующих развитию вокальных способностей.

 Важнейшим условием успешного пения является певческая установка. Я приучаю детей правильно стоять и сидеть.

Слайд 6

Мы с детьми говорим так «Ножки - раз, ручки - два, спинка - три! И замри!» или «Раз, Два, Три - ручки, ножки, спинку собери»

 Педагог обращается к участникам мастер- класса: «Давайте попробуем!».

Так же я использую интересное упражнение, для формирования  правильной осанки «Медведь» Слайд 7

Огромную роль в формировании певческих способностей  играет певческое дыхание. Овладеть навыком певческого дыхания детям помогают специальные игры и упражнения, например такие,  как «Воздушный шар», «Удивлялки», «Чайник» и другие.

 Слайд 8

Эти упражнения, помимо привития навыка правильного певческого дыхания, способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, а так же осуществляют массаж внутренних органов и укрепляют нервную систему.

 Слайд 9

  Педагог обращается к участникам мастер- класса:

Давайте поиграем в «Удивлялки»  

Цель: Развитие певческого дыхания.

Мы должны вдохнуть через нос, а на выдохе повернуться к рядом сидящему и произнести слог удивления (ах, ох, ух и тп.)

К этой игре я придумала  ряд  усложнений с учетом возможностей детей, чем решила задачу  индивидуально-дифференцированного подхода.  

  Педагог обращается к участникам мастер- класса:

Предлагаю вам проиграть в один из вариантов.

  Пропевание предложений, различных по продолжительности, помогает увеличить объём дыхания.

Например, упражнение  «Едем в гости»

Слайд 10

Мы пропеваем предложения на одном дыхании, стараясь передать мелодическую интонацию. В середине предложения брать дыхание нельзя.

Педагог обращается к участникам мастер- класса:

Предлагаю вам проиграть

  В работе с детьми старшего возраста большое внимание уделяется распеванию, которое способствует развитию  звуковысотного  слуха, формированию чистоты интонации и расширению певческого диапазона.

  Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения.  На занятиях я использую фонопедический метод развития голоса, разработанный врачом-отоларингологом и певцом Виктором Емельяновым, направленные на укрепление гортани, расширения звукового диапазона голоса.

Для расширения певческого диапазона я предлагаю воспитателям игру «Баба-Яга»  которая основана на фонопедическом методе В. Емельянова

Слайд 11

Эту игру я советую воспитателям, так как  в нее можно играть без музыкального сопровождения.

Педагог обращается к участникам мастер- класса:

Предлагаю вам проиграть

 Так же мы используем на занятиях  следующие игры и упражнения «Эхо», «Дождик», «Кукушка», «Ниточка»,

А сейчас хочу предложить вам поиграть в игру «Поющие часы» Слайд 12

Целью которой является  отработка правильного формирования слогов в пении, расширение певческого диапазона .

Педагог обращается к участникам мастер- класса:

Предлагаю вам проиграть в игру «Поющие часы».

  Так же для формирования певческих способностей я считаю важным работу над дикцией. Она  начинается с формирования округлых гласных и отчётливого произношения согласных звуков в умеренных по темпу песнях, а затем, и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, распевание, речевые зарядки. Слайд 13

  На одном из просматриваемых мною занятий в ДШИ мне очень понравились новые упражнения артикуляционной гимнастики и я включила их в свою работу с воспитанниками.

Педагог обращается к участникам мастер- класса:

И сегодня я бы хотела с вами поиграть.

Игра  «У бабушки с дедушкой».  Слайд 14

  Игра заключается в том, что язычок  под музыку «путешествует» по рту ребенка и тем самым разогревает все необходимые мышцы. Ход игры сопровождается чтением сказки, а движения выполняются ритмично под музыку.

К упражнениям можно добавить одну две скороговорки, которые также мы не просто проговариваем а пропеваем в разном темпе, используя различные интонации – ласковые, ликующие, ворчливые и т. п. Слайд 15

 

Работу над интонированием (точное воспроизведение мелодии) начинаю с понятия высоты звука. Чистота интонации зависит от музыкального окружения ребенка и в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха.  В этом случае я использую упражнение «Рисуем голосом»

Рисование голосом.

Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям (воображаемым и заданным). Прежде чем начать работать с нарисованными моделями, дети пробуют изображать голосом завывание вьюги, ветра, полет жука или птицы, подпрыгивающий мяч, капли дождя, падающие звезды.… Слайд 16,17,18,19

На занятиях я использую слайдовые презентации.

Это одна из самых необычных и оригинальных форм, когда ребенок не чувствует себя плохо поющим. Это способ, который учит ребенка самостоятельно управлять линией движения голоса, направляя ее с определенной целью (громче, тише, легато, стаккато и т.п.). Исполнение должно быть спокойным и неторопливым, без резких выкриков, с мягким вдохом и выдохом. Восходящие, нисходящие, кружащиеся линии должны повисать в пространстве, таять.

Слайд 20

Педагог обращается к участникам мастер- класса:

Давайте с вами нарисуем  голосом круг. Для этого нужно начать голосом с верхнего звука,  пройтись по звукоряду и вернуться к исходному звуку.

Педагог показывает

Педагог обращается к участникам мастер- класса:

А сейчас мы к нашему кругу подрисуем лучики. Чтобы получилось солнышко.

Послушайте, как я нарисую лучики у солнышка. А теперь вы.

Заключительное слово: Все предложенные мной игры и упражнение способствуют развитию не только вокальных, но и личностных проявлений детей, мои дети научились  петь чище, звонче и четче, стали проявлять инициативу, воображение, научились быть самостоятельными,  а также приобрели  умение сопереживать, радоваться успехам друг друга,  что помогает  им быстрее адаптироваться в социуме. На сегодняшний день четыре моих воспитанника посещают занятия у Лилии Кагармановны в ДШИ. Они чувствуют себя гораздо увереннее потому, что многие игры и упражнения им уже знакомы. В следующем году еще пять  воспитанников планируют заниматься у этого педагога. Таким образом тесное взаимодействие музыкальных руководителей детского сада и школы искусств способствует формированию у детей предпосылок к учебной деятельности  и эффективному развитию их творческих способностей.

Свое выступление хочу закончить словами Дмитрия Шастаковича

“Любите и уважайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир великих чувств, страстей и мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе совершенно новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Виртуальный музей «Песни, опаленные войной» как средство формирования духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста»

Основная цель проекта: организация образовательного процесса,  способствующего повышению уровня духовно-нравственного потенциала  воспитанников старшего дошкольного возраста через использова...

Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня...

ПРОЕКТ "Виртуальный музей "Песни опаленные войной как средство формирования духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста"

Проект "Виртуальный музей "Песни опаленные войной как средство формирования духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста" используется в сфере дошкольног...

ГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ.

Дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, испытывают  большие  трудности  при  овладении графическими навыками, и  это  значительно осложняет начальный этап их о...

Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста (дети с нарушением зрения)

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение , т. е. те качества которые необходимы...

Статья «Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста». Выполнила

Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным здесь явл...