Доклад на педсовете «Обязанности и права ребёнка».
консультация на тему

Михалева Валентина Васильевна

Правовое обучение необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как уже с первых шагов юного гражданина должны формироваться нравственно-правовые качества личности, эмоции и поведение. Все граждане должны знакомиться с законами нашего государства, четко и ясно представлять себе свои права и обязанности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_obyazannosti_i_prava_rebyonka.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педсовете «Обязанности и права ребёнка».

    Права ребенка – обязательный и неотъемлемый компонент эффективного современного общества. Их соблюдение говорит о грамотном и оптимальном отношении к будущему поколению.

   Правовое обучение необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как уже с первых шагов юного гражданина должны формироваться нравственно-правовые качества личности, эмоции и поведение. Все граждане должны знакомиться с законами нашего государства, четко и ясно представлять себе свои права и обязанности.

  Дети 5-6 лет вполне осознают и чувствуют несправедливость как по отношению к себе, так и по отношению к другим (любимым героям мультфильмов, к друзьям, родителям). Опираясь на такое проявление чувства справедливости, возможно, рассчитывать на понимание ребёнком не только прав и обязанностей любого человека, но и своих.

   Критериями правового воспитания у ребенка дошкольного возраста являются:

 - знания детей о своих правах и обязанностях,

 - оценка собственного поведения и поведения других людей с точки зрения норм права,

 - оперирование правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных видах деятельности,

 - полнота знаний и потребность в получении новых знаний,

 - умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права,

 - умение оперировать знаниями по реализации собственного правового поведения,

 - сформированность качеств самоконтроля, самооценки результатов деятельности,

 - умение соблюдать запреты и исполнять обязанности.

Эффективность осуществления правового воспитания старших дошкольников в условиях дошкольного учреждения возможна в контексте общей системы нравственного воспитания при следующих условиях:

-использовании в комплексе разнообразных средств и методов воспитания, позволяющих детям глубже осознать гуманную сущность прав человека, его обязанностей, норм и правил поведения;

-создании в группе детей атмосферы, стимулирующей проявление гуманных чувств и уважительных отношений;

-обеспечении преемственности воспитательных усилий педагогов и родителей.

  Все сказанное выше свидетельствует о возможности начального правового воспитания детей старшего дошкольного возраста.

  В детях должна воспитываться уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему.

  Работая в старшей группе, я поставила перед собой цель: сформировать у детей способность к нравственным поступкам, приобщая детей к основам правовой культуры.

Для реализации этой цели определила следующие задачи:

1. Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

2. Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.

3. Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.

4. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

5. Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

В работе с детьми использую проективные методики, беседы. Содержательную информацию о психологическом климате семьи получили из рисунков на тему: «Моя семья», “Самый добрый человек”. Эффективным является и наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре. В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берёт на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Хотя ребёнок может брать на себя роль коня или страшного зверя, чаще всего он изображает взрослых людей маму, воспитательницу, шофёра, лётчика. В игре ребёнку впервые открываются отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности.

Обязанности по отношению к окружающим это то, что ребёнок чувствует необходимым исполнять, исходя из роли, которую он взял на себя. Другие дети ожидают и требуют, чтобы он правильно выполнял взятую на себя роль.

Роль в сюжетной игре как раз и заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются ролью, и осуществлять права по отношению к остальным участникам игры.

В сюжетно-ролевой игре «Семья» дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение. Поведение детей, их действия, высказывания, экспрессия позволяли мне сделать вывод о характере внутрисемейных отношений.

Для повышения эффективности усвоения материала правовой культуры, с детьми провели предварительную работу: беседу о социальных документах «Декларация прав ребенка», «Конвенция прав ребенка», читали сказки «Воробьишко» М. Горького, «Золушка» Ш. Перро, «Морозко», русские народные сказки «Заюшкина избушка», «Кот, лиса и петух», Ш,Перро «Красная Шапочка», «Три поросёнка» , «Кукушка» ненецкую сказку с последующим обсуждением, разучивали стихи о семье, использовали практические ситуации «Помощь» (проявление внимания к сверстникам, стремление поделиться с ними своими достижениями), «Новенькая» (внимание и сочувствие к сверстникам), «Порадуем больного друга», «Как поступить?» (отзывчивость, учитывание не только личных желаний, но и потребностей других детей), игровые ситуации «Узнай по голосу», «Если был бы я волшебником», «Пожелания», игра «Комплименты».

После предварительной работы с детьми была проведена непосредственно образовательная деятельность по темам: «Мы дружные ребята», «Дружат дети всей Земли, «Что зеркало расскажет обо мне?», «Страна Правдилия», «Моя семья». Целью являлось выявление сформированности у детей первоначальных правовых знаний. Использовались разнообразные приемы и методы.

Деятельность детей носила комплексный характер, по виду обобщающее, на котором закреплялись знания детей о правах. Всю работу строила с учетом гуманистических принципов на доверительном отношении между ребенком и педагогом. Дети свободно выражали свои сведения о семье,  о правах и обязанностях.

Для осуществления поставленных задач на мероприятиях использовала следующие методы обучения: наглядный (плакаты о правах ребенка, иллюстрации к сказкам, документы «Декларация прав ребенка», «Конвенция прав ребенка»), словесный, игровой, методы проблемного обучения, практическую деятельность. В конце деятельности дети рисовали  «Город Счастья», «Моя семья», рассматривали макет о правах ребёнка.

Содержание непосредственно образовательной деятельности детей ориентировала на развитие интереса к собственным правам и обязанностям, формирования навыков социального поведения.

Своеобразие подачи материала заключалось в том, что дети анализировали поступки литературных и сказочных героев с точки зрения права и морали. Это поднимало у детей интерес к художественной литературе, стимулировало желание научиться читать, что немаловажно в старшем дошкольном возрасте.

Часто дети пытаются "переписать " сказки – изменить сюжет, придумать героям другие диалоги, ввести новые персонажи для того, чтобы не осталось отрицательных героев. Такой прием позволяет детям максимально проявить свои творческие способности. Непосредственно образовательную деятельность с детьми я строю, опираясь на их интересы, уровень развития, а также учитывая их индивидуальные особенности и инициативу. У детей появляется ответственность за свои поступки, т.к. они могут провести четкую градацию прав и обязанностей. Применяя в жизни правовые знания, дети расширяют свой социальный опыт, учатся бесконфликтно контактировать со сверстниками и взрослыми, усваивают нормы поведения дома и в общественных местах.

В процессе выполнения задач активное участие принимали и родители моей группы. Первой школой становления личности является семья. Именно в семье ребенок приобретает первый опыт общения, опыт совершенствования способов взаимоотношения с членами семьи. Поэтому ознакомление детей с правовой культурой я начала с изучения роли семьи в жизни ребенка. С помощью родителей оформлены альбомы: «Как я отдыхаю», «Моя семья», намечено дополнить его рассказами родителей о традициях в их семьях.

В целом семья, как и прежде, остается одним из основных институтов социализации подрастающего поколения, воздействующих на формирование норм и ценностей, образцов и стереотипов поведения ребенка. Однако это влияние носит сложный и опосредованный характер.

Защита прав и законных интересов детей начинается с ознакомления родителей с нормативно-правовыми документами, основными правами и обязанностями самой семьи.

Воспитание гуманистических принципов личности начинается с первых лет жизни и касается детей раннего возраста. Его смысл заключается в формировании опыта общения с близкими людьми в процессе совместной с ними предметной и игровой деятельности. Речь идет о воспитании интереса, доброжелательного отношения к собеседникам, выработки установки, что в семье все должны заботиться друг о друге.

Гуманность (лат humanus - человечный) - внимание к людям, стремление хороших отношений с ними, готовность оказывать помощь, проявлять сочувствие и сопереживание.

Мир людей открывается для ребенка реальными взаимоотношениями его ближайших родственников, воспитателей детского сада, их отношением к нему. В совместной деятельности с детьми взрослый создает ситуации радушия, сочувствия, взаимоучастия. В раннем возрасте ребенок обладает незаурядной способностью к подражанию, что является предпосылкой постепенного ее перехода от созерцания действий взрослых к совместным действиям с ними, затем - в действий ребенка и взрослого, а через некоторое время - к самостоятельным действиям ребенка. Свои пожелания родители, воспитатели должны выражать ласковым, спокойным тоном, чтобы ребенок постепенно осознавал необходимость реагировать на такое отношение соответствующим поведением.

Поведение взрослых определяет восприятие окружающего мира и детей младшего дошкольного возраста Интерес, позитивное отношение к близким людям 3-4-летние дети должны проявлять в определенных формах общения: приветствии, вежливом обращении с просьбой, высказывании благодарности, откликаемости на предложения и просьбы, помощи взрослым и т.п. В этом возрасте важно развивать стремление к общению в общей действительности, к проявлению радости от успехов, соболезнования близким.  Ребенок уже должен осознавать необходимость воздерживаться от желаемой игры, если кто-то отдыхает; беспокоиться о больном, утешать; помогать уставшему; готовить подарки к празднику; приветствовать. Процесс развития самостоятельности у младших дошкольников должен происходить под внимательным взглядом взрослых, готовых при необходимости помочь им, подчеркивая, что они все делают хорошо, поощряя к самостоятельности.

Постепенно детей приучают к вежливости не только со знакомыми, но и с незнакомыми людьми. Прежде всего, это происходит во взаимоотношениях, совместной игре, других действиях со сверстниками, во время которых они овладевают элементарными нормами поведения в коллективе. Все это позволяет детям младшего дошкольного возраста осознавать моральную ценность правил поведения, приобретать опыт взаимоотношений с людьми на основе этих правил. Эффективным условием осознания правила есть самостоятельное открытие его ребенком в проблемно-игровой ситуации, которая моделирует реальные жизненные отношения.

У детей среднего дошкольного возраста воспитывают осознанное отношение к обязанностям в семье и детском саду, умение самостоятельно включаться в полезные дела. Чтобы ребенок не воспринимал свои обязанности как тягость, не стоит ограничивать их жесткими правилами. Важно помочь ему увидеть различные способы действий, поведения. В этот период дети начинают осознавать, что семья - это близкие люди, заботятся друг о друге (интересуются делами, помогают). Это разнообразит и правила поведения детей. Они накладывают определенные ограничения на ребенка (не прерывать чужой разговор, не быть надоедливой), а также стимулируют к определенной деятельности (быть внимательным к членам семьи: когда кто-то заболел - помочь, подать лекарство, чтобы облегчить его состояние, поделиться лакомством т.д.) Требование взрослого быть вежливым, заботливым ребенком может не иметь эффекта, так как ребенку не хватает опыта такого поведения. Поэтому необходимо объяснить, конкретизировать, мотивировать его («Если хочешь быть заботливым, ты можешь, например, поздравить с праздником, приготовить подарок»). Благодаря этому ребенок учится связывать правила поведения с отношением к людям (беречь вещи, быть аккуратным, поддерживать порядок в комнате, убирать свои игрушки, помогать воспитателю в подготовке группы к занятиям).

Детям среднего дошкольного возраста рассказывают, что в детском саду есть много групп, в которых все живут дружно, не ссорятся, бережно пользуются игрушками, книгами, делятся ими, помогают друг другу. Как и в семье, здесь есть маленькие дети, о которых старшие должны заботиться.

У детей формируют навыки совместной деятельности в играх, труде, общении, их обучают правилам взаимодействия (дружно играть вместе, помогать другим, делиться игрушками и справедливо их распределять в общей  игре, замечать непорядок в помещении, помогать взрослым устранить его). К выполнению этих правил стимулирует метод поощрения («Если хочешь интересно играть» или «Чтобы к тебе хорошо относились дети и хотели играть с тобой »то...»).

Содержание нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста обогащается знаниями о жизни людей, истории семьи, рода. Они начинают понимать, что у каждого человека есть родители, у них - свои родители (дедушка, бабушка), отец и мать бабушки и дедушки (прадед, прабабушка) Все эти люди - род, семья. Детей подводят к обобщению, что род имеет историю, которую продолжает каждый человек, а от того, насколько достойно он живет, зависит честь его рода. Человек должен знать как можно больше о своих предках (как их звали, где и как они жили, чем занимались, что хорошего сделали для людей, где похоронены), хранить память о них.

Растущая самостоятельность начинает проявляться в отношениях детей и их отношении к взрослым. Дети обогащаются представлениями о моральных аспектах отношений: в детском саду дружно учатся, играют, заботятся друг о друге, помогают, говорят правду, добросовестно выполняют поручения; все откровенны, искренни друг к другу, мальчики оберегают девочек - первыми здороваются, выполняют тяжелую работу, уступают место; учатся выражать отношение к поступкам сверстников, объективно оценивать их и собственное поведение.

В старшей и подготовительной к школе группах детей знакомят со школой, особенностями пребывания в ней. К ним приходит понимание, что обучение в школе нужно для того, чтобы стать образованным человеком, получить профессию. Им открываются некоторые правила поведения школьника («В школе нужно быть внимательным, сосредоточенным»). Знакомство со школой -  эмоциональное событие их жизни, внушающее им радостное (иногда - тревожное) предчувствие будущего. Внимательный педагог найдет нужные слова и действия, чтобы каждый ребенок по-своему убедился, что поступление в школу является шагом в новую жизнь, открывает новые возможности, в то же время неизбежны новые обязанности, с которыми  дети должны справляться достойно.

Старшие дошкольники способны к таким проявлениям гуманности, как интерес к жизни другого человека, защиту оскорбленного от обидчика, грубости, справедливое и заботливое отношение к окружающим.

Гуманные чувства возникают на основе заинтересованности добрыми отношениями между людьми. То, к чему дети являются безразличными, не возбуждает в них ни стремление подражать, ни гордости за добрые дела. Если ребенка с эгоистическими наклонностями привлекать к добрым поступкам, делам и поручениям, приятным для людей, которые его окружают, то у него могут возникнуть и развиваться гуманные чувства, обусловленные удовольствием от достигнутых результатов.

Интерес старших дошкольников к жизни другого человека широко и ярко проявляется в их доброжелательном и заботливом отношении к младшим детям.

Доброжелательность предусматривает сочувственное, благосклонное отношение к другим людям, забота о них. В поведении старших дошкольников она оказывается в общем эмоционально-положительном отношении к маленьким детям, заботе о них, ощущении радости и удовольствия от взаимодействия с ними.

Заботливость является деятельным эмоционально-волевым качеством личности, содержание которого - внимательность, чуткость к людям, переживание за них и их дела, внимание к их нуждам и т.д. Старшие дошкольники, проявляя заботливость о младших детях, помогают им во всех делах, готовы поделиться с ними своими игрушками и т.д., подсказать, посоветовать, поступиться ради них своими интересами.

Доброжелательность, заботливость является свидетельством человечности личности.  Важную роль в воспитании человечности играет включение ребенка в мир людей. Дети должны осознавать, что взаимоотношения людей являются большой ценностью, их следует поддерживать и обогащать, уважая чувства и интересы других. Педагог должен помочь детям увидеть связь как хорошего в человеке (честность, доброта, отзывчивость, помощь и др.), так и отрицательного, что помогает им анализировать и исправлять ошибки, корректировать свое поведение. В разговорах о честности можно, например, отметить, почему люди говорят неправду (боятся наказания, хотят казаться лучше, чем они есть на самом деле, стремятся получить то, что не заработали). Очевидно, они придут к выводу, что у правды есть такие враги, как страх, зависть, жадность.

Дети должны видеть связь категорий морали с реальной жизнью и убеждаться в целесообразности одних и вредности других моделей поведения. Благодаря этому они расширят и углубят свои знания о сущности и особенностях человеческих взаимоотношений, научатся анализировать их на основе собственного восприятия. Например, содержание такого ассоциативного понятия, как «труд души», можно раскрыть на примере события из жизни дошкольника и близких ему людей: «Утром он ласково поздоровался с мамой и они после определенных приготовлений поспешили в детский сад. По дороге они помогли незнакомой бабушке перейти улицу. Прощаясь с мамой, мальчик пожелал ей успешного дня. В садике помог девочке собрать конструктор, был инициатором уборки игрушек после занятий. И все это делал не по чьей-то подсказке, а по велению души, считая, что именно так он должен поступать».

Ознакомлению детей с правилами общежития в обществе, взаимодействия со сверстниками, взрослыми, способствуют экскурсии, встречи с интересными людьми, этические беседы, инициированные педагогом наблюдения за поведением взрослых и сверстников, игры на социальную тематику, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, сказок.

Для воспитания гуманности у детей используют:

- занятия-уроки Добра и Красоты, материалом для которых являются отрывки из книг, примеры из жизни;

- этические сказки;

- путешествия в страну Милосердие;

- психотехнологии (гимнастика чувств, энергетические упражнения «Живая вода», «Сердце на ладони», «Тепло рук друга»);

- игровые технологии «Цветок доброты», «Колокольчики совести», «Лучик человечности»;

- ситуации морального выбора (сравнительные, оценочные, проблемные);

- составление родового дерева, рассмотрение семейных фотографий, документов, писем и других семейных реликвий;

- проективные диагностические методики (рисунки «Моя семья», «Жизнь», «Добро»);

- театрализованные упражнения «Приход в гости», «Посещение больного», «Поздравление с днем рождения» и др.

Утверждению в сознании ребенка гуманистических чувств, способствует участие ребенка в групповом взаимодействии. Вживаясь в группу сверстников, дошкольник учится согласовывать свои цели, интересы с целями и интересами группы, уступать «своим» ради «коллективного»; переживать, отвечать не только за себя, но и за товарищей.

Группа дошкольников по многим критериям соответствует статусу коллектива, которому свойственны следующие признаки:

- объединение детей в совместной игре, работе, внушает им радость, воспитывает в них элементы самоорганизации, умение взаимодействовать в игре;

- осознание общих обязанностей, ответственности за общие дела;

- направление усилий для достижения общей цели;

- наличие мнения коллектива, осуждающего недостойный поступок и одобряющего все хорошее (товарищество, дружбу, взаимопомощь).

Взаимоотношения в коллективе выстраиваются на основе доброжелательности, готовности при любых обстоятельствах помочь товарищу. Признаки коллективизма проявляются в готовности выполнять посильные дела, необходимые для отдельных детей и группы в целом, в непосредственной радости не только за свои успехи, но и за достижения товарищей. Дети в коллективе организованы, ответственны за дело, у них общие интересы.

Развитию коллективистских навыков детей способствует игра. Включать их в коллективные игры ученые (О. Усова) советуют постепенно - от игр одного к играм рядом, от игр рядом к играм различного взаимодействия, от игровых групп к игровым коллективам.

Участие в игре является эффективным средством формирования нравственности у детей. В общении со сверстниками раскрывается сущность ребенка: нравственные представления, интеллект, отношение к окружающей действительности. Проявляя свои знания, умения, ребенок делится ими с ровесниками, т.е. происходит обмен социальным опытом. У детей формируются коллективистские навыки: они учатся налаживать общение, договариваться, согласовывать свои желания с желаниями и намерениями других, убеждать в правомерности своих соображений, считаться с интересами других.

В 6-7-летних детей появляется тяга к дружбе, они впервые сознательно выбирают товарища. Мотивация выбора развивается от бессознательного общего стремления к совместной игровой деятельности («нравится играть вместе») до деловых мотивов («дружу, потому, что она умеет интересно рассказывать», «хорошо строим вместе»).

Старшему дошкольному возрасту свойственны нравственные мотивировки выбора друга («он хороший», «справедливый», «она всегда всем помогает, ее все любят» и др.). В этот период дети начинают проявлять чувства взаимной ответственности, заботы друг о друге, об общих интересах, инициативу в оказании помощи. Одновременно с выборочными отношениями дружбы между детьми, которые воспитываются вместе, существуют и отношения дружбы - ответственности за общее дело, внимания друг к другу, чуткости, единства интересов.

Взаимодействие в коллективе благотворно влияет на формирование ответственности у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Ответственность проявляется как чувство долга перед педагогом и сверстниками, осознание значимости своего труда, усердное исполнение своих обязанностей, от результатов которых зависит успех общего дела. Ответственный ребенок своевременно берется за дело, пытается преодолевать трудности, используя для этого рациональные приемы, доводит дело до конца, исправляет допущенные ошибки. Достигнув важного для группы результата, ребенок испытывает удовольствие от проделанной работы, доброго отношения к себе сверстников, педагогов.

Сожительство в коллективе положительно сказывается на формировании у старших дошкольников такой моральной черты, как правдивость, психологической основой которой является стремление быть принятым взрослыми и сверстниками. Безосновательно надеяться, что ребенок может быть абсолютно правдивым или наоборот неправда у детей является ситуативным явлением. Опытным воспитателям хорошо известные факты бессознательной лжи, когда ребенок уме есть, что говорит (это может быть следствием ошибок памяти, неточных образов воображения, недостаточного словарного запаса, речевого развития и т.п.) Сознательную ложь вызывает, как правило, страх перед наказанием, желание улучшить отношения со взрослыми или товарищами, стремление занять выгодную позицию, иметь высокий статус. Ребенок, которому родители, педагоги заинтересованы объяснять значимость различных аспектов достойного поведения и в отношениях с ним сами будут всегда пытаться быть честными.

Честный ребенок не просто говорит правду, а действует под влиянием внутренней потребности поступать так, а не иначе. Чтобы воспитать это моральное качество, необходимо помочь ему осознать разницу в последствиях от честных и нечестных поступков, поддерживать его поведение в соответствии с моральными требованиями честности, чтобы это стало нормой его жизни.

В дошкольном возрасте формируется и такое сложное моральное качество, как справедливость - правильное, объективное, непредвзятое отношение к людям, действия, поступки, отношения, которых соответствуют моральным и правовым нормам. Дошкольники болезненно реагируют на несправедливость со стороны взрослых к ним и их ровесникам. Часто это порождает демонстративно-деструктивное поведение, несправедливое отношение к другим, что есть основанием для педагогического анализа ее причин.

Развивая у ребенка умение справедливо оценивать ситуации, своих товарищей, себя, действия взрослых, педагог может прибегать к анализу конкретных поступков, которые отражают справедливое или несправедливое отношение к окружающим, использование литературных произведений, построенных на противопоставлении добра и зла.

Большое значение в развитии нравственности дошкольников имеют акции милосердия. Забота о малышах, помощь пожилым, природоохранная деятельность - все это положительно влияет на формирование гуманистической направленности их мышления, мироощущения.

Нельзя исключить из процесса формирования нравственного сознания, моральной практики такого фактора, как религиозная мораль - совокупность освященных какой-либо религией правил, норм, предписаний и оценок, выделяют обязанности людей перед Богом, друг перед другом, обществом. Формируя материалистические знания о мире, природе, человеке, педагоги должны проявлять максимум деликатности, избегая возможных проблем из сферы свободы совести, проявляя конфессиональную толерантность, прививая навыки соответствующего поведения детям. При благоприятных для этого обстоятельствах они могут опираться и на нормы религиозной морали, многие из которых (проявлять милосердие, сострадание, не убивать, не воровать, жить трудом, уважать родителей и др.) получили общечеловеческое содержание и, безусловно, могут служить нравственному здоровью личности.

Вдумчиво налаженное, целенаправленное моральное воспитание детей в семье, детском саду является предпосылкой формирования их нравственной активности - готовности должного поведения, умение видеть необходимость своих действий в соответствии с моральными нормами, добиваться утверждения их в поведении сверстников. Такое поведение дошкольников свидетельствует о формировании основ нравственного самосовершенствования личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы к докладу «Знакомство детей с их правами и обязанностями» для педагогического совета «Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками»

Тезисы к докладу  «Знакомство детей с их правами и обязанностями» для педагогического совета  «Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам  и правилам взаимоотношений со сверстн...

Доклад к педсовету: "СКАЗКА В ЖИЗНИ РЕБЁНКА"

Значение сказки в жизни ребенка, классификация и функции сказок, роль сказки в развитии словесно-логического мышления....

Презентация проекта "Основные документы о правах ребёнка и обязанности взрослых по отношению к ним".

Ребёнок это личность которая тоже имеет свои права и каждый взрослый должен об этом помнить....

Доклад на тему: "Конвенция по правам ребёнка. Права ребёнка. Соблюдение их в семье"

В докладе содержится описание основных прав ребёнка и каки образом регламентируется их соблюдение в семье и обществе в целом....

Доклад на педсовет Тема: «Защита прав и достоинств ребенка дошкольного возраста».

Тема:«Защита прав и достоинств ребенка дошкольного возраста»....