Экологический проект «Чудо рядом с тобой» для детей средней группы
проект (средняя группа) на тему

Экологический проект
«Чудо рядом с тобой»
для детей средней группы
 
 
Продолжительность: долгосрочный.      
Вид: практико - оиентированный.                                                         
Сроки реализации: май – сентябрь                                                              Участники: дети, родители, педагоги средней группы.
Разработчик: воспитатель Н.С.Ворожцова.
Цель проекта:
Формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических  чувств и экологической деятельности.  
Задачи:
воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия;
формирование  знаний о природе;
вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе  и по её охране;
формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
воспитание у детей стремления к бережному отношению к природе, желания сохранять её, формировать умение получать удовольствие от духовного общения с природой.
Проблема.
      Роль экологической тропинки в решении задач экологического образования и воспитании детей дошкольного возраста.
Предварительная работа:
подготовка материалов и проведение диагностического обследования детей по разделу «Ребенок открывает мир природы»;
детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов;
разработка алгоритмов описания экологических объектов;
выбор вместе с детьми «хозяина» тропы – сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания, и приглашать их в гости;
фотографирование объектов (или рисунки) и описание всех точек по схеме, оформление в виде паспорта;
изготовление табличек с рисунками, с подписями для видовых точек природоохранных знаков;
составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.
 
              Схема осуществления проекта
 
Раздел программы
 
Виды детской деятельности   
В игре ребенок развивается Сюжетно-ролевые игры:
«Мы садовники»
«Путешествие в лес»
 
Дидактические игры:
«Лото. Деревья» (знание различных видов деревьев, их листьев и плодов)
«С какого дерева листок»
«Сложи листочек из частей»
«Путаница. Растительный мир»
«Чем полезно? Чем лечить?»
«Во саду ли? В огороде?»
 
Дидактические игры для развития эстетического восприятия природы:
«Беседа с деревьями»
«Встреча с растениями»
  
Ребенок входит в мир социальных отношений
 
Занятие « В гости к деревьям»
 
Уроки доброты:
«Что значит быть добрым»
«Когда мы можем сказать, что ребенок бережно относится к природе?»
«Что такое красота»
«Чем красив цветок?»
«Украшение земли»
 
Дидактические игры для формирования нравственно-оценочного опыта:
«Радости и огорчения»
«Экологический светофор»
«Природа благодарит и сердится»
  
Растим детей здоровыми, жизнерадостными Экскурсии:
в парк
в лес
к водоёму                                                  
 
Подвижные игры:
«1,2,3 – к названному дереву беги!»
«Я садовником родился»
«Жуки»
  
Ребенок открывает мир природы Экскурсии в парк, в лес, к водоему
 
Наблюдения за деревьями, кустарниками, цветами, лекарственными  растениями, посаженным луком,  насекомыми и.т.д.
 
Посадка лука
 
Работа со схемами, алгоритмами:
Сравнение деревьев и кустарников 
Что нужно растению? 
Опиши (цветок, дерево, насекомое, птицу, животного)
 
Экологическая лаборатория:       
«Необходимость света, тепла, влаги для роста растения»
 
Труд в природе:
Сбор урожая (лук, вишня, яблоки)
Сбор семян календулы
Сбор и сушка лекарственных трав
  
Развиваем речь детей Создание альбома «Прекрасное лето!» (рисунки, фото, иллюстрации, стихи о лете)
 
 
Дидактические игры на развитие речи и нравственно оценочного опыта:
«Беседа с деревьями»
«Путешествие»
  
Ребенок в мире изобразительного искусства Конструирование из природного материала
 
Рисование: 
«Здравствуй лето»
«Красивые цветы»
«Моё любимое дерево» (изготовление книжки-малышки)
                    
Аппликация. Модель растения
  
Ребенок и книга Чтение художественной литературы:
«Жила-была река»
«Чей дом лучше?»
«Серая Шапочка и Красный Волк»
«Как медведь пень потерял»
«О чём шептались камешки»
 
Познавательная литература:
«Сказка о крылатках»
«История одного пруда»
«Необыкновенная экспедиция или в гости к опасным растениям»
«Как люди речку обидели»
«Природа – наше богатство»
  
Ребенок и музыка Праздник « День дерева»
 
Разучивание песен детских композиторов о природе
 
Слушание музыкальных произведений о природе
  
Работа с родителями Консультации:
«Природа и дети»
«Познавательное лето»
«Лето»
«Летняя прогулка с ребенком»
 
 
 
Этапы создания и оформления тропинки.
 
Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.
Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов.
Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки, который будет давать детям задания, и приглашать их в гости.
Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформление паспорта растений.
Изготовление табличек с изображением видовых точек.
Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке. 
 
Ожидаемые результаты
 
Сильные эмоциональные проявления, радость от общения с природой.
Интерес к познанию живого.
Сочувствие к попавшим в беду, стремление самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильное определение состояния объекта, установка необходимых связей.
Стремление удовлетворить потребности живого организма.
Проявление гуманных чувств к живому.
 
Перечень экологических объектов – точек и
рекомендации по работе с детьми 
на каждой видовой точке
 
Точка «Тропинка тайн и загадок»
Цели:
Развивать умение работать с планом экологической тропинки.
Познакомить детей с хозяином тропинки – Старичком-Лесовичком.
Формировать представление о нормах  и правилах поведения в природе.
Учить детей проводить экскурсии по экологической тропинке.
Воспитывать доброе, заботливое и бережное отношение ко всему живому.
Показать детям как природа прекрасна летом.
 
 
Рекомендации по организации работы с детьми:
Знакомство с хозяином тропинки.
Знакомство с картой-схемой экологической тропинки.
Знакомство со знаками, обозначающими каждую точку.
Закрепление правил поведения в природе.
 
Точка «Цветник»
Объекты для наблюдений: бархатцы, астры, календула.
Цели:
Систематизировать и дополнять знания детей о цветущих растениях.
Наблюдать за  ростом и развитием цветов.
Показать значимость цветущих растений для человека.
Формировать умение ухаживать за растениями, выбирать способы ухода за ними.
 
Рекомендации по организации работы с детьми:
Наблюдение за ростом растений и появлением первых бутонов, цветением.
Рассматривание цветов, листьев.
Рассматривание и сбор семян растений.
Полив, прополка, рыхление почвы цветника.
Игры «Я садовником родился», уроки доброты «Чем красив цветок?», «Украшение земли», «Что такое красота?», рисование «Красивые цветы», аппликация «Модель растения».
Сбор семян календулы.
Составление алгоритма «Опиши цветок».
  
Точка «Деревья»
Объекты для наблюдений: липа, вишня, рябина, яблоня, клен.
Цель:
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о деревьях.
Формировать представления о значении деревьев в жизни человека.
Воспитывать интерес к деревьям, желание узнать как они себя чувствуют и помогать им.
 
Рекомендации по организации работы с детьми:
Рассматривание наблюдение за деревьями.
Сравнение их между собой: ствол, листья, ветки, плоды, семена.
Забота человека о деревьях.
Использование луп для наблюдений.
Игры: «С какого дерева листок?», «Сложи листочек из частей», «Путаница».
Занятие: «В гости к деревьям», «Беседа с деревом».
Праздник «День дерева».
Экскурсия в парк, лес.
Работа со схемами и пиктограммами.
Составление алгоритма «Опиши дерево».
Рисование: «Моё любимое дерево» (изготовление книжки-малышки).
Чтение художественной литературы: «Чей дом лучше», «Серая шапочка и красный волк», «Как медведь пень потерял», «Сказка о крылатках».
 
Точка «Место скопления жуков-пожарников»
Объект для наблюдений: жуки-пожарники, обитающие на деревьях.             
Цель: 
Расширять знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых.
Проявлять заботу обо всем живом.
 
Рекомендации по организации работы с детьми:
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в лес», подвижная игра «Жуки».                                                                                                           
Уроки доброты «Что значит быть добрым?», «Природа благодарит и сердится».
Работа с лупой – рассматривание жуков.
Составление алгоритма «Опиши насекомое».
 
Точка « Грядка с луком»
Объект для наблюдений:  грядка с луком.
Цель:
Систематизировать и пополнять знания детей о культурных растениях.
Показать значимость овощных культур для развития, роста и здоровья человека.
Наблюдать и следить за ростом лука.
Продолжать развивать трудовые качества, умение ухаживать за посаженными овощами, выбирая способы ухода за ними.
 
Рекомендации по организации работы с детьми:
Труд: посадка лука (май), сбор урожая (август).
Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде».
Экологическая лаборатория «Необходимость света, тепла, влаги для роста растения».
Отгадывание загадок и  придумывание загадок с детьми.
          
 
Точка «Лекарственные растения»
Объекты для наблюдений: листья мать-и-мачехи, подорожник.
Цель: 
Знакомить с лекарственными растениями – подорожником, мать-и-мачехой.
Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения.
 
Рекомендации по организации работы  с детьми:
Беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения.
Дидактические игры: «Встреча с растениями», «Чем полезно? Чем лечить?», «Природа благодарит и сердится».
Сбор и сушка лекарственных растений, использование растений для фиточая.
 
Точка «Мини – водоём для игр и экспериментирования»
Цель:
Расширять знания детей о воде, как об экосистеме, показать значение воды для всех живых существ.
Воспитывать бережное экономное отношение  к воде.
         
Рекомендации по организации работы с детьми:
Отгадывание загадок о воде.
Чтение художественной литературы: «Жила-была река», «О чём шептались камешки?», «История одного пруда», «Как люди речку обидели».
Игры с водой: «Веселые кораблики», «Нырки», «Рыбалка».
 
Точка «Место отдыха детей – веранда»
Цель: объяснить детям, что веранда – это место отдыха, что она необходима для того, чтобы спрятаться от солнца и дождя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект

«Чудо рядом с тобой»

для детей средней группы

Продолжительность: долгосрочный.      

Вид: практико - оиентированный.                                                        

Сроки реализации: май – сентябрь 2010 г.                                                              Участники: дети, родители, педагоги средней группы.

Разработчик: воспитатель Н.С.Ворожцова.

Цель проекта:

Формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических  чувств и экологической деятельности.  

Задачи:

  • воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия;
  • формирование  знаний о природе;
  • вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе  и по её охране;
  • формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
  • воспитание у детей стремления к бережному отношению к природе, желания сохранять её, формировать умение получать удовольствие от духовного общения с природой.

Проблема.

      Роль экологической тропинки в решении задач экологического образования и воспитании детей дошкольного возраста.

Предварительная работа:

  • подготовка материалов и проведение диагностического обследования детей по разделу «Ребенок открывает мир природы»;
  • детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
  • составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов;
  • разработка алгоритмов описания экологических объектов;
  • выбор вместе с детьми «хозяина» тропы – сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания, и приглашать их в гости;
  • фотографирование объектов (или рисунки) и описание всех точек по схеме, оформление в виде паспорта;

  • изготовление табличек с рисунками, с подписями для видовых точек природоохранных знаков;
  • составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

Схема осуществления проекта

Раздел программы

Виды детской деятельности

В игре ребенок развивается

Сюжетно-ролевые игры:

  • «Мы садовники»
  • «Путешествие в лес»

Дидактические игры:

  • «Лото. Деревья» (знание различных видов деревьев, их листьев и плодов)
  • «С какого дерева листок»
  • «Сложи листочек из частей»
  • «Путаница. Растительный мир»
  • «Чем полезно? Чем лечить?»
  • «Во саду ли? В огороде?»

Дидактические игры для развития эстетического восприятия природы:

  • «Беседа с деревьями»
  • «Встреча с растениями»

Ребенок входит в мир социальных отношений

Занятие « В гости к деревьям»

Уроки доброты:

  • «Что значит быть добрым»
  • «Когда мы можем сказать, что ребенок бережно относится к природе?»
  • «Что такое красота»
  • «Чем красив цветок?»
  • «Украшение земли»

Дидактические игры для формирования нравственно-оценочного опыта:

  • «Радости и огорчения»
  • «Экологический светофор»
  • «Природа благодарит и сердится»

Растим детей здоровыми, жизнерадостными

Экскурсии:

  • в парк
  • в лес
  • к водоёму                                                  

 

Подвижные игры:

  • «1,2,3 – к названному дереву беги!»
  • «Я садовником родился»
  • «Жуки»

Ребенок открывает мир природы

Экскурсии в парк, в лес, к водоему

Наблюдения за деревьями, кустарниками, цветами, лекарственными  растениями, посаженным луком,  насекомыми и.т.д.

Посадка лука

Работа со схемами, алгоритмами:

  • Сравнение деревьев и кустарников
  • Что нужно растению?
  • Опиши (цветок, дерево, насекомое, птицу, животного)

Экологическая лаборатория:      

  • «Необходимость света, тепла, влаги для роста растения»

Труд в природе:

  • Сбор урожая (лук, вишня, яблоки)
  • Сбор семян календулы
  • Сбор и сушка лекарственных трав

Развиваем речь детей

Создание альбома «Прекрасное лето!» (рисунки, фото, иллюстрации, стихи о лете)

Дидактические игры на развитие речи и нравственно оценочного опыта:

  • «Беседа с деревьями»
  • «Путешествие»

Ребенок в мире изобразительного искусства

Конструирование из природного материала

Рисование: 

  • «Здравствуй лето»
  • «Красивые цветы»
  • «Моё любимое дерево» (изготовление книжки-малышки)

                   

Аппликация. Модель растения

Ребенок и книга

Чтение художественной литературы:

  • «Жила-была река»
  • «Чей дом лучше?»
  • «Серая Шапочка и Красный Волк»
  • «Как медведь пень потерял»
  • «О чём шептались камешки»

Познавательная литература:

  • «Сказка о крылатках»
  • «История одного пруда»
  • «Необыкновенная экспедиция или в гости к опасным растениям»
  • «Как люди речку обидели»
  • «Природа – наше богатство»

Ребенок и музыка

Праздник « День дерева»

Разучивание песен детских композиторов о природе

Слушание музыкальных произведений о природе

Работа с родителями

Консультации:

  • «Природа и дети»
  • «Познавательное лето»
  • «Лето»
  • «Летняя прогулка с ребенком»

Этапы создания и оформления тропинки.

  • Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.
  • Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов.
  • Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки, который будет давать детям задания, и приглашать их в гости.
  • Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформление паспорта растений.
  • Изготовление табличек с изображением видовых точек.
  • Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

Ожидаемые результаты

  • Сильные эмоциональные проявления, радость от общения с природой.
  • Интерес к познанию живого.
  • Сочувствие к попавшим в беду, стремление самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильное определение состояния объекта, установка необходимых связей.
  • Стремление удовлетворить потребности живого организма.
  • Проявление гуманных чувств к живому.

Перечень экологических объектов – точек и

рекомендации по работе с детьми

на каждой видовой точке

Точка «Тропинка тайн и загадок»

Цели:

Развивать умение работать с планом экологической тропинки.

Познакомить детей с хозяином тропинки – Старичком-Лесовичком.

Формировать представление о нормах  и правилах поведения в природе.

Учить детей проводить экскурсии по экологической тропинке.

Воспитывать доброе, заботливое и бережное отношение ко всему живому.

Показать детям как природа прекрасна летом.

Рекомендации по организации работы с детьми:

Знакомство с хозяином тропинки.

Знакомство с картой-схемой экологической тропинки.

Знакомство со знаками, обозначающими каждую точку.

Закрепление правил поведения в природе.

Точка «Цветник»

Объекты для наблюдений: бархатцы, астры, календула.

Цели:

Систематизировать и дополнять знания детей о цветущих растениях.

Наблюдать за  ростом и развитием цветов.

Показать значимость цветущих растений для человека.

Формировать умение ухаживать за растениями, выбирать способы ухода за ними.

 

Рекомендации по организации работы с детьми:

Наблюдение за ростом растений и появлением первых бутонов, цветением.

Рассматривание цветов, листьев.

Рассматривание и сбор семян растений.

Полив, прополка, рыхление почвы цветника.

Игры «Я садовником родился», уроки доброты «Чем красив цветок?», «Украшение земли», «Что такое красота?», рисование «Красивые цветы», аппликация «Модель растения».

Сбор семян календулы.

Составление алгоритма «Опиши цветок».

 

Точка «Деревья»

Объекты для наблюдений: липа, вишня, рябина, яблоня, клен.

Цель:

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о деревьях.

Формировать представления о значении деревьев в жизни человека.

Воспитывать интерес к деревьям, желание узнать как они себя чувствуют и помогать им.

Рекомендации по организации работы с детьми:

Рассматривание наблюдение за деревьями.

Сравнение их между собой: ствол, листья, ветки, плоды, семена.

Забота человека о деревьях.

Использование луп для наблюдений.

Игры: «С какого дерева листок?», «Сложи листочек из частей», «Путаница».

Занятие: «В гости к деревьям», «Беседа с деревом».

Праздник «День дерева».

Экскурсия в парк, лес.

Работа со схемами и пиктограммами.

Составление алгоритма «Опиши дерево».

Рисование: «Моё любимое дерево» (изготовление книжки-малышки).

Чтение художественной литературы: «Чей дом лучше», «Серая шапочка и красный волк», «Как медведь пень потерял», «Сказка о крылатках».

        

Точка «Место скопления жуков-пожарников»

Объект для наблюдений: жуки-пожарники, обитающие на деревьях.            

Цель:

Расширять знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых.

Проявлять заботу обо всем живом.

Рекомендации по организации работы с детьми:

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в лес», подвижная игра «Жуки».                                                                                                          

Уроки доброты «Что значит быть добрым?», «Природа благодарит и сердится».

Работа с лупой – рассматривание жуков.

Составление алгоритма «Опиши насекомое».

Точка « Грядка с луком»

Объект для наблюдений:  грядка с луком.

Цель:

Систематизировать и пополнять знания детей о культурных растениях.

Показать значимость овощных культур для развития, роста и здоровья человека.

Наблюдать и следить за ростом лука.

Продолжать развивать трудовые качества, умение ухаживать за посаженными овощами, выбирая способы ухода за ними.

Рекомендации по организации работы с детьми:

Труд: посадка лука (май), сбор урожая (август).

Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде».

Экологическая лаборатория «Необходимость света, тепла, влаги для роста растения».

Отгадывание загадок и  придумывание загадок с детьми.

         

Точка «Лекарственные растения»

Объекты для наблюдений: листья мать-и-мачехи, подорожник.

Цель:

Знакомить с лекарственными растениями – подорожником, мать-и-мачехой.

Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения.

Рекомендации по организации работы  с детьми:

Беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения.

Дидактические игры: «Встреча с растениями», «Чем полезно? Чем лечить?», «Природа благодарит и сердится».

Сбор и сушка лекарственных растений, использование растений для фиточая.

Точка «Мини – водоём для игр и экспериментирования»

Цель:

Расширять знания детей о воде, как об экосистеме, показать значение воды для всех живых существ.

Воспитывать бережное экономное отношение  к воде.

         

Рекомендации по организации работы с детьми:

Отгадывание загадок о воде.

Чтение художественной литературы: «Жила-была река», «О чём шептались камешки?», «История одного пруда», «Как люди речку обидели».

Игры с водой: «Веселые кораблики», «Нырки», «Рыбалка».

Точка «Место отдыха детей – веранда»

Цель: объяснить детям, что веранда – это место отдыха, что она необходима для того, чтобы спрятаться от солнца и дождя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Весна приходит в гости к нам" (средняя группа)

Информационно-творческий проект "Весна приходит в гости к нам", долгосрочный 3-4 месяца....

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Хорошо рядом с мамой» для детей средней группы

Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного мероприятия.Побуждать детей и родителей к активному участию в жизни детского сада и группы. Воспитывать...

Методические рекомендации к проекту "Чудо рядом с тобой"

Посмотри, мой юный друг!Что находится вокруг?Небо светло – голубое,Солнце светит золотое,Ветер листьями играет,Тучка в небе проплывает.Поле речка и трава,Горы, воздух и листва,Птицы, звери и лес...

Проект "Чудо рядом с тобой " 1 часть

Данная работа  посвящена экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении здоровья, полноценного физическог...

Проект "Чудо рядом с тобой" 2 часть

Паспорт экологической тропинки (краткое описание, рекомендации)...

Долгосрочный проект по художественно-эстетическому развитию для детей средней группы «Пластилиновое чудо»

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был разработан проект художественной направленности «Пластилинов...