Проект "Чудо рядом с тобой " 1 часть
проект по окружающему миру (старшая группа)

Тасакова Татьяна Леонидовна

Данная работа  посвящена экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении здоровья, полноценного физического,  психического и духовного развития дошкольников, являясь одновременно  просветительскими центрами для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_chudo_ryadom_s_toboy_1_chast.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад «Чебурашка»

Практико-ориентированный

экологический проект

            «Чудо рядом с тобой»

г. Качканар .

Аннотация

Данная работа  посвящена экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении здоровья, полноценного физического,  психического и духовного развития дошкольников, являясь одновременно  просветительскими центрами для родителей.

В проекте предлагается творческое решение задачи подготовки малышей к пониманию экологических проблем на основе духовно-нравственного отношения к природе через организацию в детском саду экологической тропинки.

Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников чувство ответственности за судьбу природы - обязательное условие обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города, но и всей страны в целом.

                                                          Содержание

  1. Аннотация                                                                                    2
  2. Вступление                                                                                   3
  3. Основная часть. Описание проекта
  1.  Принципы, которые положены в основу работы             7
  2.   Модель предметно-развивающей среды по

экологическому образованию вне ДОУ__________________8                                                                           

  1.  Формы и методы работы на экологической тропинке     8
  2.  Мотивация детей на отношение к природе                       12
  3.  Этапы создания и оформления тропинки                          13
  4.  План-схема экологической тропы                                      15
  5.  Паспорт экологической тропинки                                      16

       4. Литература___________                                                        __    34

       5. Необходимое финансовое обеспечение для реализации проекта 35

2. Вступление                                

                                                                                      «Я сорвала цветок, и он завял.

                                                                                                               Я поймала жука,

                                                                                           И он умер  у меня на ладони.

                                                                                                              И тогда я поняла,

                                                                                        Что прикоснуться к природе

                                                                                                Можно только сердцем»

                                                                                                                     Л .Фесюкова

 - Что радует каждого, независимо от того, двоечник он или отличник, голоден или сыт, живет в семье или сирота?

 - Солнечная погода, грибной дождь, тихо падающий снег. Птицы, цветы, бабочки, ежик, рыбки в речке или в аквариуме. Закаты, восходы, лунная ночь, весенние ручьи, запах мороза и талого снега…

 - Чего нельзя у нас отнять, как бы ни хотели нас наказать, обделить?

 - Небо над головой, землю под ногами. Речку, лес, море, горы. Радость, что мы живем.

  - Кто обязательно ответит вам любовью на любовь?

 - Живые существа – растения, животные, которые одним своим присутствием украшают этот мир и отзывчивы на заботу. Истинные хозяева той земли, которую человек успел обезобразить, загрязнить, разорить. Но никто не может помешать помочь живому выжить, вернуть земле красоту.

Проблема. Роль экологической тропинки в решении задач экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста.

Цель.  Формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Задачи:

  • воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия;
  • формирование знаний о природе;
  • развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за её сохранение;
  • формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе;
  • развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них;
  • воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;
  • вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
  • формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
  • развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности

Актуальность.

«Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защищаться от недругов. Её сокровища вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству.

      Л. Леонов

Последние десятилетия ознаменовались выраженным интересом к проблемам экологического образования подрастающего поколения.

Что означает слово «экология» и откуда оно происходит? «Экология»  произошло от греческого oikos – дом, жилище, родина + logos – понятие, учение. В основном и первоначальном своем значении – одна из биологических дисциплин, наука, изучающая многочисленные связи населяющих землю организмов, как между собой, так и с окружающей средой.

Можно ли в наше время переоценить важность и необходимость экологического воспитания? Его основная и конечная цель – вернуть людям нормальное, естественное экологическое чутье. И начинать это воспитание необходимо, безусловно, с самого раннего возраста, с детского сада. По данным Минобразования РФ, детские дошкольные учреждения (ДОУ) посещают более половины малышей  России.

Эффективная работа ДОУ по формированию основ экологической культуры детей и родителей требует грамотного подхода в этом направлении со стороны педагогов детского сада. Надо тренировать в детях наблюдательность, сочувствие, сопереживание. Каждый выход на улицу для ребенка должен оборачиваться увлекательной прогулкой, дающей возможность наблюдать, познавать, запоминать!

Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая развивающую среду экологического направления, в которой ребенок мог бы познать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними.

Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды в детском саду – экологическая тропа, которая позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их. Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.

Работу на экологической тропе можно построить интересно и содержательно, чтобы решить практически все задачи экологического образования детей дошкольного возраста. Именно экологическая тропа позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов в экосистемах, их взаимное влияние друг на друга и т. д.

Планирование работы на экологической тропе возможно осуществлять с учетом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе.

Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Таким образом,  с помощью экологической тропинки можно грамотно использовать земельный участок детского сада в экологическом образовании детей. В идеале эта территория должна быть зоной максимальной экологической безопасности, обеспечивая на современном уровне следующие функции:

  •  оздоровительную;
  •  рекреационную;
  •  учебно-просветительскую.

Все эти функции позволяют отнести территории дошкольных образовательных учреждений в ведение Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях». К сожалению, в существующей редакции Закона упоминание о ДОУ отсутствует.

Ожидаемые результаты.

 - Сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями.

 - Интерес к познанию живого.

 - Cочуствие к попавшим в беду, стремление самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильное определение состояние объекта, установка необходимых связей.

 - Стремление удовлетворить потребности живого организма.

 - Проявление гуманных чувств к живому.

Механизм выполнения.

Предусматривает работу с детьми по экологическому воспитанию младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

     Модель управления проектом

Заведующий – координатор проекта

1.создание необходимых условий  для реализации проекта;

2. поощрение творчества педагогов в разработке этапов экологического проекта;

3. обеспечение участия в проектной деятельности всех звеньев образовательной системы МДОУ

4. контроль за выполнением координационного плана реализации мероприятий экологического проекта

Старший воспитатель – руководитель консалтингового центра

1.обучение воспитателей и специалистов методике работы, составления перспективного плана;

2.консультирование педагогов в течение реализации проекта

Педагог – психолог –

руководитель диагностического центра

1.сбор и адаптация диагностических методик по экологическому воспитанию;

2. участие в разработке критериев оценки  работы педагогов МДОУ на лучший вариант проекта

Воспитатель:

1.взаимодействие с детьми:

  • организация поисково – исследовательской деятельности;
  • обучение детей методу проектирования;

- выставка детских работ «Природа  - глазами ребенка»

2.работа с родителями:

  •  трудовой десант
  •  экологическая акция «Добрые дела»

Музыкальный руководитель:

1.интеграция подхода «ПРИРОДА+ МУЗЫКА+ДВИЖЕНИЯ

2. проведение  экологических  праздников и развлечений

Инструктор по физической культуре:

  •  организация во время  прогулок подвижных игр;
  •  проведение экскурсий – созерцания, любования и походов – поисков.

                                     

3. Основная часть. Описание проекта

3.1  Принципы, которые положены в основу работы:

 - принцип краеведения;

 - принцип «позитивного центризма»;

 - принцип природосообразности;

 - принцип научности и доступности понятий;

 - принцип «спирали»;

  - принцип междисциплинарности и интеграции содержания.

Принцип краеведения (изучение природы родного края) позволяет:

- формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;

- использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;

- создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность, что в значительной степени стимулирует его саморазвитие.

Обучение строится «от ребенка» в направлении расширения его познания. В педагогике этот принцип называется педоцентризмом или (по Н.Ф. Виноградовой) позитивным центризмом, когда в содержание программы отбираются наиболее актуальные для ребенка этого возраста знания.                                                                                                                

Причем педагогический процесс будет эффективен и успешен только при строгом соответствии экологического образования законам развития детского организма, т. е. при соблюдении принципа природосообразности.

При отборе содержания учитываются научность и доступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественнонаучные знания оформляются по схеме: «представления – понятия – знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержания.

Кроме того, необходимо, чтобы реализовывался принцип «спирали», когда дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя естественнонаучные представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования.

Принцип междисциплинарности и интеграции позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое и увидеть место каждой предметной области в данной системе.

Усложнение материала идет от возраста к возрасту по принципу «от простого к сложному». По мере совершенствования знаний и ручных навыков детей усложняется и содержание деятельности по уходу за растениями и животными.

Таким образом, экологическое развитие строится по схеме:

- природа – человеку

(материальная, эстетическая и оздоровительная значимость природы);

- человек – природе

(положительная и отрицательная деятельность человека в природе);

       - правила охраны природы; личное участие каждого в природоохранных     мероприятиях.

  1. Модель предметно-развивающей среды по экологическому образованию

                                                             вне МДОУ

        

        

  1. Формы и методы работы на экологической тропинке:

  • экологические беседы;
  • экологические экскурсии;
  • уроки доброты;
  • уроки мышления;
  • экологические кружки;
  • экологические конкурсы;
  • КВН, аукцион, марафон, викторина, «Поле чудес»;
  • экологические акции;
  • обсуждение и проигрывание ситуаций;
  • трудовой десант;
  • зелёный патруль;
  • клуб исследователей природы;
  • лаборатория юного эколога;
  • составление экологических карт;
  • ведение «Панорамы добрых дел»;
  • ведение фенологических календарей природы;
  • коллекционирование;
  • экологические выставки и экспозиции;
  • экологические музеи;
  • день (неделя) экологического творчества;
  • экологические праздники и фестивали;
  • экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем; соревновательные, игры-путешествия и т. д.);
  • экологические сказки;
  • экологические тренинги;
  • инсценировки, театрализации и т. д.

Экологические наблюдения.

Их цель – сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе.

Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения. Так, в наблюдениях за растениями можно выделить следующие циклы: название (интересные сведения, связанные с названием); классификация (дерево, кустарник, травянистое растение); внешний вид, части, назначение; условия, необходимые для роста и развития; среда обитания; растение как место обитания животных; растение как пища для животных; способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека; как человек помогает растениям; правила поведения в природе.

В наблюдениях за животными целесообразно выяснить следующее: название (интересные сведения, связанные с названием); внешний вид,  особенности; классификация (насекомые, птицы, рыбы, млекопитающие); способ передвижения, приспособление конечностей к способу передвижения; способ добывания пищи, приспособление к способу добывания пищи; пища; среда обитания, приспособление к среде обитания; размножение; взаимосвязи, существующие в природе; значение в жизни человека; роль человека в жизни животных; правила поведения в природе.

Экологические знания являются основой экологического сознания, но заниматься только просвещением детей недостаточно, необходимо приобщать их к практической деятельности.

Экологические экскурсии-экспедиции.

Цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы.

Содержанием экскурсий может стать обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений.

Во время экспедиций дети могут заготовлять лекарственные травы, собирать природный материал для коллекций, исследовать растения, почву, воду в разных условиях (в том числе в неблагоприятной экологической обстановке: у дороги, вдоль забора, на пустыре и т. д.).

Объектами исследования, кроме живой природы, могут стать и объекты неживой природы: гранитные валуны, камни; песчаные осыпи; ветер и вода, их разнообразное воздействие на природу.

Для экологических экспедиций, как правило, требуется специальное снаряжение: лупа; карандаш, фломастер; несколько пластинок оргстекла; папка для гербария; коробочки; пакеты; фотоаппарат и т. д.

Экспедиции планируются в подготовительной к школе группе в рамках изучения темы «Исследование природы».

Результаты работы оформляются в виде альбомов, рисунков, коллекций.

Уроки мышления.

Усвоение зависимостей между объектами и явлениями живой природы – наиболее сложная для ребёнка-дошкольника тема. Облегчить решение этой задачи можно с помощью уроков мышления, основу которых составляют ответы на разнообразные «как?», «почему?», «отчего?» Например: «Почему у ёлки зелёные иголки?»; «Почему расцвечиваются листья?»;  «Почему белого медведя занесли в Красную книгу?»; «Чем полезен рыжий муравей?»; «Как дышит берёза?»; «Где ночуют птицы?»; «Почему муравейники окружены зарослями крапивы, чистотела, малины, шиповника?»

Не следует забывать: познавательная деятельность детей должна сочетаться с эмоциональным восприятием ими природы.

Уроки мышления можно проводить в разные режимные отрезки времени. Основным условием их проведения является интерес детей. Сочетание прогулок с увлекательным рассказом, с органичным включением художественных произведений способствует формированию у детей чувства природы.

Коллекционирование.

Это ещё один способ привлечь внимание детей к окружающему миру. Коллекционирование не должно наносить вреда природе, поэтому лучше всего собирать различные породы и минералы (гранит, кварц, слюда, известняк и т. д.).

Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах России, об их использовании («Что делают из гранита»; «Как получается стекло, железо?»;  «Что такое уголь?»; «Как он используется?»; «Как его добывают?» и т. д.).

Коллекционировать можно всё что угодно: запахи, звуки, краски природы… открытки о природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.

Уроки доброты.

Проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы. Цели: развить интерес к природе; формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь её и заботиться о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания.

Такие уроки, воздействующие на душу ребёнка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.

Длительность уроков не регламентируется (от одной до нескольких минут в зависимости от настроенности ребёнка на заданную тему).

Тематика уроков доброты: «Что значит быть добрым?»; «Когда я был добрым по отношению к природе»; «Кто может считаться заботливым?»; «Как заботиться о комнатных растениях?»; «Что такое бережливость?»; «Когда можно сказать, что ребёнок бережно относится к природе?»; «Что такое красота?»; «Чем красив цветок?»; «Красота человека»; «Гармония красок»; «Гармония звуков»; «Что значит быть ответственным?»; «Чем удивительна лягушка?»;  «Что такое страх?»; «Как ведут себя животные, испытывающие страх?»; «Когда они боятся?»; «Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»; «Как ты чувствуешь любовь своих близких?»; «Как ты проявляешь любовь к животным?»; «Любить – что это значит?»; «Украшение Земли»; «Нужны ли в жизни правила?»; «Что ты чувствуешь, когда ступаешь на землю?»; «Что ты чувствуешь, когда обнимаешь дерево?»; «Что ты чувствуешь, когда смотришь в небо?»; «Что рассказала тебе природа?» и др.

Обсуждение и проигрывание ситуаций.

Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Можно обсудить и проиграть следующие ситуации.

  • Дети нарвали большой букет ландышей. Воспитатель на них рассердился. Почему?
  • Дети принесли в живой уголок маленького и беспомощного зайчонка. Что ты скажешь им? Вырази своё отношение к их поступку.
  • Ягоды – по одной – в лесу собирать долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать?
  • Из гнезда выпал птенец. Какие действия ты предпримешь? И т. д.

3.4. Мотивация детей на отношение к природе

3.5.Этапы создания и оформления экологической тропинки.

Первый этап
                  создания и оформления экологического пространства    
       (подготовительный 2018-2019 уч.г.)

  1. Обозначение актуальности проблемы
  2. Выборы инициативной   для     создания проекта
  3. Обозначение целей, задач, содержания, перспектив, механизмов реализации, структур управления проектом.
  4. Определение объектов для экологической тропинки.
  5. Детальное обследование территории и определение мест для планируемых объектов
  6. Создание проекта
  7. Получение разрешение – ордера на производство работ.
  8.  Определение форм и методов работы на экологической тропинке.
  9. Родители и социальные партнеры

*Организация почтового ящика для внесения родителями предложений по благоустройству территории МДОУ

*Участие в составлении индивидуальных проектов групповых участков

Второй этап
                  создания и оформления экологического пространства            
             (организационный 2019-2021 уч.г.).

  1. Заключение договоров со сторонними организациями на производства работ
  2. Проведение субботников с  участием родителей
  3. Организация экологических субботников сотрудников  с целью благоустройства территории  (Трудовой десант», «Добрые дела»)
  4. Определение показателей эффективности работы с воспитанниками.
  5. Разработка методическими парами групповых совместных экологических проектов  по номинации «Лучшая игровая площадка», «Сказочный зеленый уголок», «Цветные клумбы»
  6. Создание объектов экологической тропинки

Третий этап
                  создания и оформления экологического пространства                
             (исполнительский 2021-2022уч.г.)

  1. Подбор, систематизация и апробирование методического материала на экологической тропинке
  2. Разработка тематического  перспективного плана.
  3. Фоторепортажи, видеофильмы,  акции «Добрых дел»
  4. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать их в гости;
  5. Обучение методам проектно-исследовательской деятельности.
  6. Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения).
  7. Фотографирование объектов (или рисунки) и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта).
  8. Изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир похож на цветной луг, если рядом с тобой друг

1. Рассказать детям об интересных фактах познавательного цикла. 2. Развивать речевую инициативу и самостоятельность детей в процессе общения и диалогической речи. 3. Пополнять и активизировать словарь...

«Чудо рядом с тобой. Наблюдение за черепахой»

Конспект организованной совместной образовательной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе...

Игровой модуль: «Мир похож на цветной луг, если рядом с тобой друг»

Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира детей дошкольного возраста....

Экологический проект «Чудо рядом с тобой» для детей средней группы

Экологический проект«Чудо рядом с тобой»для детей средней группы  Продолжительность: долгосрочный.      Вид: практико - оиентированный.           ...

Рядом с тобой друг!

Беседа для детей средней группы, посвященная Всероссийскому дню правовой помощи воспитанникам ДОУ....

Проект "Чудо рядом с тобой" 2 часть

Паспорт экологической тропинки (краткое описание, рекомендации)...