Буклеты, раздаточный материал для педагогов
консультация по теме

Мельникова Оксана Викторовна

Данные буклеты, памятки являются раздаточным материалом, который получают педагоги после участия в практических семинарах, тренингах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для создания условий психологически комфортного пребывания

ребенка в детском саду необходимо:

  1. Принимать каждого ребенка таким, какой он есть. Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.
  2. В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.
  3. Быть затейником и участником детских игр и забав.
  4. В затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ним, а не делать что-либо вместо него.
  5. Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

В своих отношениях с детьми постарайтесь помнить о том, что:

  1. Ребенок вам ничего не должен. Это вы должны помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным.
  2. В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего добивается ребенок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения социальных норм и правил с учетом его состояния и интересов.
  3. Запретов и требований не должно быть много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.
  4. Тихий и застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.
  5. Благополучная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от психического и физического насилия, - демагогия и опасная практика.

Очень хорошо на развитии детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью с различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор остается за ребенком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей.

Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого искренней привязанностью к нему!

Творческих Вам начинаний и успехов!!!

МКДОУ детский сад №171 «Черничка»

Рекомендации для воспитателей

«Создание условий психологически комфортного пребывания

ребенка в детском саду»

Подготовила:

педагог-психолог О. В. Мельникова

Новосибирск 2014 г.

Педагогическая копилка Психологические речевые настройки

Лучше выбрать время для произнесения настройки утром, после приема детей. Усадить в кружочек. Кроме психологической речевой настройки, на таком сборе группы:

-  можно поделиться впечатлениями детей о проведенных выходных, вечере в кругу семьи, интересном событии или впечатлении, о том, что их порадовало;

- напомнить тему дня;

- рассказать о том, какую образовательную (совместную) деятельность вы запланировали для детей;

- вспомнить правила группы;

- подвести итоги дня, поделиться впечатлениями (вечерний сбор).

Цель речевых настроек: создание положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности.

Основное предназначение: установка на хорошее настроение. Голосом и мимикой передавать доброжелательность и радость встречи. Дети должны понять - им рады и настроиться на доброжелательное взаимодействие с детьми и взрослыми.

Примерные схемы РН:

1.Сегодня я рада видеть всех вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем все вместе. Пусть он принесет нам всем радость. Давайте постараемся радовать друг друга.

2.Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны чаще улыбаться. Будем радоваться друг другу.

3.Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.

Практический инструментарий          «Живем по правилам»

Для поддержания порядка в группе предлагается вводить правила поведения, которые формулируют сами дети. Эти правила «идут» из реальной жизни, от конкретных событий, ситуаций в группе.

Они касаются разных аспектов:

- коммуникативные (регулируют взаимоотношения между детьми: если поссорился, надо помириться; помочь, если у друга что-то не получается);

- организационные (убери после игры; по лестнице надо идти друг за другом);

- коммуникативно - организационные («Я здесь играю – не убирайте» - ребенок кладет ладошку со своим именем).

Правила изображают графически (картинкой) и для краткости обозначают одним словом: «Помирись», «Помоги», «Поиграл – убери» и т. п.

Существуют определенные требования к правилу:

1)четкость, разумность, соответствие уровню развития ребенка (группы);

2)избегать частицы «не»;

3)небольшой объем;

4)взрослые придерживаются этого правила;

5)одновременно не больше 5 правил;

6)вырабатываются взрослыми совместно с ребенком (детьми);

7)правила не вступают в противоречие с важнейшими потребностями ребенка: в движении, познании;

8)согласованность действий взрослых;

9)тон взрослого - дружественно-разъяснительный;

10)если ребенок взволнован – ему не до правил, вернуться к правилам после того, как ребенок успокоится.

Технология введения и соблюдения правил:

1)правила вводятся постепенно, поэтапно;

2)предпочтительно введение в начале учебного года;

3)правила должны быть четкими, с объяснением, почему нужно делать именно так;

4)правила демонстрируются воспитателей или ребенком (проигрывание);

5)правила периодически повторяются;

6)правила иллюстрируются картинками с изображением соответствующих ситуаций;

7) напоминайте о правилах заранее, непосредственно перед той ситуацией к которой они будут относиться.

8)продумать способы и критерии оценки и самооценки, например: игра «Светофор» с последующим обсуждением на вечернем сборе.

Что делать, если правила нарушаются:

1)дать детям дополнительный шанс выполнить правило;

2)похвалить тех, кто выполнил правило;

3)оценивать поведение, а не личность ребенка;

4)проверить, не были ли вызваны нарушения самим педагогом: возможно поведение воспитателя было непоследовательным или слишком нерешительным;

5)вовлекайте менее популярных или изолированных детей в совместную деятельность.



Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы работы с родителями

Можно разделить на познавательные, информационно – аналитические, досуговые, наглядно – информационные.

Познавательные : Семинары – практикумы, родительские клубы, педагогические гостиные, родительские собрания.

Информационно – аналитические: Анкетирование, социологические опросы, « Почтовый ящик»

Досуговые: совместные досуги, праздники, участие в выставках, конкурсах, экскурсиях.

Наглядно-информационные : дни открытых дверей, родительские уголки, фотовыставки, копилка Добрых дел.

Родительские собрания нетрадиционной формы

« Педагогическая лаборатория» рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – детский сад» Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что ближе воспитатель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

« Читательская конференция» Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например собрание во 2 младшей группе кризис 3-х лет. Предлагается несколько высказываний классиков и родители комментируют как они  понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд « Копилка семейных советов»

« Аукцион» Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис трех лет. Воспитатель дает понятия – кризиса трех, совместно с родителями он анализирует как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает поделится родителям как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит  в виде игры и за каждый совет даются фишки, ( т.е. советы продаются за фишки). Советы набравшие большее количество фишек помещают на стенд « Копилка родительского опыта»

« Семинар – практикум» На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий , им может быть как воспитатель так и родители, приглашенные специалисты. Например возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини- тренинги по саморегуляции,  игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того , что бы родители при возникновении трудностей помогли своим детям.

« Душевный разговор» Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы ( в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят.Например ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, что бы глубже узнать особенность их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка                ( нестандартного).Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы , связанные с леворукостью.

« Мастер – класс» Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрание подводиться итог. Собрание имеет подготовительный этап, воспитатель предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по привитию у детей например хороших манер. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку по соблюдению правил приличия. В конце собрания подводится итог и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые  размещаются на стенда « Копилка родительского опыта»

« Ток – шоу» Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, воспитатель, можно пригласить специалистов. К примеру возьмем кризис 3х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 3х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать  следующие методы  активизации родителей.

«Мозговой штурм»  - метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Реверсионная мозговая атака, или Разнос» этот метод отличается от « мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.

«Список прилагательных и определений»  Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики         ( прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, «Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.

«Ассоциации» на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент ( что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы) Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения.Например, собрание на тему « Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.

«Коллективная запись» Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их  и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись  наиболее важных моменты по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.

«Запись на листах»  При обсуждение проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко.Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен» , каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

«Эвристические вопросы» К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них , родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.

«Мини-эксперимент» Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей ( интерес, любопытство).Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.

Идеи вовлечения родителей в программы

для детей младшего возраста

Создавайте возможности для непосредственного общения

Используйте разнообразные виды деятельности, которые создают возможности для родителей и воспитателей, и делитесь информацией друг с другом. Создавайте возможности и отводите время для дискуссий с семьями, всегда оставляя достаточно времени для вопросов родителей. Научитесь хорошо слушать.

Ниже приведены некоторые мероприятия, которые успешно используются в программах.

1.        Первые визиты в ДОУ. Перед тем, как ребенок начнет посещать группу, родители должны прийти и познакомиться с воспитателями и другими детьми и вообще познакомиться с детским садом.

2.        Вводные собрания. Вводные собрания для родителей помогают им встретиться с воспитателями и другими родителями и узнать о ежедневных мероприятиях и другую полезную информацию.

3.        Посещения на дому. Воспитатель может посетить ребенка на дому, чтобы узнать и ребенка и его семью в домашней обстановке.

4.        Когда приводить и забирать ребенка. Группа воспитателей может составить расписание так, чтобы время, когда детей приводят и забирают домой, использовалось для общения с семьями.

5.        Телефонные звонки. Телефонные звонки делаются с особых случаях, или раз в месяц всем родителям, чтобы поддерживать неформальное общение с родителями.

6.        Конференции родителей и воспитателей. Конференции – это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и дать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования индивидуализированных программ.

Используйте письменные формы общения

Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают вам встретиться с родителями лично или у вас нет телефона, поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения. В некоторых случаях бывает полезно записать информацию, чтобы быть уверенным, что другая сторона получила информацию. Постарайтесь, чтобы форма вашего общения была понятной. Ниже предлагаются некоторые формы письменного общения.

7.        Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать о программе. Брошюры могут кратко описать концепцию программы по которой работает сад и общую информацию о ДОУ.

8.        Пособие. Семьи могут обращаться к этим пособиям в течение всего года.

9.        Бюллетень. Бюллетень можно распространять раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, измененных в программе, потребности в добровольцах и другие новости.

10.        Еженедельные записки. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о любимых занятиях ребенка в саду и другую информацию.

11.        Неформальные записки. Воспитатели могут также посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке или поблагодарить семью за оказанную помощь. Семьи также могут посылать записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

12.        Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между программой и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать родителей об особых семейных событиях, таких как дни рождения, новая работа, поездки, гости.

13.        Доска объявлений. Доска объявления – это настенный дисплей, который информирует родителей о собраниях и мероприятиях, расписании на день, советы родителям и другую информацию о том, что происходит в группе и ДОУ.

14.        Информация для родителей и обучение их. Где предоставляют родителям информацию на интересующую их тему – например, о развитии ребенка. Эта работа может быть организована родителями или воспитателями.

15.        Неформальные встречи родителей и воспитателей. Некоторые мероприятия могут быть организованы с чисто социальной целью – дать возможность родителям и учителям найти время немного расслабиться и ближе познакомиться друг с другом.

16.        Использование коммунальных ресурсов. Никакая дошкольная программа не может ответить на все запросы каждой семьи, но она может помочь семьям найти ресурсы для решения экономических вопросов, проблем, связанных с трудоустройством, здоровьем, жильем, уходом за детьми, образованием и другими нуждами семей.

17.        Обмен литературой. Программы могут создать библиотечку интересных книг, статей, буклетов, видео- и аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться.



Предварительный просмотр:

Практические рекомендации

Используйте навыки позитивной коммуникации

• Старайтесь больше слушать родителей, а не задавать им вопросы и давать советы.

• Регулярно предоставляйте родителям письменную и устную информацию о прогрессе их детей.

• Применяйте индивидуальные подходы при выборе способов обмена информацией с семьями детей.

• Назначайте встречи с родителями в удобное для них время и в удобном месте.

• При общении с родителями, говорите понятным им языком.

• Дайте родителям понять, что вы готовы обсуждать широкий круг проблем, касающихся их семьи.

• Реагируйте на предложения, идеи и просьбы родителей в позитивном ключе и своевременно.

• Используйте навыки решения проблем при принятии вместе с родителями решений, касающихся их детей и их самих.

Создавайте родителям условия для самостоятельного выбора и принятия решений

• Помогите родителям сформулировать, чего они хотят для своих детей и для себя самих, а затем вместе составьте список задач, продиктованных родителями.

• При планировании и работе относитесь к родителям как к специалистам, знающим все о своих детях.

• Сотрудничайте с родителями в выборе методов вмешательства на ранней стадии, позволяйте родителям самостоятельно выбирать варианты, наиболее отвечающие их потребностям и имеющимся в наличии ресурсам.

• Выясняйте мнение родителей относительно необходимости внесения изменений в распорядок работы детского учреждения или группы.

• Предоставляйте родителям возможность выбора в отношении своего участия в педагогическом процессе: где и когда.

• Включайте родителей в состав комитетов и попечительских советов, чтобы они могли участвовать в принятии решений, касающихся работы детского учреждения и реализации воспитательно-образовательного процесса.

• Регулярно интересуйтесь мнением родителей относительно воспитательно-образовательного процесса и необходимости внесения в него изменений.

Подчеркивайте позитивные аспекты и сильные стороны ребенка и его семьи и опирайтесь на них в своей работе

• Сообщайте родителям о сильных сторонах, достижениях ребенка и позитивных аспектах работы с ним: это можно делать во время личных бесед, в записках, направляемых домой вместе с ребенком, в телефонных разговорах и т.п.

• Получайте от родителей информацию относительно долгосрочных целей, которые они ставят, и надежд, которые они связывают со своим ребенком и со всей семьей.

• Благодарите родителей за тот уникальный вклад, который они вносят в воспитание и обучение своего ребенка.

• Попросите родителей сформулировать цели развития ребенка в тех областях, где он особенно силен, и предложить методы их достижения. Учитывайте эти методы при составлении вашего плана работы с ребенком.

• Помогите родителям осознать, что они способны изменить жизнь своего ребенка к лучшему.

Цените и уважайте различия, существующие между семьями, и уникальность каждой семьи

• Задавайте родителям вопросы и сообщайте информацию таким языком, который понятен для них. Готовьте публикации, понятные широкой аудитории.

• Продемонстрируйте родителем свое уважение и приятие их мнения и их чувств, даже если они не совпадают с вашими собственными.

• Выработайте понимание культуры и системы ценностей, существующих в семьях. Можете ли вы принять их систему ценностей, даже если она противоречит вашей?

Придавайте дружеский и открытый характер партнерству семьи и детского учреждения

• Предоставляйте всем членам семьи возможность принимать активное участие в работе группы. Постарайтесь добиться, чтобы родители чувствовали себя в группе комфортно.

• Предоставляйте родителям возможность участвовать в воспитательно-образовательном процессе.

• Используйте такие формы привлечения родителей к участию в процессе обучения их детей, которые позволяют им чувствовать себя комфортно и непринужденно.

• Работайте совместно с семьями над совершенствованием правил, и принципов, принятых в детском учреждении.

• Дайте родителям почувствовать себя желанными гостями в ДОУ в любое время.

• Помогайте родителям воспользоваться услугами других социальных служб, в которых у них может быть потребность.

Этапы разворачивания

сотрудничества ДОУ и семьи.

  1. Диагностический.
  2. Мотивационный.

3.Основной (деятельностный, практический).

4.Контрольно-оценочный (рефлексивно-диагностический).

Показатели качества взаимоотношений воспитателей и родителей:

Родители и воспитатели рассматривают эти взаимоотношения как совместное сотрудничество.

И родители, и воспитатели предоставляют друг другу информацию о ребенке.

В саду всегда рады родителям. Они могут участвовать в воспитательно-образовательном процессе.

Родителям общаются и помогают друг с другу, организована система поддержки.

Ежедневные записи о ребенке каждый день просматриваются родителями, родители задают вопросы, уточняют.

Данные о развитии ребенка, его достижениях есть как у родителей, так и у воспитателей.

Родителям оказывается поддержка в их воспитательской роли.

МКДОУ детский сад № 171 «Черничка»

«Секреты превращения «трудного» родителя в доброго помощника» (Эффективное общение и взаимодействие с родителями)

Подготовила: педагог-психолог

О. В. Мельникова

Новосибирск 2014год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изображение грузовика с частью раздаточного материала

Изображение грузовика с    образцами  раздаточных  карточек, на которых изображены предметы , в названии которых есть дифференцируемые звуки....

Мастерская педагога (разработка дидактического и раздаточного материала)

Мастерская воспитателя Шляпиной Т.А.(разработка дидактического материала, раздаточного материала и др.)...

Раздаточный материал "Буклет вода"

Вода – это самое распространенное и удивительное вещество в природе! Я и туча и туман, Я ручей и океан, Я летаю и бегу, И стеклянной быть могу. Вода есть везде – и под землёй, и на земле, ...

Раздаточный материал для работы педагогам и родителям по обучению грамоте дошкольников.

Задачи: учить детей соотносить звук и букву; развивать умение дошкольников выделять гласные звуки, различать твердые и мягкие согласные звуки; активизировать интерес детей к звукам; обогащат...