ДОКЛАД На тему: «Новые формы работы с родителями».
материал на тему

Сидорова Светлана Владимировна

Как взаимодействовать педагогу с семьей воспитанников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu-novye_formy_raboty_s_roditelyami.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Северное окружное управление образования

ГБОУ гимназия №1409 СП «Гармония»

ДОКЛАД

На тему: «Новые формы работы с родителями».

                                                                     

 Подготовила и провела: Сидорова С.В.

                                                                   Воспитатель высшей категории.

 

Москва

2013г.

Взаимодействие «педагог – семья»

Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система не может быть в полной мере эффективна, если в этой системе нет места семье. Ребенок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух несообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Я считаю, что эти две значимые для ребенка системы должны стать открытыми. Это не означает, что дома должны быть созданы условия как в детском саду, а детский сад решать проблемы семьи. Главной должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания между педагогом и родителями. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию всех творческих и человеческих возможностей ребенка.

Сделать каждую встречу с родителями познавательной и интересной, оказать им практическую помощь в решении педагогических проблем, обобщить лучший семейный опыт позволили следующие мероприятия:

- Посещение семей дошкольников, особенно актуально при

  формировании младшей группы. Первый визит в семью, особенно если

  ребенок еще не ходит в детский сад, - ответный момент, часто он

  определяет, будут ли родители доверять воспитателю, прислушиваться

  к его советам, наладится у них контакт и взаимопонимание. Это далеко

  не простой шаг и для воспитателя и для родителей, но сделать его

  необходимо в первую очередь ради ребенка.

-«Дни открытых дверей» - не только средство удовлетворения

  естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это

  прежде всего, способ познакомить родителей с условиями,

  содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной

  работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей

  поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании

  ребенка. Знакомство с организацией педагогического процесса, с

  приемами работы воспитателя, его манерой общения с детьми может

  многому научить родителей.

- С целью побывать в дошкольном учреждении не только в специально

  отведенные для этого дни проводятся дежурства. Дежурных родителей

  привлекают к участию в экскурсиях и прогулках с детьми за пределами

  детского сада, в проведении досугов и развлечений.

Количество дежурств в течение недели, месяца, года может устанавливаться по усмотрению руководства детского сада и родительского комитета, а также в зависимости от возможностей самих родителей.

В ходе дежурства родители не должны вмешиваться в педагогический процесс. Свои соображения или замечания они могут высказать воспитателю, заведующему, а позже записать в специальную тетрадь.

- Создание библиотеки для родителей – обогащение и пополнение знаний

  родителей в вопросах педагогики и психологии. Знакомство с задачами

  нравственного воспитания, которое оказывает на личность особое

  влияние и становится тем важнейшим фактором, который

  активизирует и физическое, и умственное, и эстетическое развитие.

  Обеспечить родителей литературной для самообразования.

- Родительское собрание в форме дискуссий – круглый стол. Мне она

  более близка, особенность ее состоит в том, что участники

  обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии

  каждого. В работе с родителями следует выбирать не назидательную

  позицию, а сотрудничество, совместное решение проблем, самоанализ.

  Организуя дискуссию, ориентирую участников на внимательное,

  непредвзятое отношение к различным мнениям, фактам и тем самым

  формирую у родителей опыт конструктивного участия в обмене

  мнениями, суждениями. Освоение моделей общения, включающих

  дискуссию, неизбежно связано с работой над изменением собственной

  личности в сторону дискуссионной культуры, которой так недостает в

  окружающем нас мире.

-«Родительская почта» - письменные обращения родителей. Можно

  предложить несколько таких ящиков для оперативного сбора

  информации: «Почта родительского гнева», «Почта родительского

  недоверия», «Почта анонимных обращений родителей», «Адресная

  почта» (вопросы родителей к конкретным специалистам), «Родители

  недоумевают, почему…» и т.д. Важным в персонализации почты

  становятся действенность тематики обращений родителей (название

  почты должны стимулировать), ответная реакция воспитателя и

  администрации (ее адекватность, оперативность, доступность и

  гласность). ДОУ демонстрирует свою заинтересованность, деятельную

  и действенную активность, а родители – готовность решать проблемы

  своих детей с помощью детского сада для полноценного пребывания

  ребенка в нем. Собранная информация из «почтовых ящиков» дает мне

  возможность дальнейшего планирования родительских собраний на

  актуальные темы.

- Создание рукописных книг, альбомов. В моей практике существует

  давняя традиция, я создаю альбом «Наша дружная семья» - в нем с

  помощью фотографий отражаются все режимные моменты нашей

  группы. Этот альбом ведется с младшей по подготовительную группу, а

  к выпуску детей из детского сада расформировывается в маленькие

  фотоальбомы – подарки для выпускников. На протяжении четырех лет

  родители не только слышат, но и имеют возможность видеть, чем

  занимаются их дети в детском саду. Альбом пользуется огромной

  популярностью.

Так же совместно с родителями создан альбом «Я и моя семья» - фотографии состава семьи каждого воспитанника. Альбом создан для социального развития личности дошкольника, развития его речи, ознакомление с окружающей действительностью. В продолжение темы идет активный сбор информации на новую тематику: «Семейные традиции» для более глубокого изучения семей воспитанников.

- В 2008-2009 учебном году был образован родительский клуб по

  интересам. Основной целью клуба стало педагогическое просвещение

  родителей и вовлечение их в образовательно-воспитательный процесс.

  Целый год клуб работал по теме: «Все работы хороши, выбирай  на

  вкус». Воспитатель совместно с родителями проводил познавательные

  занятия на заданную тему. Альбом «Профессия моих родителей» был

  создан при совместном творчестве родителей и детей. Работы из этого

  альбома принимали участие в городской выставке и получили

  награды. Совместно с родителями я планирую на 2009-2010 учебный

  год следующую тематику работы клуба «Традиции в моей семье» -

  обмен опытом. Побуждением для более глубокого изучения этой темы

  стала следующая наша традиция – празднование Дня Рождения.

  Праздник своего ребенка может стать праздником и для других детей,

  но об этом должны позаботится взрослые. Они готовят рассказ о

  ребенке, о себе, о дедушках и бабушках, приносят фотографии – все это

  делается вместе со своим ребенком и для всех детей группы.

- Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания

  позволяют папки-передвижки. Обычно в них подбирается

  тематический материал и иллюстрациями и практическими

  рекомендациями; но систематически пополняется, иллюстрации

  заменяются новыми. Содержание папок периодически просматривает

  заведующая или воспитатель-методист.

Праздники - особая, любимая часть нашей общей жизнедеятельности. Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения:

  • Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
  • Помощь в разработке сценария;
  • Поиск литературного материала;
  • Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй;
  • Придумывание «капустников» рассчитанных на детей и взрослых;
  • Подготовка отдельных номеров;
  • Пошив в оформлении помещения;
  • Помощь в изготовлении сюрприза и подарков;
  • Подготовка праздничного стола;

Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, родителей и детей, родителей и воспитателей; родителей – детей – воспитателей; устраняет отчужденность, вселяет уверенность, решает многие проблемы.

Есть еще одна большая ценность в праздниках: они позволяют взрослым «доиграть» свое детство, в игре стать «равны» ребенку.

Не все родители приходили в наш клуб, не все участвовали в праздниках, воскресниках, экскурсиях. И это неудивительно, ведь все мы разные, с разными отношениями, пониманием, с разными эмоциями и взглядами. Но мы чувствовали: наша работа с целью наладить взаимодействие с родителями приносит результаты. В частности, влияет на тех, кто раньше оставался безразличным к проблеме «ребенок и детский сад».

Взаимопонимание редко возникает сразу. Это длительный процесс, требующий терпеливого терпения, неуклонного следования выбранной цели. На этом пути надо удержаться от всплесков эмоций, разочарований. Надо представлять себя сеятелем, который часто не знает, где прорастает его зерно и каким будет урожай, но он неуклонно сеет, потому что не сеять нельзя. Так и в деле установления взаимопонимания и взаимодействия с родителями: если мы постоянны, неуклонны, терпимы и доброжелательны, то результат – будьте уверены! – обязательно будет.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОИСК НОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ

В данной статье автор делится опытом работы с родителями, предлагая новые современные  формы взаимодействия с семьями воспитанников....

Презентация "Новые формы работы с родителями воспитанников"

Презентация на тему - "Новые формы работы с родителями воспитанников"...

Использование новых форм работы с родителями

«От того, как прошло детство, кто вёлребенка за руку в детские годы, что вошлов его разум и сердце из окружающего мира –от этого в решающей степени зависит, какимчеловеком станет сегодняшний малыш»./В...

Новые формы работы с родителями.

Новые формы работы с родителями. Группа в Контактах «Радуга в твоих руках».Я работаю с малышами 2-3 лет. Группа моя называется «Радуга». Поскольку в мою группу приходят в первый раз не только дети, но...

Из опыта работы "Новые формы работы с родителями в рамках нравственно-патриотического воспитания"

Материал имеет следующую направленность: работа с родителями воспитанников в родительской группе "Родничок" по вопросам нравственно-патриотического воспитания. Содержит перспективное планиро...