Педагогический проект "Фольклорный фестиваль"
проект на тему

Костарева Наталья Васильевна

Данный материал позволяет познакомить детей дошкольного возраста с русским народным фольклором, используя метод проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Фольклорный фестиваль29.08 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклорный фестиваль

Тип:  Педагогический  (культурно-ценностный).

Участники: Дети средней, старшей, подготовительной групп ДОУ (43 ребёнка), педагоги ДОУ, родители воспитанников.

Целевая группа проекта: Дети средней, старшей, подготовительной групп ДОУ (43 ребёнка).

Время и место проведения: МБДОУ «Детский сад № 14» г. Оса, ноябрь 2013г.

Основания для разработки:

  Поиск новых форм и методов коррекционного обучения, необходимость повышения внимания к развитию личности ребёнка – актуальные задачи для специалистов нашего ДОУ. Наряду с поиском современных моделей воспитания необходимо возрождать такие образцы народной мудрости, как фольклор. Фольклор является знаковым феноменом национальной духовной культуры, имеющим глубокие исторические корни. Он обладает свойством быть и устойчивым, и изменяющимся в пространстве и во времени, сохраняет незапамятную древность и вместе с тем впитывает новые явления, обусловленные жизненными реалиями. В фольклоре заложена мудрость многих поколений народов, а значит, он является универсальным средством педагогического воздействия на детей, побуждающим и одновременно исключающим принуждение, хорошо приспособленным к чувственной натуре ребенка, инструментом умственного развития и нравственного воспитания детей.         Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью  можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.

         Актуальность  данного проекта определяется той огромной ролью, которую играют малые фольклорные жанры в развитии речи ребенка. Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.

Цель: Развитие речи, расширение словарного запаса, осуществление патриотического воспитания детей дошкольного возраста малыми формами русского народного фольклора.

Задачи:

Для детей:

  • Показать красоту русского языка через устное народное творчество.
  • Привлекать внимание детей к малым формам русского народного творчества.
  • Развивать умение чувствовать красоту и выразительность  фольклора.
  • Пополнить литературный багаж детей малыми формами народного фольклора.
  • Развивать слуховое, зрительное восприятие и внимание.
  • Развивать коммуникативные и творческие способности.
  • Развивать свойства памяти, способствовать длительному хранению информации.
  • Развивать связное высказывание, связную речь.
  • Воспитывать патриотические чувства к родному языку, родной культуре.

Для родителей:

  • Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях.
  • Помочь родителям понять, какое влияние оказывает фольклор на развитие детей.  

Для педагогов:

  • Повышать теоретический уровень по теме проекта.
  • Совершенствовать собственную деятельность  по использованию устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни.
  • Создать условия для воспитания и обучения детей по теме проекта.

План реализации проекта

Мероприятия

Дата

Ответственный

педагоги

1.

Консультация «Загадка как средство развития речевой активности для детей ЗПР».

29.10.13г.

Костарева Н.В.

2.

Знакомство с планом работы по проекту.

05.11.13г.

Костарева Н.В.

3.

Мастер – класс «Куклы – обереги»

12.11.13г.

Толстикова Л.Н.

4.

Семинар – практикум «Работа со скороговоркой»

19.11.13г.

Хлебникова Н.А.

5.

Педсовет «Обогащение  словаря дошкольников средствами малых форм устного народного творчества».

В рамках подготовки к педсовету с 18 по 22 ноября проводится тематический контроль: «Использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни»

Цель: выявление педагогических проблем в осуществлении патриотического воспитания детей, совершенствование работы педагогов по использованию устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни.

                                                       

Вопросы контроля        

Содержание         

Методика изучения

Диагностика знаний, умений, навыков и уровня развития детей        

- знание и применение устного народного творчества в повседневной жизни (считалки, потешки, прибаутки)

- употребление детьми потешек, пословиц, поговорок, загадок в свободной  и театрализованной деятельности.        

  • Беседа
  • Наблюдение

Уровень профессионального мастерства  педагогов        

Просмотр совместной деятельности (НОД, режимных моментах.

Карта анализа

Планирование работы с детьми        

- наличие системы в планировании работы по разделу «Речь и речевое общение», «Ознакомление с художественной литературой»;

- планирование  работы с родителями в годовом плане.

Карта анализа календарных планов

Создание условий для воспитания и обучения детей         

- содержание книжного уголка в группах;

- пополнение библиотеки детского сада и книжных уголков в группах книгами на народную тематику: мифы, сказания , былины, сказки…;

- наличие дидактических игр по приобщению детей к истокам народной культуры;

- наличие картотек народных игр в методическом кабинете и в группах

Карта анализа уголка книги

Работа с родителями        

- информация в родительских уголках по данной теме

- привлечение родителей к участию в праздниках и досугах с использованием фольклора,

- проведение консультаций для родителей.

  • Беседа
  • Смотр родительских уголков
  • Анкетирование
  • Изучение плана работы с родителями

Методический кабинет

- наличие методического обеспечения

аналитическая справка

        

03.12.13г.

Неверова Н.И.

6.

Информация в родительские уголки:

Средняя групп «Влияние потешек на развитие детей среднего возраста»

Старшая группа «Возрождение русских традиций»

Подготовительная группа «Фольклор в жизни дошкольников»

  • Выставка методической литературы.
  • Участие в выставке «Народные промыслы»

В течение месяца

18-20 ноября

Воспитатели групп

Неверова Н.И.

Мутаева Г.А.

Ажгихина С.В.

        

                                                                                                                дети

утро

Познавательное мероприятие «История колыбельки»

25.11.13г.

Загорская С. Л.

вечер

Вечер любимой сказки

Воспитатели возрастных групп

утро

Развлечение по ИЗО.

26.11.13г.

Корнилова Я.В.

вечер

Инсценировка сказки «Смоляной бычок» дети подготовительной группы

Карсакова Н.П.

утро

Народный праздник «Посиделки» старшая, средняя группа

27 ноября

Михайлова Н.А.

вечер

Мастер – класс «Изготовление куклы – пеленашки» - старший дошкольный возраст

Толстикова Л.Н.

утро

Народный праздник «Ярмарка»

28 ноября

Михайлова Н.А.

вечер

Встреча с детским ансамблем народной песни «Потешки»

Встреча со школьниками 7 «В» СОШ № 2

Костарева Н. В., ст. воспитатель

утро

экскурсия в ЦНК и молодежи  - Выставочная комната - горница

29 ноября

Костарева Н. В., ст. воспитатель

вечер

Развлечение «В гостях у бабушки Загадушки»

 Костарева Н.В.

6.

продуктивная деятельность - самодельные книжки:

  • средняя группа – потешки.
  • старшая группа – скороговорки.
  • подготовительная группа – загадки.

В течение месяца

Воспитатели групп

7.

Оформление выставок:

  • Детских работ «Народные промыслы».
  • Книг па фольклору в группах.

18 – 22 ноября

Корнилова Я.В.

Воспитатели групп

родители

1.

Праздник «День матери»

  • Мастер – класс «Домовёнок»

21.11.13г.

Михайлова Н.А.

Костарева Н.В.

2.

Выполнение творческого задания  совместно с детьми « Иллюстрация к любимым…

  • Средняя группа – потешкам.
  • Старшая группа – скороговоркам.
  • Подготовительная группа – загадкам.

В течение месяца

Воспитатели групп

4.

В течение месяца

Воспитатели групп

5.

 Выставка «Рукодельниа»

20 ноября

Воспитатели возрастных групп

социум

1.

Экскурсия в центр народной культуры – экспозиция горницы.

29 ноября

Костарева Н. В., ст. воспитатель

2.

Выступление  детского ансамбля народной песни «Потешки».

28 ноября

Костарева Н. В., ст. воспитатель

3.

Посещение кружка «Керамика», ДЦНТ «Росток» - изготовление поделок из глины.

28-29 ноября

Воспитатели ст. и под. групп.

4.

Организация акции «Подари детям сказку» учащимися 7»В» класса СОШ №2.

28 ноября

Костарева Н.В.

6.

Участие в муниципальном конкурсе «Родная природа»

Корнилова Я.В.

Ожидаемый результат:

Краткосрочный результат:

  • В каждой возрастной группе оформлена полочка «Любования», где выставлены поделки народного творчества, сделанные руками детей и их родителей.
  • Созданы совместно дети – родители – педагоги самодельные иллюстрированные книги по малым формам фольклора.

Долгосрочные результаты:

  1. У детей сформируется устойчивый интерес к русскому народному творчеству.
  2. Повысится уровень речевого развития детей в результате активного использования малых форм фольклора.
  3. Словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
  4. У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора для развития  детей.
  5. У педагогов повысился теоретический уровень по теме проекта.
  6. Установлена связь с социумом.

Дальнейшее развитие проекта:

  • Распространение опыта работы на конференциях, в публикациях, в СМИ, интернет-сайтах.
  • Сотрудничество с ЦНК и молодёжи – цикл занятий «В горнице».

Трансляция проекта:

  • Отчёт о реализации проекта на педагогическом совете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2.6. Выступление в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях.

Выступление в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях....

2.6. Выступление в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях.

Выступление в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях....

2.6. Выступление в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях.

Выступление в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях....

2.6. Выступление в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях.

Выступление в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях....

2.7.Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях

Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях...

2.6. Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях.

№Название мероприятийРезультатДата выдачиПодтверждающий документ1Межрегиональный НПК "Реализация ФГОС общего и профессионального образования: проблемы, поиски, решения"Активное участие12-13 ...

6. Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях.

Муниципальный уровень№ТемаРезультатПодтверждающий документПриказ1в педагогическом педчтении среди ДОУ кожууна "Новые модели обучения в условиях сельской школы"участие в работеГрамота,2014г-2...