Семинар-практикум: «Создание психологического климата в дошкольном образовательном учреждении как основы благополучия и здоровья детей».
материал на тему

Вершинина Яна Сергеевна

Семинар направлен на повышение психолого-педагогической компетентности в области создания психологического климата в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум: «Создание психологического климата в дошкольном образовательном учреждении как основы благополучия и здоровья детей».

Цель – повышение психолого-педагогической компетентности в области создания психологического климата в ДОУ.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с понятием, видами и составляющими  в группе социально-психологического климата.
  2. Способствовать эффективному применению средств, влияющих на психологический климат в группе.

План проведения семинара.

 

  1. Социально-психологический климат в ДОУ: понятие, виды. Создание психологического климата в группе.
  2. Средства, влияющие на климат и атмосферу в группе.
  3. Влияние традиций на психологический климат в группе.
  4. Практические рекомендации: игры для детей, способствующие снятию психоэмоционального напряжения; упражнения для саморегуляции эмоционального состояния педагогов.

  1. Социально-психологический климат в ДОУ: понятие, виды. Создание психологического климата в группе.

Создание психологического климата в дошкольном образовательном учреждении является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми.

Исследователи отмечают, что психологический климат выступает условием, обеспечивающим не только гармоничное развитие личности, но и гарантом сохранения здоровья.

Что же такое психологический климат и как его создать?

Социально-психологический климат – обычно определяется как психологический настрой – в нем соединяются настроения членов группы, их переживания, волнения, отношения друг к другу и окружающим событиям.

Социально-психологический климат (психол.словарь) – качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой доброжелательности, раскрепощения, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфортные условия для творческой работы, раскрывает потенциальные возможности личности. При таком климате дети достигают высоких качественных результатов без жесткого контроля со стороны воспитателя. Каждый из детей при таком климате защищен, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Воспитатель в таком случае не является источником угрозы, отношение к нему устанавливается как к члену группы, за ним признается право принятия значимых для группы решений. Дети в группе с благоприятным климатом выражают уверенность в себе, поскольку каждый чувствует себя принятым, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения. Поддерживать такую систему отношений воспитателю необходимо ежедневно.

Неблагоприятный психологический климат препятствует личностному развитию, создает у ребенка состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния. В отношениях друг к другу в такой группе преобладает индивидуализм, настороженность, постоянное состояние обороны, ожидание посягательства на личность, неуверенность и равнодушие. К деятельности, предлагаемой воспитателем, в такой группе приступают неохотно, присутствует апатия, члены группы предпочитают шаблонные решения в процессе выполнения, и, как правило, дети демонстрируют низкое качество работы.

В группе с неблагоприятным климатом ребенок чувствует отчужденность от общих дел, избегает общения, ведет себя настороженно по отношению к другим, и часто – агрессивно. К воспитателю отношение складывается как к администратору, являющемуся источником постоянной угрозы, отсюда – сопротивление и настороженность, сомнения в его праве принимать значимые решения. Ребенок в группе с неблагоприятным климатом испытывает неуверенность в своих силах, скован и зажат, нерешителен, закомплексован.

Таким образом, климат в группе дошкольного образовательного учреждения складывается из совокупности социально- психологических отношений её участников, симпатий и антипатий, ценностных ориентаций.

Формирование климата заключается в постоянном создании и возобновлении атмосферы, благоприятной для воспитания детей.

Под атмосферой принято понимать окружающие условия, обстановку, которые периодически изменяются или имеют относительно постоянный характер.

Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.

Атмосфера в группе детского сада определяется:

  1. Отношениями между воспитателем и детьми;
  2. Отношениями между самими детьми;
  3. Отношениями между воспитателями;
  4. Отношениями между воспитателями и родителями.

Воссоздавая благоприятную, атмосферу, педагог в итоге формирует климат, а климат, как устойчивая система отношений, в свою очередь, определяет и меру благоприятности атмосферы.

Атмосфера и климат теснейшим образом связаны друг с другом: изменения в атмосфере сказываются на изменении климата.

Таким образом, психологический климат всегда зависит от созданной в данное время атмосферы.

  1. Средства, влияющие на климат и атмосферу в группе.

Наличие благоприятного климата в коллективе обеспечивает ребенку не только защищенность и психологический комфорт, но и возможность продуктивной, качественной работы и творчества.  Поэтому важно выделить и использовать средства влияющие на климат и на создание творческой атмосферы.

Л.Г.Федоренко, Н.Е.Щуркова к ним относят:

  • Материальные, бытовые условия (внешний вид помещения, его цветовое оформление, освещение, запах, фон (шумовой, музыкальный);
  • Четкость организации деятельности;
  • Направленность деятельности коллектива, единство требований, перспективы коллектива;
  • Эстетика условий жизни;
  • Стиль взаимоотношений, произведения материальной и духовной культуры;
  • Специальные средства, рассчитанные на корректировку психологической атмосферы: педагогические ситуации, игры, приемы психической саморегуляции.

Средства педагогического воздействия и взаимодействия с детьми:

  • Особенности педагогической техники: мимика, пластика (жесты, позы), интонации, темпоритм, такесика (прикосновение), праксемика (положение в пространстве);
  • Владение воспитателем педагогической технологией как искусством взаимодействия с детьми;
  • Личностные характеристики воспитателя и ребенка.

Отечественные и зарубежные исследователи рекомендуют использовать специальный набор приемов:

  • «позитивные настрои»;
  • Психологические упражнения (игры) для обучения самоанализу;
  • Игры – контакты;
  • Изменение обстановки в помещении.

Одним из эффективных средств создания психологического климата является музыка, которая подбирается специально для различных видов деятельности.

Для лиц с «сильной» и «слабой» нервной системой влияние приятной и неприятной музыки оказывается одинаковым: приятная – улучшает, неприятная – ухудшает деятельность.

При утомлении и нервном истощении. «Полонез» Огинского

При угнетенном меланхолическом настроении. «Аве Мария» Шуберта.

При выраженной раздражимости. «Сентиментальный вальс» Чайковского.

При снижении сосредоточенности внимания. «Времена года» П.Чайковского.

Расслабляющее действие романс Д.Шостаковича.

Тонизирующее воздействие. «Шербурские зонтики». Леграна.

Средства влияния на психологический климат:

  • Демонстрация доброжелательности;
  • Знаки внимания;
  • Дизайн;
  • Интерьер;
  • Разнообразные занимательные формы работы;
  • Элементы природы;
  • Речевые, пластические и мимические средства.

Самым важным критерием оценки психологического климата является самочувствие учащегося, поэтому реальное состояние климата в коллективе как в зеркале отражается.

В отношении ребенка к самому себе:

  • если климат благоприятный, то ребенок реализует свое индивидуальное «Я».
  • Если климат неблагоприятный ребенок замыкается.

В отношении к событию, к деятельности.

  • Неудачно выполненная работа вызывает сочувствие, огорчение, стремление помочь.
  • Вызывает насмешку или безразличие.

В умении ребенка сопрягать свои интересы с интересами коллектива, что отражает его отношение к обществу.    

Самым важным критерием оценки психологического климата является самочувствие учащегося, поэтому реальное состояние климата в коллективе как в зеркале отражается.

В отношении ребенка к самому себе:

  • если климат благоприятный, то ребенок реализует свое индивидуальное «Я».
  • Если климат неблагоприятный ребенок замыкается.

В отношении к событию, к деятельности.

  • Неудачно выполненная работа вызывает сочувствие, огорчение, стремление помочь.
  • Вызывает насмешку или безразличие.

В умении ребенка сопрягать свои интересы с интересами коллектива, что отражает его отношение к обществу.

Технология создания психологического климата.

  • Установление личных контактов.
  • Подбадривающее, одобрительное отношение во время работы.
  • Этическое благородное поведение, заключающееся в бескорыстной помощи, открытости и радости за другого ребенка.
  • Предупреждение возможных неудач в процессе и результате работы.
  • Применение художественного аудиовизуального ряда.
  • Привнесение элемента новизны за счет использования разнообразных средств.
  1. Влияние традиций на психологический климат в группе.

Большое значение для поддержания психологического климата имеют традиции. Они устанавливают и закрепляют определенный порядок поведения и отношения, который поддерживается, сохраняется  передается в рамках ДОУ, группы. Через традицию воспитатель оказывает опосредованное влияние на формирование идей, взглядов, вкусов, образа действий детей и т.д.

Какие же могут быть групповые традиции?

Ежедневные традиции:

  1. Традиция каждое утро начинать с помощью общего приветствия. Например,

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, матушка земля,

Здравствуйте, мои друзья!

После общего приветствия необходимо выяснить, кто из детей отсутствует. Если ребенок болен, то позвонить ему или написать коллективное письмо с пожеланиями быстрого выздоровления.

  1. Традиция подведения итогов дня. В конце дня дети совместно с педагогом мысленно возвращаются к прожитому дню и складывают хорошие поступки в копилку добрых дел.
  2. Традиция преподнесения всем детям регулярных подарков в виде различных, привлекательных для них предметов.

Еженедельные традиции:

  1. Традиция открытия предстоящей недели. Каждая новая неделя начинается «Утром радостных встреч».

Цель проведения:

-снятие эмоционального напряжения у детей при переходе от дней отдыха и пребывания в семье к обстановке детского сада;

-развитие эмоциональной сферы детей и взрослых, рефлексии, раскрытие потенциальных возможностей детей.

Технологические этапы:

  1. Подготовительный. В пятницу, прощаясь с детьми, педагог делится своими планами на выходные дни,  выражает радость по поводу того, что  и дети родители проведут эти дни вместе. Воспитатель обращает внимание на то, что он будет скучать без них в выходные, и с радостью будет ждать встречи в понедельник.
  2. Когда соберутся все дети в понедельник, произносится коллективное приветствие. Например, Чтобы солнце нам сияло,

    Чтобы горя мы не знали,

    Все мы за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся.

  1. Проводится «Минутка радостных воспоминаний». Детям предлагается вспомнить радостные события, которые они пережили в выходные дни. Воспитатель делиться своими воспоминаниями о выходном.
  2. Педагог организует совместные игры и этюды с детьми. Например, «Возьми себя в руки», «Врасти в землю», «Ты – лев», «Заряд бодрости» и т.п.
  3. Музыкальная встреча детей:

- прослушивание нового музыкального произведения;

- разучивание нового хоровода;

- внесение нового музыкального инструмента и включение его в мини оркестр.

6) Воспитатель рассказывает о том, что нового и интересного ожидает  детей на этой неделе.

7) Завершается утро «Сюрпризным моментом». Сюрпризным моментом может стать:

- встреча детей со сказочным героем;

- сценка из кукольного театра;

- встреча детей воспитателем, одетым в костюм какого-либо героя;

- получение посылки, которую приносит «необычный житель» группы.

Соблюдение традиций не должно явиться самоцелью в деятельности ДОУ. Они должны ограниченно войти в жизнедеятельность детского сада и позволить:

- каждому ребенку почувствовать свою значимость и необходимость в детском коллективе;

- понять свою самоценность;

- обрести уверенность в том, что он любим сам по себе, его всегда рады видеть как воспитатели, так и дети.

Результатом создания в ДОУ благоприятного психологического климата может явиться: установление гуманных отношений между взрослыми и детьми; освоение механизма партнерства и сотрудничества детьми, воспитателями, родителями; освоение детьми и взрослыми умений решать конфликты не с позиции силы, а позиции разума и убеждения.

  1. Практические рекомендации: игры для детей, способствующие снятию психоэмоционального напряжения; упражнения для саморегуляции эмоционального состояния педагогов.

Игра «Тух-тиби-дух».

Цель – снятие негативных эмоций и восстановление сил у детей.

Ход игры: «Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему,  необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами». В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Упражнение «Настроение».

Цель: стабилизация эмоционального состояния педагогов.

Оборудование: листы бумаги, наборы цветных карандашей на каждого участника.

Сядьте за стол и возьмите цветные карандаши или фломастеры. Перед вами чистый лист бумаги. Нарисуйте абстрактный сюжет — линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Представьте, что вы переносите свое беспокойство и тревогу на бумагу, стараясь «выплеснуть» его полностью, до конца. Рисуйте до тех пор, пока не заполнится все пространство листа, и вы не почувствуете успокоение. Ваше время сейчас не ограничено: рисуете столько, сколько вам нужно.

Затем переверните лист и напишите несколько слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы ваши слова возникали свободно, без специального контроля с вашей стороны.

После того как вы нарисовали свое настроение и переложили его в слова, с удовольствием, эмоционально разорвите листок и бросьте его в урну. Все! Теперь вы избавились от своего напряженного состояния! Ваше напряжение перешло в рисунок и уже исчезло, как исчез этот неприятный для вас рисунок.

Рефлексия: Какие ощущения от выполнения этого упражнения?

Были ли трудности при выполнении? Легко ли было охарактеризовать свое настроение? Помогло ли вам это упражнение избавиться от напряжения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема здорового образа жизни педагогов дошкольного образовательного учреждение и влияние его на здоровье детей

Реализация важнейших положений концепций, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых эффективных здоровьесберегающих технологий, которые используются в современных до...

Система работы дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес ...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.

В краткой презентации "Основные направления работы дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО"  представлена характеристика основно...

Семинар – практикум для воспитателей «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»

Представляю Вашему вниманию семинар-практикум по организации проектной деятельности в ДОУ...

Семинар-практикум Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения...

Создание психологического климата в дошкольном образовательном учреждении как основы благополучия и здоровья детей

Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой доброжелательности, раскрепощения, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфортные условия для творческой работы, раскр...