Создание психологического климата в дошкольном образовательном учреждении как основы благополучия и здоровья детей
методическая разработка
Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой доброжелательности, раскрепощения, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфортные условия для творческой работы, раскрывает потенциальные возможности личности. При таком климате дети достигают высоких качественных результатов без жесткого контроля со стороны воспитателя. Каждый из детей при таком климате защищен, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Дети в группе выражают уверенность в себе, поскольку каждый чувствует себя принятым, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения. Поддерживать такую систему отношений воспитателю необходимо ежедневно.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Создание психологического климата в дошкольном образовательном учреждении как основы благополучия и здоровья детей».
Добрый день!
Я предлагаю вам побывать в гостях в нашем детском саду! Представьте, что вы все дети дошкольники, вас привели родители в сад и вас встречает воспитатель!
- Сегодня я рада видеть вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.
-Я рада видеть деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.
-Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок. Ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.
Хотелось, чтобы каждый воспитатель умел создавать в своей группе именно благоприятный климат, ну и, конечно, чтобы коллеги и родители в этом были помощниками.
Создание психологического климата в дошкольном образовательном учреждении является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми.
Что же такое психологический климат и как создает его наш коллектив.
Социально-психологический климат – обычно определяется как психологический настрой – в нем соединяются настроения членов группы, их переживания, волнения, отношения друг к другу и окружающим событиям.
Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой доброжелательности, раскрепощения, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфортные условия для творческой работы, раскрывает потенциальные возможности личности. При таком климате дети достигают высоких качественных результатов без жесткого контроля со стороны воспитателя. Каждый из детей при таком климате защищен, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Дети в группе выражают уверенность в себе, поскольку каждый чувствует себя принятым, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения. Поддерживать такую систему отношений воспитателю необходимо ежедневно.
Неблагоприятный психологический климат препятствует личностному развитию, создает у ребенка состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния. В отношениях друг к другу в такой группе преобладает индивидуализм, настороженность, постоянное состояние обороны, ожидание посягательства на личность, неуверенность и равнодушие. К деятельности, предлагаемой воспитателем, в такой группе приступают неохотно, присутствует апатия, члены группы предпочитают шаблонные решения в процессе выполнения, и, как правило, дети демонстрируют низкое качество работы.
К воспитателю отношение складывается как к администратору, являющемуся источником постоянной угрозы, отсюда – сопротивление и настороженность, сомнения в его праве принимать значимые решения. Ребенок в группе с неблагоприятным климатом испытывает неуверенность в своих силах, скован и зажат, нерешителен, закомплексован.
Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.
Атмосфера в группе детского сада определяется:
- Отношениями между воспитателем и детьми;
- Отношениями между самими детьми;
- Отношениями между воспитателями;
- Отношениями между воспитателями и родителями.
Наличие благоприятного климата в коллективе обеспечивает ребенку не только защищенность и психологический комфорт, но и возможность продуктивной, качественной работы и творчества. Поэтому важно выделить и использовать средства влияющие на климат и на создание творческой атмосферы:
- Материальные, бытовые условия (внешний вид помещения, его цветовое оформление, освещение, запах, фон (шумовой, музыкальный);
- Четкость организации деятельности;
- Направленность деятельности коллектива, единство требований, перспективы коллектива;
- Эстетика условий жизни;
- Стиль взаимоотношений, произведения материальной и духовной культуры;
Средства педагогического воздействия и взаимодействия с детьми:
- Особенности педагогической техники: мимика, пластика (жесты, позы), интонации.
- Владение воспитателем педагогической технологией как искусством взаимодействия с детьми;
Отечественные и зарубежные исследователи рекомендуют использовать специальный набор приемов:
- «позитивные настрои»;
- Психологические упражнения (игры) для обучения самоанализу;
- Игры – контакты;
- Изменение обстановки в помещении.
Средства влияния на психологический климат:
- Демонстрация доброжелательности;
- Знаки внимания;
- Дизайн;
- Интерьер;
- Разнообразные занимательные формы работы;
- Элементы природы;
- Речевые, пластические и мимические средства.
Самым важным критерием оценки психологического климата является самочувствие ребенка, поэтому реальное состояние климата в коллективе как в зеркале отражается.
Большое значение для поддержания психологического климата имеют традиции. Они устанавливают и закрепляют определенный порядок поведения и отношения, который поддерживается, сохраняется передается в рамках ДОУ, группы. Через традицию воспитатель оказывает опосредованное влияние на формирование идей, взглядов, вкусов, образа действий детей.
Какие же групповые традиции существуют у нас.
После общего приветствия выясняем, кто из детей отсутствует. Если ребенок болен, то звоним родителям, передаем пожелания быстрого выздоровления.
- Так же существует традиция подведения итогов дня. В конце дня дети совместно с воспитателем мысленно возвращаются к прожитому дню и складывают хорошие поступки в копилку добрых дел (у нас в одной из групп были кармашки, куда дети складывали заслуженные за день картинки.)
- Традиция преподнесения всем детям регулярных подарков в виде различных, привлекательных для них предметов - значки.
Еженедельные традиции:
- Когда соберутся все дети в понедельник, произносится коллективное приветствие. Например
Чтобы солнце нам сияло,
Чтобы горя мы не знали,
Все мы за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Проводится «Минутка радостных воспоминаний». Детям предлагается вспомнить радостные события, которые они пережили в выходные дни. Воспитатель делиться своими воспоминаниями о выходном.
- Традиция открытия предстоящей недели. Каждая новая неделя начинается «Утром радостных встреч».
Цель проведения:
-снятие эмоционального напряжения у детей при переходе от дней отдыха и пребывания в семье к обстановке детского сада;
-развитие эмоциональной сферы детей и взрослых, рефлексии, раскрытие потенциальных возможностей детей.
Технологические этапы:
- В пятницу, прощаясь с детьми, педагог делится своими планами на выходные дни, выражает радость по поводу того, что и дети родители проведут эти дни вместе. Воспитатель обращает внимание на то, что он будет скучать без них в выходные, и с радостью будет ждать встречи в понедельник.
- Музыкальная встреча детей:
- прослушивание нового музыкального произведения;
- разучивание нового хоровода.
6. Воспитатель рассказывает о том, что нового и интересного ожидает детей на этой неделе.
7. Завершается утро «Сюрпризным моментом» - встреча детей со сказочным героем;
- сценка из кукольного театра;
- встреча детей воспитателем, одетым в костюм какого-либо героя;
- получение посылки, которую приносит «необычный житель» группы.
Соблюдение традиций не является самоцелью в деятельности нашего ДОУ. Они уже вошли в жизнедеятельность нашего детского сада и позволяют:
- каждому ребенку почувствовать свою значимость и необходимость в детском коллективе;
- понять свою самоценность;
- обрести уверенность в том, что он любим сам по себе, его всегда рады видеть как воспитатели, так и дети.
В своей работе воспитатели используют игры для детей, способствующие снятию психоэмоционального напряжения; упражнения для саморегуляции эмоционального состояния педагогов.
Приглашаю вас зарядиться энергией и поправить свое эмоциональное состояние. Можно встать полукругом.
Например, «Возьми себя в руки», как только вы почувствовали, что забеспокоились, захотели кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхватите ладонями локти и сильно прижмите руки к груди- эта поза выдержанного человека!
«Комплименты», «Клубочек», «этюд «Танец морских волн».
Игра «Тух-тиби-дух».
Цель – снятие негативных эмоций и восстановление сил у детей.
Ход игры: «Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами». В этой игре заложено комичное действие. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.
С ребятами старшей и подготовительной к школе группы мы проводили игру-тест «Настроение», предлагаю вам тоже попробовать, возьмите в файлах листочек с кружочками и давайте немного поразукрашиваем свое настроение.
Вопросы:
1.Закрасьте первый кружок таким цветом, какого цвета ваше настроение, когда вы идете на работу.
2.Закрасьте второй кружок таким цветом, какого цвета ваше настроение, когда вы ведете занятие, урок.
3. Закрасьте третий кружок таким цветом, какого цвета ваше настроение, когда вы на перемене, перерыве.
4. Закрасьте четвертый кружок таким цветом, какого цвета ваше настроение, когда вы уходите домой.
5. Закрасьте пятый кружок таким цветом, какого цвета ваше настроение, когда вы ложишься спать.
- Обозначение цветов:
- Красный: возбужденное, восторженное отношение
- Оранжевый: радостное, приятное
- Желтый: теплое, доброжелательное
- Зеленый: спокойное
- Синий: грустное, неудовлетворительное
- Коричневый: тревожное
- Черный: печаль, уныние.
У ребят были немного другие первых три вопроса: цвет настроения, когда идешь в сад; когда ты занимаешься рисованием; когда ты играешь.
Упражнение «Настроение» (для педагогов)
Цель: стабилизация эмоционального состояния педагогов с плохим настроением.
Оборудование: листы бумаги, наборы цветных карандашей на каждого участника.
Возьмите листочек бумаги и цветные карандаши. Перед вами чистый лист бумаги. Нарисуйте абстрактный сюжет — линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Представьте, что вы переносите свое беспокойство и тревогу на бумагу, стараясь «выплеснуть» его полностью, до конца. Рисуйте до тех пор, пока не заполнится все пространство листа, и вы не почувствуете успокоение. Ваше время сейчас не ограничено: рисуете столько, сколько вам нужно.
Затем переверните лист и напишите несколько слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы ваши слова возникали свободно, без специального контроля с вашей стороны.
После того как вы нарисовали свое настроение и переложили его в слова, с удовольствием, эмоционально разорвите листок и бросьте его в урну. Все! Теперь вы избавились от своего напряженного состояния! Ваше напряжение перешло в рисунок и уже исчезло, как исчез этот неприятный для вас рисунок.
Одним из эффективных средств создания психологического климата является музыка, которая подбирается специально для различных видов деятельности.
Для лиц с «сильной» и «слабой» нервной системой влияние приятной и неприятной музыки оказывается одинаковым: приятная – улучшает, неприятная – ухудшает деятельность.
При утомлении и нервном истощении. «Полонез» Огинского
При угнетенном меланхолическом настроении «Аве Мария» Шуберта.
При выраженной раздражимости «Сентиментальный вальс» Чайковского.
При снижении сосредоточенности внимания «Времена года»
П. Чайковского.
Расслабляющее действие романс Шостаковича.
Тонизирующее воздействие. «Шербурские зонтики» Леграна.
Но это то, что советуют психологи!
А музыка у каждого своя, свои предпочтения и вряд ли мы с вами слушаем или любим одну и ту же музыку. Но вот совсем недавно я открыла для себя музыку Светланы Сургановой и ее оркестра!
Будьте всегда в хорошем настроении, слушайте любимую музыку и просто радуйтесь жизни! Желаю, чтобы психологический климат или атмосфера в вашем коллективе, вашей семье была только положительная!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Современное дошкольное образовательное учреждение как пространство заботы о здоровье детей
Выступление на форуме "Детские салы - детям"...
Проблема здорового образа жизни педагогов дошкольного образовательного учреждение и влияние его на здоровье детей
Реализация важнейших положений концепций, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых эффективных здоровьесберегающих технологий, которые используются в современных до...
Семинар-практикум: «Создание психологического климата в дошкольном образовательном учреждении как основы благополучия и здоровья детей».
Семинар направлен на повышение психолого-педагогической компетентности в области создания психологического климата в ДОУ....
Система работы дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес ...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.
В краткой презентации "Основные направления работы дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО" представлена характеристика основно...
Центр оказания при дошкольном образовательном учреждении диагностической, консультативной и коррекционной помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, не посещающим образовательное учреждение - «Росток».
Реализация проекта позволяет осуществлять реальную помощь детям со сложными дефектами развития и их семьям в условиях дошкольного образовательного учреждения....
Современное дошкольное образовательное учреждение как пространство заботы о здоровье детей
В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку - к уровню его развития. Большинству людей нет необходимости доказывать, что успешный ребён...