« ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ».
материал по теме

 В "опыте работы" раскрыта актуальность возрождения семейного физического воспитания через совместную работу детского сада и семьи. Раскрыты направления этой работы, а именно:

- работа с педагогами ДОУ,работа с родителями, работа с детьми.

 Перечислены формы и методы работы с семьями воспитанников. Помещены результаты диагностики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx30.96 КБ

Предварительный просмотр:

   Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка-дошкольника. В частности, в условиях системного рассогласования отношений человека с внешней природной средой необходим пересмотр педагогических путей и условий валеологического воспитания детей. В силу этого возникает потребность в создании гибких социально-педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях государственных воспитательно-образовательных учреждений.

 Не секрет, что благоприятные условия развития, воспитания детей дошкольного возраста могут быть реализованы лишь при условиях тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи. Совместная деятельность педагогов дошкольного учреждения и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формирование здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности.

 Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. И хотя широкое распространение совместных средств массовой информации способствует повышению санитарно – гигиенических  знаний населения, но, к сожалению, не всегда меняет поведение людей.

 Важным элементом  семейного воспитания является физическое воспитание, так как оно способствует полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению семейного микроклимата.

 Поэтому, перед педагогическим коллективом ДОУ встала задача возрождения традиций семейного физического воспитания воспитания.

 

Работа по данной проблеме велась по 3 направлениям:

- работа с педагогами детского сада, целью которой было ознакомиться с существующими  здоровьесберегающими технологиями, изучить опыт работы других детских садов.

- работа с родителями по пропаганде семейного физического воспитания,

поддержка их по приобщению детей к ЗОЖ;

- работа с детьми по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни, создании условий для приобщения детей к ЗОЖ через организацию предметно – развивающей среды, использование ресурсов социокультурной среды.

 

 Кроме этого нами были определенны пути решения задач по формированию представлений, а впоследствии и навыка детей вести ЗОЖ, которому  способствует предметно-развивающая среда в детском саду. Именно микро и макро среда, в которой живет и действует малыш, в значительной степени способствует его физическому и социокультурному развитию. В детском саду отдельно выделены и функционируют дополнительные помещения:

- физкультурный зал;

- бассейн;

-медицинский блок (который состоит из: процедурный кабинет, изолятор, медицинский кабинет)»

- уголки двигательной активности в группах.

 Для повышения профессиональной компетентности педагогов по формированию у детей здорового образа жизни и возрождению семейного физического воспитания, мною были составлены и проведены с педагогами консультации, круглые столы, семинары – практикумы, педсовет. Вместе с педагогами мы искали более эффективные и значимые формы работы с семьями наших воспитанников, активно включали их в педагогический процесс нашего ДОУ: участие в досугах, спортивных праздниках, НОД…

Совместно с творческой группой детского сада были составлены интересные сценарии досугов, праздников, НОД и т.д. Своими наработками мы делились с коллегами на городских методических объединениях.

 Перед тем, как определить направления работы с родителями, мы провели среди них анкетирование по вопросу укрепления здоровья наших воспитанников в семьях, и отношение родителей к семейному физическому воспитанию. Родителям было предложено ответить на вопросы следующих анкет: « Как мы укрепляем здоровье в семье» и « Формы и виды физической активности родителей».

Выводы.

Обобщая результаты проведенного исследования, мы отметили, что родители наших воспитанников уделяют достаточно внимания укреплению здоровья своих детей.

-на первом месте стоит соблюдение санитарно – гигиенических норм (94,6%);

- на втором месте – пешие прогулки с детьми на свежем воздухе (92,8%);

-на третьем месте – организация правильного питания -88,8%;

- одному из главных мероприятий по укреплению здоровья детей – закаливанию – 18,6%.

Если обобщить результаты проведенного исследования по второй анкете, мы отметили низкий уровень родительского примера в приобщении детей к здоровому образу жизни. Мнение родителей о ценности ориентации относительно значимости здорового образа жизни и семейного физического воспитания не реализуются ими в повседневной жизни.

13,7% родителей занимаются утренней гимнастикой;

10,5% - оздоровительным бегом;

5,5 – занимаются в оздоровительных группах, секциях;

7% - закаливанием.

А ведь здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от микросоциума, который его окружает. И это обстоятельство должно налагать на родителей большую ответственность.

 Проведенное исследование по проблеме семейного физического воспитания и здорового образа жизни помогло нам определить пути и формы работы с родителями по данной проблеме.

1.Аналитические формы и методы:

  • анкетирование;
  • мониторинг;
  • тестирование.

Выявляются запросы и интересы родителей, которые формируются в процессе анкетирования,  выявляются знания родителей о здоровье детей, которые позволяют корректировать работу в течение года.
Мониторинг позволяющий отследить эффективность или не эффективность работы, проводится в мае. Тестирование помогает сделать родителям определенные выводы относительно проблем воспитания детей и дополнить представления о них как о родителях
2.Информационные формы и методы:

  • оформление фотовитрин – 1 раз в 2 месяца;
  • папок – передвижек – 1 раз в месяц;
  • проведение презентаций – 1 раз в месяц;
  • составление памяток - буклетов  для родителей – 1 раз в месяц;
  • показ видеоролика.

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация по теме здоровьесбережение детей, где родители получают консультации высококвалифицированных специалистов: воспитателя, учителя – логопеда, медицинских работников, инструктора по физической культуре.

3.Образовательные формы и методы:

  • беседы;
  • семинары-практикумы – 1 раз в месяц;
  • вечера вопросов и ответов;
  • групповые и индивидуальные методические рекомендации – 1 раз в месяц;
  • спортивные и физкультурные праздники и развлечения – 1 раз в 2 месяца;
  • творческие конкурсы и выставки.

Каждый месяц был объединен одной темой: сентябрь – здоровье, зож; октябрь – витамины и минералы; ноябрь- закаливание; декабрь – дыхательная гимнастика; январь – зимние забавы; февраль – профилактика и коррекция плоскостопия; март – профилактика и коррекция искривления осанки; апрель – профилактика и коррекция нарушений зрения; май – движение – основа жизни.

 Принципы выбора таких форм и тем работы с родителями:

  1. Принцип активности (выбранные формы требуют объединения усилий и совместных действий);
  2. Принцип значимости (выбранные формы актуальны и принимаемы);
  3. Принцип оптимальности (следование желаниям родителей).

     

В результате проведенной такой работы с родителями можно сделать выводы:

1.Состояние здоровья детей по результатам профилактических медицинских осмотров, наблюдений медицинского персонала и врача изменилось в хорошую сторону:

— сократилось количество пропущенных дней по причине болезни одним ребенком;

- сократилось количество заболеваемости;

- изменения в группах здоровья, патологии развития.

Количество случаев заболевания.

                              ( с сентября 2012 по май 2014  года).

               Заболевания

        ясли

        сад

2012 - 2913

2013 -2014

2012-2013

2013-2014

ОРВИ

68

55

209

192

Отит        

3

-

6

1

Бронхи + Ангина

1

-

1

-

Острая кишечная инфекция

-

-

-

-

Ветрянка

1

1

20

18

Скарлатина        

-

-

1

-

               ИТОГО:        

              73

          237

                   Заболеваемость на 1000 детей.

             (с сентября 2012 по май 2014 года).

                   

Года

2012 - 2013

2013 - 2014

Ясли

2433

1976

Сад

975

883

             Количество дней, пропущенных одним ребенком по

                 болезни.

                     (с сентября 2012 по май 2014 года).

Года

2012 - 2013

2013 - 2014

Ясли

15

12

Сад

5,7

4,8

                                     Группы здоровья

Группы здоровья

2012 - 2013

  2013 - 2014

1

45

50

2

201

205

3

26

18

4

1

-

                                 

2. Отношение детей и родителей к здоровому образу жизни поменялось  (появился интерес и к совместным спортивным соревнованиям, праздникам; родителей и детей в ДОУ, дети и родители рассказывают и приносят фотографии, о том как они занимаются с детьми дома, как проводят выходные на природе, лыжной базе, катке, спортивных площадках возле дома и т.д.. 

3.Вырос показатель удовлетворенности родителей совместной работой по сохранению здоровья детей ( видно из книги отзывов и предложений).

 Роль детского сада в формировании педагогической культуры семьи является главной, поскольку детский сад – первое звено системы общественного воспитания, с которым вступает в контакт родители. Они вправе ожидать от педагогов всесторонней педагогической помощи. Значит, надо приложить все усилия, чтобы педагогическая пропаганда была убедительна, интересна, содержательна. Главное условие, которое  должно выполняться при реализации этого плана – это системность и последовательность.

Формы работы с семьями воспитанников.

- Оформление в групповых родительских уголках, на стенде «Со спортом мы дружны» советы, рекомендации по формированию у детей здорового образа жизни, папки – передвижки.

- «Дни открытых дверей» с организацией открытых НОД с участием

родителей: « Путешествие в лес»,« К нам игрушки пришли», « Дает силы нам всегда витаминная еда».

- Участие в родительских собраниях,  круглых столах.

-Участие в спортивных праздниках, развлечениях: « Веселая ярмарка», « Папа, мама, я – дружная спортивная семья», « Зимняя Олимпиада», « В гостях у светофора».

- «Дни здоровья»;

- Участие родителей в туристических походах (в осенний, весенне-летний периоды)

-Привлечение родителей к участию в природоохранных и

здоровьесберегающих акциях.

- Круглые столы по обмену опытом семейного физического воспитания;

- Совместные выпуски экранов здоровья « В здоровом теле – здоровый дух».

- Консультации для родителей: « Формы и виды закаливания детей», «Активный отдых как средство здорового образа жизни», « Вкусная и здоровая пища».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ»

         Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации, из уст педагогов, медиков, родителей, вопросы, связанные с проблемами здоровья детей - подрастающего по...

Консультация для педагогов: «Формирование здорового образа жизни у детей через совместную работу детского сада и семьи»

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело н...

Семинар – практикум «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях детского сада и семьи»

Цель: учить воспитателей ДОУ формировать у детей дошкольного возраста потребность в здоровом образе жизни"...

Семинар-практикум для педагогов "Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях детского сада и семьи"

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, формируются необходимые привычки, приобретаются физические качества, без которых невозможен здоровый образ жизни....

Консультация для педагогов «Формирование здорового образа жизни у детей через совместную работу детского сада и семьи»

Не секрет, что благоприятные условия развития, воспитания детей дошкольного возраста могут быть реализованы лишь при условиях тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского с...