«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ»
статья (старшая группа) на тему

Алексанян Азнив Мамиконовна

           Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации, из уст педагогов, медиков, родителей, вопросы, связанные с проблемами здоровья детей - подрастающего поколения нашей страны. Этот вопрос актуален не только для жителей России, жителей стран ближнего зарубежья, а для всех жителей планеты. В эпоху компьютерных технологий, изобретения все новых машин, освобождающих человека от бытовых проблем, наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации.

            Федеральный Государственный Образовательный Стандарт выдвигает нам новые требования, в которых родители становятся полноценными участниками педагогического процесса.

            Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в работах И.И. Брехмана, Э.Н. Вайнера, Л. Волошиной, М.П. Дорошкевич, Г.К. Зайцева, Т.С. Казаковцевой, Н.В. Тверской и др. Однако методы и формы  работы ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни детей почти не рассматриваются в литературе.

            По словам Б.Н.Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того чтобы сохранить здоровье ребенка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. 

            Таким образом, с ранних лет сформированная определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни, знания, умения и навыки, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ»

           Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации, из уст педагогов, медиков, родителей, вопросы, связанные с проблемами здоровья детей - подрастающего поколения нашей страны. Этот вопрос актуален не только для жителей России, жителей стран ближнего зарубежья, а для всех жителей планеты. В эпоху компьютерных технологий, изобретения все новых машин, освобождающих человека от бытовых проблем, наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации.

            Федеральный Государственный Образовательный Стандарт выдвигает нам новые требования, в которых родители становятся полноценными участниками педагогического процесса.

Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в работах И.И. Брехмана, Э.Н. Вайнера, Л. Волошиной, М.П. Дорошкевич, Г.К. Зайцева, Т.С. Казаковцевой, Н.В. Тверской и др. Однако методы и формы  работы ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни детей почти не рассматриваются в литературе.

По словам Б.Н.Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того чтобы сохранить здоровье ребенка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни.

Таким образом, с ранних лет сформированная определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни, знания, умения и навыки, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Поэтому проблема поиска востребованных форм и методов работы дошкольной образовательной организации с родителями по формированию здорового образа жизни дошкольников является очень актуальной.

Целью исследования является апробация методов и форм работы дошкольной образовательной организации с родителями по формированию здорового образа жизни детей.

База исследования: Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение комбинированного вида, детский сад № 3, г. Кропоткин. Старшая группа – дети 5 – 6 лет.

Именно детский сад является местом педагогического просвещения родителей. Этот детский сад активно работает в данном направлении, старается воспитывать в каждом ребенке положительное отношение к здоровому образу жизни. Для этого, совместно с воспитателем, нами было составлено планирование на год, в котором мы использовали разнообразные формы работы с родителями по приобщению детей к здоровому образу жизни, которые затем мы проводили в течении года.

Так как не все родители готовы активно взаимодействовать с ДОУ по приобщению дошкольников к ЗОЖ, изначально мы провели анкетирование, в ходе которого нам удалось выяснить, насколько родители заинтересованы и просвещены в данном вопросе.

Анкетирование родителей, в котором приняло участие 10 человек.

Анкетирование показало, что состояние здоровья своего ребенка как хорошее оценивают  только 60 % родителей, 20 % оценивают его как нормальное; 20 % - как плохое.

Состояние здоровья своего ребенка проверяют раз в месяц – 0 %; раз в полгода - 30 %; раз в год - 70 %; никто не считает, что в этом нет необходимости.

Физкультурой и спортом постоянно занимаются 20 % родителей; часто - 30 %; очень редко - 30 %; не занимаются - 20 %.

Занимается физкультурой и спортом постоянно 20 % детей; часто - 20 %; очень редко- 40 %; не занимаются - 20 %.

Считают недопустимым употребление спиртных напитков - 0; возможным умеренное употребление во время праздников - 70 % считают это недопустимым в присутствии ребёнка - 30 %.

Курение считают вредной привычкой все родители; 30 % из них считают, что недопустимо курить в присутствии ребёнка.

Свое питание считают рациональным только 20 % родителей, 70 % - считают нерациональным; 10 % затрудняются ответить.

Питание своего ребенка считают рациональным 60 % родителей; 30 - считают нерациональным; 10 % затрудняются ответить.

Для ребенка предпочитают отдых на море 30 % родителей; дома - 20 %; в санатории - 10 %; в деревне - 40 %.

Знают, что значит вести здоровый образ жизни, 70 % родителей; нет - 20 %; затрудняются ответить - 10 %.

Знания о здоровом образе жизни родители получают из специальных книг по воспитанию дошкольников - 10 %; из средств информации 90 %.

Здоровый образ жизни своим детям прививают только 60 % родителей. Они делают это с помощью бесед, личным примером, совместно.

Таким образом, исследование показало, что работа по формированию здорового образа жизни у детей ведётся чуть больше, чем в половине семей. Многие дети не занимаются спортом, неправильно питаются, наблюдают, как родители курят и употребляют спиртные напитки, ведут неподвижный и не здоровый образ жизни.

Затем, нами был использован опросник для детей. В нем приняли участие 20 детей.

Цель: изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни, особенности знаний детей о здоровье человека. Дошкольникам были предложены следующие вопросы:

- Скажи, пожалуйста, как ты понимаешь выражение «здоровый человек? Кого мы называем здоровым?

- Как, по-твоему, быть здоровым - это хорошо или плохо? Почему?

- А ты заботишься о своем здоровье? Расскажи, пожалуйста, как ты это делаешь?

- Какие советы ты мне дашь, чтобы не заболеть?

- Кого в вашей семье можно назвать здоровым? Почему ты так думаешь?

- Что такое вредные привычки и есть ли они у тебя? Какие вредные привычки есть в вашей семье?

- Какие полезные привычки ты знаешь? Какие есть у тебя?

Результаты опросника приведены в диаграмме:        

Таким образом, был сделан вывод, что у дошкольников данной группы и возраста в основном преобладает средний и низкий уровень представлений о культуре здорового образа жизни.

Наша деятельность с родителями по формированию ЗОЖ у детей осуществлялась в соответствии с программой дошкольной образовательной организации, а так же рабочей программой воспитателя.

Мы подключили к участию по формированию здорового образа жизни детей родителей, принявших участие в анкетировании.

В работе с родителями реализовывалось комплексное применение традиционных и нетрадиционных форм непосредственного и дистанционного взаимодействия. Были использованы различные формы и  методы работы с родителями с дополнительной целью - повышения их личной заинтересованности в формировании ЗОЖ детей, независимо от уровня их заинтересованности и готовности к взаимодействию с дошкольной образовательной организацией по данному вопросу.

Мы провели с родителями следующие мероприятия, направленные на формирование ЗОЖ у дошкольников и повышение уровня заинтересованности родителей в данном вопросе:

- Родительское собрание на тему: «Здоровый образ жизни».

Цель: Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья детей.

- Консультация на тему: «Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка».

- Педагогическая беседа на тему:  «Значение режима дня в жизни дошкольника».

-  Информационный стенд (в кратком и красочно оформленном виде родителям предлагались рекомендации по формированию ЗОЖ у дошкольников)

-  Стенгазета «Мама, папа, я - спортивная семья». В газете в шутливой и серьезной форме, в и прозе была представлена основная информация об одном из важнейших направлений формирования здорового образа жизни ребенка - активном образе жизни его семьи.

- Заседание клуба «Семейного досуга». Здесь родители с удовольствием приняли участие,  поделились друг с другом своим опытом в организации семейного досуга.

- День открытых дверей. Родители познакомились с оздоровительными ресурсами ДОУ и оздоровительными мероприятиями, в которых ежедневно принимают участие их дети.

-  Спортивный праздник ко «Дню здоровья».

Цель праздника: создать условия для творческого, совместного сотрудничества детей, родителей и сотрудников детского сада.

После проведения различных форм работы с родителями по приобщению дошкольников к ЗОЖ была проведена повторная диагностика.

Результаты повторного анкетирования родителей:

Родители начали проявлять больший интерес к проблеме формирования здорового образа жизни своих детей. Их стали интересовать проблемы физического воспитания, профилактики заболеваний, оздоровления ребенка, его психофизиологического развития, вопросы приобщения детей к культурным ценностям. Показатель количества заинтересованных в решении данных вопросов родителей на сегодняшний день достиг 60%.

Отношение к педагогической литературе в целом осталось прежним. Однако периодические издания по вопросам воспитания детей начали читать 80% родителей. Из них регулярно - 10%.

Интерес к совместной работе с детьми вырос на 40% и в настоящее время проявляется уже у 60% родителей.

Родители стали вести активный образ жизни, подавая пример детям.

В ходе проведенной работы по использованию выбранных методов работы педагога ДОУ с семьей выяснилось, что использование данных методов и форм работы с семьей повышает активность родителей в совместной с педагогом деятельности по формированию здорового образа жизни детей.

Повысился не только формальный уровень посещения родителями мероприятий, проводимых в традиционной форме (родительских собраний, педагогических бесед и т.д.), но и заметно возросла их готовность к применению полученных знаний. В частности к выполнению требований педагога, способствующих оздоровлению детей и поддержанию режимных моментов дошкольной образовательной организации.

Родители стали более активными участниками жизни группы и дошкольной образовательной организации. Они действительно стали единомышленниками и партнерами в деле формирования и развития здорового образа жизни детей.

Таким образом, представляется возможным утверждать, что работа дошкольной образовательной организации с родителями по формированию здорового образа жизни дошкольников была эффективной, так как:

- она была построена на основе сотрудничества, а методы работы с родителями способствовали их личной заинтересованности в её результатах, что подтверждает гипотезу исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ».

В "опыте работы" раскрыта актуальность возрождения семейного физического воспитания через совместную работу детского сада и семьи. Раскрыты направления этой работы, а именно:- работа с педагогам...

Сотрудничество семьи и детского сада в приобщении детей к здоровому образу жизни

В современном мире одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, является задача сохранения и укрепления здоровья детей  в процессе воспитания и обучения....

Семинар – практикум «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях детского сада и семьи»

Цель: учить воспитателей ДОУ формировать у детей дошкольного возраста потребность в здоровом образе жизни"...

Материал из опыта работы "Сотрудничество семьи и детского сада в приобщении детей к здоровому образу жизни через проектную деятельность".

Представлен материал о внедрении в практику работы с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями такой формы обучения как эколого-оздоровительные походы....

Взаимодействие детского сада и семьи в приобщении детей к здоровому образу жизни

Одной из задач педагогического персонала детского сада и родителей является приобщение детей к здоровому образу жизни, т.е. формирование разумного отношения к своему организму,  ве...

Семинар-практикум для педагогов "Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях детского сада и семьи"

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, формируются необходимые привычки, приобретаются физические качества, без которых невозможен здоровый образ жизни....